Теневая экономика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Преступный мир занимает весомую часть теневого сектора. Безусловно, очень интересна моральная и психологическая стороны теневой экономики: что побуждает людей становиться теневиками. Но не менее интересна и экономическая сторона этой проблемы: как влияет теневой сектор на развитие экономики, какой вклад он вносит в производство и, наконец, может ли страна, в частности Россия, существовать без него? Попытка ответить на эти, безусловно, актуальные вопросы и будет осуществлена в данной работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА

1.1 Сущность понятия и структуры теневой экономики

1.2 Классификация форм и типов теневой экономики

1.3 Основные причины и последствия действия теневого сектора в экономике

ГЛАВА 2 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА

2.1 Особенности теневой экономической деятельности в РФ

2.2 Масштабы и функции теневой экономики за рубежом и в РФ

ГЛАВА 3 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Прикрепленные файлы: 1 файл

Теневая экономика в современной России.doc

— 378.50 Кб (Скачать документ)

В своей  деятельности люди фактически стремятся игнорировать государство и действуют так, так как будто его не существует. Уплата же налогов рассматривается населением как двойное налогообложение, поскольку все покупают государственные услуги  в частном порядке, в конкретном объеме, который требуется тому или иному предпринимателю или другому частному лицу. В обществе формируется соответствующая социально-психологическая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов - норма, следование которой не осуждается.

Важная особенность роста теневой экономики в России состоит в том, что чиновники используют свои рабочие места (точнее, власть и информацию, с ними связанные)  как один из ресурсов для частного предпринимательства. Ясно, что осуществляемое ими предпринимательство носит теневой характер так же, как и предпринимательство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу.

Вторая особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних экономических и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть военно-промышленного комплекса). Де-факто осталась государственной существенная часть энергетики, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсектору требуется прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор теневой экономики, когда высокооплачиваемые чиновники через систему «дружественных» им фирм разворовывают или  «прокручивают» государственные деньги. Далее эти деньги «отмываются», вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д.

Во- вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных «уполномоченных» компаний, через которые частные  фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции (например, создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др.) Функционирование компании подобного типа – источник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без «уполномоченных», вынуждены им платить.

Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов  хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость от органов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов. Достаточно распространенная практика – выдача лицензий на какую-нибудь  деятельность частным фирмам (например, аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в одном из районов города. Ясно, что для «обхода» этого положения конкуренты вынуждены платить. Наконец, упомянем и прямое силовое подавление конкуренции органам власти в пользу «дружественных» им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, металлами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощью милиции, налоговой полиции, проверок состояния экологической и противопожарной безопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду и т.п. В таком случае органы власти производят принудительное распределение рыночных ниш, отдавая самые выгодные секторы рынка «дружественным» фирмам, которые, в свою очередь, отчисляют в пользу этих органов или отдельных чиновников часть полученной сверхприбыли.

Вмешательство государственных органов в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и приводит к потерям у других. Значит, оно стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у одних) и увеличить выгоды (у других). В российских условиях. Когда нет общепризнанных цивилизованных законов, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса и государства. Это неизбежно ведет к росту теневой активности (к подкопу чиновников или, наоборот, их заказным убийствам, если их действия могут лишить фирму доходов и т.п.). В результате чрезмерное вмешательство государства в экономику при его слабости и зависимости от различных групп интересов порождает благоприятные условия для роста теневой экономики.

Третья особенность-сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающих теневую активность. Например, сохранение государственного контроля за золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.

Еще один источник монополизма - деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и т.п.-негосударственные структуры (по крайней мере они не являются «унитарными казенными» предприятиями, к деятельности которых не допускается частный капитал), они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однако сейчас  они не связаны прежними ограничениями, касающимися  государственных ведомств. Это - «квазичастные» фирмы, представляющие собой гибрид частной  компании и государственного ведомства.

