Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:04, реферат
Количество ЧС техногенного характера в 2010 г. по сравнению с 2009 г. (без учета пожаров на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов, в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения) уменьшилось с 265 до 178 (на 33%).
По характеру и виду источников возникновения техногенных ЧС в 2010 г. преобладали: дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с тяжкими последствиями (83); авиационные катастрофы (30); аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов (16); аварии грузовых и пассажирских судов (10).
2.2. Опасности в техносфере
Количество ЧС техногенного характера в 2010 г. по сравнению с 2009 г. (без учета пожаров на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов, в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения) уменьшилось с 265 до 178 (на 33%).
По характеру и виду источников возникновения техногенных ЧС в 2010 г. преобладали: дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с тяжкими последствиями (83); авиационные катастрофы (30); аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов (16); аварии грузовых и пассажирских судов (10).
Наибольшее количество техногенных ЧС было зарегистрировано в Сибирском (35), Центральном (29, включая г. Москву), Приволжском (23) федеральных округах; в Северо-Западном, Дальневосточном, Уральском, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах произошло 19, 14, 19, 17, 12 техногенных ЧС, соответственно.
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. в Российской Федерации отмечается значительное снижение количества ЧС техногенного характера, которое связано с:
обрушением зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения – с 7 до 0;
авариями на магистральных трубопроводах и внутрипромысловых нефтепроводах – с 11 до 2;
обнаружением (утратой) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ – с 5 до 1;
внезапным обрушением производственных зданий, сооружений, пород – с 4 до 1;
взрывами в зданиях, сооружениях жилого и социально-бытового назначения – с 19 до 5 (рис. 2.15);
авариями с выбросом РВ – с 7 до 2;
авариями грузовых и пассажирских судов – с 30 до 10;
авариями с выбросом (угрозой выброса) АХОВ – с 9 до 4;
авариями на магистральных газопроводах – с 13 до 6;
авариями на тепловых сетях в холодное время года – с 4 до 2;
авариями на электроэнергетических системах – с 10 до 6;
авариями, крушениями грузовых и пассажирских поездов – с 23 до 16.
Увеличение количества погибших в 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошло при ЧС, связанных с:
авариями грузовых и пассажирских судов – с 18 чел. до 20 чел.;
авариями на магистральных газопроводах – с 0 чел. до 1 чел.;
взрывами в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов – с 21 чел. до 69 чел.;
авариями с выбросом (угрозой выброса) АХОВ – с 4 чел. до 8 человек.
В ДТП с тяжкими последствиями в 2010 г. погибло 356 чел., в 2009 г. – 372 чел.; при авиационных катастрофах в 2010 г. погибло 65 чел., в 2009 г. – 79 человек.
По остальным видам техногенных ЧС в 2010 г. также имело место снижение числа погибших.
По сравнению с 2009 г. увеличилось количество пострадавших при:
авиационных катастрофах – с 43 чел. до 208 чел.;
взрывах в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов – с 128 чел. до 173 чел.;
ДТП с тяжкими последствиям – с 524 чел. до 562 чел.;
авариях на магистральных газопроводах – с 9 чел. до 15 чел.;
крупных террористических актах – с 150 чел. до 578 человек.
Наиболее крупными ЧС в техносфере, имевшими место в 2010 г., являются:
авиакатастрофа под Смоленском (10 апреля 2010 г. при заходе на посадку потерпел крушение самолет ТУ-154 М с правительственной делегацией Республики Польша, совершавший перелет по маршруту «Варшава – Смоленск», погибло 96 чел.);
авария на шахте «Распадская» (рис. 2.16) в г. Междуреченске Кемеровской области (8 и 9 мая 2010 г. на шахте произошло два взрыва, погиб 91 чел.).
