Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 23:28, курсовая работа
Целью работы является рассмотрения теоритических основ стабилизации регулирования экономики и перспективы применения зарубежного опыта в современной экономике Республики Беларусь.
Задачами работы являются:
- изучение методов и инструментов стабилизационной политики;
- рассмотрения зарубежного опыта на примере экономически развитых стран;
- исследования применения зарубежного опыта в экономике Республики Беларусь.
В-четвертых, рост крупных финансовых организаций, которому способствовало дерегулирования, привел к нарастанию системных рисков. Сложная структура таких организаций практически не оставляет возможностей участникам рынка (зачастую даже собственно акционерам этих организаций) для эффективного мониторинга применяемых рисков. Кроме того, такой рост приводит к появлению «слишком больших и слишком взаимосвязанных, чтобы обанкротится» организаций. Банкротство таких организаций может привести к масштабной дестабилизации финансовой системы – как по каналу прямых взаимосвязей, так и по каналу роста неопределенности. Дополнительным негативным последствием является нарастанием проблемы морального риска в силу того, что для таких организаций повышается вероятность предоставления госпомощи в случае возникновения проблем – в целях избежание системных эффектов. Можно высказать предложение, что это было существенным фактором роста популярности высокорисковых стратегий в предкризисный период.
Как видим, пруденциальное регулирование в развитых странах перед кризисом не смогло воспрепятствовать накопления рисков в финансовой системе. При этом нужно отметить,
Недооценка этих рисков имела место не только со стороны частных агентов, но и со стороны регуляторов. В немалой степени это было обусловлено несовершенством использовавшихся моделей стресс – тестирования. Как показывают исследования, в большинстве случаев использовавшиеся негативные сценарии оказывались недостаточно пессимистичными. В определенной степени это связано с объективными сложностями экономического моделирования кризисов, так как последние зачастую ассоциируются со структурными сдвигами в используемых отношениях. Тем не менее значительную роль сыграл и недоучет таких очевидных факторов. Как рост числа внутренних и международных взаимосвязей в финансовой системе, способных привести к быстрому развитию «негативной спирали» цен на активы и «заражению кризисом».
Помимо повышения вероятности кризисов в связи дерегулированием, стоит отметить и такой негативный аспект макропруденциальной политике в развитых странах, как проциклическое влияние стандарта Базель II на финансовую систему. Как отмечалась выше, в «спокойных» условиях оценки рисков является низкими и капитальные требования снижаются, в условиях кризиса, напротив, происходит их существенный риск обуславливает проблемы, связанные с необходимостью капитализации или распродажи активов. В результате возможно дополнительное негативное влияние на объемы кредитования, что усиливает вызванную финансовым кризисом рецессию. В связи с этим на ряду с вопросами регулирования деятельности институциональных инвесторов и структуры вознаграждения руководства финансовых организаций проблема реформы капитальных стандартов и разработке эффективных инструментов макропруденциальной политики в настоящее время занимает центральное место в деятельности Совета по финансовой стабильности, банка международных расчетов и других международных организаций.
Накопление в предкризисный период рисков, связанный с избыточным ростам кредитования и цен на активы, происходило не только в развитых, но и в развивающихся странах. При этом можно констатировать, что страны последней группы в целом более активно использовали меры макропруденциальной политики для предотвращения роста финансовой уязвимости. Если среди развитых стран подобные меры были введены только в Испании, то для развивающихся стран и формирующихся рынков можно привести целый ряд примеров:
Добавим, что некоторые развивающие страны в предкризисный период предпринимали также меры, направленные на ограничения притока краткосрочного капитала, такие, как дифференцированные резервные требования. В целом страны, вводившие в предкризисный период новые пруденциальные меры, характеризовались меньшими значениями таких факторов кризисной уязвимости, как внешний долг частного сектора и прироста кредитования в предкризисный период, что обусловило меньшие потери ВВП а период кризиса.
