Собственность в экономической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Собственность порождает уверенность в непосредственной причастности человека к вещам и тем самым привязывает его к ним прочными нитями, побуждает постоянно действовать ради сохранения и рационального использования предметов и объектов окружающего мира. И наоборот, отчуждение людей от вещей, лишение их возможности чувствовать себя хозяином порождает безучастие, а порой и неприязнь к тому, что воспринимается как не свое, а чужое.

Содержание

Введение………………………………………………………. 3-5 стр.
1. Собственность в экономической системе общества.
1.1 Понятие и сущность собственности как экономической категории. Субъекты и объекты собственности ………………………… 6-10 стр.
1.2 Сущность и аспекты анализа отношений собственности. Теория и структура прав собственности……………………………………… 11-16 стр.
2. Характеристика собственности
2.1 Формы собственности и значение в экономической системе……………………………………………………………….. 17-27 стр.
2.2 Социально - экономическая эффективность использования ресурсов……………………………………………………………….28-38 стр.
Заключение……………………………………………………..39-40 стр.
Список используемых источников……………………………41-42 стр.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 75.44 Кб (Скачать документ)

Самым важным результатом  изменения институциональной структуры  может стать воздействие подобной реорганизации на стоимость трансакций. В частности, процесс огораживания общинных земель мог существенно  сократить стоимость трансакций между владельцами пользовательских прав, и это, возможно, облегчило  задачу использования ресурсов наиболее продуктивным способом. Если исследователь  сосредоточит внимание на проблеме трансакционных издержек, он может увидеть последствия процесса огораживания в несколько ином свете.

В рамках коммунальной системы  прав каждый человек имеет право  на частное использование ресурса  после того, как он им завладел, и  общественное право на его использование  до того, как он попал ему в  руки. Это несоответствие между возможностями  владения побуждает людей реализовывать  свои права в наиболее полезной для  себя форме; они будут преобразовывать  ресурсы, принадлежащие им на коммунальной основе, в ресурсы, находящиеся в  частном владении. Проблему можно  решить либо преобразованием коммунальных прав в частные, либо сдерживать стимулы  на превращение коммунальных прав в  частные путем регулирования.

Система, обеспечивающая коммунальные права на ресурс, когда он находится  в одной форме, и частные права  на него же, но в другой форме, в основе своей нестабильна. Форма, на которую  существуют частные права, будет  вытеснять ту, что охватывается общественными  правами. Само по себе это имеет серьезные  последствия только в том случае, если преобразование коммунального  владения в частное связано с  издержками.

Если адаптация общества к несовместимости коммунальных и частных прав происходит путем  устранения частного права, на смену  проблеме, которую таким образом  пытаются решить, тут же придет другая – проблема создания стимулов к труду. Таким образом, если мы предположим, что коммунальное право на охоту подкрепляется положением о том, что добыча принадлежит общине – и согласно обычаю распределяется между всеми ее членами – а не одному охотнику, стимулы для занятия охотой ослабнут. Таким образом, проблема чересчур интенсивной охоты решается за счет создания проблемы недостаточно интенсивной охоты – теперь здоровые люди будут сидеть, сложа руки, ожидая, пока другие принесут добычу, которую затем разделят на всех. Чтобы смягчить проблему «уклонения», возникающую в результате, обществам, не создающим частные права, необходимо постоянно приближаться к социальной организации, в рамках которой поведение индивидов напрямую регулируется государством или косвенно направляется культурными установками. Таким образом, выбор из двух вариантов – охотиться или не охотиться – нельзя оставлять за индивидом, иначе он, не имея возможности присвоить плоды своего труда, будет уклоняться от охоты. Вместо этого государство все больше будет сталкиваться с необходимостью организовывать охоту в приказном порядке, настаивать на том, чтобы люди ею занимались, и более жестко регулировать раздел добычи. Возможно и другое: община организует культурное воспитание, стимулирующее готовность людей заниматься охотой. Однако добыча делится в соответствии со сложными ритуальными процедурами, и вопрос об участии в охоте не оставляется на волю индивидов. Например, хорошие школы привлекают все больше учеников, сообщество либо должно выделять больше ресурсов на эти государственные школы, чтобы решить возникшую, по его мнению, проблему их чересчур интенсивной эксплуатации, либо каким-то образом регулировать приток учеников. Зачастую для сокращения притока желающих поселиться в таких сообществах используются зональные ограничения и строительные нормы.

