Человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

В научной литературе понятие человеческого капитала (Human Capital) появилось в публикациях второй половины XX века в работах американских ученых-экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера. За создание основ теории человеческого капитала им были присуждены Нобелевские премии по экономике — Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г.
Существенный вклад в создание теории человеческого капитала вложил и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике за 1971 г.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты проблемы теории человеческого капитала
Развитие теории человеческого капитала в трудах отечественных и зарубежных ученых
Место человеческого капитала в системе экономических категорий
2. Социально-экономическое содержание понятия «человеческий капитал»
Взаимосвязь понятий человеческого, интеллектуального капитала, рабочей силы, знаний и информации
Структура экономической категории человеческого капитала
Социальная составляющая категории человеческого капитала
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Человеческий капитал.docx

— 51.24 Кб (Скачать документ)

Структурировать представление о человеческом капитале нам позволит понятие компетенции.

Компетенция – это комплекс знаний, навыком, умений, базовых качеств сотрудника необходимых ему для осуществления конкретной задачи (функции).

Принимая во внимание, что любая должность подразумевает в себе реализацию нескольких ключевых функций, мы можем говорить о том, что любой сотрудник должен обладать определенным комплексом компетенций, что позволит ему вносить свой эффективный вклад в реализацию бизнес-процесса компании.

Структура экономической категории человеческого капитала

Классификация человеческого капитала осуществляется по разным критериям:

1. По степени ограниченности  применения человеческого капитала  подразделяется на:

• общий;

• специальный;

2. По элементам затрат:

• капитал образования;

• капитал здоровья;

• информационный капитал;

3. По формам воплощения  человеческого капитала:

• не овеществленный;

• овеществленный;

• институциональный;

4. по степени воздействия  на экономические процессы:

• потребительский;

• производительный.

На формирование, сохранение и использование человеческого капитала воздействует ряд факторов:

1. Биологический – совокупность физических качеств, врожденных особенностей и способностей человека (пол, рост, вес индивида), которые он может использовать в хозяйственной деятельности.

Главная особенность данного фактора заключается в том, что возможности каким-либо образом воздействовать на них или практически исключены или сопряжены со значительными моральными и материальными затратами

2. Фактор здоровья –  совокупность признаков, свидетельствующих  о физическом и психическом  состоянии человека, его способности  к участию в производственном  процессе. Он обеспечивает продление, увеличение продолжительности трудоспособного  периода индивида, непосредственно  воздействует и на текущую  отдачу человеческого капитала, и на срок его полной амортизации.

Отличительная особенность данного фактора – возможность систематического поддержания и улучшения здоровья.

3. Социальный фактор –  совокупность свойств, присущих  человеку как субъекту социальных  отношений (раса, национальность, страна  происхождения, принадлежность к  определенной социальной группе). Важную роль здесь играет система  образования, а также уровень  развития системы услуг.

4. Экономический фактор:

• Рынок труда (спрос и предложение на рынке труда, сегментация рынка).

• Система заработной платы.

• Мобильность рабочей силы.

Человеческий капитал, являясь сложной экономической категорией, характеризуется как качественной, так и количественной определенностью. Многие экономисты в разные периоды времени разрабатывали методы оценки человеческого капитала и вводили соответствующие понятия (ценность человека, стоимость труда, стоимость рабочей силы, стоимость человеческого капитала, стоимость жизни, стоимость образовательного фонда и т.п.).

При определении величины человеческого капитала используются натуральные (временные) и стоимостные методы измерения человеческого капитала. Временные методы предполагают оценку человеческого капитала в человеко-годах обучения (чем выше уровень образования, тем большим объемом человеческого капитала обладает индивид).

Как показывают расчеты, в 1969 г. в США средний пожизненный доход мужчин с высшим образованием превосходил пожизненный доход мужчин со средним образованием примерно на 210 тыс. долл. В том же 1969 г. стоимость четырех лет пребывания в колледже равнялась в среднем 5,2 тыс. долл.

Следовательно, разница в пожизненных доходах примерно в 40 раз или почти на 205 тыс. долл. превышала прямые издержки обучения в высшем учебном заведении.

Западные экономисты признают, что создание человеческого капитала (например, процесс обучения) требует активных трудовых усилий от «инвестора»: Студенты учатся, что представляет собой работу…Студенты не наслаждаются досугом во время учебы, они не заняты целиком потребительской деятельностью.

Человеческий капитал (т.е. запас знаний и способностей, накопленных работником) может реализоваться только в труде своего обладателя. Напротив, возрастание стоимости капитала не требует от собственника каких-либо затрат труда с его стороны.

