Смысл и принципы вертикальной интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Складывающиеся рыночные отношения в отечественном экономическом пространстве стимулируют возможности отхода от традиционного управления предприятием, обусловливают неизбежность и экономическую целесообразность перехода от управления как такового к менеджменту и маркетингу, требуют создания системы эффективных алгоритмов принятия управленческих решений с учетом изменения рыночной конъюнктуры.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовик ВИНК.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

На рынке промежуточной  продукции (назовем ее рынком А) действует m продавцов, а на рынке конечной продукции (рынок В) – n производителей, одновременно являющихся продавцами. Технология производства продукта В такова, что одна единица промежуточного продукта А необходима для производства единицы конечного продукта В. Для производства продукта В требуется еще и промежуточный труд С. Производственная функция товара В – функция Леонтьевского типа: В=min{A,C}. Предположим, что все n фирм на рынке В идентичны. Объем продаж отрасли складывается из выпуска каждого производителя так, что  , где i = 1,…,n; qBi – выпуск каждой фирмы на рынке.

MCB = ( PA + PB )

Условие максимизации прибыли  фирмы на рынке В:

 , Ed – эластичность рыночного  спроса на конечный продукт.

 функция спроса на товар А со стороны  одного продавца на рынке конечной продукции, причем  – предельная выручка продавца на рынке конечной продукции.

Пусть на рынке действуют  фирмы-монополисты (n=1, m=1).

Если они принимают  решения независимо друг от друга, на рынке промежуточной продукции  монополист устанавливает цену РА, на рынке конечной продукции другой монополист – цену РВ, всего на рынке продается количество Q*. Если фирмы объединяться в вертикально интегрированную компанию, затраты производителя конечной продукции на промежуточный продукт А понизятся, объем рыночных продаж увеличится, цена конечной продукции понизится, выигрыш потребителя на рынке В повысится, а суммарная прибыль на рынке С понизится.

Если мы сравним обе  ситуации, то обнаружим, что для производителей конечной продукции «двойная максимизация прибыли» в условиях неинтегрированных фирм невыгодна: в этом случае при равновесной цене на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить за товар В настолько велика, что производство и продажа дополнительных единиц конечной продукции принесли бы фирме дополнительную прибыль. В случае вертикально интегрированной компании объем прибыли оказывается выше, чем суммарная прибыль производителей конечной и промежуточной продукции при отсутствии вертикальной интеграции.

Если мы рассмотрим рынки промежуточной и конечной продукции как рынки не монополии, а олигополии (m>1, n>1), ситуация изменится не принципиально. Однако по мере роста числа компаний на рынке и приближения рынка к совершенно конкурентному, выигрыш ит ВИ сокращается. В конце концов при достаточно большом числе фирм на рыне ВИ не приносит дополнительной прибыли.

2) Если ресурсы, используемые  в производстве конечного продукта  являются взаимозаменяемыми, то  замещение относительно более  дорогого ресурса менее дорогим  создает дополнительные стимулы к ВИ (ВИ с поставщиком более дешевого ресурса).

3) ВИ позволяет снизить  давление государственного регулирования,  в том числе уменьшить объем  налоговых отчислений. ВИ также  позволяет манипулировать объемом  полученной прибыли, распределяя  ее между подразделениями фирмы, что важно в том случае, когда государство вводит ограничения на норму прибыли некоторых продуктов или услуг компании. В рамках вертикально интегрированных компаний сумма уплаченных косвенных налогов (например, НДС) будет ниже, чем сумма, которая была бы уплачена самостоятельными компаниями. ВИ зачастую дает возможность обойти установленную государством максимальную границу цен на продукцию.

4) ВИ дает возможность  диверсификации производства, которая  позволяет снизить общий риск  хозяйствования.

5) возможность снизить  потери от монопольной власти: так, независимые поставщики с/х  продукции, сталкиваясь с закупочной  фирмой, обладающей монопсонической  властью, повысят прибыль, объединившись  в кооператив и построив предприятие  по переработке с/х продукции.

 

2.Вертикальная  интеграция на примере российских  нефтяных компаний.

2.1. Предпосылки вертикальной интеграции

Развитие нефтяного  бизнеса на Западе с самого начала пошло по пути вертикальной интеграции. Крупнейшие нефтяные компании — Standard Oil, Gulf, Техасе, Shell и другие установили контроль за всеми сферами нефтяного дела в национальном, а затем и международном масштабе. Такого же подхода придерживались и многие небольшие предприятия-аутсайдеры, хотя они и оперировали на ограниченных территориях.

