Личная неприкосновенность как элемент безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 10:18, реферат

Краткое описание

Свобода – естественное состояние человека. Только свободный человек может быть счастливым. Свобода человека на протяжении всей истории человечества была высшей ценностью. Поэтому во Всеобщей декларации она была признана одним из основных естественных прав человека
Право на личную неприкосновенность – это гарантированная государством безопасность и свобода человека.
Государство не должно допускать, должно пресекать и должно наказывать за посягательство на:
1. Физическую неприкосновенность человека – жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу;
2. Нравственную неприкосновенность человека – честь, достоинство, нравственную свободу;

Содержание

Введение

I. Личная неприкосновенность человека
1.1 Законодательство о личной неприкосновенности человека
1.2 Право на неприкосновенность внешнего облика
1.3 Право на изображение
1.4 Право на телесную неприкосновенность, охрану жизни и здоровья
II. Проблемы ограничения неприкосновенности
личности в уголовном процессе
2.1 Характеристика неприкосновенности личности как принципа уголовного процесса
2.2 Социальная обусловленность и юридическая природа ограничения
неприкосновенности личности
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

РефЛичБезоп.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

Различия между лишением свободы в нарушение ст. 5 и  ограничениями свободы, которые не нарушают положения данной статьи, касаются более степени ограничений, чем их существа.

4. Само лицо не может  отказаться от прав, предоставленных  ему по ст.5. Иными словами, даже  если человек сдается на милость  властей и дает согласие на то, чтобы подвергнуться в дальнейшем заключению, это лишение свободы может иметь незаконный характер и противоречить статье 5. Это было подтверждено Судом по делу Де Вильде Оомс и Версейп против Бельгии (1971г.). "...праву на свободу "в демократическом обществе" по смыслу Конвенции придается настолько большое значение, что лицо не может лишиться защиты Конвенции только на том основании, что оно добровольно предстало для лишения свободы".

5. При лишении свободы  государство не может маскировать  свои действия под одну из разрешенных ст.5 категорий лишения свободы, добиваясь при этом незаконной цели.

В деле Базано против Италии заявитель заочно был приговорен в Италии к пожизненному заключению за похищение и убийство. В последствии  он был арестован во Франции в связи с другим делом, и итальянская сторона потребовала его выдачи. Требование итальянской стороны о выдаче преступника было отклонено французским судом на том основании, что заочное осуждение и отсутствие в итальянском праве гарантий повторного рассмотрения дела противоречат принципам французского правосудия. Спустя месяц заявитель был освобожден под залог, чем и воспользовалась французская полиция для передачи его итальянским властям. С этой целью он был секретно передан швейцарской полиции, которая, в свою очередь, препроводила его в Италию на основании швейцарско-итальянского договора о выдаче преступников, где он начал отбывать наказание. Предписание передать заявителя швейцарским властям и его арест на территории Франции были признаны незаконными французским судом. Европейский суд также решил, что действия французской полиции не могут быть оправданы ст.5 ввиду секретности заключения и способа ареста. В данном случае задержание было замаскированной формой депортации, имеющей целью обойти решение суда, и не было, таким образом, задержанием с целью законной передачи соответствующим властям.10

1.2 Право на  неприкосновенность внешнего облика 

 

Право на неприкосновенность внешнего облика представляет собой  личное неимущественное право гражданина, но в отличие от предыдущего направлено не на индивидуализацию его личности, а на обеспечение личной неприкосновенности человека.

Действующее гражданское  законодательство не дает определения  права на неприкосновенность внешнего облика. В литературе также отсутствует его единое понимание. В одних случаях под неприкосновенностью внешнего облика понимается защита от незаконного воспроизведения его с последующим распространением материальных носителей изобразительной информации, в других — охрана от незаконного определения государственными органами и общественными организациями требований к внешнему облику гражданина. Последняя точка зрения более предпочтительна, поскольку достаточно широко очерчивает границы этого права и позволяет рассматривать право на изображение в качестве самостоятельного личного неимущественного права гражданина.

Требования к внешнему облику могут определяться законодательством, регулирующим трудовые отношения с  отдельными категориями работников. Как правило, это ведомственные  нормативные акты, в которых устанавливаются требования к форме одежды, внешнему виду и т. п. в определенных сферах деятельности (например, торговля и общественное питание, сфера предоставления гигиенических услуг, хлебопекарная и мясо-молочная промышленность и т. д.).