Но, отличаясь по своему политэкономическому содержанию, формирование физического капитала и формирование человеческого капитала (рабочей силы) имеют определенное технико-экономическое сходство: и то, и другое требует отвлечения значительных средств в ущерб текущему потреблению, от обоих

зависит уровень развития экономики в будущем, оба типа вложений дают длительный по своему характеру производительный эффект.

Что же тогда означает выдвижение понятия “человеческий капитал”? Не более чем осознание того факта, что навыки и способности людей могут быть запасом, то есть могут быть накапливаемы. Таким образом, западная политэкономия вновь открыла для себя то, что было известно еще Адаму Смиту и Давиду Рикардо и что отмечал Карл Маркс. «Воспроизводство рабочего класса, — писал он, — включает в себя накопление его искусства, передаваемого из поколения в поколение». Более того, К. Маркс подчеркивал, что с точки зрения непосредственного процесса производства развитие человеческих способностей «можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек».11

Социальная составляющая категории человеческого капитала

Развитие России упирается в проблему «человеческого капитала».

Главное богатство России, как известно, природные ресурсы и люди. С природными ресурсами все более или менее ясно: нефть, газ, даже какой-нибудь калий — сегодня все это идет в дело, все приносит доход, рост капитализации, налоги и все такое прочее.

С людьми сложнее. По многим показателям население России — уникальный ресурс. Уровень грамотности у нас — самый высокий в мире. Уровень охвата среднего образования — самый высокий в мире. Образование выше среднего имеют около 85% населения (а если смотреть на показатели среди экономически активного населения, младше 60 лет, тут картина и вовсе уникальная — почти 95%). Для сравнения: данный показатель в Германии — стране с самым высоким уровнем образования в ЕС — 78%, в Великобритании — 76%, в Испании и вовсе заметно меньше — 50%. Средний уровень квалификации

рабочих и специалистов — один из самых высоких в мире. Причем, в том числе и в тех сегментах экономики, которые принято называть постиндустриальными.

Но это одна сторона медали. Другая — уровень смертности, самый высокий в Европе, да и не только в Европе. Если смотреть показатель смертности в трудоспособном возрасте, то мы находимся на уровне, сопоставимом разве что с африканскими странами. Уровень травматизма на производстве — опять же самый высокий в Европе. И это не просто общие цифры — за ними стоит весьма печальная, а часто и весьма трагическая конкретика.

Постоянно страну сотрясают катастрофы, уносящие жизни сотен людей. Трагедии, конечно, случаются везде, однако даже беглое знакомство с обстоятельствами происшествий не позволяет списать все только на волю случая. Когда читаешь о том, что курение в шахтах, заполненных метаном, для шахтеров дело обычное; когда слушаешь объяснения летчика разбившегося самолёта о том, что один из ключевых приборов давно «барахлил», — размышления о человеческом капитале обретают новое измерение. Дом престарелых в отдаленной станице Краснодарского края, где, как оказалось, нет пожарной команды, и элитный ночной клуб в центре Москвы, где, вопреки всем правилам, постоянно проводили огненные шоу, — два полюса нашей жизни. Однако как бы ни были далеки друг от друга эти полюса, людей на них объединяет редкое пренебрежение элементарными нормами безопасности, ставшее причиной страшных трагедий.

Впрочем, дело не только в трагедиях. Крупная российская трубная компания установила у себя новую немецкую линию, которая должна была обеспечить качество труб, соответствующее мировым требованиям. Потраченные на ее установку деньги должны были окупиться за счет резкого снижения брака (характеристики линии предусматривали не более 1% брака). Однако линия запустилась, а брак оказался на уровне 20%. Немецкие специалисты месяц разбирались в причинах такого сбоя и в итоге их обнаружили. Оказалось, что на одной из промежуточных стадий, где по норме необходимо сделать восемь замеров, измеритель делал всего два. Причем когда началось разбирательство, он искренне недоумевал, в чем его обвиняют, — «зачем восемь, когда двух достаточно». Подобные примеры можно приводить и дальше. Но и так понятно, что странное словосочетание «человеческий капитал» действительно нечто важное для развития страны.

Непонятно другое — как решать эту проблему. Даже ясно сформулировать контуры проблемы пока не получается.

Реализация нацпроектов вывела именно на проблему человеческого капитала. О чем прямо и сказал Дмитрий Медведев, выступая перед началом круглого стола «Человеческий капитал в стратегии национального развития».

Развитие «человеческого капитала» предполагает социальную политику, где человек выступает не в качестве пассива, а как актив, в который необходимо вкладывать деньги.

