Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:54, курсовая работа
Цель исследования – проследить трансформацию российского законодательства по вопросу освещения терактов и выявить отношение к этому журналистского сообщества.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть официальную точку зрения государства на информационную политику страны;
проанализировать трансформацию законодательной базы, проследить характер ее изменения в зависимости от опыта освещения СМИ произошедших терактов;
рассмотреть реакцию журналистского сообщества на изменение правовой базы деятельности СМИ;
Введение………………….......................................................................................3
Раздел I. Государственная информационная политика РФ…………………….7
Раздел II. Трансформация системы противодействия терроризму…………..13
Раздел III. Взгляд на проблему освещения терактов со стороны СМИ……...23
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………33
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Челябинский государственный университет
Исторический факультет
Кафедра политических наук и связей с общественностью
Проблема освещения террористических актов в средствах массовой информации.
Курсовая работа
студентки 3 курса
группа ИСО – 302
Научный руководитель
Преподаватель кафедры политических наук и
связей с общественностью
Челябинск, 2010
Содержание.
Введение…………………...............
Раздел I. Государственная информационная политика РФ…………………….7
Раздел II. Трансформация системы противодействия терроризму…………..13
Раздел III. Взгляд на проблему освещения терактов со стороны СМИ……...23
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
В настоящее время, к сожалению, терроризм стал частью нашей жизни. Организаторы терактов активно используют средства массовой информации в целях пропаганды своих идей и идеалов. Причем пресса не просто информирует нас о происходящем, но и формулирует определения, подсказывает выводы, задавая рамки интерпретации того или иного события. С другой стороны, для средств массовой информации сам факт террористического акта является информационным поводом. Если журналист окажется в центре происходящего теракта или же сразу после него, в экстремальной ситуации, он может повести себя крайне противоречиво: либо выдать в эфир все, что известно о теракте или передать все очень лаконично, свести к минимуму количество сообщений. Самоустраняясь в критические моменты от роли наиболее достоверного информатора, СМИ отдают аудиторию во власть различного рода домыслов, дезориентирующих общественное сознание и усугубляющих ситуацию.
Самым ярким примером гонки за оперативностью стал захват заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве 23–26 октября 2002 г. Как отмечал сразу после тех трагических событий министр печати Михаил Лесин, «в истории с захватом на Дубровке некоторые журналисты продемонстрировали абсолютный пофигизм по отношению к людям»1.
Действительно, в погоне за сенсациями проблема психологического здоровья телезрителей прессу практически не интересует. Между тем, по данным социологов, люди на психологическом уровне невероятно остро воспринимают показ жестких кадров о терактах. Фонд «Общественное мнение» через месяц после «Норд-оста» и телесюжетов о нем зафиксировал, что 68 % населения страны считали — следующий теракт произойдет именно в их городе или поселке. Если учесть, что опрос проводился в 40 типах населенных пунктов — от деревни Шамышейка Пензенской области до Санкт-Петербурга, — то это поразительно. Больше 70% опрошенных испытывали чувство настоящего ужаса, как если бы это произошло с их близкими, коллегами, детьми.
Отдел клинической психологии Научного центра РАМН после «Норд-оста» проводил собственное исследование. Результаты его еще более ошеломляют. Были опрошены более 300 москвичей, у которых на Дубровке не было ни родственников, ни знакомых. В итоге, у 24% из них обнаружили симптомы посттравматического расстройства. Точно такого же, как у участников боевых действий и настоящих жертв теракта. Для сравнения — среди необученных солдат доля страдающих ПТС — 16-18%, у обученных — 8-10, иногда 4. То есть люди, смотревшие телевизор, чувствовали себя хуже, чем необученные солдаты после реального боя. Можно считать их дополнительными жертвами теракта2.
В этих условиях важно определить принципы, которым следует придерживаться журналистам при освещении терактов. Власти предпринимают попытки разработать документы, регламентирующие поведение журналистов в этих ситуациях.
Однако проблему ограничений многие российские СМИ автоматически переводят в проблему свободы слова, смещая акценты из области этики в область политики. Примечательно, что достаточно активно в прессе обсуждается мнение о некой врожденной оппозиции журналистов и власти. Неслучайно весьма популярным и сегодня остается обозначение средств массовой информации как 4-й власти.
В целом же журналистское сообщество солидарно в том, что правила и нормы в журналистике должны исходить от самих журналистов.
Таким образом, обсуждение ответственности СМИ в освещении террористических актов, проблема взаимодействия власти и средств массовой информации в противодействии терроризму становится сейчас особенно актуальным.
Объектом исследования является законодательство РФ в сфере противодействия терроризму.
Предметом исследования является проблема освещения терроризма в Российских средствах массовой информации.
Цель исследования – проследить трансформацию российского законодательства по вопросу освещения терактов и выявить отношение к этому журналистского сообщества.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
Степень разработанности проблемы.
