Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 15:51, реферат
Институт свободных экономических зон (СЭЗ) имеет достаточно продолжительную историю. К середине XX века СЭЗ получают широкое распространение во многих странах. При этом в разных государствах становление этого института происходило по-своему, что придает актуальность изучению и сравнительному анализу практического опыта зарубежных стран в интересах его использования в России.
В Латвии управление Лиепайской СЭЗ осуществляется правлением, в состав которого, помимо трех представителей соответствующих министерств, входят три представителя городской думы и три представителя предпринимателей самого города Лиепая. Управление экономическими зонами в Нидерландах может передаваться компаниям публичного права или обществу с ограниченной ответственностью. Похожие примеры можно найти и в практике других европейских государств.
В отличие от многих европейских стран, в России управление ОЭЗ осуществляется в основном государственными органами. На стадии обсуждения законопроекта об ОЭЗ предлагались различные юридические формы администрации ОЭЗ, включая передачу ее функций коммерческой либо некоммерческой организации. Предпочтение было отдано варианту с государственным органом. В результате основные функции в сфере управления ОЭЗ были возложены на Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и его территориальные органы.
Кроме того, в качестве координирующего органа предусмотрено создание наблюдательного совета, в состав которого наряду с представителями федеральных и региональных государственных органов, муниципальных органов входят представители резидентов ОЭЗ и иных организаций. Органы управления ОЭЗ для выполнения своих функций по созданию за счет бюджетных средств объектов недвижимости, расположенных в границах ОЭЗ и на прилегающей к ней территории, и управлении этими и ранее созданными объектами вправе привлекать акционерное общество, 100% акций которого принадлежит Российской Федерации, или управляющую компанию в порядке, установленном законодательством.
Система органов управления ОЭЗ в Калининградской области имеет свою специфику. Здесь определенные полномочия по управлению особой экономической зоной закреплены за администрацией ОЭЗ, функции которой в настоящее время возложены на министерство экономики Калининградской области. Формирование наблюдательного совета здесь не предусмотрено, также как и возможность делегирования функций по управлению управляющей компании.
В европейских странах к управлению СЭЗ нередко привлекаются негосударственные структуры. Например, в Литве управление СЭЗ осуществляет победившая на конкурсе управляющая компания, в состав которой назначают по одному члену правительство Литвы и совет муниципалитета той территории, где создана СЭЗ. Управляющая компания является юридическим лицом, ей передается в аренду территория СЭЗ и делегируются определенные управленческие функции.
Объем предоставляемых резидентам особых зон налоговых льгот в разных странах существенно различается. Их более значительный объем характерен для стран, не входящих в Евросоюз. Для стран Восточной Европы, недавно вступивших в Европейский Союз, проблема сокращения налоговых льгот в СЭЗ стала предметом серьезных дискуссий. В частности, при переговорах Польши с ЕС Европейская Комиссия считала приемлемыми меры государственной поддержки, предпринимаемые с 1 января 2001 года, но не соглашалась принять инвестиционные привилегии, предоставленные инвесторам на основании прежнего законодательства. С трудом Польше удалось сохранить на своей территории на 6 лет 14 СЭЗ для выполнения обязательств перед инвесторами, решения сложных демографических проблем.
Промышленно развитые европейские страны, на которые ориентируется Россия, в основном отошли от создания промышленно-производственных и сервисных зон. Можно сказать, что общей тенденцией развития СЭЗ в Европе является широкое распространение технико-внедренческих зон, которые имеют на практике самые разные названия: научные парки, научно-промышленные парки, технопарки и т.д. Создание и развитие таких зон становится одним из перспективных направлений экономического и научно-технического развития стран Евросоюза. В них ведется разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров, осуществляется и экспериментальное производство наукоемкой продукции.
Государственная помощь в сфере НИОКР может быть применима в отношении технико-внедренческих ОЭЗ, создание которых предусмотрено законодательством многих стран (в том числе и России), и не противоречит нормативным актам Евросоюза в той мере, в какой оно стимулирует изобретения, научные исследования и технологическое развитие. В Европейском Союзе государственная помощь разрешается всегда, если она направлена на фундаментальные исследования. Согласно ст. 163 Договора о создании Европейского Союза, поощряются предприятия, исследовательские центры и университеты в их усилиях в сфере научных исследований и разработке высококачественных технологий.
