Л.Эрхард и "немецкое экономическое чудо"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

За свою почти полуторавековую историю экономика Германии пережила и феерические подъемы и масштабные спады. Если причины последних в целом понятны (поражение в двух крупнейших в истории человечества мировых войнах, при чем во втором случае страна оказалась фактически в руинах, а также последствия мирового экономического кризиса конца 20-х — начала 30-х годов XX века), то загадку «немецкого экономического чуда» и сейчас пытаются разгадать экономисты многих государств.
Германская модель, прочно ассоциируется с социальным рыночным хозяйством — систем, которую после поражения гилеризма выстроил первый министр поствоенной ФРГ Л.Эрхард и его единомышленники.

Содержание

Введение ............................................. 3
Глава 1. Основные этапы развития
экономики Германии до Л.Эрхарда .. 4
Глава 2. Л.Эрхард и
"немецкое экономическое чудо" ..... 24

Заключение ........................................ 30
Список используемой литературы ... 34

Прикрепленные файлы: 1 файл

kkrabb.docx

— 71.11 Кб (Скачать документ)

 

Британский флот почти сразу отрезал Германию от всех морей, от её колоний и рынков сбыта, от подвоза сырья и продовольствия, в то время как огромный британский торговый флот был отдал в полное распоряжение Антанты. Гигантские финансовые возможности Британской империи тоже были целиком отданы на нужды Антанты, что стало одни из орудий борьбы, позволившим получить доступ ко всей продукции североамериканской промышленности. О степени политической и экономической изоляции Германии говорит тот факт, что при вступлении Великобритании в войну, Германия воевала с тремя странами — Россией, Францией и Бельгией, а при заключении Версальского мира, мирный договор был подписан с 27 державами воевавшими против Германии. Причем большая часть этих держав вступила в войну на стороне Антанты именно из-за присутствия в ней Англии. Германия, еще несколько лет с переменным успехам воевала в Европе, но за её пределами, за исчезающе малыми исключениями потерпела поражение практически везде. Первой благоприятной ситуацией воспользовалась Япония, предъявив Германии ультиматум уже 15 августа 1914 года с требованием очистить от немцев бухту Циндао и всю территорию германской концессии в Китае. Этот удар не только лишил Германию её единственной азиатской колонии, очень ценной в экономическом отношении, но и означал потерю ее военного и торгового флота в азиатских странах.

 

Другим последствием  вступления Англии в войну на стороне Антанты, стало резкое изменение позиции Италии — уже в конце июля 1914 года, итальянское правительство ясно дало понять, что ни при каких условиях не вступит в войну на стороне Германии и её союзников, а весной 1915 года, после колебаний итальянское правительство все-таки решило пожертвовать своим нейтралитетом и объявило Германии войну. Это окончательно замкнуло цепь экономической блокады в которой находилась Германия и окончательно отрезала её от средиземноморского бассейна.

 

Одним из поздних, но решающих последствий вступления Англии в войну с Германией, стало вступление в войну на стороне Антанты США в 1917 г. До этого момента американские промышленники фантастически наживались на военных поставках, ибо с точки зрения торгового баланса 4 года и 3 месяца войны, принесли США больше финансовых средств чем все 125 лет их предшествующей истории — положительное сальдо с августа 1914 по ноябрь 1918 г.г. Составило 10.9 млрд. долларов, а с 1788 по 1914 только 9.2 млрд. долларов. Англия, Франция и Италия должны были США суммарно более 8 млрд. долларов и понятно, что поражение Антанты грозило бы банкротством, от которого логично пострадали бы США как главный кредитор.