Данная проблема в России стала сверхактуальной недавно. Этим обусловлен недостаток специальной литературы на эту тему. Наиболее полное отражение она находит в периодической печати, критических статьях и специальных Интернет-проектах. К последним можно отнести Центр экстремальной журналистики3, основными целями которого являются: защиты прав и интересов журналистов, работающих в экстремальных условиях; защиты прав и свобод журналистов, утверждение и реализация свободы массовой информации, дальнейшего укрепление правовой базы деятельности всех сторон информационного процесса. Также на сайте Аgentura.ru существует проект Российское законодательство о терроризме и свобода слова4, в котором дается юридический анализ антитеррористического законодательства, затрагивающего работу СМИ.
Хронологические рамки.
Одним и первых законодательных актов Российской Федерации стал Федеральный закон, регулирующий взаимоотношения власти и средств массовой информации. 27 декабря 1991 г. был принят «О средствах массовой информации». Этот закон положил начало правовой регламентации деятельности СМИ в Российской федерации. Верхней границей хронологических рамок является события 2010 гг., когда в Московском метро прогремели взрывы террористок-смертниц. Эти события вновь привлекли внимание власти и СМИ к проблеме терроризма и освещения терактов в средствах массовой информации.
Эмпирической базой исследования являются федеральные законы5 и кодексы этических норм6, выработанные самими журналистами, и газетные статьи7, посвященные данной теме.
Раздел I. Государственная информационная политика РФ.
Государственная информационная политика (ГИП) - это способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества. В более широком смысле - это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.8
На сегодняшний день для ведущих стран мира характерна гонка информатизации. И это означает не только обогащение в технической и информационной сферах, но и построение единого информационного пространства, и создание информационного общества. Мир делится на информационно богатые и информационно бедные страны. Первые развиваются, совершенствуются, процветают и правят, у вторых все эволюционные процессы происходят значительно медленнее, они вынуждены зависеть и подчиняться воле более успешных государств. Уже в 1997 г. представители власти отмечали катастрофическое отставание нашей страны в формировании информационного общества: "Отставание России в подготовке к вхождению в информационное общество может привести к огромным экономическим и социальным потерям, а также к выпадению страны из цивилизованного мирового сообщества, к потере информационного суверенитета России"9. Для того, чтобы попасть и оставаться в первом «лагере», необходимо создание единого информационного пространства на территории нашей страны, формирование информационного общества и, соответственно, проведение грамотной государственной информационной политики.
В 1998 г. Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации была одобрена Концепция государственной информационной политики10.
Так как СМИ все больше становятся едва ли не единственной средой политической коммуникации и одновременно являются инструментом реализации ГИП, в Концепции среди основных направлений ГИП в сфере СМИ называются:
-совершенствование
- недопущения распространения насилия и нетерпимости через СМИ;
- обеспечения плюрализма СМИ, доступа к официальной информации11.
9 сентября 2000 г. Президентом РФ была утверждена «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», подчеркивающая необходимость проведения ГИП, в основе которой должен лежать национальный интерес России. Это значит, что в нашем обществе, где функционирует огромное множество СМИ, проповедующие самые разные политические, культурные и ценностные ориентации, государство должно задать некий вектор единого движения - проводить ГИП, отражающую интересы и потребности всего общества в целом.
Государственная информационная политика должна быть направлена на реализацию национальных интересов России в информационной сфере:
- соблюдение конституционных прав и свобод в области получения и пользования информацией, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны;
- информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по политическим и социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;
- развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.12
Для эффективной реализации ГИП, естественно, должны быть в полной мере привлечены СМИ - так как это один из важнейших источников и каналов передачи информации. В рамках ГИП деятельность средств массовой информации должна быть направлена на консолидацию общества. Безусловно, осуществление ГИП должно являться приоритетной задачей нашего государства, поскольку она является важнейшей составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации.
Таким образом, для формирования целостного информационного пространства России необходима способность государства при помощи различных форм регулирования деятельности средств массовой информации стимулировать ее таким образом, чтобы СМИ обеспечивали всех граждан необходимой и достаточной информацией, максимально полным спектром фактов и мнений, существующих в стране и мире, с целью ориентации в происходящих событиях и выработки своего отношения к этим событиям, в том числе версией государственных органов, или официальной версией.
Официальная версия не должна быть исключительной, она может стать лишь господствующей, и господствующей только в силу поддержки ее иными версиями и фактами, представленными другими, в первую очередь независимыми СМИ.
Отношения государства и СМИ регулирует Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г., прошедший около 20 редакций, последняя - от 9 февраля 2009 г. О характере этих отношений говорит Статья 3. Недопустимость цензуры:
Информация о работе Проблема освещения террористических актов в средствах массовой информации