Такие компании регулируют целые секторы современной экономики России. Особенно много их в самых прибыльных сферах - в добыче и продаже топливно-энергетических ресурсов и во внешнеэкономической деятельности. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства. Они почти автономны и включают набор организаций, позволяющих им реализовывать все функции, которые традиционно выполняют государство и общество,- от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты от общественного и государственного контроля, что дает широкие возможности для развития теневой деятельности. К числу самых распространенных её видов относятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми такими компаниями.

В то же время между «квазичастными» монополиями и правящими группировками существует определенный «социальный договор». Последние в периоды относительной политической стабильности закрывают глаза на теневую активность монополий, позволяя им сравнительно (с другими секторами кризисной российской экономики) неплохо существовать, фактически снижая налоговое бремя и разрешая осуществлять сомнительные операции на финансовых рынках. В периоды же обострения политической ситуации (например, во время президентских или парламентских выборов, угрожающего роста неплатежей, всплеска забастовочной активности и т.д.) правящие группы берут с них плату за сохранение социально-политической стабильности и консервацию сложившегося режима власти, создающего, в свою очередь, благоприятные условия  для существования  монополистов. Подобный симбиоз нынешних правящих группировок и крупнейших «квазичастных» монополий предполагает значительный объем теневой экономической активности, так как без нее невозможно создание скрытого от общества «фонда стабильности», расходуемого в чрезвычайных политических ситуациях.

Новая форма монополизма - монополизм «снизу» как надстройка над частной рыночной  активностью. Это система «крыш», которые делят между собой тот или иной рынок. «Крыша» - неформальная группировка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка. Ясно, что как сама деятельность «крыш», так и активность связанных с ними фирм имеет значительную теневую составляющую.

Четвертая особенность - чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку их исчисления. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-86% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией - одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить «командные высоты» в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в «тень». В принципе уже одной этой черты  достаточно для взрывного роста  теневой деятельности.

Пятая особенность - асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были «отпущены», введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации  экономики, механизмы экономического отбора не были созданы.

Шестая особенность - внеправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ  лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе  правоохранительной системы  не заинтересованы, прежде всего, правящие группировки.[11]

Итак, разрастание теневого сектора в России обусловлено, прежде всего, ломкой старой системы госконтроля, неразвитостью новой рыночной инфраструктуры и культуры поведения, низким уровнем управления, нестабильность политической и экономической ситуации в стране. Должно пройти еще немало времени,  чтобы сгладились те экономические деформации, которые произошли  при переходе от командно-административной системы к рыночной. А также от  многих экономических преобразований, которые исказили представление о роли и функциях государства в рыночной экономике.

Достижения в обществе и экономике, осуществленные за последние годы (2000-2008 гг.) существуют рядом с усиливающимися негативными процессами в хозяйственной и социальной сферах, в отношениях центра и регионов, вызванных наступлением финансово-экономического кризиса в 2008 году. Продолжается спад производства, свернуты инвестиционные процессы, сохраняется дефицит государственного бюджета, растет безработица, снижается уровень жизни населения, четверть из которого находится за чертой бедности.

На международной арене Россия столкнулась со стремлением ряда государств использовать сложившуюся ситуацию в своих экономических и политических интересах в ущерб нашей стране. На смену глобальной угрозе военного противостояния пришел ряд внешних и внутренних угроз, большинство из которых порождены экономическими трудностями. Осложняет экономическую ситуацию в стране кризис платежеспособности. Цепная реакция неплатежей ставит в одинаково сложное положение и конкурентоспособные и бесперспективные предприятия. Неплатежи превращаются в средство приспособления предприятий к новым рыночным условиям без проведения необходимой модернизации производства и повышения качества продукции. Это способ выживания, выгодный, прежде всего, для наиболее слабых и беспомощных предприятий, способ давления на государство с целью вынудить его оказать предприятиям поддержку (возврат к системе дотаций).

Стратегическое направление действий по преодолению неплатежей сопряжено с проведением структурной перестройки отдельных предприятий и всей экономики. Оно предполагает осуществление процедуры банкротств неэффективных и неплатежеспособных предприятий, но подготовка к этой процедуре долго затягивалась, а первый опыт по банкротству крупных предприятий дал государству понять, что это очень сложное дело и требует серьезных исследований.