Российское законодательство также предусматривает возможность создания технико-внедренческих зон, но количество созданных на практике зон очень ограничено. Принято решение о создании лишь 4 технико-внедренческих зон, что для масштабов России явно недостаточно. Для сравнения можно сказать, что в Великобритании таких зон создано около 40, во Франции — около 30, в Германии — около 20. Думается, что реальный положительный эффект от создания технико-внедренческих зон в России проявится только тогда, когда количество созданных зон и масштабы их деятельности превысят определенную критическую массу. Если же ограничиться созданием лишь нескольких таких зон, то можно дискредитировать саму эту идею в связи с мало ощутимым эффектом от их деятельности.
В настоящее время правовое регулирование деятельности ОЭЗ в России осуществляется в основном на федеральном уровне. Решения о создании особых экономических зон вправе принимать только правительство Российской Федерации. Попытки принятия на уровне субъектов РФ законов о зонах с особыми условиями хозяйствования расценены Верховным судом как противоречащие закону, так как гражданское и таможенное законодательство отнесены к ведению Российской Федерации. Разработка экономической стратегии в области создания и функционирования ОЭЗ (выбор количества создаваемых зон, их специализация) в настоящее время отнесено в России к ведению федеральных органов, и это вполне соответствует международной практике. При этом чрезмерная централизация и высокая степень государственного регулирования в области текущего управления ОЭЗ представляется чрезмерной.
Вместе с тем, происходящие интеграционные процессы в экономике европейских стран требуют дальнейшего развития законодательства об особых экономических зонах и, прежде всего, определения соответствующего уровня мер государственной поддержки инвесторов в ОЭЗ для установления равных конкурентных возможностей участников. Европейское законодательство в области ОЭЗ в большинстве стран ограничивает оказание государственной помощи в области экономики, поскольку такая помощь не сочетается с рыночными принципами и добросовестная конкуренция затрудняется в силу оказания государственного предпочтения отдельным компаниям или производству некоторых товаров. В соответствии с положениями статьи 87 «Договора о создании Европейского экономического сообщества», любая форма государственной помощи в виде дотаций или за счет государственных ресурсов, которая нарушает или грозит нарушить конкуренцию путем создания более благоприятных условий некоторым предприятиям или производству некоторых видов товаров, рассматривается как несовместимая с общим рынком.
Исключения из общих правил допускаются в случаях оказания помощи для поддержания экономического развития регионов с низким уровнем жизни или высоким уровнем безработицы либо помощи, осуществляемой для стимулирования или поддержания определенных видов хозяйственной деятельности или отдельных регионов. Помощь регионам отличается от иных видов государственной помощи тем, что она ограничена определенной географической зоной и преследует цель стимулирования экономического развития именно в данной географической зоне, поддерживая инвестиции и создавая рабочие места.
Искажение конкурентных отношений в результате выделения финансовой помощи отдельным регионам может быть оправдано лишь при условии соблюдения определенных требований: данная помощь должна предоставляться только в исключительных случаях и быть ограниченной временными рамками, выделяемые средства должны направляться в самые неблагополучные территории.
Мировой опыт cвидeтeльcтвуeт о том, что наряду co значительными успехами стран, использующих режимы ОЭЗ, есть и неудачные попытки их функционирования. Недостаточно эффективными оказались свободные зоны, созданные, например, в Индии. Основными причинами этого являются определенные просчеты, которые были допущены еще на стадии проектирования. К основным допущенным недостаткам относятся: неудачный выбор месторасположения зоны; неразвитость базовой инфраструктуры, -автомобильных дорог, воздушного сообщения, телекоммуникаций и электроснабжения, — неудовлетворительные институциональные связи между администрацией зоны и государственными учреждениями, отвечающими за создание льготных режимов.
При совершенствовании механизмов управления ОЭЗ и разработке экономических стимулов для потенциальных резидентов ОЭЗ в России необходима гармонизация отечественного и европейского законодательства в этой области. При этом особое внимание следует обратить на меры государственной помощи регионам для обеспечения соответствия с правилами, применяемыми в Евросоюзе.
Первые СЭЗ появились еще во второй половине XIX в. в странах Западной Европы. Но наибольший интерес к их созданию заметен в 20—30-е годы XX в., и особенно после второй мировой войны. Этому способствовал ряд причин: развитие научно-технического прогресса, усиление конкурентной борьбы за рынки сбыта и сырья, гигантский рост внешнеторгового оборота, распад колониальной системы, в результате чего на путь экономического развития вступило около ста независимых государств, решительное вклинивание в число развитых государств так называемых "новых индустриальных стран" и т.д.