Если надзор за соблюдением  частных прав можно наладить без  затруднений, целесообразно решать проблему дефицита преобразованием  коммунальных прав собственности в  частные. Вопреки некоторым распространенным представлениям, права частной собственности  могут обладать общественно полезной функцией именно благодаря тому, что  они создают у индивидов стимулы  для учета социальных издержек.

Нестабильность, присущая коммунальной системе прав, особенно обостряется, когда из-за изменения технологий или спроса ценность ресурса, находящегося в коммунальной собственности, повышается. Подобные изменения, скорее всего, принесут с собой как негативные, так  и благоприятные эффекты, которые  в рамках существующей системы прав нельзя измерить и учесть без крупных  социальных издержек. В подобных ситуациях  следует ожидать модификаций  в системе прав, позволяющей индивидам более полно и адекватно реагировать на эти новые издержки и преимущества.

Относительный рост ценности земельных ресурсов в Англии привел к перестройке существовавшей тогда  системы прав собственности – введению принципов эксклюзивного владения и его передачи.

Использование ресурса, созданного в одной стране и автоматически  становящегося доступным в другой, создают неординарные правовые проблемы, которые приводят к острому конфликту.

Чем шире набор правомочий, закрепленных за ресурсом, чем точнее они определены и надежнее защищены, тем выше его полезность. Так, собственная  вещь и вещь, взятая напрокат, имеют  разную полезность для потребителя, даже если физически они совершенно идентичны. Дом имеет разную ценность, когда домовладелец вправе запретить  строить поблизости от него бензоколонку, и когда он лишен такой возможности. Продавец вынужден предлагать в акте обмена большее физическое количество того же самого блага, если закрепленные за ним правомочия сильно ограничены.

Пучки правомочий, относящиеся  к различным ресурсам, определяют последствия, которые придется нести  собственнику за принимаемые им решения. Таким образом, они влияют на выбор  и характер использования ресурсов.

Важно уточнить, что запрещение вредного использования касается только физических характеристик ресурсов, но не их меновой ценности. Оно не распространяется на нанесение ущерба косвенным путем – посредством снижения рыночной ценности ресурсов, принадлежащих кому-то другому. Предприниматель не вправе разорить конкурента, устроив поджог на его фабрике, но он вправе разорить его, резко повысив эффективность собственного производства. Запрещение действий, изменяющих ценность чужого имущества (как это практиковалось в средневековых цехах), означало бы ограничение свободы конкуренции и отрицание принципа равноправия.

Однако в реальном мире, где изменения оказываются результатом  сложного переплетения множества индивидуальных решений, установить, от кого именно они  исходят и касаются ли они только меновой ценности ресурсов или ограничивают свободу деятельности других людей, можно лишь с известной долей  приблизительности. Например, установление высокой монопольной цены, как  правило, влечет за собой санкции  со стороны государства, тогда как  действия по «сбиванию» цены никак  не ограничиваются, хотя, казалось бы, и то и другое не затрагивает физических характеристик ресурсов. Поэтому  в том, что признается, а что  не признается обществом вредным  использованием, всегда присутствует элемент условности, социальной конвенции.

«Полный» набор прав частной  собственности обладает важными  информационными и мотивационными преимуществами. Он побуждает экономических  агентов сообщать через сигналы  рыночных цен истинную информацию о  своих производственных возможностях и потребительских предпочтениях. Он подталкивает их к принятию наиболее эффективных решений, повышающих благосостояние всего общества. Эти преимущества обеспечиваются такими его свойствами, как исключительность, отчуждаемость, дробимость и стабильность. Им в теории прав собственности придается первостепенное значение.

