Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:48, реферат
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов понятий «слияние» и «поглощение».
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
-изучение к подходов к определению понятий «слияние» и «поглощение»;
- рассмотрение классификации основных типов слияний и поглощений компаний;
- Сравнительный анализ терминов «слияние» и «поглощение»;
- Анализ рынка слияний и поглощений за 2013 г. и перспективы.
Введение 3
1 Теоретические аспекты к определению понятий «слияние» и «поглощение» 4
1.1 Подходы к определению понятий «слияние» и «поглощение» 4
1.2 Классификация основных типов слияний и поглощений компаний 7
1.3 Сравнительный анализ терминов «слияние» и «поглощение» 11
2 Рынок слияний и поглощений за 2013 г. 14
2.1 Динамика рынка слияния и поглощения за 2013 г. 14
2.2 Перспективы рынка слияния и поглощения 27
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Более подробно толкования дружественных и враждебных поглощений приведены в таблице, где отражены основные определения слияния и поглощений (M&A) в России и за рубежом. И все основные выводы согласно терминам в их узком (юридическом) и широком (экономическом) понимании10.
Таблица 1
Содержание понятий «слияние» и «поглощение»
Понятие |
Российская теория |
Зарубежная теория | ||
Юридическое содержание |
Экономическое содержание |
Экономическое содержание |
Юридическое содержание | |
Слияние |
«Возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних» (Ф208-ФЗ «Об акционерных обществах»). |
Большинство отечественных авторов придерживаются зарубежной трактовки. |
Объединение двух или более организаций, при котором каждая из них прекращает свое существование как отдельное юридическое лицо, а объединенная фирма становится новым юридическим лицом. |
Объединение нескольких организаций с приблизительно одинаковыми экономическими параметрами |
Поглощение В зависимости от формы проведения можно выделить: |
В форме присоединения, которым «признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу» (Ф208-ФЗ «Об акционерных обществах»). |
В форме приобретения, которое возникает в случае, когда «лицо приобрело более 30 процентов акций общества» (7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах»). |
Объединение двух организаций в одну, при этом приобретаю-щая организация сохраняется, а приобретае-мая как юридическое лицо прекращает свое существова-ние. |
Переход корпоративного контроля от одной компании к другой. «Поглощение – это процесс, предполагающий, что акции или активы корпорации становятся собственностью покупателя». Экономические параметры приобретающей организации, как правило, выше, чем приобретаемой. |
а) дружественное поглощение |
Большинство отечественных авторов придерживаются зарубежной трактовки |
Объединение, при котором руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой организаций поддерживают данную сделку | ||
б) недружествен-ное (враждебное) поглощение (рейдерство) |
«…установление над этой компанией или активом полного контроля как в юридическом, так и в физическом смысле вопреки воле менеджмента и/или собственника этой компании или актива» |
Поглощение, «которое означает скупку контрольного пакета голосующих акций компании без какого-либо согласования с акционерами и менеджментом компании». |
Приведенный выше анализ имеющихся трудов ученых и практикующих специалистов показывает отсутствие четкого различия между понятиями слияния и приобретения. Во всех рассмотренных работах данные термины используются вместе. При этом делается акцент, на том, что при операции поглощения компания-поглотитель забирает контроль над компаниями-участниками данной сделки.
Таким образом, можно сформулировать термин «поглощение» как взятие под контроль одной компанией другую под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее.
Получается что, с экономической точки зрения сущность сделок по слияниям и поглощениям заключается в стремлении к увеличению собственности инвестора, росту прибыли, повышению рентабельности инвестированного капитала (как правило, в форме повышения курсовой стоимости компании в целом – ее капитализации как суммарной биржевой стоимости всех акций компании). Специфика в том, что достижение этих целей обеспечивается в таких сделках не за счет развития и использования собственных управленческих, финансовых, производственных и сбытовых возможностей компании. Механизм слияний и поглощений применяется тогда, когда приобретение конкурентных преимуществ возможно получить с меньшими расходами именно за счет внешних источников путем приобретения активов других компаний.
Российский рынок слияний и поглощений в 2013 г. демонстрировал большую устойчивость на фоне сохраняющейся неопределенности в мировой экономике.
2013 год оказался особенно благоприятным для российского рынка M&A. Объем рынка за декабрь составил — $15,649 млрд., — превысил результат декабря предыдущего года ($5,47 млрд.) почти втрое. Это произошло, прежде всего, за счет завершения крупной сделки по смене мажоритарных акционеров «Уралкалия» оценочной стоимостью $8,9 млрд. После марта 2013 года, когда была завершена сделка по покупке «Роснефтью» компании ТНК-BP, декабрь 2013 года стал наилучшим месяцем для российского рынка M&A за весь посткризисный период.