Стало понятно, что односторонний монетаристский подход недостаточен для управления развитой многоотраслевой и крупномасштабной экономикой России. Необходимо скорректировать ориентиры экономической политики, найти оптимальное сочетание государственного управления экономикой и рыночного саморегулирования. Таким образом, все больше отраслей и производств уходит и продолжает уходить в "тень", осуществляя экономическую деятельность вне контроля со стороны государства, не вступая с ним как субъектом хозяйствования в экономические отношения. Теневая экономическая деятельность не просто уходит из-под контроля государства, она осуществляется в интересах определенных небольших групп населения, причем привлекает достаточно большое количество людей для своего развития и еще большего обогащения.

 

2.2 Масштабы и функции теневой экономики за рубежом и в РФ

 

От Риги до Лиссабона, от Рима до Лондона на «теневой стороне» европейской экономики сейчас явно праздник. По данным исследований Университета Иоханна Кеплера в австрийском Линце, впервые за последние 15 лет «теневая экономика» Старого Света пошла на подъем. Везде «на светлой стороне» мирового хозяйства кризис и сокращение производства, а в «тени» - радостное оживление. В 2009 году «экономическая тень» в Европе в разных странах вырастет на 0,3-1,5%. До кризиса она все предыдущие 15 лет, худо-бедно, но все же стабильно сокращалась.[12]

Линцский университет и его ведущий экономист Фридрих Шнейдер - признанные авторитеты в области высвечивания всего того, что творится в местах, куда не попадает свет учета национальных статистических органов, министерств по делам занятости, департаментов соцобеспечения и налоговых ведомств. «Теневая экономика», утверждает Шнейдер в своем последнем докладе, в нынешнем году «поправится» в 14 самых богатых странах Европейского Союза, разбухнет в новичках из Центральной и Восточной Европы и чуть ли не лопнет на окраинах, типа Грузии и Украины.

Забегая немного вперед, можно сразу сказать, что Россия - это особая статья в обширных анналах исследования феномена «непрозрачной экономической деятельности», и ее роль в наполнении нынешней статистики Линца не учитывалась. Мы сами до сих пор точно не знаем, сколько у нас «теневого», производство, услуги и все подобное соотносится с законной экономикой.

Сейчас называются цифры в 40% или даже 60% от ВВП. Если принять, что в России сейчас 40% экономики «в тени», то она стоит на 6-м месте после таких мировых передовиков, как Нигерия (74%), Египет (69%), Грузия (68%), Украина (57%), Молдавия и Белоруссия (обе по 50% от ВВП). Тем, кто сейчас посещает Европу, стоило бы обратить внимание на следующий необычный феномен: во множестве и часто встречающихся людей в спецовках. Они строят или ремонтируют дома по субботам и воскресеньям и исчезают в будние дни. По Шнейдеру, это первейший показатель оживления на неучтенном экономическом фронте. Строительная отрасль - главный «донор» теневого сектора. За ним идут сфера услуг, сельское хозяйство и рыболовство. Индустрию развлечений никто не берет в расчет, поскольку там все по большей части всегда было в тени.

Если брать методологию Шнейдера, то «теневики» - это и те, кто получает зарплату «белую» и «серую», то есть официальную и в конвертах (на руки, в виде премий, бонусов и т.д.). Так что все мы, россияне, по большей части - «теневики». «Теневая экономика» в странах Европейского Союза - это все то обширное пространство, в котором все идут в обход, но при этом не совершают тяжких, уголовно наказуемых преступлений - не торгуют наркотиками, не поставляют проституток, не грабят банки, кассы или кинотеатры и пр. Идут же в Европе обычно в обход административного зарегулирования, чиновного произвола, высоких налогов всех возможных и невозможных видов, высокой стоимости банковских кредитов, издержек производства, стоимости «своей» рабочей силы, а не услуг гастарбайтеров и т.д. и т.п. Причем в обход идут все категории граждан и подданных - от зрелых бизнесменов до обычных пенсионеров, домохозяек и работающих индивидуумов, которые считают, что они получают недостаточно за свой труд.

Информация о работе Теневая экономика в современной России