 

Морская блокада и связанное с ним сокращение импорта, серьезно осложнили экономическое положение Германии,  но имело ли это решающее значение в неудачном итоге войны для Германии сказать сложно. Так например,  германия имела высокую квоту самообеспечения сельскохозяйственными продуктами (100% по картофелю, ржи, сахарной свекле, 905 по продовольственному зерну, молоку и молочным продуктам, 60% по жирам и яйцам), однако нехватка продовольствия стала показываться практически сразу, достигнув к концу войны масштабов голода. Причин деградации сельского хозяйства по большому счету две:

  • массовая мобилизация крестьян на фронт
  • острый дефицит кормового зерна и минеральных удобрений, которые Германия в значительной степени ввозила из-за рубежа.

 

В среднегодовом исчислении и в постоянных ценах импорт Германии сократился  в годы войны в 2-2.5 раза, а экспорт — в 3.5-4 раза. Особенно большим было уменьшение товарооборота в 1917 и 1918 годах. За 4.5 военных года, Германия импортировала товаров всего в 2 раза больше чем за один 1913. Совокупный дефицит внешнеторгового баланса к 1918 году составил 11.1 млрд. золотых марок.

 

 

Таблица 6. Внешняя торговля Германии в 1913-1918 г.г. Млрд. Золотых марок

 

Год

Импорт

Экспорт

Сальдо

1913

10.8

10.1

-0.7

1914 (январь-июль)

6.4

6.0

-0.4

1914 (август-декабрь)

2.1

1.5

-0.6

1915

5.9

2.5

-3.4

1916

6.4

2.9

-3.5

1917

4.2

2.0

-2.2

1918

4.2

2.8

-1.4

Август 1914 - декабрь 1918

22.8

11.7

-11.1


 

 

 

У Германии было несколько источников приобретения сырья и продовольствия. Первый и важнейший — нейтральные страны Северной Европы и Швейцария. Вплоть до середины 1915 годы, морская блокада носила еще ограниченый характер, нейтральные государства активно снабжали Германию дефицитными товарами, используя как собственные ресурсы, так и реэкспорт (перепродажу купленный за рубежом товаров). Торговля между Германией и её союзниками в ходе Первой мировой воны был незначительной, в силу их отсталости и экономической слабости, более того, он сами крайне нуждались в помощи от куда более мощной немецкой экономики.

 

Реальной проблемой Германии  в годы войны была не столько нехватка сырья, важнейшие виды которого немцы научились производить из синтетических изделий, сколько общая деградация промышленной и транспортной базы — не хватало локомотивов, стали. Угля, а также квалифицированной рабочей силы.  Однако, отлаженная машина по производству оружия, боеприпасов и снаряжения исправно работала всю войну, даже на исходе войны промышленность полностью выполняла плановые задания, снабжая фронт всем необходимым. Значительно более остро ощущалась нехватка продовольствия. С конца 1915 года и далее, чем дальше тем больше немецкое население стало страдать от недоедания. К середине 1917 года, потребление мяса сократилось до 20% от довоенного уровня, яиц до 13, рыбы до 5%. Более-менее удовлетворительным было снабжение картофелем и сахаром. Введение карточной системы, жесткие ограничительные меры на вывоз с/х продукции и гос. регулирование цен не смогло кардинально поменять ситуацию. В 1916-17 недоедания ощущалось исключительно в телу, но начиная с 1917 года оно стало проявляться и на фронте.

 

 

