Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:01, реферат
Философия, как наука, не могла возникнуть на пустом месте. Вполне понятно, что рождению научно-философского знания предшествовал этап существования человеческого сознания в других формах. Этот этап в историческом смысле был гораздо более продолжительным, нежели время существования собственно науки философии, ибо он уходит в самые глубины человеческой истории. И сама философия как бы выросла из древнейших форм сознания, выросла и продолжает сосуществовать с ними до сих пор.
Сторонники второй концепции понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений между объектами и процессами отдельно от них не существующих. Видным представителем этого направления в философии Нового времени являлся Лейбниц. Дальнейшее развитие пространственно-временных представлений в теориях Б.Римана, Н.И.Лобачевского (неевклидова геометрия) и особенно А.Эйнштейна (специальная теория относительности и общая теория относительности) заставило отказаться от субстанциональной концепции.
Современные воззрения на проблему сводятся к следующему:
1. Пространство и время не
существуют независимо от
2. Пространственно-временные
Но было бы неправильно утверждать, что в настоящее время проблемы пространства и времени не существует. Оживленные дискуссии продолжаются. Пространство характеризуется протяженностью, однородностью, изотропностью, трехмерностью. Протяженность означает способность тел существовать одно подле другого и иметь пространственные границы. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин. Трехмерность пространства является необходимым условием существования устойчивых связанных систем, состоящих из двух тел. В пространстве более трех измерений не существовало бы планетных систем, ядер, молекул, макротел, электронных оболочек вокруг ядер и т.д. Таким образом, трехмерность тесно связана с фундаментальными материальными процессами. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность – равноправие всех возможных направлений.
Время определяется такими свойствами как длительность, одномерность, необратимость, однородность. Длительность означает способность тел существовать одно после или до другого. Время одномерно, однородно. Специфическим свойством времени является необратимость, т.е. невозможность возврата в прошлое. Необратимость времени связывают с действием закона возрастания энтропии, с характером законов квантовой механики или же космологическими подходами.
Своеобразно проявляется пространство и время в микромире, живой природе, в социокультурной реальности (социотемпоральность). В связи с этим активно обсуждаются проблемы биологического, психологического времени, социального пространства-времени и т.д.
Особенно внимание обращается на поиск и анализ всеобщих характеристик пространства и времени, свойственных как материальной, так и духовной формам бытия. С этой позиции ставится вопрос о “переоткрытии времени” (И.Пригожин). Делаются плодотворные попытки классифицировать время бытия в целом, причем социотемпоральность выступает как высший уровень эволюции времени (Т.Фрейзер). Весьма перспективными в этом отношении являются взгляды русских религиозных мыслителей XX века (Н.А.Бердяев и другие). Активное включение социального, “человеческого” времени-пространства в качестве существенных средств описания бытия выявляют новые горизонты в освоении мира.
14. Возникновение
сознания. Роль труда, языка и
общения в формировании
Сознание существовало не всегда. На нашей планете были периоды, когда высокоорганизованная материя отсутствовала.
В течение примерно одного – двух миллиардов лет складывались условия для появления органических веществ, а позднее – и человеческого мозга. До этого времени существовали более простые формы отражения, присущие неорганической природе: механическая (при перемещении в пространстве), физическаяхимическая (при преобразовании состава вещества). Они – результат взаимодействия предметов материального мира между собой, определенная сторона изменений, происходящих внутри тела. Особенности отражения зависят от природы отражающего и отражаемого тел, их строения, состояния, уровня организации. (при изменении температуры, массы, веса, объема),
С возникновением органической ступени появились более сложные формы отражения: биологическая (способность отвечать на внешние воздействия состоянием возбуждения), физиологическая (осуществляющая с помощью условных и безусловных рефлексов), психическая (ответная реакция на основе функционирования нервной системы).Эти формы взаимосвязей материальных образований подготовили зарождение самой сложной формы отражения – сознательной. Таким образом, ее формированию предшествовал длительный период развития – и психики высших животных в том числе. Сознательная форма отражения качественно отличается от своих предшественниц тем, что, выявляя не только биологические, но и социальные связи, она постигает внутренние закономерности явлений.
Сознание не существует без своего материального носителя – основы, объединяющей органы чувств, периферическую и центральную нервные системы, мозг. Данные материальные образования взаимодействуют между собой рефлекторно, что выступает физиологическим фундаментом человеческой психики, в том числе и сознания (термин психика образован от греч. психэ – душа). На современном этапе развития наук и философии человеческую психику рассматривают как синтез осознанных и неосознанных реакций на воздействия. Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, единый циклический строй непрерывных процессов, заключающихся в активном отражении человеком окружающего мира.
Материальные образования и физические системы выступают только как биологические предпосылки сознания. Для его формирования были необходимы еще и социальные условия: совместная деятельность людей, производственный труд, изготовление орудий труда, коллективный образ жизни, общение, воспитание подрастающего поколения.
Сознательное действует в
Но возникновение этих качеств не означало их неизменного наличия в дальнейшем у цивилизованного человека. Исторические хроники эпохи Великих географических открытий (XVI-XVIII вв.) выявили интересную закономерность: моряки, попавшие в результате кораблекрушения на необитаемые острова, через 5-7 лет психически и социально деградировали, навсегда утрачивая способность сознательно реагировать на происходящее. Оставшиеся от них дневники показывают постепенную потерю абстрактного мышления, ослабление памяти, беглой речи, появление неадекватных реакций, маразм. Таким образом, повествование о процветании Робинзона Крузо не имеет под собой научной и фактологической базы, а представляет лишь удачный художественный вымысел.
Не менее убедительный опыт приобрело человечество в отдельных драматических случаях вхождения человека в жизнь. Дети в грудном возрасте, попавшие в логово зверей, довольно быстро утрачивали способность к возникновению сознания. Возвращенные со временем в человеческое общество, они, несмотря на длительные усилия окружающих, а позже – и ученых, уже никогда не поднимались до сознательного уровня отражения. Современная наука установила, что новорожденные, обделенные общением, игровой деятельностью и социальными связями, страдают ущербностью сознания. Дети, выросшие в детских домах и приютах, зачастую полностью утрачивают высшие, тонкие психологические проявления.
Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.
Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” ( непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.
Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.
Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.
Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами , мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.
Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный : произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.
Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.