Теория трансакционных издержек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Введение в экономический анализ понятия трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением. Признание "небесплатности" самого процесса взаимодействия между людьми позволило совершенно по-новому осветить природу экономической реальности: "Без понятия трансакционных издержек, которое по большей части отсутствует в современной экономической теории, невозможно понять, как работает экономическая система, продуктивно проанализировать целый ряд возникающих в ней проблем, а также получить основу для выработки политических рекомендаций".

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая работа Туманова О.А..docx

— 77.54 Кб (Скачать документ)

Любопытно отметить, что теорема Коуза доказывает значение трансакционных издержек “от противного”. В реальной действительности они играют огромную роль и удивительно то, что неоклассическая экономическая теория до недавнего времени их совсем не замечала.

Огромный вклад в трансакционную теорию внесли: О.Уильямсон, А.Алчиани, Г.Демсец, С.Гросман и другие.

 

3. Методологические основы анализа трансакционных издержек

 

Многие виды трансакционных издержек непосредственно не наблюдаемы и поэтому с трудом поддаются статистическому измерению. Для оценки трансакционных издержек на макроэкономическом уровне Дж. Уоллис и Д. Норт предложили использовать понятие трансакционного сектора. Они включили в этот сектор оптовую и розничную торговлю, страхование, банковский сектор, операции с недвижимостью, затраты на аппарат управления в других отраслях, затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность (государственный трансакционный сектор).

Исходным для их анализа являются издержки трансформационные (связанные с физическим воздействием на предмет) и трансакционные (связанные с превращением затрат в готовую продукцию). Эти издержки признаются производительными и требуют реальных затрат. Их поведенческое подобие предполагает, что экономические агенты стремятся минимизировать общую сумму тех и других издержек, а значит, не делают между ними различия.

Для определения издержек трансакции Дж. Уоллис и Д. Норт пользуются критерием с точки зрения потребителя и с точки зрения продавца. Например, при покупке дома трансакционные издержки покупателя будут определяться наймом адвоката, временем, затраченным на осмотр домов, сбором информации о ценах, уплатой пошлины при юридическом оформлении сделки и т.д. Для продавца такие издержки будут состоять из расходов на рекламу, найм агента по продаже недвижимости, затрат времени при показе дома и т.д. При этом акт купли-продажи может вызывать вторичные сделки и на стороне покупателя, и на стороне продавца: скажем, найм юриста или найм агента по торговле недвижимостью. Поэтому в составе трансакционных издержек авторы выделяют рыночный компонент.

Таким образом, ценность акта обмена для его участников состоит в ценности различных свойств, соединяемых воедино предметом или услугой. Для того чтобы произвести оценку этих свойств, необходимо затратить ресурсы; дополнительные ресурсы требуются для того, чтобы установить и оценить права, которые передаются при обмене. Переход объекта обмена от одной стороны к другой влечет издержки, вызываемые тем, что обе стороны пытаются установить в объекте обмена свойства, представляющие для них ценность и не имеющие четкого описания из-за высоких издержек проведения однозначной оценки.

Главные проблемы измерения:

1) Часть трансакционных  издержек не подвержена прямому  измерению (например затраты времени  на стояние в очередях и  заполнение многочисленных отчетных  форм).

2) Многие издержки связаны  с неформальным обменом услугами, не сопровождающимися непосредственными  денежными платами.

3) Трансакционные издержки  часто невозможно отделить от "производственных" издержек.

4) Трансакционные издержки  включают множество весьма разнородных  элементов (легальных и нелегальных), и их сложение порождает дополнительные  проблемы.

Таким образом, даже если бы в нашем распоряжении оказалась вся необходимая информация (что, далеко от реальности), посчитать трансакционные издержки не просто.

 

4. «Внуренний мир» или основные характеристики контрактов в теории трансакционных издержек

 

«Внутренний мир» контракта разными авторами трактуется по-разному. Одни главной его характеристикой называют планирование, другие – обещание, третьи – конкуренцию, четвертые – механизм управления (или частный порядок улаживания конфликтов). Каждая из этих точек зрения по-своему верна в зависимости от поведенческих предпосылок, наиболее адекватных конкретной сделке, и от экономических характеристик товара или услуги, являющихся ее предметом.