Число сделок в декабре месяце незначительно снизилось в годовом сравнении — до 70 транзакций по сравнению с 73 в декабре 2012 года. Однако средняя стоимость сделки выросла на 25%, до $57,9 млн. (за вычетом крупнейших) по сравнению с $46,3 млн. годом ранее.
В целом за 2013 год объем российского рынка M&A достиг максимального значения за весь посткризисный период — $118,12 млрд., в 2,3 раза превысив результат предыдущего года.
Это произошло, прежде всего, за счет крупнейшей сделки в истории российского рынка M&A: покупки «Роснефтью» компании ТНК-BP в марте 2013 года за $54,98 млрд. Но даже без учета данной сделки объем рынка в 2013 году достиг $63,14 млрд., а его прирост по отношению к предыдущему году составил 23%11.
Однако число сделок при этом увеличилось незначительно: на 4,8%, до 541 транзакции против 516 в 2012 году. Средняя стоимость сделки (за вычетом крупнейших стоимостью от $1 млрд.) также осталась фактически на уровне прошлого года: $57,2 млн. против $57 млн. в 2012 году.
Можно констатировать, что рынок восстанавливается после серьезного снижения в 2012 году. Однако вернуться на уровень 2011 года, когда состоялось более 600 сделок, пока так и не удалось.
Диаграмма 1. Динамика сделок на российском рынке M&A по сумме, $ млрд.
Диаграмма 2. Динамика сделок на российском рынке M&A по числу«
Базовый» объем рынка (рассчитываемый без учета крупнейших сделок стоимостью от $1 млрд. и выше), который отражает динамику слияний и поглощений компаний средней капитализации, также растет. В декабре 2013 года его объем вырос до $3,88 млрд. по сравнению с $2,52 млрд. в ноябре и $3,29 млрд. в декабре предыдущего года.
Диаграмма 3. Динамика средней стоимости сделок M&A на российском рынке, $ млн.2
В динамике хорошо виден устойчивый рост этого показателя на протяжении последних 15 месяцев. Восходящий тренд начался после преодоления локального «дна» в сентябре 2012 года и продолжается по данный момент. В 2013 году медиана базового объема рынка составила $2,57 млрд. по сравнению с $2,47 млрд. в 2012 году. Это позитивный факт, свидетельствующий о том, что рынок M&A в сегменте средней капитализации еще далеко не исчерпал свой потенциал и имеет хорошие перспективы в 2014 году12.
О том же свидетельствует и постепенное смещение сделок на российском рынке в более высокие ценовые диапазоны. Так, удельный вес сделок в нижнем ценовом диапазоне ($1-10 млн.) в общем числе транзакций год от года снижается. В первом посткризисном году — 2010-м — такие сделки составляли почти половину всех транзакций (47%). В 2011 году их удельный вес снизился до 46%, в 2012 году — до 45% и в 2013 году — до 42%.
Зато удельный вес сделок в ценовом диапазоне $11-50 млн. устойчиво растет: с 26% в 2010 году до 31% в 2013 году. Удельный вес сделок в ценовом диапазоне $51-100 млн. за тот же период увеличился с 9% до 11%.
Однако настораживает тот факт, что рост рынка M&A в данный момент не подкреплен ростом реального сектора экономики. По данным Росстата, в 2013 году прирост индекса физического объема ВВП составил лишь 1,3% по сравнению с 2012 годом. Индекс промышленного производства вырос за год всего на 0,3%, а инвестиции в основной капитал сократились на такую же величину13.
Если в III и начале IV квартала 2013 года динамика российского рынка слияний и поглощений коррелировала с динамикой промышленного производства, то уже в декабре совсем незначительный прирост промышленного производства (+0,8% к декабрю 2012 года), тем не менее, сопровождался бурным ростом рынка M&A. Подобный разрыв в динамике может означать, что покупатели настроены слишком оптимистично, а потенциальный эффект от сделок переоценен.
При этом M&A-активность в обрабатывающих отраслях, за редким исключением, снижается. Зато она растет в добыче нефти и газа, девелопменте и финансах, где речь может идти о надувании «пузыря» и росте цен на активы в отсутствие реальных предпосылок к этому.
По подсчетам ИА AK&M, в 2013 году компании, в которых контролирующим акционером является государство, совершили 38 сделок по приобретению бизнеса на общую сумму $68,39 млрд. Несмотря на сравнительно небольшую долю в числе сделок, за счет госкомпаний в истекшем году сформировано более половины российского рынка M&A.