Старейшими СЭЗ являются Гамбургская и Бременская в Германии, включенные еще в конце прошлого века в Таможенный союз. Позднее, уже в двадцатом столетии, возникли зоны в Киле, Куксхафене и др. Появление СЭЗ именно в данных городах было не случайным. Гамбург — это город-земля, крупнейший морской и речной порт, расположенный на р. Эльбе в ста километрах от Северного моря, к тому же имеющий международный аэропорт. В Гамбургской зоне развиты разнообразные отрасли промышленности. Она состоит из двух участков в порту, а также части территории другой зоны — в Куксхафене (зоной свободной торговли "Куксха-фен" управляет администрация земли Нижняя Саксония). Зона свободной торговли "Гамбург" — это многочисленные 6- и 8-этажные склады, пакгаузы (их площадь превышает 600 тыс. м"), хранилища для фруктов и овощей', хранилища для нефти и нефтепродуктов. Управляет зоной свободной тор-1 говли "Гамбург" администрация свободного порта, которая имеет праве выполнять таможенные функции, за исключением сбора пошлин.
В Дании зона свободной торговли сформировалась на территории копенгагенского морского порта в конце прошлого века. Сегодня столица Дании еще и крупный международный аэропорт. Здесь высоко развита промышленность экспортной направленности, расположены крупнейшие торговые фирмы и банки. Автомобильная дорога через 13-километровый Эресундский мост и железнодорожный паром соединяют ее с г. Мальме
322
323
(Швеция). В
настоящее время территория
Управляет зоной свободной торговли администрация копенгагенского порта через акционерную компанию (администрации принадлежит полный пакет акций). Деятельность зоны находится под контролем правительства. Специальным законом зона свободной торговли наделена правом хранения, сортировки и переупаковки, маркировки, переработки и экспонирования товаров. Для создания каких-либо промышленных предприятий, а также организаций розничной торговли внутри зоны требуется специальное разрешение Министерства общественных работ.
Несколько СЭЗ (почти все по виду — зоны свободной торговли) действуют в Австрии: в Линце, Граце, Зольбад-Халле и Вене. Старейшая из них — в Линце. Это крупный город на севере Австрии (земля Верхняя Австрия), речной порт на Дунае, важный транспортный узел, к тому же имеющий аэропорт. Линц—город с развитой промышленностью, продукция которой идет на экспорт. Линцская зона свободной торговли располагает значительными производственными площадями: около 40 тыс. м2 пакгаузов, транзитных депо, складов; около 100 тыс. м2 площадей для открытого хранения; склад-холодильник площадью 5,8 тыс. м2; промышленное здание площадью около 13 тыс. м2; сборочные мастерские — 5 тыс.
м"; административные здания.
Другие австрийские зоны свободной торговли уступают Линцской по своим масштабам. Согласно законодательству Австрии, зоны свободной тор' овли могут не только заниматься торговыми операциями, хранением, маркированием, экспонированием, но и производственной деятельностью. Управляют зоной свободной торговли товарищества с ограниченной ответственностью (в трех зонах) и акционерная компания (в одной). Участниками этих управленческих структур являются как местные органы власти, так и банки, торговые палаты, промышленные объединения.
В 60-е годы созданием СЭЗ заинтересовалась Финляндия. Зоны свободной торговли появились в Ханку, Хельсинки, Турку. Они управляются акционерной компанией, причем часть акций принадлежит муниципалитетам. Кроме местных органов власти контроль осуществляет и правительство Финляндии. Государственные органы утверждают ставки на хранение грузов, погрузочно-разгрузочные работы.
Более подробно рассмотрим опыт создания и функционирования свободных экономических зон в Польше. СЭЗ наших соседей имеют реструк-туризационный характер и появляются в крупных промышленных регионах с большим уровнем безработицы. Вопросы по их созданию контролирует специальный департамент Министерства экономики. Содействие в создании СЭЗ и информирование зарубежных инвесторов осуществляет Польское агентство иностранных инвестиций.
324
Доходы СЭЗ могут не облагаться подоходным налогом на основании специального распоряжении правительства. Подоходный налог с юридических и физических лиц может не взиматься в течение срока, не превышающего половины срока существования СЭЗ. Эта льгота может быть продлена на вторую половину срока и распространяться на 50 % суммы налога. Совет Министров Польши может также установить дополнительные преференции при соблюдении следующих условий: при сохранении количества рабочих мест; если субъекты хозяйствования постоянно инвестируют и производят продукцию для реализации; если достигнут определенный уровень дохода за счет внутренней торговли и экспорта продукции, произведенной на территории СЭЗ.