Хотя основной причиной кризиса 2007-2009 гг. были связанны с действиями частного сектора, для многих стран, как развитых. Так и развивающихся, проциклическое, экспансионистская фискальная политика в предкризисный период, во-первых, стала одним из дополнительных факторов перегрева, а во-вторых привела к ограниченности возможностей фискального стимулирования экономики вовремя кризиса. Наиболее очевидным примером является опыт Греции и Португалии, бюджеты которых использовались с дефицитом даже в период бума.
К концу 2008 г. стало очевидным, что меры монетарного стимулирования и поддержки финансовых организаций не смогли остановить тенденцию к снижению частного спроса. В этих условиях все ведущие экономики мира разработали программы дискреционного фискального стимулирования, направленные на поддержку совокупного спроса, снижение неопределенности, смягчение социальных последствий кризиса. Основной объем стимулирования пришелся на 2009 г. с дальнейшим уменьшением поддержки по мере восстановления частного спроса. (таб.1)
Как видно из таблицы, объем антикризисных мер существенно различался по странам. На качественном уровне можно отметить, что во-первых все страны с формирующимися рынками в условиях кризиса оказались в состоянии проводить контрициклическую политику, а во-вторых, страны со значительным «фискальным пространство» смогли провести более масштабное стимулирование экономики по сравнению со странами, где такое пространство практически отсутствовало. На количественном уровне исследование детерминанта масштаба стимулирующих мер показало, что значимыми факторами служили предкризисный рост кредитования и рост безработицы в период кризиса. Таким образом, размеры антикризисного пакета фискальных мер определялись не только «стороной предложения» (возможностями государства увеличить расходы), но и «стороной спроса» - объективной потребностью экономики в стимулировании, зависящей как от степени кризисной уязвимости, так и собственно от тяжести последствий кризиса.
Таблица 1 - Объем мер фискального стимулирования в странах (% ВВП)
Страна |
2009 г. |
2010 г. |
Страна |
2009 г. |
2010 г. |
Аргентина Австралия Бразилия Канада Китай Франция Германия Индия Индонезия Италия |
1,5 2,8 0,7 1,8 3,1 1,0 1,5 0,6 1,1 0,0 |
0,0 1,8 0,6 1,7 2,7 0,5 2,1 0,4 0,6 0,1 |
Япония Южная Корея Мексика Россия Саудовская Аравия ЮАР Турция Великобритания США |
2,8 3,6 1,5 4,5 3,3 3,0 1,2 1,6 1,8 |
2,2 1,1 1,0 2,8 3,5 2,1 0,5 0,2 2,9 |
Источник: Влияние макроэкономической политики на предпосылки глобального кризиса 2007-2009 годов и смягчения его последствий /Э.С. Рустамов//Деньги и кредит. - 2012. - №2. – С.12-2
3.Зарубежный опыт антициклической политики в экономике Беларуси
В 2011 г в Беларуси выполнены 12 из 15 основных прогнозных показателей. Высокие темпы развития экономики позволили обеспечить рост ВВП 2011 г на 5,3%. Основной вклад в ВВП внесли промышленность и торговля. Темп роста ВВП в 2011 г. оказались ниже границ годового прогноза (109-110 %).
В основе замедления экономического роста лежат факторы сокращения внутреннего спроса – объемы розничного товарооборота, динамика доходов населения и инвестиций в основной капитал.
Отмечена тенденция устойчивого роста в 2011г. удельного веса экспорта в объемах промышленного производства. Девальвация национальной валюты сыграла определенную положительную роль в стимулировании экспорта. За 2011г. экспорт товаров и услуг составили более 40 млрд. долл. США, что дало прирост 57,9 %. А так же значительно улучшилось отношение сальдо внешней торговли к ВВП, которая составила минус 3,4 %.
Важной качественной характеристикой национальной промышленности является сокращением складских запасов готовой продукции: на начало 2012г. они составили в фактических ценах 58,3% к среднемесячному объему производства. Такой показатель как уровень дебиторской задолженности предприятий, к 1 января 2012г. был сокращен до 1,5 млрд. долл. США.