Окончание войны Германия встретила с расстроенной системой государственных финансов и обесцененной национальной валютой. Налоговые поступления покрывали только 14% бюджетных расходов. Дефицит уже в 1915 году составлял 24 млрд. марок, а в 1917 и 1918 вырос соответственно до 44.2 и 37 млрд. марок соответственно. Общая сумма гос. долга увеличилась к концу 1918 года на 150 млрд. марок и составила колоссальную сумму в 156.1 млрд. марок. Главная причина возникших финансовых проблем непомерные военные расходы. Даже по официальным данным военный бюджет Германии в последний год войны, превышал аналогичный показатель 1913 года на 505%. Милитаризация экономики носила беспрецедентный характер, на военные нужны 1914-18 г.г. расходовалось до 83% бюджетных средств, еще 15 % шло на обслуживание долга и только 2% на гражданские нужды. Вс труктуре бюджетов стран Антанты удельный вес гражданских расходов был куда выше — 10% у Франции и 18% у России. Нехватка денежных средств покрывалась главным образом выпуском облигационных займов, что в сочетании с тотальным дефицитом продовольственных и потребительских товаров, регулируемыми государством розничными ценами и резким увеличением наличного денежного обращения создавало сильнейший инфляционный навес и колоссальное давление на национальную валюту. Золотой паритет рейсхмарки формально еще поддерживался во внешнеторговых операциях, хотя свободный обмен бумажных банкнот на золото был прекращен еще 27 июля 1914 года., но т. н. золотая марка по сравнению с довоенным периодом в 1918 году стоила на 61% дешевле при расчетах по импорту и на 62% - по экспорту. На Нью-Йоркской бирже, она уже в 1916 году котировалась по курсу 26% от номинала.

 

 

Версальский договор, который28 июня 1919 года вынуждена была подписать, признавшая свое поражение Германия, превращал её из одной из доминант мировой политики в бесправный субъект. Она лишилась права иметь самостоятельную армию и флот, от неё были отторгнут ряд территорий и на неё были наложены колоссальные репарации (она заранее, еще не зная сумму, была обязана выплатить любое количество, которое ей объявят победители). В области таможенной политики, она обязана была представить державам победителям режим наибольшего благоприятствования в торговле, но без права претендовать на тот же статус у союзников.

 

 

Германия вышла из войны существенно ограниченная политически и крайне ослабленная экономически. Несмотря на относительно скромные масштабы материального ущерба, которые не шли ни в какое сравнение с ущербом нанесенным скажем Бельгии или Франции, так как на территории непосредственно Германии боевые действия практически не велись, её международные позиции были подорваны если не навсегда, то на достаточно продолжительный срок.

В этом по большому счету и была цель её оппонентов — Франции и Англии. Так или иначе, но лишив Германию заморских колоний, зарубежных капиталов и собственности, важных в экономическом плане территорий на востоке и западе, наложив на неё огромные репарации и выставив таможенные барьеры на пути немецких товаров, союзники ослабили её материальную и финансовую базу,  а также маневренные возможности в конкурентной борьбе.

 

В 1919 году, индекс производства Германии составлял примерно половину от довоенного уровня, оборудование было изношено и требовало замены. Предприятия требовало перепрофилировать под выпуск гражданской продукции. Гиперинфляция тормозила процесс воспроизводства капитала, затрудняла финансовое планирование на предприятиях, наносила ущерб отраслям промышленности зависящим от импорта. Поскольку рост цен намного опережал рост заработной платы, происходило свертывание внутреннего спроса, обострение кризиса сбыта. Также одним из ключевых факторов торможения экономического роста, стала нехватка сырья от которого традиционно зависела экономика Германии.

Ситуация усугублялась репарационными платежами, которые была вынуждена платить германия, по условиям Версальского мирного договора. Несмотря на повышение налогов, введение экспортных пошлин, принудительное проведение облигационных займов среди населения, система государственных финансов находилась в катастрофическом положении и была на грани развала. Бюджетный дефицит, пересчитанный в бумажных марках и пересчитанный по паритету покупательной способности, составлял в 1920/21 финансовом году 7.1 млрд. марок, а в 1923/24 финансовом году 11.7 млрд. марок. Весьма характерно выглядело в 1923/24 соотношение между поступлениями в бюджет и его расходной частью — 1.2 против 13 млрд. марок.

Тем не менее, несмотря на все трудности, хозяйственная жизнь оживала и экономика Германии, с учетом всех очевидных сложностей, восстанавливалась достаточно быстрыми темпами. Ключевым фактором этого стал экспорт, ибо послевоенная Европа остро нуждалась в тех товарах, которыми была славна немецкая промышленность — машины и оборудование, химикалии и электротехника. Обесценивание марки значительно усилило конкурентные возможности немецких промышленников, ибо они могли предлагать свои товары по исключительно низким, фактически демпинговым ценам. Учитывая, что реальная покупательная способность бумажных денег, на внутреннем рынке несмотря на инфляцию, была в отдельные периоды в 3-4 раза выше биржевого курса марки к доллару, любые экспортные операции приносили колоссальную прибыль.

