Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование проблемы теневой экономической деятельности в России в настоящее время.
Задачи курсовой работы:
1. дать определение понятию теневой экономической деятельности;
2. рассмотреть причины, сущность и формы теневой экономики;
3. сформировать представление об особенностях теневой экономики в России;
4. рассмотреть механизм функционирования теневой экономики
5. рассмотреть меры борьбы с теневой экономикой

Содержание

1. Введение______________________________________________3
2. Раздел 1. Теневая экономика в современных условиях________6
1.1.Причины______________________________________________8
1.2.Сущность____________________________________________11
1.3.Формы_______________________________________________13
1.4.Функции и масштабы__________________________________16
3. Раздел 2. Механизм функционирования теневой экономики______21
4. Раздел 3. Меры борьбы с теневой экономикой _________________30
5. Заключение______________________________________________34
6. Список литературы_______________________________________37

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Теневая экономика-сущность и реалии.docx

— 72.20 Кб (Скачать документ)

Рейдер работает не один, а в хорошо сколоченной профессиональной команде, где каждый отвечает за свое направление. Такие группы захватывают промышленные объекты, объекты недвижимости, ресурсы (в частности землю). Действуют при этом либо по заказу заинтересованной стороны (например, предпринимателя, желающего уничтожения конкурента, диверсификации бизнеса за счет непрофильного, но перспективного объекта, получения дополнительного ресурсного источника для дальнейшего развития, или высокопоставленного чиновника, желающего таким образом получить хороший бизнес в готовом виде). Либо по собственной инициативе, чтобы потом захваченный объект выгодно перепродать по частям или целиком. То, что рейдерские захваты приводят к прекращению хозяйственной деятельности предприятий (нередко стратегически важных для страны), потере научной базы и технологий, опустыниванию земель, сокращению рабочих мест, снижению налоговых сборов, как видно, в общегосударственном масштабе не вызывает соответствующего к себе отношения. Ведь рейдерство остается чрезвычайно прибыльным делом (доходность составляет 200—1000%, а в период кризиса и еще выше), при этом балансируя на грани криминала и вполне легального бизнеса по слиянию и поглощению.

Справедливости ради надо сказать, что министр внутренних дел Рашид Нургалиев призвал подчиненных активнее расследовать уголовные дела о рейдерских захватах, подчеркнув, что по таким фактам в его ведомство «регулярно поступают соответствующие депутатские запросы, обращаются граждане и представители бизнеса». А руководитель Следственного комитета при Прокуратуре Александр Бастрыкин заявил, что внес предложения об изменении законодательства в части введения самостоятельного состава преступления за незаконный захват собственности. Однако, по мнению экспертов, в сложившейся ситуации усилий одного МВД явно недостаточно.

Одними из самых распространенных видов экономических преступлений по-прежнему остаются должностное хищение и взяточничество.

Руководящая и в особенности контролирующая должность во многом продолжает восприниматься не как место работы, а как «место кормления», то есть получения не предусмотренной законом экономической выгоды.

Параллельно с активностью милиционеров и прокуроров растут и аппетиты мздоимцев. По данным департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД, средний размер взятки и коммерческого подкупа в родном отечестве вырос в 2009г. в 2,5 раза и составил 23 тыс. рублей. Средний размер крупной взятки увеличился до миллиона рублей. Борцы с экономической преступностью отмечают в качестве тенденции прошлого года повышение осторожности получателей, как раньше говорили, «нетрудовых доходов», и увеличение ставок за услуги. «Серьезные люди, способные решать вопросы», не хотят рисковать по мелочам.

По оценке Национального антикоррупционного комитета, с которой согласна международная организация Transparency International, объем коррупционного рынка в России в 2009 году составил 300 млрд долларов, что сравнимо с доходной частью российского бюджета.

Как видно из статистики защитников законности и правопорядка, борьба с взяточниками и другими преступниками экономического профиля идет достаточно активно. Чуть ли не каждый день мы слышим и читаем об очередном уголовном деле, аресте и назначении срока наказания. «Если так будет продолжаться, то через пять лет мы пересажаем всех чиновников», — заявил недавно Александр Бастрыкин. Однако, как говорил президент Дмитрий Медведев в своем Послании, «… одними «посадками» проблему не решить. Но сажать надо. Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества».

Но что происходит на практике? В 2007 году в Государственную думу был внесен законопроект, предусматривающий создание на официальном сайте правительства некой «позорной доски», на которой оно будет размещать информацию о лицах, осужденных за должностные преступления. В документе были перечислены такие статьи Уголовного кодекса, как злоупотребление должностными полномочиями и их превышение, нецелевое расходование бюджетных средств, незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, халатность. В середине прошлого года депутаты большинством голосов делать это запретили. Экспертное сообщество было в недоумении. Ведь по закону эти данные секретными не являются. Мало того, информация о деятельности представителей власти является социально значимой, и гражданам-налогоплательщикам просто необходимо знать, кто ими руководит и кого в конечном счете они кормят. Четверть пресеченных ДЭБ преступлений в прошлом году были совершены руководящим составом структурных подразделений федеральных органов власти, администраций субъектов Федерации, муниципальных образований, а также бюджето-образующих предприятий, крупных общественных объединений и некоммерческих организаций.

На общем фоне роста экономической преступности и кризисных явлений в экономике увеличивается и ее теневой сегмент. Заработная плата на вполне легальных и даже весьма респектабельных объектах финансово-хозяйственной деятельности все больше и больше уходит из бухгалтерий и с дебитовых карточек в «черные конверты». Увеличивается производство (чаще всего скрытое) и оборот запрещенных, нелицензионных и не декларируемых товаров — от самодельных запчастей для автомобилей, чая «неизвестных пород» и минеральной воды «неизвестных источников» до компьютерных программ. Множится и без того огромная часть сферы услуг, пребывающая в тени (сдача квартир и гаражей, репетиторство, няни, всевозможные виды ремонта и т. д.).