В 60-70-е годы в мировом  нефтяном бизнесе произошли серьезные изменения. Страны-экспортеры нефти, входившие в ОПЕК, сумели в значительной степени установить контроль над своими нефтяными ресурсами. Сейчас практически во всех нефтедобывающих странах существуют мощные национальные нефтяные компании. Однако, даже добившись права распоряжаться большей частью добываемой нефти, страны-производители не смогли получить справедливую, по их мнению, долю в общих доходах, обусловленных эксплуатацией нефтяных ресурсов. Главная причина этого — отсутствие или ограниченность доступа к рынкам сбыта конечной продукции.

Поэтому в 70-х годах  сначала для самообеспечения  нефтепродуктами, а затем и с целью выхода с ними на внешние рынки Саудовская Аравия — крупнейшая нефтяная держава мира — и многие другие страны-производители приступили к строительству нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. В 80-е годы они разнообразили свою политику, приобретая материальные и финансовые активы нефтеперерабатывающих производств и сбытовых компаний на территории стран-потребителей нефти — в Северной Америке и Западной Европе.

В данном случае процесс  вертикальной интеграции развивался в направлении от разведки и добычи нефти к сферам ее переработки и маркетинга продукции. Важнейшими предпосылками такого процесса можно считать стремление овладеть рынками конечного спроса и конкуренцию в сфере нефтедобычи в условиях достаточно насыщенного рынка и снижающейся эффективности инвестиций в освоение новых нефтяных ресурсов.

В другом направлении  шла интеграция в нефтяных компаниях стран Западной Европы исключая British Petroleum и Shell, давно входящих в число крупнейших международных компаний. Так, во Франции и Италии сформировавшийся еще в 50-е годы мощный государственный сектор в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности находился в сильной зависимости от поставок со стороны крупнейших нефтяных компаний мира. Используя конкурентные противоречия между транснациональными нефтяными корпорациями и правительствами нефтедобывающих стран, прежде всего в Северной Африке, европейские государственные и частные компании сумели вклиниться в сферу нефтедобычи на более приемлемых для стран-собственников ресурсов концессионных условиях. Иными словами, основным движителем данного интеграционного процесса было стремление к преодолению зависимости от поставок сырья. В результате этого сложились крупные нефтяные компании, такие как французская Total и итальянская ENI, входящие ныне в двадцатку лидеров.

Анализируя опыт создания вертикально-интегрированных нефтяных компаний в странах Запада, среди важнейших предпосылок вертикальной интеграции следует отметить следующие:

1. Стремление нефтяных  компаний к контролю над рынками  сбыта конечной продукции —  сначала нефтепродуктов, а затем и нефтехимикатов.

2. Обусловленная природными, технологическими и экономическими  факторами необходимость создания  эффективно управляемой организации производства и сбыта.

3. Возможность экономии  на масштабах производства. Концентрация  капитала и производства, наличие единой инфраструктуры, возможности маневра (капиталом, мощностями, потоками сырья и продукции) способствуют сокращению удельных затрат в производстве и приводят к приросту сбытовой деятельности, росту массы и нормы прибыли.

4. Обеспечение в рамках вертикально интегрированных структур контролируемых источников сырьевого обеспечения.

5. Международный характер  нефтяного бизнеса и его теснейшая  связь с мировой и национальной  политикой.

Однако основные предпосылки  интеграционного процесса нельзя считать факторами абсолютного действия. Они достаточно противоречивы и проявляются лишь в тенденции. Планомерность, концентрация производства и капитала, установление контроля над рынками сырья и продукции в сочетании с монополизмом отнюдь не исключают конкуренции. Крупнейшие нефтяные корпорации соперничают между собой и независимыми компаниями-аутсайдерами.

Нельзя также не отметить того обстоятельства, что стремление компаний к контролю и участию во всех стадиях нефтяного дела приводит к не всегда оправданному дублированию производственных и сбытовых структур. Иными словами, экономия в издержках, достигаемая внутри вертикально-интегрированных компаний, имеет своей оборотной стороной расточительное расходование ресурсов.