 

В годы восстановления германский экспорт в стоимостном выражении рос достаточно быстрыми темпами — с 1920 по 1925 годы он увеличился почти вдвое достигнув 70% довоенного уровня в 1925 году.

 

Таблица 7. Экспорт Германии после 1919 г.

 

Год

Млн. марок

% от 1913

1920

3.7

36.7

1921

4.4

44.2

1922

6.1

61.3

1923

5.3

52.9

1924

5.1

50.8

1925

6.9

68.9


 

 

 

Вместе с «принудительным экспортом» вывод товаров в 1925 году согласно официальных данных немецкой статистики составил почти 9290 млн марок, то есть вплотную приблизился к довоенному уровню. Главными рынками сбыта для Германии в этот период стали Нидерланды (10,7%), Великобритания (10%), США (6.5), Франция (5.2%).

 

В 19124 году, под влиянием изменившихся международных обстоятельств и обострения социально-экономического положения внутри Германии, страны Антанты пошли на некоторое смягчение репарационных платежей, что заметно облегчило финансовое бремя Германии и способствовало стабилизации её национальной валюты. Промежуточное урегулирование 1924 года (т. н. План Дауэса) предусматривало снижение платежей  в первый плановый 1924/25 годы до 1 млрд. марок с последующим увеличением суммы взносов до 2.5 млрд. марок к 1928/29 г.г. В 1925 г. темпы роста промышленного производства в германии были все еще ниже по сравнению с довоенным периодом, а индекс промышленного производства составил 87% уровня 1913 года. Однако курс марки стабилизировался, инфляция пошла на убыль, капиталы активно вкладывались в расширение производства и обновления оборудования, а деловая активность быстро набирала обороты.

 

В общей сложности с 1924 г. по сентябрь 1930 Германия получила из-за границы 27 млрд. марок в виде долгосрочных и краткосточных кредитов и инвестиций. Основные финансовые средства поступили из США (40%), Нидерландов (12%), Швейцарии (12,5%), Великобритании (12%) и Франции (5%). Примерно одна пятая этой суммы пришлась на государственные займы , однако большая часть пришла на долю частного сектора — ведущих концернов и компаний, что позволило в сжатые сроки произвести модернизацию производственных мощностей. В результате технического переоснащения предприятий, введения конвейерных линий, рационализации производства и внедрения новых технологических процессов производительность труда с 1924 по 1929 годы выросла в среднем на 40%. В целом же огромный приток иностранного капитала помог германскому государству и промышленности  решить три важнейшие задачи — финансировать хронический дефицит внешнеторгового баланса, обеспечить бесперебойную выплату репарационных отчислений, без значительного повышения налогов и компенсировать возникшую в постинфляцион ный период нехватку оборотных средств у предприятий. Уже к 1927 году объем промышленного производства достиг довоенного уровня, а в 1929 году превысил его на 15-20%. Рекордные темпы ростапоказывали машиностроительная, химическая, сталелитейная, текстильная и угледобывающая промышленность. К концу 20-х годов, Германия стала самой мощной индустриальной державой в европе и по объему общего промышленного производства уступала только США. Её доля в мировом производстве выроста в 1929 году по сравнению с 1923 с 8 до 12%. Постепенно Германия отвоевывала позиции на мировом рынке. В конце 1925 года с неё было снято одно из существенных Версальских ограничений — одностороннее обязательство предоставлять странам Антанты льготный таможенный тариф при ввозе их товаров на свою территорию без права претендовать на аналогичные преференции для германской экспортной продукции.

Информация о работе Л.Эрхард и "немецкое экономическое чудо"