Международно-правовое регулирование охраны и ресурсопотребления морских живых ресурсов в середине ХХ века как условие стабильного разв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:00, статья

Краткое описание

Первая попытка кодификации норм международного морского права, не увенчавшаяся успехом, была предпринята в 1930 г. в рамках Гаагской конференции по кодификации международного права. В 1931 году в Женеве при содействии Лиги Наций 26 стран подписали Конвенцию1 о регулировании китобойного промысла, вошедшую в силу в 1935 году. В ней фактически нашла отражение законодательная практика ограничений промысла морских животных и порядка его осуществления рядом иностранных государств (в частности, британское и норвежское законодательство). Действие Конвенции распространялось как на открытое море, так и на территориальные воды, т.е. охватывала все акватории Мирового океана.

Прикрепленные файлы: 1 файл

184.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Ж.Б. Иванова

 Кандидат юридических наук, доцент кафедры

гражданского права Коми академии государственной службы и управления; докторант Российского

 университета  дружбы народов

Международно-правовое

регулирование охраны и

ресурсопотребления  морских живых ресурсов в середине ХХ века как условие стабильного развития гражданского

общества

В статье рассматриваются  проблемы кодификации норм международного морского права и проблемы охраны и потребления водных морских  ресурсов.

 

Ключевые слова: кодификация; нормы международного морского права; конвенции, соглашения, международные конференции; межправительственные организации.

 

 

Первая попытка кодификации норм международного морского права, не увенчавшаяся успехом, была предпринята в 1930 г. в рамках Гаагской конференции по кодификации международного права. В 1931 году в Женеве при содействии Лиги Наций 26 стран подписали Конвенцию1 о регулировании китобойного промысла, вошедшую в силу в 1935 году. В ней фактически нашла отражение законодательная практика ограничений промысла морских животных и порядка его осуществления рядом иностранных государств (в частности, британское и норвежское законодательство). Действие Конвенции распространялось как на открытое море, так и на территориальные воды, т.е. охватывала все акватории Мирового океана. Было учреждено Международное статистическое бюро - единственный орган, созданный для реализации целей договора.

Конвенция содержала  конкретные ограничения для стран-участниц: уста-новлен запрет на добычу «китов-сосунков»  и самок, сопровождающих детенышей; полная утилизация китовых туш; статистический учет производимого промысла; упорядочение лицензирования отечественного и иностранного промысла. Конвенция явилась первым этапом международно-правового регулирования промысла китов на многосторонней основе.

Универсальность данного  договора в рассматриваемый исторический период, по существу, заключалась в  том, что его пространственная сфера включала воды всего Мирового океана, подчеркивая значимость этих ресурсов, как общих для мирового сообщества и необходимость единого международного режима регулирования, рационального их использования независимо от того, в водах с каким правовым режимом они обитают. В то же время Конвенция  не закрепила положения о порядке реализации, о научных исследованиях и мер по контролю регулирования квот вылова отдельных видов млекопитающих.

Говоря о достигнутом  соглашении, отметим, что Конвенцию  подписали бо-лее 20 государств (Албания, США, Германия, Бельгия, Дания, Чехословакия, Мексика, Финляндия, Норвегия, Франция, Швейцария, Турция, Югославия и другие, в том числе и те, которые фактически не осуществляли морской зверобойный промысел. Из десятка названных государств, которые вели морской зверобойный промысел, главенствующее положение занимали Великобритания и Норвегия. Для упорядочения промысла, установления действенного контроля за поступлением продукции китобойного промысла на мировой рынок в течение 1930-1935 гг. (до вступления Конвенции в силу в 1935г.) между китобойными кампаниями ежегодно заключались картельные соглашения.

 В этих правовых  документах устанавливались ограничения промысла (до-бычи) морских млекопитающих  сторон: по размерам – синий кит – 60 футов, финвал – в 50 футов. Введен эквивалент измерения объема промысла – синий кит (один кит – 121 бочка жира), к которому приравнивалось два финвала, три горбача, пять сейвалов. Это совместно выработанный или принятый условный расчет использовался при добровольном ограничении обеих сторон. Используя ограничения промысла по условным единицам, представилось возможным уровень промысла в Антарктике несколько сезонов ограничить 400 тысяч тонн. Названное соглашение ограничивало количество участников китобойного промысла, определяло время начала и завершения промысла1. По некоторым сведениям в сезоны 1930-35 гг. данными соглашениями регулировалось более 90% мировой добычи китов1.

