История коррупции в России и борьбы с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 08:48, реферат

Краткое описание

Впервые о коррупции и организованной преступности, как явлениях реальной жизни государства, было заявлено с официальной трибуны лишь в 1989 г. на II съезде народных депутатов СССР. А первые публикации о наличии в стране организованной преступности, породившей впоследствии массовую коррупцию, появились в 1988 г., практически одновременно с объявлением в стране перестройки. Это были статьи в Литературной газете «Лев готовится к прыжку» и «Лев прыгнул». Их автором являлся генерал-майор милиции, доктор юридических наук А.И. Гуров, который возглавлял 6-е управление МВД СССР по борьбе с организованной преступностью.

Прикрепленные файлы: 1 файл

История коррупции в России и борьбы с ней.doc

— 61.00 Кб (Скачать документ)

История коррупции в  России и борьбы с ней

 

Впервые о коррупции и организованной преступности, как явлениях реальной жизни государства, было заявлено с  официальной трибуны лишь  в 1989 г. на II съезде народных депутатов СССР. А первые публикации о наличии  в стране организованной преступности, породившей впоследствии массовую коррупцию, появились в 1988 г., практически одновременно с объявлением в стране перестройки. Это были статьи  в Литературной газете «Лев готовится к прыжку» и «Лев прыгнул». Их автором являлся  генерал-майор  милиции, доктор юридических наук А.И. Гуров, который возглавлял 6-е управление МВД СССР по борьбе с организованной преступностью.

 

В статьях речь шла об оргпреступности, которая вот-вот возьмёт под  контроль многие сферы тогда ещё  советской экономики. Как показали дальнейшие события, «Лев» не просто прыгнул, но подмял под себя всю страну. Тогда же впервые были опубликованы данные о деятельности оргпреступности, которая в дальнейшем перерастет в мафию.

Согласно Гурову мафию характеризуют три признака.

 

Во-первых, это преступное сообщество, которое имеет четкую структуру  и иерархические связи: главарь (или  группа главарей), держатель кассы, связники, боевики, разведка, контрразведка.

 

Второй признак - это организация, созданная для систематического преступного бизнеса.

 

И - третий, основной: преступное сообщество становится мафией лишь в условиях коррупции, оно связано с представителями  государственного аппарата, которые  состоят на службе у преступников.

 

Как правило, в любой стране оргпреступность развивается по тем же законам, что и общество в целом. В нашей стране и в мире за последние десятилетия произошло много изменений. Главное из них - Россия стала членом международного сообщества и включилась в постоянно ведущуюся борьбу за передел международных рынков. Естественно, вперёд вышла и мафия, уже легализовавшаяся в международном бизнесе и имеющая прочные связи с высокопоставленными российскими чиновниками. Ей это далось без особого напряжения, поскольку благодаря высокому уровню образования и развитию спорта в СССР она интеллектуально и физически была для этого достаточно подготовлена, а в придачу обладала огромными материальными ресурсами, полученными в процессе передела общенародной собственности.

 

Коррупция – это не просто взятка или использование служебного положения в личных целях. Это особое преступление, когда личные приоритеты ставятся выше приоритетов страны и государства,  когда, действуя в собственных интересах, преднамеренно пренебрегают интересами людей, которые уполномочили «слуг» своих управлять государством в интересах общества и за деньги налогоплательщиков.

 

Коррупция во властных структурах обладает двойным негативным эффектом. Во-первых, она разлагает и разрушает  систему государственной службы изнутри, создавая тем самым угрозу государственной и экономической безопасности страны. И, во-вторых, влечет за собой общесоциальные последствия, которые подрывают правосознание всех слоев населения, насаждают аморальность и пренебрежение интересами страны. Коррупция является наиболее разрушительным средством экономического и социально-политического потенциала любой страны и основным препятствием для ее дальнейшего развития. При этом она имеет тенденцию к лавинообразному расширению и ее  распространение в мире с каждым годом интенсивно возрастает.

 

В определение коррупции включены следующие основные виды деяний, совершаемых  в корыстных целях:

 

— подкуп должностных лиц, включая  должностных лиц иностранных  и международных организаций, действующих  на территории России;

 

— хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование  имущества должностным лицом;

 

— злоупотребление влиянием или  служебным положением должностного лица;

— незаконное обогащение должностных  лиц;

 

— подкуп в частном секторе;

 

— хищение имущества в частном секторе;

 

— отмывание и сокрытие доходов от преступлений, включая  конверсию или перевод имущества, добытого преступным путем;

 

— покушение на совершение коррупционных преступлений, пособничество, подстрекательство, содействие или  дача советов при их совершении;

 

— воспрепятствование осуществлению  правосудия за коррупционные преступления.