Основными источниками возникновения техногенных ЧС в 2010 г. стали:
нарушение правил и требований при эксплуатации железнодорожного, морского и авиационного транспорта;
высокий уровень износа основных и производственных фондов и систем защиты;
низкий уровень подготовленности и практических навыков обслуживающего персонала;
отсутствие на объектах промышленности и транспорта резервных источников электроснабжения;
недостаточный уровень надзора за состоянием технических средств противоаварийной защиты;
ухудшение материально-технического обеспечения, снижение качества регламентных работ, повышенный износ и разрушение оборудования;
нарушение правил и техники пожарной безопасности, неосторожное обращение с огнем и умышленные поджоги;
высокий уровень выработки ресурса основного технологического оборудования и неудовлетворительное состояние основных фондов в целом;
нарушение правил дорожного движения, а также правил и требований при эксплуатации всех видов транспорта;
нерешенность вопроса утилизации токсических отходов I и II классов опасности, нехватка организаций, предприятий, допущенных к проведению подобных работ.
Потенциальные опасности в отраслях промышленности и энергетике
В нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности основными причинами ЧС явились разгерметизация технологического оборудования, разрушение резервуаров, разливы нефти и ее продуктов с возгоранием в результате значительного износа оборудования, нарушения норм и правил его эксплуатации.
В газовой промышленности технологические процессы, используемые на промышленных объектах, связаны с добычей, подготовкой, транспортировкой и переработкой взрывопожароопасного углеводородного сырья.
К объектам газовой промышленности относятся:
эксплуатационные скважины на месторождениях;
установки подготовки газа на газовых промыслах;
дожимные компрессорные станции газовых промыслов;
компрессорные станции магистральных трубопроводов и подземных хранилищ газа;
газораспределительные и газоизмерительные станции;
автомобильные газонаполнительные компрессорные станции;
технологические установки и аппараты на объектах переработки газа;
газопроводы;
продуктопроводы;
внутрипромысловые трубопроводы;
технологические трубопроводы.
Несмотря на большой объем работ по поддержанию в технически исправном состоянии газопроводов и оборудования, аварии все же случаются (рис. 2.17).
Как показывает проведенный анализ, их основные причины – строительный брак и дефекты металла труб.
Так, 13 мая 2010 г. на 959-ом километре газопровода «Ямбург-Прогресс» (Ханты-Мансийский автономный округ) Таежного линейно-производственного управления магистральных газопроводов (ЛПУ МГ) ООО «Газпром трансгаз Югорск» произошло разрушение магистрального газопровода с возгоранием. Аварийный участок газопровода был отключен и локализован.
В организациях нефтедобывающего комплекса основную техногенную опасность представляли аварии на промысловых трубопроводах.
Так, в ОАО «Сургутнефтегаз», которое входит в число лучших по организации мероприятий по предупреждению ЧС, из-за коррозии металла, связанной с агрессивностью транспортируемой водогазонефтяной жидкости, произошло 24 аварии на промысловых трубопроводах. При этом суммарная масса загрязняющих веществ (водонефтяной эмульсии) составила 32 т, а площадь загрязнения – 13,72 га.
Основными предпосылками возникновения ЧС в угольной промышленности являлась высокая эксплуатационная нагрузка на технические устройства, используемые в технологическом процессе, а также высокая вероятность образования опасной концентрации пылегазовой смеси.
Так, на угольном разрезе «Коркинский» ОАО «Челябинская угольная компания» ведется добыча бурого угля, на глубине до 500 м. В настоящее время в разрезе действует 14 эндогенных пожаров и имеется 12 потенциально опасных зон самонагревания угля (рис. 2.18).
Основные факторы, влияющие на возникновение и распространение этих пожаров, – окисление угля вследствие его контакта с воздухом при разрушении пластов угля в зонах геологических нарушений, при оползневых явлениях, а также взрывных работах, провоцирующих трещиноватость массива угля.
Ряд объектов отрасли размещен в сейсмоопасных районах, в которых возможны землетрясения силой от 1 до 4 баллов (10 филиалов ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»», ОАО «Распадная»), от 7 до 8 баллов (ОАО ХК «Якутуголь»). В целях снижения вероятности возникновения ЧС на данных объектах их строительство и эксплуатация осуществлялись с обеспечением повышенной сейсмоустойчивости.