За круглым столом говорилось о кризисе вузовского образования, в том числе и о слишком большом количестве вузов, кто-то говорил — о неадекватности нашей статистики (директор Института этнологии и антропологии Валерий Тишков), кто-то — о деградации интеллектуального капитала (директор Института экономики РАН Руслан Гринберг), кто-то — о том, что одна только материальная сфера не может способствовать развитию нации и нужно больше идей (главный редактор «Московских новостей» Виталий Третьяков). Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин очень точно указал на то, что «в состав человеческого капитала входит так называемый социальный капитал, то есть определенная система социальных взаимодействий». Все это и многое другое действительно значимо, актуально и имеет непосредственное отношение к проблеме. Состав выступающих предопределил то, что речь, прежде всего, шла о «верхних значениях» человеческого капитала, то есть говорили в первую очередь о высоких технологиях и «людях с ноутбуками». Так что Медведеву пришлось даже напомнить собравшимся, что «не все будут сидеть за ноутбуками и, выстукивая всякого рода коды доступа, вводить соответствующие позиции, передвигая деньги с одного континента на другой. Кто-то будет все-таки овощи выращивать.

И это тоже важное применение человеческого капитала». Впрочем, если говорить только о «высоких значениях», то и здесь тоже никаких системных предложений сделано не было. По сути дела, не экспертное сообщество предлагало власти пути решения проблемы, а власть сообщила экспертному сообществу о наличии проблемы и своем интересе к ней.

Обсуждение темы потенциала человеческой личности как главного фактора экономического и социального развития общества и государства, практически обходят вниманием тему демографии. Господствует мнение, что убыль населения в России — естественный процесс, на который нельзя, да и не нужно пытаться влиять.

Действительно, практически во всех странах Европы в последние годы наблюдается отрицательный прирост населения, что, однако, отнюдь не означает, что европейские правительства не озабочены этой проблемой и не пытаются ее решить. Более того, в разных странах с разной эффективностью реализуются программы, как стимулирующие рождаемость (наибольшего успеха здесь достигли Ирландия и Швеция), так и по сокращению смертности. В частности, программа по сокращению смертности от ДТП привела за 2 года к 30% сокращению смертельных случаев на автодорогах.

Следует признать, что ситуация в демографической области для России складывалась неблагополучно еще во времена СССР, но с начала 90-х годов можно говорить уже о глубоком демографическом кризисе, а, по мнению некоторых экспертов, даже о демографической катастрофе. С начала 90-х годов население России устойчиво сокращалось на 700-800 тыс. человек в год.

При этом даже миграция, которая имела значительные масштабы в первой половине 90-х годов, не компенсировала этой тенденции.

Таким образом, к 2011 году стало окончательно очевидно, что если существующая тенденция депопуляции сохраниться, то (по разным оценкам) она приведет к тому, что к 2025 году на территории нынешней России будет проживать от 100 до 125 млн. человек, а к 2050 году — менее 70 млн. человек.

Трудно оценить экономический ущерб от демографической проблемы. Мало известно, например, об экономических потерях России от депопуляции. Трудно, если вообще возможно, оценить жизнь отдельного гражданина, которая, по сути, бесценна. Однако есть различные методики, необходимость которых вызвана страхованием жизни и здоровья. Так, например, по оценке Минтраспорта США, жизнь одного гражданина «стоит» 3 млн. долл. Это означает, что сокращение граждан на 700 000 человек ведет к ежегодным экономическим потерям России порядка 2000 млрд. долл. США, т.е. величине, приблизительно равной ВВП страны в 2006 году. Понятно, что эти рассуждения умозрительны, но, тем не менее, они способны проиллюстрировать масштабы экономических потерь страны.13

В 2004 году эксперты ООН подчеркивали, что Россия остро нуждается именно в «физических» людях, в населении, и, хотя рост производства и использования знаний может до некоторой степени смягчить последствия неблагоприятной демографической динамики, снять все проблемы, порождаемые абсолютным демографическим дефицитом, он не может.

Приведем лишь некоторые количественные показатели демографической ситуации в России на 2010 год: 
Прирост числа жителей России наблюдается впервые с 1994 г. (за 2008 г. численность населения сократилась на 104,9 тыс. человек, или на 0,07%) и сложился как за счет существенно уменьшившейся естественной убыли, так и в результате увеличившегося миграционного прироста. За 6 месяцев 2010 г. численность населения России уменьшилась на 52,3 тыс. человек или на 0,04% (в январе-июне 2009 г. сокращение числа россиян составляло 50,6 тыс. человек или 0,04%).

Вклад миграционного компонента в рост численности населения неуклонно уменьшался практически до 2003 года. Увеличение миграционного прироста в последующие годы при сокращении естественной убыли привели к замедлению темпов сокращения численности населения. В 2008 г. естественная убыль была на 71,0% замещена миграционным приростом (в 2007 г. – на 54,9%, в 2006 г. – на 22,5%). В 2009 г. сокращение естественной убыли стало определяющим компонентом роста численности населения страны.

Информация о работе Человеческий капитал