Международно-правовое регулирование охраны и ресурсопотребления морских живых ресурсов в середине ХХ века как условие стабильного разв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:00, статья

Краткое описание

Первая попытка кодификации норм международного морского права, не увенчавшаяся успехом, была предпринята в 1930 г. в рамках Гаагской конференции по кодификации международного права. В 1931 году в Женеве при содействии Лиги Наций 26 стран подписали Конвенцию1 о регулировании китобойного промысла, вошедшую в силу в 1935 году. В ней фактически нашла отражение законодательная практика ограничений промысла морских животных и порядка его осуществления рядом иностранных государств (в частности, британское и норвежское законодательство). Действие Конвенции распространялось как на открытое море, так и на территориальные воды, т.е. охватывала все акватории Мирового океана.

Прикрепленные файлы: 1 файл

184.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

Наделив МКК правом сотрудничать с неправительственными организациями при участии заинтересованных государств в области научных исследований, Конвенция закрепила положение об обязательном предоставлении в МКК результатов таких научных исследований. Это положение явилось существенным фактором в создании универсального механизма международно-правового регулирования в лице МКК. Принятый документ давал возможность для тесного сотрудничества МКК по исследованию запасов китов с такой специализированной организацией системы ООН, как Продовольственная и сельскохо-зяйственная организация ООН (далее: ФАО). Это обстоятельство сыграло суще-ственную роль в деле дальнейшей универсализации механизма международно-правового регулирования в лице МКК.

Сказанное позволяет  сделать некоторые выводы. Выработанные Конвенцией меры по ресурсосохранению и увеличению ресурсов китов; обеспечение рационального ведения промысла путем установления размеров и видов китов, допустимых к добыче; ограничение сроков промыслового сезона; определение открытых и закрытых районов промысла Мирового океана; установление районов с заповедным режимом; четкое соблюдение принимающих на себя обязательств стран-участников по реализации своих координационных, контроль-ных и регулятивных функций создало необходимые условия для развития меж-дународно-правового режима ресурсопользования и ресурсопотребления, обес-печило защиту посредством названного института интересов государств-участ-ников, что, несомненно, способствовало повышению стабильности деятельности организации.

МКК со времени своего образования была связующим звеном между странами-участницами, ведущими промысел китов. Между тем, озабоченность вызывала деятельность так называемой «параллельной» Постоянной комиссии по южной части Тихого океана (страны-участницы: Чили, Перу, Эквадор). Данная комиссия регулировала промысел одной из популяций кашалота. На неоднократные попытки  вовлечь названную комиссию к работе в сессиях МКК на правах наблюдателей по обмену опытом разумного ресурсопользования и ресурсопотребления, это не увенчалось успехом1.

На период вступления Конвенции 1946 года в силу более 20 государств занимались различными видами промысла. Однако участниками Конвенции являлись только 14 государств. К примеру, такая китобойная держава, как Япония, стала участницей Конвенции только в 1952г.2. Долгое время в МКК не являлись членами-участницами Дания, Испания и Португалия. А между тем,  Португалия в конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ столетия добывала у Азорских островов более 500 кашалотов ежегодно1.

Недоверие ряда китобойных держав к МКК объяснялось, вероятно, рядом причин. Во-первых, на первых порах действия МКК ряд китобойных государств не связывали себя с договорными обязательствами; во-вторых, МКК, решая проблемы квотирования добычи китов, использовали в качестве международно-правового механизма регулирования такое научно-биологическое оценочное понятие как общедопустимый улов условных синих китов. Такой учет добычи животных, по мнению многих ученых и практиков, нельзя приравнивать к квотированию, ибо невозможно учесть время, место, способ, вид выловленных животных морских ресурсов.

К примеру, несмотря на постепенное  понижение ОДУ к 1964/65 гг. до 2,5 тыс. условных синих китов было добыто около 65 тыс. больших китов, что превышало  на 20 тыс. количество китов, добытых  в 1946 году при ОДУ в 16 тыс. у. с. к. В-третьих, все ещё богатая сырьевая база Мирового океана давала возможность государствам вести рентабельный китовый промысел, не связывая себя и других стран-участниц научными исследованиями. Конвенция ратифицирована СССР 15 июня 1948г.2.

Рассмотренные международно-правовые документы имеют свою дальней-шую интересную историю. В целях более эффективного урегулирования кито-бойного промысла явилась попытка перехода на договорную систему распреде-ления ОДУ между странами, ведущими китовый промысел в том или ином районе. Первым шагом к этой цели явилось совещание представителей стран-участниц Конвенции 1946 года (СССР, Великобритания, Норвегия, Япония, Голландия), признавших целесообразным разделить между этими странами ОДУ в Антарктике. Однако споры по этому вопросу между названными странами затянулись на долгие годы (до 70-х годов ХХ века)1.