Изучение экономической организации основывается на двух поведенческих предпосылках. Какими познавательными способностями обладают люди, участвующие в процессе обмена, и в какой степени они ориентируются при этом на личный интерес? Теория трансакционных издержек предполагает, что экономически активным индивидам свойственна ограниченная рациональность в том смысле, что они ведут себя «преднамеренно рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени» (Simon, 1961), и что они подвержены оппортунизму, заключающемуся в преследовании ими личных интересов с использованием коварства. Кроме того, теория трансакционных издержек утверждает, что наиболее важным параметром при сравнительной оценке трансакций является степень специфичности активов, необходимых для их реализации… Гармонизация контрактного взаимодействия, объединяющего усилия участников сделки с целью обеспечения адаптивности и непрерывности их отношений, становится источником реальной экономической ценности.

Если бы отсутствовала неопределенность хозяйственной жизни, то проблемы экономической организации были бы относительно неинтересны. Допустим поэтому наличие значительной степени неопределенности и рассмотрим формы контракта при различном проявлении факторов ограниченной рациональности, оппортунизма и специфичности активов. Допустим, в частности, что каждый из этих факторов может иметь одно из двух значений: либо он проявляется в существенной степени (обозначим ее через «+»), либо он отсутствует (обозначим эту ситуацию через «0»). Рассмотрим три случая, в каждом из которых отсутствует один из перечисленных факторов, и случай, в котором все три фактора имеют место. В таблице 1 представлены четыре сравниваемых нами ситуации и определена соответствующая каждой из них модель контракта.

Ситуация, когда поведение всех участников контракта является оппортунистическим, активы – специфическими, а познавательные способности экономических агентов – неограниченными, по сути, адекватна предмету работ по моделированию механизма контракта (Hurwicz, 1972, 1973; Meyerson, 1979; Harris and Townsend, 1981). Хотя условие оппортунизма и требует отражения в контракте наличия частной информации, предполагающего решение сложных проблем состыковки стимулов, все проблемы, связанные с реализацией контракта, устраняются на ex ante стадии переговоров. Ввиду неограниченности рациональности переговоры при заключении контракта носят всеобъемлющий характер, вследствие чего удается изначально определить необходимые меры адаптации к событиям. Таким образом проблем с реализацией контракта никогда не возникает… Следовательно, «внутренний мир» контракта, в условиях неограниченной рациональности понимается как мир, где господствует планирование.

Таблица 1. Характеристика процесса контрактации

Поведенческие предпосылки

Специфичность активов

Главная особенность «внутреннего мира» контракта

Ограниченная рациональность

Оппортунизм

0

+

+

Планирование

+

0

+

Обещания

+

+

0

Конкуренция

+

+

+

Механизм управления


 

Рассмотрим альтернативную ситуацию, когда экономические агенты подвержены ограниченной рациональности, трансакции поддерживаются специфическими активами, но предполагается отсутствие оппортунизма, т.е. подразумевается, что слова людей не расходятся с их делами. Несмотря на то, что ввиду ограниченной рациональности в таких контрактах будут пробелы, на практике их реализации ничто не будет угрожать, если стороны придерживаются самовыполнимых общих положений договора. Каждый участник контракта с самого начала обязуется эффективно выполнять его условия (с целью максимизации общей прибыли) и в периоды возобновления контракта стремиться только к честно заработанным доходам. Стратегическое поведение сторон в этом случае полностью отрицается. С момента заключения первоначального договора, стороны, следуя своим обязательствам, отказываются от подобных односторонних преимуществ. В дальнейшем контракт успешно выполняется полностью, так как обязательства описанного выше типа – в условиях отсутствия оппортунизма – являются самовыполнимыми. В данном контексте контрактные отношения сводятся к миру обещаний.

Рассмотрим теперь ситуацию, когда экономические агенты подвержены ограниченной рациональности и оппортунизму, но в которой допускается отсутствие специфичности активов. Участники таких контрактов безразличны к соответствию партнеров друг другу. Подобная ситуация описывает мир, где эффективна дискретная рыночная контрактация, рынки абсолютно конкуренты и где успешно осуществляются конкурсные торги за франшизу на естественную монополию. Поскольку в этом случае обман и вопиющие контрактные уловки предотвращаются в судебном порядке2, то «внутренний мир» контракта здесь характеризуется господством отношений конкуренции.