Высокие темпы роста промышленности достигнуты при положительной динамике отдельных качественных параметров. Темп роста производительности труда за одиннадцать месяцев 2011г. составил 107,9 % и опережал рост реальной заработной платы.
В 2011г. Правительству удалось не допустить снижения реальных располагаемых доходов населения. Рост инвестиций в основной капитал в 2011г. составил 113,3 %. Снижения темпов роста инвестиций в значительной мере было обусловлено политикой сжатия внутреннего спора, оптимизацией финансирования госпрограмм и сокращениям бюджетных расходов. Объем привлеченных в экономику стран прямых иностранных инвестиций на чистой основе в 2011г. составил 3,97 млрд. долл. США.
В 2012г. сформулирована задача привлечения прямых иностранных инвестиций в объеме 3,7 млрд. долл. США, а так же достижения высоких темпов экономического роста. Что касается финансовой сферы, то приняты беспрецедентные шаги в бюджетно- налоговой и денежно- кредитной политике. Сниженная налоговая нагрузка за счет уменьшения налога на прибыль, созданы необходимые условия для быстрой окупаемости инвестиционных проектов, особенно в сфере высокотехнологичного производства. Изысканы значительные ресурсы для кредитной поддержки финансирования госпрограмм. Боле 5% ВВП направляется непосредственно из бюджета на финансирование, поддержку национальной экономики.
По большому счету для работы экономики Беларуси нужно как – то увязать несколько показателей: реализацию продукции, снижения процентных ставок по рублевым ресурсам, поступления валюты и сохранения стабильной ситуации на валютном рынке.
В первой половине
2013 года удавалось выполнение
всех показателей, кроме реализации
продукции (рост складских запасов).
Ставки снижались, депозиты росли,
спрос на валюту был
Проблемы на валютном рынке достаточно явно обозначились уже в конце июня. Основной причиной стало падения ставок по депозитом ниже уровня, который уже не покрывал возможный рисков из-за угрозы девальвации.
Нацбанк сосредоточил все свои усилия на удержания курса валют, а населения в своих действиях ориентируется на доллар США. Дополнительной проблемой стало укрепления доллара США по отношению к евро и российскому рублю в этот период. В результате курс доллара США к белорусскому рублю начал расти, а ставки по депозитам остались на кризисном уровне. Надо было удерживать курс доллара хотя бы первую неделю начала паники, когда населения начало активно снимать вклады из банков и конвертировать их в валюту. Или надо было срочно поднимать процентные ставки.
Но Нацбанк место увеличения ставок по рублевым овернайтам просто сузил их коридор. То есть обеспечил своим решениям «спокойствие», но не дал «сигнал» банком о пересмотре депозитной политике. В результате место «сбивания» паники получилось просто наблюдения со стороны за ее развитием. А увеличение ставок по рублевым депозитам выше «пороговых» 30% откровенно запоздало, как и увеличение ставок по рублевым овернайтам до 40%.
Для обеспечения реализации продукции необходимо снижения цен на нее. Это можно сделать за счет формального снижения цен или за счет девальвации белорусского рубля. Но разовое снижения цен на продукцию позволит разово разгрузить склады, но не создаст условий для дальнейшей работы промышленности.
В нынешних условиях на разовую девальвацию не пойдет Правительство и Нацбанк, так как за этим последует отставки. Поэтому начнется плавная девальвация. Вот здесь главное не допустить массового оттока рублевых депозитов и конвертации белорусских рублей в валюту. Для этого процентные ставки должны обеспечивать выше девальвированы рубля.
После увеличения процентных ставок ситуация на валютном рынке как и в сентябре 2012г., выправилась, правда, на новом уровне. В результате выросла стоимость кредитных ресурсов, что отрицательно повлияет на рост ВВП, а те, у кого оказали на руках белорусские рубли или была возможность получать их ниже стоимости рынка.