Растут еще две сферы, от которых бюджету не достается практически ничего. Это пребывание в России и использование труда мигрантов, которых по самым скромным подсчетам у нас работает более десяти миллионов, а если учесть никем не считаемых китайцев, обширно осваивающих не только Дальний Восток и московские рынки, но и другие города и веси, то вообще неизвестно сколько. И, если ее так можно назвать, сфера личных подсобных хозяйств, а также непромышленное рыболовство и охота. Эти виды ненаблюдаемого производства у нас тоже увеличиваются. Ведь безработица растет, цены тоже не стоят на месте, а доходы падают.

По данным Росстата, пятая часть российской экономики уже пребывает в тени. То есть каждый пятый заработанный рубль идет мимо государства. По другим данным, в различных регионах страны этот уровень колеблется от 25 до 60%. Достаточно проехаться по республикам недавно созданного СКФО. Официальная безработица там превышает все мыслимые уровни, и формальных источников доходов крайне мало, но ряды кирпичных домов частной застройки в два-три этажа, достойные автомобили — вполне обыденное и даже обязательное явление.

МВД же вообще оценивает масштабы теневой экономики в стране в 40% ВВП. Ряд экспертов прогнозирует дальнейшее расширение теневого сектора, связывая это с ростом налогообложения, усилением контроля со стороны государства в финансовой сфере и за деятельностью потребительского рынка.

                        Раздел 3. Меры борьбы с теневой экономикой.

                Практически все признают необходимость борьбы с развитием теневой экономики, однако есть расхождения в определении целей и инструментов этой борьбы.

Прежде всего, обыденное представление о желательности полной ликвидации теневой экономики является заведомо ошибочным. Если есть некоторые полезные функции данного явления, то речь должна идти не об уничтожении теневой экономики, а об оптимизации ее масштабов. Но даже если бы это явление давало только негативные результаты, то и в этом случае неправомерны призывы уничтожить теневую экономику «любой ценой». Например, полной ликвидации квартирных краж можно добиться, если на всех квартирах будет принудительно установлена сигнализация и у каждого подъезда станет дежурить охрана. В результате неизбежного увеличения расходов на предотвращение правонарушений рядовые граждане почувствуют, что их потери не сократились, а, наоборот, возросли. Поэтому целью борьбы даже с заведомо антиобщественными видами теневой экономики лучше считать не их полную ликвидацию, а минимизацию совокупных потерь от этих преступлений и от борьбы с ними. Что касается методов борьбы с теневой экономикой, то по этому поводу мнения расходятся в зависимости от того, какие именно причины развития теневой экономики считать более важными.

Сторонники Э. де Сото убеждены, что главная причина разбухания теневой экономики – это «плохие» законы, которые искусственно тормозят развитие деловой активности и вынуждают нормальных граждан превращаться в «теневиков».[11.76]

В таком случае стратегией борьбы с теневой экономикой должна стать ликвидация бюрократических «препон», а тактикой – поэтапная либерализация хозяйственной деятельности (облегчение правил регистрации фирм, снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций).

Многие исследователи, однако, полагают, что наиболее важным фактором сдерживания теневой экономики являются не формальные нормы права, а неформальные культурные традиции (например, протестантская этика по Максу Веберу). По их мнению, для минимизации теневой экономики прежде всего необходимо, чтобы люди рассматривали хозяйственную деятельность как честную «игру по правилам», а не как «пиратство». При таком подходе стратегический путь борьбы с теневой экономикой – это «выращивание» хозяйственной культуры, благоприятной для легального бизнеса, а тактические приемы – пропаганда честного предпринимательства, публичное общественное осуждение нарушающих закон бизнесменов, общая забота о моральном климате общества.[11.83]

Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путём реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.

Основными в этой системе мер должны стать следующие решения и мероприятия:

  1. проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим ненасильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, к примеру, до $10 млн., оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);
  2. компенсация потерь населения от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству акциями банков и корпораций;
  3. введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);
  4. установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;
  5. стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;
  6. проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);
  7. введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;
  8. проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);
  9. формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего – судебной, системы;
  10. ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере;
  11. законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно-процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).

Несомненно, нельзя признать эффективной деятельность государственных институтов допустивших разрастание масштабов коррупции в российской экономике до величин порядка 16% ВВП и 53-54% от доходной части бюджета РФ.

Фактически в России ежегодно создается свой теневой бюджет рынка коррупции являющегося верхушкой «айсберга» теневой экономики. Не секрет, что по величине выплат в виде взяток, даваемых чиновникам высокого и низкого ранга, составляющим порядка 10% от суммы сделки или делового оборота, можно судить, что размер теневой российской экономики может вполне составлять 300-330 млрд. долларов.

Это вполне сопоставимо с данными правоохранительных органов о нахождении в теневом обороте не менее 40% денежной наличности и величине «серого оборота» в расчетах россиян из рук в руки – в 40,4 млрд. долларов.[12.8]

В заключение необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Заключение.

    Таким образом, теневая экономика – это явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, являющееся предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века.

На мой взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. За редкими исключениями (связанными, например, с функционированием домашнего хозяйства) «теневая» составляющая экономики - это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля.

Теневая экономика имеет много названий – незаконная, нелегальная, скрытая – но суть этого явления не меняется. Теневая экономика - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции и др. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.

Именно поэтому данные процессы, происходящие в обществе каждого государства, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению.

Таким образом, теневая экономическая деятельность и методы борьбы с ней являются актуальнейшими проблемами современного общества.

Информация о работе Теневая экономика