Здесь уместно отметить, что серьезными симптомами назревающего с конца 50-х гг. кризиса в МКК явилось резкое снижение размеров добываемых китов, что объясняется снижением уровня промысловых видов названных животных или так называемым омоложением популяции2. В целях проанализировать деятельность Научного Комитета и дать рекомендации по совершенствованию эффективных методов регулирования по инициативе ФАО был создан специальный комитет из так называемых «независимых» ученых («комитет трех»)3. В течение пяти лет (1960-1965гг.) «комитет» сделал три доклада МКК, вскрыв недостатки в ее деятельности; указал на недопустимо низкий уровень научных исследований, переэксплуатацию ряда промысловых видов, на восстановление которых потребуется от 15 до 30 и более лет; отсутствие учета в мерах регулирования влияния рыболовства на динамику популяции китов и др.4.

Заключение «комитета» дало несомненный толчок для решения и исправ-ления возникшего состояния дел с охраной и ресурсопотреблением китов. Так, с 1961 по 1966 гг. уровень общей квоты был снижен с 16 до 2,5 тыс. условных синих китов. С 1968 года в некоторых промысловых районах были достигнуты соглашения по разделу ОДУ. К сожалению, МКК не были одобрены рекомендации, носившие более радикальный характер, например, введение запрета на весь коммерческий промысел в северной части Тихого океана на три года.

Однако положительным  является то, что для повышения  эффективности регулятивной и научно-исследовательской функций МКК в середине 60-х годов были налажены деловые контакты с Межправительственной океанографической комиссией (ЮНЕП) (далее: МОК/ЮНЕСКО), Научным комитетом по оке-анографическим исследованиям (далее: СКОР), с Комитетом по антарктическим исследованиям (далее: СКАР), с Постоянной комиссией по использованию и сохранению морских ресурсов в южной части Тихого океана (далее: СППК) и успешно развивалось сотрудничество с Международным Советом по исследованию моря (далее: ИКЕС) и его подкомитетом по морским млекопитающим. При этом следует отметить, однако, что меры регулирования китобойного промысла из-за недостатка научных данных носили приблизительный характер.

Несмотря на принятые меры по ресурсосбережению китов (запрет на промысел гренландских, синих китов) и урегулированию китобойного промысла, некоторые «китобойные» государства покинули Комиссию, дестабилизировав тем самым работу этой организации.

В 1948 году на Конференции  в Фонтебло учрежден Международный союз охраны природы ресурсов (активно функционирует и сегодня). В 1962 году принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Экономическое развитие и охрана природы», в которой, в частности, предусматривалось, что охрана должна осуществляться заблаговременно, наряду с экономическим развитием, на основе внутригосударственного и международного права1.

В 1968 году ЮНЕСКО созвала  Межправительственную комиссию экспертов по научным основам рационального использования и сохранения ресурсов биосферы, которая обозначила Программу человека и биосферы. В Программе сделан акцент на место человека в естественном порядке мироздания и на экосистемный подход к сохранению природы2.

Без заявления и оговорок США подписали и ратифицировали ряд между-народноправовых документов, уточняющих правовой режим по Конвенции 1949 года. В частности Протокол от 15 июля 1963 года к этой же Международной конвенции, «относящейся к гренландскому тюленю и тюленю-хохлачу». Протоколом предусмотрен порядок применения конвенционного режима к запасам этих тюленей. Что касается межправительственных организаций по сохранению морских живых ресурсов и управлению ими, то активное участие США принимали в Международной китобойной комиссии, учрежденной в 1946 году; в Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, учрежденной на основе Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики от 20 мая 1980 года.

Попутно отметим конструктивную роль США в формировании совместно  с другими прибрежными государствами, в частности, к СССР, а затем  РФ сов-ременного режима управления рыбными ресурсами в Беринговом море. Усилия названных государств, как известно, привели к прекращению крупномасштабного нерегулируемого промысла рыбы в центральной части моря, окруженной 200-мильными экономическими зонами России и США. Национальное законодательство США предусматривает разработанные внутригосударственные механизмы исполнения перечисленных международных договоров США. В общей сложности в США действуют сегодня более двух десятков федеральных законов о морских живых ресурсах.

В числе других законов  США о биологических ресурсах – Закон о морских котиках 1966 года; Закон о защите морских млекопитающих 1972 года; Закон о видах, находящихся на грани уничтожения 1973 года; Закон о защите морской среды, морских исследований и охраняемых территорий 1972 года; Закон о Конвенции по китобойному промыслу 1949 года и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как подчеркивает А.Н.Вылегжанин, «США создали одну из самых раз-работанных юридических основ сохранения и использования морских живых ресурсов. Значителен позитивный вклад США в рационализацию современного международно-правового режима управления морскими биоресурсами (прежде всего, запасами тихоокеанских анадромных,... запасами в центрально-беринго-воморском районе, биоресурсами в центральной части Охотского моря). США защищают, как правило, весьма результативно, в полной мере используя меж-дународно-правовые возможности»1.