В ведении Ростехнадзора находится 37 750 комплексов гидротехнических сооружений (ГТС) (рис. 2.19), из них:
779 ГТС жидких промышленных отходов, в том числе: 336 комплексов ГТС хвостохранилищ и шламохранилищ в горнодобывающей промышленности;
274 комплекса ГТС хранилищ
отходов предприятий
100 комплексов ГТС накопителей отходов металлургической промышленности;
69 комплексов ГТС хранилищ отходов прочих (других) предприятий промышленности;
324 комплексов ГТС на объектах топливно-энергетического комплекса, в том числе: ГЭС – 113, ГРЭС – 61, ТЭЦ – 138, ГАЭС – 3, АЭС – 9;
36 647 комплекса ГТС относится к водохозяйственному комплексу, в том числе: в ведении Минсельхоза России – 281, в ведении Росводресурсов – 310.
Рис. 2.19. Распределение поднадзорных Ростехнадзору комплексов гидротехнических
сооружений промышленности, энергетики и водохозяйственного комплекса
Рис. 2.20. Основные нарушения, допущенные собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями
По данным Российского регистра ГТС, уровень безопасности ГТС на объектах промышленности и энергетики оценивается следующим образом:
нормальный уровень безопасности, при котором ГТС не имеют дефектов и повреждений, дальнейшее развитие которых может привести к аварии, а эксплуатация ГТС осуществляется с выполнением норм и правил безопасности, имеет 39,4% комплексов ГТС от общего количества;
пониженный уровень безопасности, при котором сооружения находятся в нормальном техническом состоянии, но имеются нарушения правил эксплуатации, имеет 43,4% комплексов ГТС;
неудовлетворительный уровень безопасности, характеризуемый превышением первого (предупреждающего) уровня значений критериев безопасности и ограниченной работоспособностью сооружений, – имеет 12,5% комплексов ГТС;
опасный уровень безопасности, характеризуемый превышением предельно допустимых значений критериев безопасности, потерей работоспособности (не подлежат эксплуатации), имеет 4,7% комплексов ГТС.
В 2010 году в ходе выполнения мероприятий по выявлению и сокращению количества бесхозяйных ГТС территориальными управлениями Ростехнадзора было дополнительно выявлено 2 032 бесхозяйных ГТС (рис. 2.21).
В течение года 318 бесхозяйных ГТС было передано в собственность муниципальных образований, 688 бесхозяйных ГТС было ликвидировано ввиду отсутствия хозяйственной надобности, а по 857 – приняты соответствующие решения, и проводятся мероприятия по их ликвидации.
Таким образом, на начало 2011 г. на территории Российской Федерации установлено 7 247 бесхозяйных ГТС, которые распределились по федеральным округам Российской Федерации следующим образом:
Дальневосточный федеральный округ – 101 (1,2 %);
Сибирский федеральный округ – 851 (11,7%);
Уральский федеральный округ – 104 (1,4%);
Приволжский федеральный округ – 1 870 (25,9%);
Северо-Западный федеральный округ – 109 (1,5%);
Центральный федеральный округ – 2 382 (32,9%);
Южный федеральный округ – 1 580 (21,8%);
Северо-Кавказский федеральный округ – 250 (3,4%).
Класс капитальности подавляющего большинства бесхозяйных ГТС в соответствии со СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» определен как IV-й (7 224 ГТС – 99,7%), 22 ГТС – III класса, одно сооружение – II класса.
Подавляющее большинство бесхозяйных ГТС (более 95%) сооружалось в целях орошения земель, рекреации, рыборазведения, обеспечения водой животноводческих комплексов, создания водоемов противопожарного назначения и других хозяйственно-бытовых нужд.
Доля бесхозяйных ГТС в общем количестве ГТС, поднадзорных Ростехнадзору, составляет 19,2%.
В целях предупреждения ЧС на период половодья был организован постоянный контроль бесхозяйных ГТС.
Радиационная опасность. Для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, потенциально опасными являются предприятия (объекты) следующих типов:
атомные электростанции с энергетическими реакторами различных типов;
предприятия, использующие промышленные реакторы;