В отдельных случаях, когда внешний облик человека оскорбляет общественную нравственность и свидетельствует наряду с его действиями о явном неуважении к обществу, возможно привлечение такого субъекта к административной и даже уголовной ответственности.

Следовательно, право на неприкосновенность внешнего облика в гражданском праве представляет собой возможность управомоченного лица требовать устранения любых обстоятельств (в том числе незаконных решений государственных органов и общественных организаций, а также граждан), наносящих ущерб неприкосновенности его внешнего облика, если законодательством не предусмотрены специальные требования к внешнему облику гражданина либо его внешний облик противоречит требованиям закона и нормам морали.11

 

1.3 Право на  изображение

Право на изображение  — одно из немногих личных неимущественных  прав граждан, которые были закреплены  еще дореформенным кодифицированным гражданским законодательством (ст. 514 ГК РСФСР 1964 г.)12. Как и предыдущее, данное право направлено на обеспечение личной неприкосновенности человека. В настоящее время суть рассматриваемого права согласно трактовке ГК РСФСР сводится к тому, что опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, в котором изображено какое-либо лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти — с согласия его детей и пережившего супруга, за исключением случаев, когда это делается в государственных или общественных интересах либо лицо позировало автору за плату.

Тот факт, что данное право содержится в разд. IV ГК РСФСР “Авторское право”, можно объяснить только отсутствием единого целостного регулирования личных неимущественных прав граждан и чисто внешней связью с распространением произведения изобразительного искусства. На самом деле такое право не имеет почти ничего общего с авторским правом.

Право на изображение  в современном понимании должно означать, что распространение любого произведения, в котором изображено какое-либо лицо, может осуществляться только с его согласия, а после его смерти — с согласия его ближайших родственников.

Важен также вопрос о  том, когда согласия изображенного  лица на изображение не требуется. Это, в частности, допускается, если распространение  осуществляется в государственных  или общественных интересах. Указанный случай требует уточнения, поскольку данная в ст. 514 ГК РСФСР формулировка слишком широка и неконкретна. В связи с этим в конкретных случаях по этому основанию право на изображение может серьезно нарушаться.

1.4 Право на  телесную неприкосновенность, охрану жизни и здоровья

 

Право на телесную неприкосновенность, охрану жизни и здоровья — фундаментальное  личное неимущественное право человека, направленное на обеспечение личной неприкосновенности.

В гражданском законе и юридической литературе глубоко разработан вопрос о гражданско-правовой защите этого права с помощью обязательств, возникающих из причинения вреда. Защиту указанного права в определенных случаях может обеспечивать также и институт договорной ответственности.

Гражданско-правовая охрана телесной неприкосновенности, жизни и здоровья не может быть сведена только к возмещению причиненного вреда. В настоящее время назрела необходимость в предоставлении гражданам права требовать устранения любых обстоятельств, нарушающих здоровые и безопасные условия их жизни. Это право тесно связано с правом на здоровую окружающую среду, являющимся предметом изучения представителями природоохранительного (экологического) права и представляющим собой одно из важнейших прав граждан-потребителей.

Формулировка этого права как абсолютного и обеспечение его защиты гражданско-правовыми способами должны сыграть положительную роль в создании человеку достойных условий существования. Кроме того, это не препятствует гражданам требовать возмещения причиненного жизни и здоровью вреда.

Гарантируя свободу  и личную неприкосновенность, законодатель широко использует как регулятивные, так и охранительные возможности  права.

Любое медицинское вмешательство  допускается только с согласия пациента или его законных представителей (если речь идет о несовершеннолетних, не достигших 15 лет, или недееспособных гражданах). Без согласия пациента медицинская помощь может оказываться лишь в случаях, когда его состояние не позволяет ему выразить свою волю. При этом решение о медицинском вмешательстве вправе принимать консилиум, а при невозможности собрать таковой - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения (и законных представителей); решение о принудительной госпитализации вправе принять только суд. 13

Лечение без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного  представителя может проводиться  лишь в случаях, предусмотренных  УК, или когда психическое расстройство обусловливает: опасность лица для себя или окружающих; его беспомощность или существенный вред его здоровью вследствие ухудшения состояния здоровья. Трансплантация органов или тканей человека допускается лишь при наличии согласия на то донора и только при условии, что его здоровью не будет причинен значительный вред. Медицинское освидетельствование граждан с целью выявления ВИЧ-инфекции проводится только добровольно, за исключением случаев обязательного освидетельствования отдельных категорий лиц (доноры; работники медицинских учреждений, учреждений общественного питания и т.п.; осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы).