Исключительность означает, что все, кроме самого собственника, исключены из доступа к ресурсу. Отчуждаемость предполагает отсутствие ограничений на свободную продажу  и передачу правомочий. Дробимость позволяет расщеплять право собственности на отдельные правомочия и образовывать из них новые комбинации. Расширяемость подразумевает распространимость частной собственности на все существующие ресурсы – как настоящие, так и будущие. Эти характеристики частной собственности способствуют максимизации социального продукта.

Свойство расширяемости  гарантирует, что в обществе нет и не может быть никому не принадлежащих, «неприсвоенных» объектов. Если обнаружен новый ресурс, то имеются правила, однозначно определяющие, кто и каким образом может претендовать на его присвоение. Поэтому не остается ни одного объекта, права на который не были бы установлены и расписаны по индивидуальным агентам. Экономика в этом случае располагает полным набором рынков.

Именно права собственности  составляют базу для принятия рациональных решений экономическими агентами. Они  устанавливают, кто именно может  принимать решения по распоряжению ресурсом; определяют направление передачи ресурсов между агентами; задают временной  горизонт принятия решений; предписывают, кому должны доставаться выгоды от использования ресурса.

Точность спецификации зависит  от баланса ожидаемых выгод от нее и издержек по установлению и  защите права. Чем больше ценность ресурса, тем больше число притязателей на него и тем больше стимулы к установлению точных прав. Можно сказать, что степень спецификации должна соответствовать степени редкости различных ресурсов. Величина издержек по определению содержания и защите прав будет колебаться в зависимости от физических характеристик ресурсов, соответственно, будет колебаться и точность устанавливаемых на них прав собственности. Прежде всего, спецификация предполагает наделение правами собственности строго определенных лиц: «...исключить других из свободного доступа к ресурсу означает специфицировать права собственности на него».

Чем большую ценность представляет право, тем точнее и достовернее должна быть относящаяся к нему информация. Например, все сделки с землей подлежат обычно обязательной регистрации в специальном реестре. Это делается для того, чтобы любой будущий покупатель мог удостовериться, что продавец действительно является владельцем участка, и чтобы исключить возможные споры в будущем. Очевидно, что различные варианты спецификации объектов собственности, а также способов установления и защиты, прав на них далеко не равноценны и требуют неодинаковых затрат.

Экономическая эффективность  – важнейшая социально-экономическая категория, для которой характерны свойства динамичности и историчности. Эффективность производственной деятельности присуща различному уровню развития производительных сил каждой общественной формации. На всех этапах исторического развития общество всегда интересовал вопрос: ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат.

Следовательно, исходная модель количественной оценки эффективности  представляет собой соотношение  между экономическими результатами и затратами, ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассматривая, как проявляются  и реализуются формы, и отношения  собственности в условиях рыночной экономики приходим к выводу, что  рынок без развитых отношений  и разнообразия форм собственности  невозможен в принципе. На рынке  развиваются взаимоотношения, прежде всего между собственниками капитала, средств производства, имущества, рабочей силы, информационного продукта. Без этих собственников нет и рынка. Проводя крупные экономические преобразования, государство и общество вынуждены изменять формы и отношения собственности. Результативность и эффективность деятельности производственных предприятий зависит от господствующей на них формы собственности.

Отношения собственности представляют собой систематически повторяющиеся, воспроизводимые между людьми отношения, неразрывно связанные с имущественными правами владения, распоряжения, управления, использования и присвоения как средств производства, так и результатов их использования.

От формы собственности во многом зависят не только явления хозяйственной  жизни, но и общественное устройство, государственные институты, социальный и культурный аспекты жизни общества.

В процессе формирования рыночных отношений  доля государственной собственности  постепенно сокращается, зато развиваются  различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого  и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.