Каждая из этих трех концепций оказывается несостоятельной в случае одновременного наличия ограниченной рациональности, оппортунизма и специфичности активов. Планирование непременно оказывается неполным (ввиду ограниченной рациональности), обещания предсказуемо нарушаются (ввиду оппортунизма), и приобретает важное значение соответствие партнеров друг другу (ввиду специфичности активов). Это есть мир, где определяющую роль играет механизм управления контрактными отношениями. Так как эффективность судебного улаживания конфликтов довольно проблематична, выполнение контракта в значительной степени зависит от институтов частного улаживания споров. Это и есть тот «внутренний мир» контракта, который анализируется экономической теорией трансакционных издержек. Определяемый этими условиями организационный императив состоит в следующем: организуйте трансакции таким образом, чтобы сэкономить на ограниченной рациональности при одновременной защите их от опасности оппортунизма. Данное утверждение соответствует иному, расширенному пониманию сути хозяйственной деятельности по сравнению с императивом, который звучит как «Максимизируйте прибыль!».

 

 

5. Простая классификация контрактов

 

Допустим, что товар или услуга могут производиться с использованием любой из двух альтернативных технологий. Первая является технологией общего назначения, вторая – специального назначения. Последняя требует большего объема инвестиций в трансакционно-специфические активы длительного пользования, и применение данной технологии является наиболее эффективным при наличии устойчивого спроса на производимую на ее основе продукцию.

Обозначив через k степень трансакционной специфичности активов, можно сказать, что для трансакций, исполнение которых требует технологий общего назначения, k=0. Если же для реализации трансакций применяется технология специального назначения, то k>0. В данном случае используемые активы специализированы относительно конкретных потребностей участников сделки. Следовательно, если трансакции такого типа будут преждевременно прекращены, то будут неизбежны и потери в экономической ценности этих активов…

Хотя классическая рыночная контрактация, которая «начинается четкой формулировкой соглашения и заканчивается его четким выполнением» (Macneil, 1974), удовлетворяет условиям трансакции типа k=0, не поддерживаемый специальными механизмами рыночный способ управления трансакциями вызывает опасения всякий раз, когда применение значительных трансакционно-специфических активов связано с риском. Во втором случае стороны заинтересованы в создании гарантий контрактных отношений для защиты своих инвестиций. Обозначим степень таких гарантий через s. При s=0 контракт заключается без предоставления каких-либо гарантий; при условии их наличия имеем s>0.

На рисунке 1 изображены три возможных варианта контрактов, соответствующих различным изложенным выше условиям. Каждый вариант имеет определенное значение оговариваемой в контракте цены товара или услуги. Для сравнения их предположим, что продавцы, во-первых, нейтральны к риску, во-вторых, могут использовать любую из названных технологий и, в третьих, согласятся на любые гарантии, обеспечивающие безубыточность инвестиций. Таким образом, по варианту А контракт предусматривает использование технологии общего назначения (k=0) с ожидаемой ценой безубыточности p1. В свою очередь, контракт, заключенный по варианту В, поддерживается трансакционно-специфическими активами (k>0) без предоставления каких-либо гарантий (s=0). Ожидаемая цена безубыточности в этом случае составит . По варианту С контракт также предусматривает использование технологии специального назначения, но так как покупатель предоставляет здесь продавцу определенные гарантии (s>0), то цена безубыточности в данном случае меньше, чем .

          


 A

         p

 

k=0

 

        

        B

 

k>0           S=0                                    

>

 

S>0        

        C

 

Рис. 1. Простая классификация контрактов

 

Обсуждаемые мною гарантии защиты инвестиций обычно принимают одну или больше чем одну из следующих трех форм. Во-первых, это пересмотр системы стимулов, обычно включающих в себя уплату неустоек либо штрафов за досрочное прекращение контракта. Во-вторых, это создание и использование специализированной структуры управления для рассмотрения и разрешения конфликтов. Применение арбитража вместо обычных гражданских судебных процедур является, таким образом, особенностью управления контрактом в условиях варианта С. В-третьих, это различные  механизмы обеспечения непрерывности контрактных отношений. Пример последней формы гарантий – расширение торговых отношений: от обмена одностороннего до обмена двустороннего – с целью выравнивания торговых рисков обеих сторон.

Информация о работе Теория трансакционных издержек