Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:01, реферат
Военно-морской флот как самостоятельный вид Вооруженных Сил Российской Федерации складывался с конца XVII в. до начала XX в.
Создание регулярного военного флота в России – историческая закономерность. Оно было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII-XVIII вв. главным препятствием для экономического и социального развития Русского государства.
После окончания гражданской войны перед руководством страны и военным ведомством встал ряд важнейших задач в области военного строительства, от решения которых напрямую зависел дальнейший успех всей проделанной работы по подготовке осуществления единоначалия.
1. При переходе на мирное
положение военно-политические, экономические
и социальные условия как
2. Не менее важной была
задача укрепления всей
3. Ключевым вопросом был
вопрос о совершенствовании
Кардинальным решением всех этих вопросов должна была стать военная реформа. Нам представляется логичным в рамках исследования охарактеризовать основные направления реформирования советских вооруженных сил в 1920-е гг., связанные с реорганизацией систем комплектования, военного управления и подготовки военных кадров. Ведь от успешности проведения данных мероприятий военной реформы зависело введение единоначалия, которое, как надо отметить, являлось одним из ключевых ее направлений.
25 ноября 1920 г. на заседании
Революционного Военного
В последующих пунктах
указывалось на необходимость: разработки
плана увольнения из армии «в бессрочный
отпуск» родившихся до 1888 г. включительно;
установления числа сохраняющихся
стрелковых и кавалерийских частей;
скорейшего окончания обработки
материалов переписи Красной Армии;
определения мер «к поднятию качества
частей»; увеличения числа курсов по
подготовке комсостава; обсуждения с
Народным комиссариатом путей и
сообщений (НКПС) вопроса о возможности
ведения краткосрочных
6 декабря 1920 г. РВСР
вернулся к вопросу о
В целом же демобилизация армии проходила в тяжелой обстановке. В отдельных районах страны еще продолжалась вооруженная борьба. правительство вынуждено было провести демобилизацию тремя последовательными этапами:
- декабрь 1920 г. - декабрь 1921 г. - численность вооруженных сил была сокращена с 5,5 до 1,6 миллиона человек.
- май - октябрь 1922 г. - численность вооруженных сил сокращена до 796 тысяч человек.
- январь - февраль 1923 г. - численность вооруженных сил сокращена до 610 тысяч человек.
Сокращение армии давало возможность уменьшить расходы на ее содержание и освободившиеся средства перевести на развитие промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Это позволяло также направить на восстановление народного хозяйства сотни тысяч демобилизованных красноармейцев и десятки тысяч командиров и политработников. Таким образом, в короткие сроки необходимо было демобилизовать почти 5 млн. военнослужащих, определить принципы дальнейшего строительства вооруженных сил, реорганизовать структуру соединений и частей, перестроить систему материального обеспечения войск, позаботиться о единой подготовке командных и административных кадров, улучшить обучение и воспитание личного состава.
В результате демобилизации Красная армия не могла обеспечить нужную подготовку всего призывного контингента, поэтому у ряда военных работников, как в аппарате, так и в войсках возобновились надежды в отношении перехода к милиционной системе военного строительства. На 2-м
Всероссийском съезде политработников, проходившем во второй половине декабря 1920 г., с докладом по этому вопросу выступил начальник Политического управления РВСР И.Т. Смилга. Не отрицая возможностей перехода к милиции, он отметил, что ее основой должен являться территориальный принцип формирования и обучения. «Будут ли боеспособны эти местные милиционные части?» - спрашивал докладчик. И опираясь на опыт гражданской войны, отвечал отрицательно: «Комплектованные из «земляков» части хорошо дрались на чужой стороне. Но на родине они никуда не годились. Солдата тянуло к хате, и он дезертировал и во время наступления, и во время отхода, не желая расставаться с домом. Создать сплоченную боеспособную армию можно только усилиями страны в целом». Последовал вывод о малой пригодности «милиции для России в данный момент».