Это двойственный процесс. С одной стороны, государственные компании постепенно снижают M&A-активность. Если в 2011 году они совершили на рынке 60 сделок, в 2012 году — 54, то в 2013 году — всего 38. Их доля в общем числе транзакций снизилась с 10,5% в 2012 году до 7% в 2013 году.
С другой стороны, доля госкомпаний в общей сумме сделок выросла с 24% в 2011 году до 33% в 2012 и 58% в 2013 году. Таким образом, хотя госкомпании ежегодно совершают все меньше сделок, но за счет их высокой стоимости они остаются основными игроками на российском рынке M&A и во многом формируют правила игры на нем.
Абсолютным лидером в рейтинге отраслей по итогам 2013 года стал топливно-энергетический комплекс, за счет которого было сформировано 59,3% общего объема российского рынка M&A. Это первый случай такого явного доминирования одной отрасли на рынке. Ранее доля одной отрасли в структуре сделок не превышала 21%.
В 2013 году в топливно-энергетическом комплексе произошло 42 сделки на $70,02 млрд. Крупнейшей из них стала уже упоминавшаяся покупка «Роснефтью» ТНК-BP за $54,98 млрд. Однако даже без учета этой сделки на топливно-энергетический комплекс пришлось бы 24% объема российского рынка M&A в 2013 году. Из 15 крупнейших сделок года половина относится к добыче нефти и газа.
Второе место в рейтинге отраслей по итогам 2013 года заняла химическая промышленность, где произошло 24 сделки на $10,79 млрд. (9,1% объема рынка). Крупнейшей стала смена мажоритарных акционеров «Уралкалия» оценочной стоимостью $8,9 млрд. Также одним из наиболее активных сегментов остается фармацевтика, на которую пришлось в 2013 году 27% числа сделок в отрасли и 17% общей суммы.
На третье место в 2013 году с четвертого в 2012 году поднялись строительство и девелопмент, где произошло 69 сделок на $6,77 млрд. (5,7% объема рынка). По темпам прироста транзакций (+44% в годовом сравнении) отрасль заняла первое место, далеко опередив даже добычу нефти и газа. Это связано с взрывным ростом популярности сделок с бизнес-центрами и складскими комплексами в России. Самой дорогостоящей из них стало приобретение структурами Михаила Гуцериева «Международного логистического партнерства» за $900 млн. в октябре 2013 года.
На четвертом месте в 2013 году находился телеком — несмотря на небольшое число сделок (15), их сумма составила почти $4,99 млрд. (4,2% объема рынка). Такой результат был достигнут почти исключительно благодаря сделкам с «Tele2 Россия»: в апреле 100% этой компании приобрел банк ВТБ за $3,55 млрд. (с учетом долга), а в октябре он же продал 50% оператора группе инвесторов с участием банка «Россия» за $1,26 млрд.
На пятое место с третьего в 2012 году переместился финансовый сектор, где произошло 55 сделок на $4,02 млрд. (3,4%) объема рынка. Крупнейшей из них стала консолидация 51% НОМОС-банка структурами финансовой корпорации «Открытие» оценочно за $1,18 млрд14.
Число сделок с финансовыми институтами выросло в 2013 году очень существенно — на 31%. Большая часть транзакций (34 из 55) приходилась на покупку банков. Однако стоимость компаний финансового сектора падает. С этим связано сокращение объема рынка в отрасли в годовом сравнении (на 38,3%), несмотря на рост числа сделок.
По числу сделок в 2013 году наглядно заметно смещение интереса покупателей из реального сектора в девелопмент, финансы и сферу услуг. Из производственных отраслей в первую пятерку по числу транзакций попал только топливно-энергетический комплекс.
Что же касается других отраслей, отметим возобновление интереса покупателей к транспорту, где число транзакций увеличилось за прошлый год на 36%. Однако их общая сумма сократилась на 58% по сравнению с 2012 годом. Это связано с завершением в 2012 и первой половине 2013 года основной волны консолидации железнодорожных операторов, с которыми в отрасли происходили наиболее крупные сделки. В результате средняя стоимость сделки в транспорте (за вычетом крупнейших) сократилась в 2013 году почти в 4 раза. Большая часть сделок в отрасли сейчас происходит с инфраструктурными объектами в аэропортах.
Серьезным оказался спад в пищевой промышленности, где число сделок сократилось в 2013 году на 16% по сравнению с 2012 годом, а сумма — на 46%. Это связано с завершением консолидации в основных сегментах (молочная, кондитерская промышленность, производство алкоголя и т.д.), а также с общим замедлением темпов роста в отрасли и потребительского спроса. Зато выросли инвестиции в сельское хозяйство (прежде всего, в растениеводческие компании и мясное животноводство), где сумма сделок увеличилась в 2013 году на 70% по сравнению с 2012 годом.