Как отмечает В.П.Хлыстов, неэффективность этих соглашений заключалась в отсутствии серьезного научного фундамента и необходимого механизма международного контроля за соблюдением тех ограничений, которые содержались в Конвенции 1931 года и названных соглашениях, несмотря на попытки наладить такой контроль2. В 1933 году принимается Конвенция об охране флоры и фауны на африканском континенте, в 1940 году – схожая по содержанию Конвенция для западного полушария3.

В Лондоне в 1937 году состоялась вторая международная конференция  по регулированию промысла китов. В  этой конференции по сравнению с  конфе-ренцией 1931 года приняли участие  только страны, осуществлявшие китовый  промысел. Эта конференция по праву представляла прообраз будущего механизма международно-правового регулирования промысла китов. Отсутствие международного органа по контролю за обеспечением выдвинутых положений договора 1931 года поставило перед морскими державами, в первую очередь, обязанность регулирования сроков, количества, мест лова и других важных вопросов. На Конференции 1937 года, в частности, было достигнуто соглашение о введении минимальных размеров для добываемых китов по видам (финвалов – 55 футов, кашалотов – 36 футов, синих – 79 футов, горбачей – 35 футов).

Вводилась должность инспектора на каждой китобазе государства флага  применительно ко всем странам, подписавшим это соглашение4. Это – один из первых шагов в формировании контроля в процессе становления и развития международно-правового режима регулирования промысла китов и других живых морских ресурсов в целом. Благодаря принятым мерам в сезоны 1930-1935гг. удалось урегулировать более 90% мировой добычи китов1. При этом страны-китопромышленники, подписавшие названное соглашение, договорились иметь на каждой китобазе по одному инспектору государства флага. Вве-дены сезоны промысла, как для береговых, так и для пелагических китобаз. Было установлено также ограничение по обработке: разрешалось добывать единовременно такое количество китов, которое могло быть обработано в течение 36 часов. Принятое соглашение «явилось одним из первых шагов в формировании международного контроля не только в практике конвенционного регулирования промысла китов, но и в процессе становления международно-правового режима регулирования промысла живых морских ресурсов в целом»2.

Исключительно важными впервые  в международной правоприменительной практике были закрыты для промысла водные пространства в южном полушарии к северу от 40 градусов южной широты с целью сохранения китов в зоне предполагаемого размножения. ІІІ Лондонская конференция 1938 года внесла важные дополнения: ввела положение о запрещении добычи в южном полушарии китов-горбачей. Это явилось первым прецедентом введения моратория на промысел отдельного вида больших китов в определенном районе Мирового океана. Конференция в законодательном порядке учредила заповедник для всех усатых китов в тихоокеанском секторе Мирового океана к югу от 40 градуса южной широты между 70 и 100 градусом западной длины, где был запрещен промысел названных китов в течение двух лет3.

V Лондонская конференция (1939г.), называвшаяся «информационной», пыталась внести уточнения и дополнения в соглашение 1938 года, однако в силу  коммерческого интереса в вопросах промысла китов при острой конкуренции ряда стран (Англия, Норвегия, Аргентина, Уругвай, Южно-Африканский Союз) эти идеи оказались несостоятельными. На этот период времени ещё отсутствовал действенный механизм международного контроля за ограничением лова морских млекопитающих.

Организация Объединенных Наций с  самого начала своей деятельности приступила к кодификации и прогрессивному развитию международного морского права. В период 1949 - 1956 гг. Комиссия международного права ООН провела большую работу по кодификации обычно-правовых норм и разработке новых. Это дало возможность провести I Конференцию  ООН по морскому праву в 1958 г., на которой было рассмотрено и принято четыре конвенции: об открытом море; территориальном море и прилежащей зоне; континентальном шельфе; рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

В результате этой большой работы международного сообщества удалось  кодифицировать ряд общепризнанных принципов и норм международного морского права: принцип свободы открытого моря, включающий свободу судоходства, рыболовства, прокладки морских кабелей и трубопроводов, полетов над открытым морем; право мирного прохода через территориальное море; принцип реальной связи между судном и государством флага; о режиме континентального шельфа и др. Однако, на I Конференции не удалось решить вопрос о максимальной ширине территориального моря и рыболовной зоны. Для решения этих проблем была созвана II Конференция ООН по морскому праву в I960 г. К сожалению, II Конференция не дала желаемых результатов.

Тем временем вопросы, связанные с  шириной территориального моря, рыболовной зоны, континентального шельфа, с экономическими и другими правами прибрежных государств в их взаимодействии с интересами международного сообщества в целом, становились все более актуальными. Дополнительно к этим вопросам добавились проблемы, порожденные научно-технической революцией, - загрязнение морей и океанов, возможность использования мощных технических средств в деле разведки и добычи живых и неживых ресурсов Мирового океана, расширение и усложнение научных исследований морских пространств.