Выступивший с содокладом член РВСР Н.И. Подвойский высказал противоположенную точку зрения на милиционную систему, пытаясь обосновать не только возможность перехода к ней, но и необходимость. Хорошие войска, по его мнению, могла дать «только милиционная система», при которой «совершенно отсутствует муштра, а происходит нормальное воспитание - и физическое, и культурное, и техническое - юношей от 16 до 18 лет и притом не в одиночку, а массовое». Все это - без отрыва от производительного труда. « Наше военное строительство - подчеркнул в завершении содокладчик, - должно быть построено на массовом вовлечении в работу всех трудящихся при помощи наших партийных и профсоюзных организаций».
Вопросам вовлечения широких масс в строительство Красной Армии была посвящена речь Председателя РВСР Л.Д. Троцкого: «Если в условиях войны почти половина партии находилась в армии, то в мирный период так продолжаться не может. В мирное время держать части во «внутренней спайке» труднее, чем в ходе войны. Война требует величайших жертв не только материальных, но и духовных, отказа от широких идейных интересов, порождает «духовный аскетизм», который по окончании войны «до известной степени ищет возмещения в усиленной критике, усиленном обсуждении всего».
Таким образом, к окончанию
гражданской войны среди
1. сохранить армию как постоянную, регулярную, высоко технически оснащенную, уменьшаемую количественно за счет роста качества;
2. скорейшим образом переходить
к территориально-милиционной
Этой же проблеме уделяло
внимание партийно-политическое руководство
страны. Вопрос о практическом переходе
к территориально-милиционной
Вопрос о переходе к
территориально-милиционной
В тех конкретных условиях
съезд наметил лишь частичный
переход к территориально-
В конечном итоге к началу 1924 г. организационно Красная армия насчитывала 39 дивизий на кадровой основе и 22 дивизии на территориальной основе. Общая численность советских вооруженных сил составляла 610 тысяч человек.
Однако процесс сокращения и реорганизации вооруженных сил, сокращение расходов на их содержание, серьезно сказывались на состоянии мобилизационной готовности. Армия сокращалась в количественном отношении, но при этом качественно не улучшалась. Об этом свидетельствуют тезисы о состоянии Красной Армии начальника мобилизационного отдела Штаба РККА Н.Л. Шпекторова от 20 января 1924 г. Он отмечал ее низкую мобилизационную готовность, отсутствие мобилизационного плана: «На случай внезапной мобилизации имеются лишь общие соображения, которые могут быть осуществлены лишь при исключительном напряжении сверху донизу и притом с преобладанием кустарных методов».
Автор документа заостряет внимание на низком уровне материального положения вооруженных сил - «царский солдат ни за что не согласился бы существовать в условиях, предоставляемых красноармейцу. Состояние казарм, освещение, отопление, элементарные удобства, постель - все оставляет желать лучшего».
Резкое сокращение численности привело к невиданной по масштабам текучести личного состава. Так, «оборот людей» в 1922 г. достиг 1,5 млн. человек. Это срывало планы обучения войск и вызывало перерасход обмундирования.
Усилившаяся в 1923 г. военная
угроза потребовала принять ряд
мер по приведению в боевую готовность
советских вооруженных сил. При
этом вскрылась тяжелая, неприглядная
картина состояния Красной
2 июня 1923 г. Пленум Центральной
контрольной комиссии (ЦКК) совместно
с Рабоче-крестьянской
Уже в феврале 1924 г. состоялся Пленум ЦК РКП(б) где обсуждались результаты работы по обследованию состояния Красной Армии. Комиссия ЦКК - РКИ смогла сделать следующие достаточно нелицеприятные для состояния армии выводы:
1. Текучесть приняла в
Красной Армии исключительные
размеры, превышающие норму
2. По главным видам
вещевого снабжения Красная
Отсутствие планомерности в системе вещевого снабжения вело к расстройству снабжения и быстрому изнашиванию вещей.
3. В работе руководящих
органов военного ведомства не
чувствовалось надлежащего