Значительный круг норм, предписания которых гарантируют  неприкосновенность личности, содержится в законодательстве, регламентирующем юрисдикционную деятельность государственных органов. Так, в ходе уголовного судопроизводства привод, задержание, арест, личный обыск и другие, принудительные по своему характеру, действия допускаются лишь при наличии перечисленных в законе оснований и в установленном им порядке. А проведение таких процессуальных действий, как освидетельствование и следственный эксперимент, допускается лишь при условии, если этим не создается опасность здоровью человека. Исчерпывающе указаны в законе и случаи ограничения свободы и личной неприкосновенности в сфере административных правоотношений: при доставлении административного правонарушителя, задержании, личном.

Вторую группу правовых гарантий неприкосновенности образуют нормы, наделяющие граждан определенными  правами по защите своей жизни, здоровья, половой неприкосновенности от противоправных посягательств на них. Так, каждый, независимо от профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам и органам власти, имеет право на защиту своей личности и прав, прав других лиц от общественно опасного посягательства. Защита личности и ее прав от посягательства является правомерной, если в процессе ее не было допущено превышения пределов необходимой обороны.  Гражданам предоставлено право приобретения и использования гражданского оружия в целях самообороны.

Третью группу правовых средств, обеспечивающих право на свободу  и личную неприкосновенность, составляют нормы уголовного, административного, гражданского и иного законодательства, устанавливающие ответственность за посягательство на это право и предусматривающие порядок возмещения вреда, причиненного в результате подобных посягательств.

В случае причинения гражданину физического, морального или имущественного вреда вследствие нарушения его права на свободу и личную неприкосновенность этот вред подлежит обязательному возмещению.

Конституция и законодательство Российской Федерации, наряду с общими нормами об обеспечении свободы и неприкосновенности личности, закрепляют ряд положений, касающихся обеспечения неприкосновенности отдельных категорий лиц, чья служебная деятельность, сопряженная с повышенным профессиональным риском, немыслима вне режима независимости от каких бы то ни было внешних влияний. Так, Конституцией РФ установлено, что Президент РФ обладает неприкосновенностью. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности, а также обысканы и досмотрены без согласия на то соответствующей палаты Федерального Собрания14.

Такого же рода гарантии установлены в отношении судей  судов общей юрисдикции, арбитражных  судов и Конституционного Суда РФ, к которым вышеназванные принудительные меры могут быть применены лишь после получения согласия на то соответствующей квалификационной коллегии судей или Конституционного15.

Наиболее существенные ограничения права на свободу  и личную неприкосновенность человека связываются с применением ареста, заключения под стражу и задержания16.

Как специфический вид  лишения свободы нередко рассматривается  также принудительное помещение  лица в психиатрическое лечебное учреждение для обследования или  лечения. И хотя названная мера непосредственно не обозначается как лишение свободы или содержание под стражей, в такой позиции есть определенный резон, даже если отвлечься от того, что в недалеком прошлом именно помещение "неблагонадежных" граждан в психиатрические больницы использовалось в качестве средства борьбы с инакомыслием. В любом случае содержание в психиатрическом учреждении по своему принудительному характеру, по условиям изоляции лица, по иным признакам весьма близко к аресту.

Арест как мера административного взыскания может применяться лишь в исключительных случаях по решению судьи районного (городского) суда за отдельные виды правонарушений (в частности, мелкое хулиганство) на срок до 15 суток. Причем административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

В условиях чрезвычайного  положения за нарушение правил комендантского часа лицо может быть задержано до окончания комендантского часа, а при отсутствии у лица документов - на срок до трех суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя; по решению суда этот срок может быть продлен до десяти суток. Существует возможность продления срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Применение заключения под стражу возможно лишь в отношении лиц, обвиняемых или подозреваемых в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет (в отношении несовершеннолетних - в случае, если они обвиняются или подозреваются в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы). И лишь в исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы соответственно на срок до двух или пяти лет. 17

Информация о работе Личная неприкосновенность как элемент безопасности