 

Позиция достаточно спорная. Отечественный опыт 20-х годов  прошлого века свидетельствует об обратном. Сразу после революции коррупция  поразила большинство должностных лиц, облеченных распорядительными и властными полномочиями. Положение усугублялось тем, что взяточничество и коррупция проникли в ряды РКП(б). Среди членов партии коррупция начала распространяться еще в Гражданскую войну, когда отдельные функционеры, используя властные полномочия в личных, корыстных целях, присваивали материальные ценности, брали взятки, совершали должностные злоупотребления и другие правонарушения. По свидетельствам очевидцев тех событий, к окончанию Гражданской войны разложение отдельных партийных работников стало очевидным для окружения.

 

Они самовольно захватывали  подмосковные имения под дачи, а  в самой Москве целые дворцы - под индивидуальное жилье. Служебный  автотранспорт использовался для  увеселительных поездок на охоту и на дачи в подмосковную Тарасовку, получившую в народе меткое название — «Царское село». Их жены рядились в шелка и бриллианты, которые на партмаксимум  мужа (месячная оплата труда членов партии была ограничена партмаксимумом в размере 225 рублей) законным путем было приобрести невозможно. Их государственная служба зачастую сводилась к протекционизму — пристраиванию по разным запискам на доходные должности на основе земляческих, партийных, родственных и других принципов «своих людей», от которых ждали отдачи в виде взяток и прочих «благодарностей» коррупционного характера.   Подобная «деятельность» и образ жизни получили у В. И. Ленина презрительное название «коммунистическая обломовщина»и «комчванство».

 

Таким образом, еще в  период Гражданской войны в стране стала формироваться каста неприкасаемых, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и групповые привилегии, создававшая систему защиты своей противоправной деятельности от уголовного преследования со стороны судебно-следственных органов. Показательно, что коррупционная деятельность участников касты во многом характеризовалась теми же признаками, что и современная элитарная коррупция: высоким социальным положением субъектов ее совершения; изощренно-интеллектуальными способами их действий; огромным материальным, физическим и моральным ущербом для страны; снисходительным и даже «бережным» отношением властей к этой группе преступников и др.

 

Наряду с совершенствованием уголовного законодательства в целях  обеспечения снижения распространенности коррупционных правонарушений среди государственных служащих значительное внимание уделялось разработке и внедрению в практику превентивных антикоррупционных положений на основе гражданского, трудового, административного и иных отраслей права. Так, ряд статей антикоррупционного характера был введен в ГК РСФСР 1922 г.  Например, собственник обязан был использовать свое имущество (основные фонды) таким образом, чтобы не только не навредить обществу, но и принести ему максимальную пользу. По решению суда хозяин мог быть лишен своего имущества в случае отказа от его эксплуатации - не использования «сообразно хозяйственному назначению» или уничтожения.  То есть собственник, например завода, не имел права перепрофилировать производственное предприятие в торговое, «порезать» основные средства производства на металлолом, а на месте заводских корпусов построить казино. Не могла тогда идти речь и о принудительном банкротстве предприятий с дальнейшим сносом его производственных помещений с целью захвата дорогостоящей земли в центре города для строительства элитного жилья, ресторанов, игровых клубов и т.п.  Была введена норма о недействительности сделки, совершаемой «с целью противной закону или в обход закона, а равно сделка, направленная к явному ущербу для государства» и многие другие. Основаниями возникновения таких обязательств  ГК РСФСР 1922 г. называет не­основательное обогащение и причинение вреда.

 

Многие из действовавших  в Правилах запретов и ограничений  сохранены и в нынешних регламентах. За нарушение Временных правил предусматривалась ответственность по трудовому и уголовному законодательству. В дальнейшем на их основе был разработан проект Положения о государственной гражданской службе (далее Проект).

В исследованиях периода  с 1930-го по 1953 г. акцент, как правило, делается на политических репрессиях 1937-1938 гг. Эти события до сих пор продолжают оставаться одними из самых значительных в истории России. Практически все, как сторонники Сталина, так и его недруги, видят в этих событиях лишь узкополитическую подоплёку. Причем одни считают, что борьба велась лишь с агентами мирового империализма -  троцкистами и бухаринцами, другие заявляют  про «миллионы невинных жертв».