© Иванова  Ж.Б., 2011

 

 

 

1 Текст Конвенции указан в Сб. договоров и соглашений США по рыболовству. М. 1972. ЦНИИТЭИРХ. С.148.

 

1 Beek Pi. Brjtjsh Antarctjc Poljcu jn the earlu 20/ th centuru. Polar Record. 1983/ V. 21. # 134. P. 435-483.

1 Machintosh N.A. op. Cit. Whales and drill in the 20/th centuru. P. 195-211.

2 Хлыстов В.П. Международно-правовое регулирование сохранения и рационального использования ресурсов морских млекопитающих». Автореф. дис...канд. юрид. наук. М. 1988.

3 Вылегжанин А.Н. Биоразнообразие морской среды и международное право. Гос. и право. 2001. № №. С. 69.

4 См. подробнее: Коломбос Д. Указ. соч. С. 360-362; Доубин В.Х. Указ. соч. С. 151-181; Зинкович В.А. Указ. соч. С. 60-69; Кэлог В. Международная китобойная комиссия. В цит. кн.: Материалы международной конференции по охране запасов рыб и др. животных. С. 79-82.

1 Маckjntoch N.A. op/ cjt. Whales and drjll jn the 20/ centuru. P. 195-211.

2 Хлыстов В.П. Международно-правовое регулирование сохранения и рационального использования ресурсов морских млекопитающих». Автореф. дис...канд. юрид. наук. М. 1988.

3 См. подробнее: Коломбос Д.С. Международное морское право. Пер. с англ. Под ред. и вступит. Статьей А.К.Жудро и М.И.Лазарева. М. Прогресс. 1975. С. 360-362; Зенкович В.А. Киты и китобойный промысел. М. Пищевая промышленность. 1952. С. 68-69; Доубин В.Х. Киты и китобойный промысел в Южном океане. В кн.: Современная Антарктика. М. Иностр. Лит. 1957. С. 156-181 и др.

1 Для сведения: СССР к этому времени уже имел опыт китобойного промысла и практически вел его с сезона 1933 года в северной части Тихого океана. С 1947 года Советский Союз начал промысловые операции в антар-ктических водах.

2 СССР ратифицировала Конвенцию 15 июня 1948г. См. Ведомости Верховного Совета СССР. 1949. № 16.

1 СССР ратифицировала Конвенцию 15 июня 1948г. См. Ведомости Верховного Совета СССР. 1949. № 16.

1 См. подробнее: Сб. региональных соглашений и законодательных актов зарубежных государств по вопросам мореплавания. Т. 4, серия «Северная и Южная Америка», МО СССР. Гидрографическое управление. М. 1970. С. 18-31.

2 Omura H. Omura H. The Origion of the International Whaling Commision. In book: The Whalling issue in Jpan – U.S. Relations, ed. Bu Schmid-honser J.R. Totten G.)., Westview Press, Colorado. 1978. Op. cit. P. 28-43.

1 Christol C.Q. Ocean management and Whale. In: The Whaling Issue in Japan-US Relations.Ed. by Schmidhouser J.R., Totten G.O. Boulder, Colorado: Westview Press, 1978, p. 132-148.

 

2 См. Ведомости Верховного Совета СССР. 1949. № 16.

 

1 Frost S. The Whaling question. -F.O.E. San Fransisko. 1979. P. 192-214.

 

2 Ивашин М.В. Крупномасштабный промысел китов в Мировом океане. В цит. Кн.: «Морские млекопитаю-щие». 1972. С. 46.

 

3 DOC/IWC/12/6/ 1959. P. 2-4.

 

4 Doc/IWC/13/6-8. 1960. Doc. IWC/14/13-15. 1961. Doc. IWC/15/7. 1962. Doc. IWC/16/4-6. 1963. Doc. IWC/17/7, 13. 1964.

 

1 См.: Колбасов О.С. Международное экологическое право на пороге ХХ1 века //Первая Конференция Всемир-ной Ассоциации международного права в России (1997). Отв. Ред. А.Л.Колодкин. Новороссийск. 1999. С. 122.

 

2 См.: Bowman M. The Nature, Development and Philosophical Foundations of the Biodiversitu Concept in

 

1 Вылегжанин А.Н. Биоразнообразие морской среды и международное право. Гос. и право. 2001. № 3. С. 97.


Информация о работе Международно-правовое регулирование охраны и ресурсопотребления морских живых ресурсов в середине ХХ века как условие стабильного разв