Интеграция и комбинирование в нефтяном деле отнюдь не исключают и специализации. Наряду с небольшими существуют крупные специализированные компании. И те, и другие, будучи самостоятельными хозяйственно-правовыми структурами, могут, тем не менее, входить в сферу влияния интегрированных компаний, например, через систему финансового участия. В нефтяном бизнесе в условиях рыночной экономики широко распространено частичное (фрагментарное) комбинирование различных сфер деятельности. Типичным примером такого рода являются связки: разведка запасов — добыча нефти; транспорт — оптовая торговля нефтью; нефтегазопереработка — нефтехимия; оптовая — розничная торговля нефтепродуктами. Специализация и частичное комбинирование, по-видимому, наиболее удобны при переработке нефти вследствие большого разнообразия процессов и технологий, необходимости производства продукции с заданными свойствами (смазочных масел, различных присадок и т.д.).

Развитие интеграционного  процесса в нефтяной промышленности при наличии необходимой мощной финансовой базы происходило и происходит в различных формах:

— прямых инвестиций с  созданием новых объектов в сферах производства и сбыта;

— приобретения материальных и финансовых активов существующих компаний (слияние, поглощение и т. д.);

— реализации совместных проектов и образования совместных компаний.

В результате этого процесса сложились интегрированные компании двух принципиально различных видов. К первому относятся компании, интегрированные по финансовому признаку, — холдинги, не занимающиеся производственной деятельностью, но осуществляющие контроль над многочисленными компаниями и филиалами.

Интегрированные компании второго вида являются производственными, осуществляющими разведку, добычу, транспортировку и переработку нефти, а также сбыт готовой продукции через свои филиалы и специализированные подразделения. Таких компаний в современном нефтяном бизнесе подавляющее большинство. Однако в настоящее время «чисто» производственных компаний уже практически не существует. Все они в той или иной степени являются финансовыми компаниями.

В целом в нефтяном бизнесе, во многом вследствие процессов  вертикальной интеграции, имеет место  чрезвычайно сложное переплетение экономических и политических интересов. Сама вертикальная интеграция, в том числе опирающаяся на систему финансового участия и совместного владения, приобрела многоступенчатый характер, адекватный условиям современной рыночной экономики.

В то же время практически все  крупнейшие нефтяные компании мира включают в себя звенья технологической цепочки — от скважины до бензоколонки. Как правило, в их состав входят дочерние компании, имеющие статус национальных, если они находятся в других странах. Сама ВИНК выступает по отношению к ним как материнская и имеет совместные с другими фирмами предприятия. Все компании по форме собственности являются акционерными обществами.

Дочерние фирмы практически  независимы, у них свое собственное управление, Совет директоров. Штаб-квартира (главный офис) материнской компании дает дочерним конкретные задания, которые должны способствовать достижению высоких финансовых результатов.

В принципе разделение роли Штаб-квартиры (материнской компании) и входящих в ее состав компаний, фирм и отделений  состоит в том, что первая определяет стратегию, а текущая работа сконцентрирована в низовых звеньях.

2.2. Особенности российских ВИНК

Для российской нефтяной промышленности, обладающей всеми стадиями нефтяного цикла, реформирование путем  создания ВИНК правильно, но вместе с  тем существует ряд характерных  отличий классических вертикально-интегрированных компаний от российских в их теперешнем состоянии.

Во-первых, западные компании росли органично под воздействием рыночных сил, отвечая на запросы  и вызовы потребителя и регулирующих мер государства. Каждая из существующих компаний прошла через серию слияний и продаж своих дочерних структур, которые продолжаются и поныне. Российские же компании были созданы одномоментно в соответствии с президентскими и правительственными нормативными актами под уже готовую и проверенную жизнью, правда, в других экономических условиях, идею. В их составе объединились предприятия, десятилетиями функционировавшие в рамках различных министерств и ведомств в условиях централизованно планируемой, разобщенной в отраслевом отношении экономики. При этом набор объединяемых предприятий далеко не всегда имел достаточно содержательное обоснование. Поэтому проблема их взаимодействия и превращения в единый экономический организм, одной из целей функционирования которого является получение оптимальной совокупности прибыли, пока еще не решена.

Форма организации взаимодействия предприятий, входящих в большинство российских компаний, известна в мире как "мягкий холдинг". Он предполагает, что дочерние структуры практически независимы друг от друга в том смысле, что их производственная  деятельность и маркетинг не согласованы в рамках единого стратегического подхода. При такой ситуации главная цель создания ВИНК практически теряется, но предприятия получают полную возможность оптимизировать результаты своей деятельности.

Информация о работе Смысл и принципы вертикальной интеграции