К этому времени весомым политическим фактором международных отно-шений стали развивающиеся государства, которые заявили о своих интересах в освоении Мирового океана. Совокупность этих обстоятельств вызвала необхо-димость новой широкой дискуссии. Международная конференция, проведенная в 1944 году, приняла Протокол о международном  регулировании китобойного промысла на ближайшее время после окончания второй мировой войны. Этот Протокол подписали Австралия, Великобритания, Канада, США, Норвегия, Новая Зеландия и Южно-Африканский Союз, Аргентина, Дания, Мексика.

Договаривающиеся стороны пришли к соглашению об установлении максимального уровня добычи по ранее принятой системе расчета в условных синих китах объемом в 16 тысяч таких единиц. В решении Конференции было высказано предложение о подготовке единого международного договора по регулированию китобойного промысла в целях ограничения или полного запрета на вылов отдельных видов китов. Такой договор должен был содержать четкие условия и порядок проведения международного контроля за ресурсопотреблением (в частности, вылов отдельных видов китов)1.

Подводя некоторый итог, отметим, что  становление современного между-народно-правового  режима рационального использования ресурсов морских млекопитающих начало интенсивно развиваться в основном после второй мировой войны. Основу этой деятельности по ресурсопотреблению, несомненно, сыграли международные конференции и соглашения по регулированию китобойного промысла довоенного периода.

Лондонская конференция 1945 года завершилась  подписанием очередного Протокола, участниками которого стали СССР, Франция и Голландия2. Все страны-участницы подписанного Протокола обязывались еженедельно информировать Международное статистическое бюро о количестве добываемых синих китах под их флагом в Южном океане. Тем самым представлялась возможность регулировать сроки окончания сезона для стран, исчерпавших общедоступный улов (16 тыс. условных синих китов).

Международная конференция, проведенная в 1946 г. в Вашингтоне, насчи-тывала 19 стран-участниц, ведущих или заинтересованных в ведении китобойного промысла, включая СССР. По результатам работы конференции была выработана и подписана Конвенция по регулированию китобойного промысла, являвшаяся основой современного международно-правового режима сохранения и использования китов1. Несомненным достоинством Конвенции 1946 г. является то, что это был открытый, бессрочный международный договор. Под юрисдикцию этого договора подпадала фактически вся акватория Мирового океана. В преамбуле Договора закреплены традиционные отношения стран-участниц в области охраны и рационального ресурсопотребления больших китов.

Целями договора являлись:

-Гуманистическая:  «Сохранение естественного богатства, которое представляют из себя ресурсы китов для нынешнего и будущих поколений»;

- Природоохранительная  – «Охрана от дальнейшего истребления»;   

-Международно-правовая  – «Создать надлежащую систему международного регулирования»;

Экономическая – «Предотвратить нарушения в национальной экономике стран-участниц в обеспечении питания, а также «обеспечить упорядоченное развитие китобойного промысла».

Исходя из целей заключенного договора, обеспечивалось не только надле-жащее регулирование китового промысла, но и сохранение, и увеличение поголовья китов для будущего поколения населения планеты. В структуре заключенного договора были четко определены права и обязанности стран-участниц договора, а также полномочия международной организации по его применению. Поскольку конвенция 1946 года разрабатывалась и применялась в период современного международно-правового режима регулирования охраны и рационального использования морских биоресурсов, большинство основных документов (правила процедуры, правила ведения дискуссии, финансовые правила, договор о штаб-квартире и др.), определявших порядок и характер функционирования такого механизма был вынесен за рамки настоящего договора.

Однако в ст. 3 содержалось положение о порядке принятия решений по общим и специальным вопросам и функционировании секретариата. Так, решения принимались простым большинством голосов. Решения о мерах по сохранению и регулированию китового промысла требовали ¾ голосов (причем каждый представитель имел один голос). Структура заключенного договора делилась по объему функций Комиссии и обязанностей государств. На Международную комиссию по регулированию китобойного промысла (далее: МКК) были возложены функции по координации научных исследований по изучению китов во всем Мировом океане совместно с заинтересованными международными организациями. Были выработаны научно обоснованные меры регулирования ресурсосохранения и рационального использования ресурсов китов.

Информация о работе Международно-правовое регулирование охраны и ресурсопотребления морских живых ресурсов в середине ХХ века как условие стабильного разв