Права собственности понимаются как  санкционированные обществом поведенческие  отношения между людьми, которые  возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Отношения собственности выводятся из ограниченности ресурсов: без какой-либо предпосылки редкости бессмысленно говорить о собственности.

Собственность всегда санкционируется  обществом либо позитивно, либо негативно. Позитивные – означают одобрение обществом имеющейся структуры прав доступа к имуществу (ресурсам), негативные – неодобрение их, из чего вытекает необходимость изменить эту структуру в лучшую для общества сторону. Поэтому отношения собственности – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам.

Исключить других из свободного доступа  к ресурсам означает специфицировать  права собственности на них.

Вывод: рост благосостояния общества на основе эффективного использования  ресурсов невозможен без реализации экономических интересов производителя, без его заинтересованности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Агапова Т.А. Макроэкономика - Москва: Изд-во «Дело и сервис», 2004. - 447 с.
  2. Азбука экономики: Аналитический доклад. economics.wideworld.ru/abc_book_economics/
  3. Базылев Н.И. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей - Москва: Изд-во «Инфра-М», 2004. - 188с.
  4. Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие - Минск: Изд-во «БГЭУ», 2007. - 415 с.
  5. Войтов, А.Г. Экономика: Учеб. фундам. теории экономики: Общ. курс. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2004. - 598 с.
  6. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н.Экономика как синергетческая система – М.: Изд-во «Инфра-М», 2010. – 272с.
  7. Ерохина Е.А. Развитие национальной экономики: системно-самоорганизационный момент – Томск: Изд-во Томского университета, 1999. – 160 с.
  8. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. - Москва: Изд-во «Дело», 2002. - 473 с.
  9. Инновационная сфера как предмет исследования экономической науки: Аналитический доклад. infeconomy.ru/284-2010-06-07-02-34-47.html.
  10. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник: Для вузов по специальности "Финансы и кредит". - М.: Изд-во «Юристъ», 2004. - 861 с.
  11. Итуэлл Дж., Милгейт М.,Ньюмена П. Экономическая теория – 4 изд. – Москва: Изд-во «Инфра-М», 2004. – 944 с. 
  12. Кажуро Н.Я. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, инфляция, безработица. - Минск: Изд-во «ФУАинформ», 2004. - 207 с.
  13. Кравцова Г.И. Деньги, кредит, банки: учебник для высших учебных заведений. - Минск, Изд-во «Мисанта», 2003. - 576 с.
  14. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учеб. пособ. / Под. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2001.
  15. Макконнелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. Т.2 / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. - М.: Изд-во «Туран», 1996. - 400 с.
  16. Модели управления знаниями: Аналитический доклад. infeconomy.ru/203-2010-04-09-14-14-00.html.
  17. Мэнкью, Н.Г. Принципы экономикс: Пер. с англ. - СПб. и др.: Питер: Изд-во «Питер принт», 2003. - 623 с.
  18. «Новая экономика», её движущие силы и тенденции развития: Аналитичекий доклад. infeconomy.ru/theory/228-q-q---.html.
  19. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г.  Курс экономической теории – Минск: Изд-во «Мисанта», 2004.- 496 с.
  20. Райзберг Б.А. Курс экономики / 4 изд. – Москва: Изд-во «Инфра-М», 2004. – 672 с.
  21. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / 4 изд. – Москва: Изд-во «Инфра-М», 2003. – 480 с.
  22. Самуэльсон, П., Нордхаус, У. Экономика. 15-е изд. М.: «Инфра-М», 1997. - 595 с.
  23. Сетевая экономика: Аалитический доклад. infeconomy.ru/262-2010-05-04-11-06-54.html.
  24. Фляжникова Е.В. Этика в бизнесе, экономике и политике // Вопросы экономики. – 2010. - №2. – С. 156-160.
  25. Шаститко А.И. Маргинальная экономика // Российский экономический журнал. – 2006. - №5. – С. 98-102.

Информация о работе Собственность в экономической системе общества