 

Однако наряду с борьбой с  политическими противниками установившейся власти, учитывая перспективу скорой войны и необходимость ускоренной индустриализации страны, основной удар был направлен против коррумпированного  и разложившегося высшего и среднего слоев советского чиновничества. Велась борьба  против перерожденцев и авантюристов, сторонников осуществления мировой революции даже за счет разрушения собственной страны, революционеров по духу, но которые не могли созидать, а способны были только разрушать и расхищать, против тех, лично честных, но некомпетентных функционеров, которые из-за своей дремучей неграмотности тормозили развитие вверенных им отраслей деятельности, но при этом упорно не желали покидать свои посты, ссылаясь на прошлые революционные заслуги. При этом многие из вышеперечисленных чиновников могли быть отнесены к категории "старых большевиков-ленинцев" с дореволюционным стажем, включая и тех партийцев, которые влились в партию большевиков из других партий после ее прихода к власти.

 

Предположение о том, что сталинские репрессии 1937-1938 гг. были чисткой партийного и государственного аппарата не только от политических противников и заговорщиков, препятствовавших индустриализации страны и ее подготовке к будущей войне, но одновременно и от коррупционеров имеют под собой и другие основания.

Во-первых, это подтверждается и  тем, что в опубликованных в настоящее  время документах и литературе практически  отсутствуют сведения о коррупции  в высших слоях партийного и государственного аппарата СССР и РСФСР за период с 1938-го по 1953 год, что подтверждает отсутствие тогда системной коррупции.

 

Во-вторых, согласно данным официальной  статистики, более 80 процентов заключенных  в 1937-1938 годах шли не как политические жертвы, а как обычные уголовники за воровство, взятки, расхищение народной, государственной собственности и другие подобные экономические преступления. Чисто политических заключенных по 58 статье по данным разных источников, в эти годы прошло через тюрьмы от 13 до 19 процентов.

Подводя итог, можно сказать, что антикоррупционная борьба в период раннего СССР была двухэтапной и на нее было потрачено около 15 лет.

Первый этап – подготовка и совершенствование антикоррупционного законодательства с одновременным  сбором информации о субъектах элитарной корруции - «неприкасаемых». и реализацией практических мероприятий по сдерживанию объемов низовой коррупции.

 

Второй этап – изъятие  из сферы активной деятельности «неприкасаемых».

Коррупционные процессы в  молодом СССР очень схожи с  настоящими. Отличие современной элитарной коррупции от коррупции 1920-х годов состоит только в «исключительной латентности посягательств». Партийные коррупционеры первой половины 1920-х  были уверены в своей неуязвимости перед законом и не очень-то заботились о сокрытии правонарушений. Это их и подвело под репрессии в 1937-1938 гг. Поэтому после событий 1937 года у госчиновников и возникла забота о сокрытии своих неправомерных действий. В настоящее время, в отличие от постреволюционного периода, многие формы проявления коррупции в силу действующего законодательства не являются криминальными, и при всей их огромной общественной опасности не наблюдается каких-либо стремлений властей наложить на них правовой запрет, признав уголовными деяниями. И это неслучайные пробелы в законодательстве, они профессионально продуманы и просчитаны.

 

Анализ современной международной  практики борьбы с коррупцией показывает, что «каста неприкасаемых» из числа  высокопоставленных чиновников государственного и партийного аппарата, существует и поныне. Так, например, Устав коммунистической партии КНР эффективно гарантирует Центральной комиссии по партийной дисциплине (аналог советского Комитета партийного контроля) и ее местным отделениям приоритет перед судебными инстанциями при проверке членов партии в связи с совершенными ими преступлениями. Отдельные высокопоставленные партийные чиновники, нарушающие любой закон, могут полностью избежать уголовного наказания и быть подвергнуты лишь взысканиям в соответствии с внутрипартийными положениями.

 

Аналогичная возможность для высших чиновников остаться безнаказанными существует и в современной России, даже при признании их виновными. Чиновники сумели сохранить контроль над государственным имуществом и природными ресурсами, и это дало им возможность использовать свою власть, чтобы превращать общественное богатство в частный капитал. Другими словами, произошел процесс капитализации власти, т.е. превращения служебного положения в капитал, приносящий дивиденды.

Информация о работе История коррупции в России и борьбы с ней