Площади Оренбурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 17:08, реферат

Краткое описание

Когда после 1826 года убрали земляные валы, между территорией крепости и предместьями, открылось ничем не занятое пространство длиной в 5,7 км и шириной до 350 м. Часть земель этого огромного пространства была продана под строения.
Позже некоторые части открывшегося пространства, частично застроенные, были названы площадями. Получилась радиально-анфиладная цепь городских площадей.
Набережная площадь (пересечение ул. Горького и Чичерина перед въездом на мост через р.Урал)

Прикрепленные файлы: 1 файл

Сбор для реферата.docx

— 32.00 Кб (Скачать документ)

       Когда после 1826 года убрали земляные валы, между территорией крепости и предместьями, открылось ничем не занятое пространство длиной в 5,7 км и шириной до 350 м. Часть земель этого огромного пространства была продана под строения.

       Позже некоторые части открывшегося пространства, частично застроенные, были названы площадями. Получилась радиально-анфиладная цепь городских площадей.

Набережная площадь (пересечение ул. Горького и Чичерина перед въездом на мост через р.Урал)

Деевская (пересечение ул. Красного Казака и Пионерской)

       Своё  название площадь получила от  фамилии когда-то известных не  только в Оренбурге, но и во  всей киргизской степи Деевых. Находилась эта площадь на  западной стороне города около Чернореченской площади. На Деевской площади возвышается Знаменская единоверческая церковь и располагается Ученический сквер. Находилась в районе нынешней школы №24.

Чернореченская (ныне сад им.Фрунзе)

       Чернореченская торговая площадь, отделяла город от Старой слободки, находилась за Чернореченскими крепостными воротами, в Западной части Старого города. На этой площади находились 5 торговых рядов с 104 деревянными лавками.      

Хлебно-Соляная примыкала с северной стороны к Чернореченской площади.            На Хлебно-Соляной площади, как показывает её название, производилась торговля хлебом и илецкой солью.

Хлебная (Хлебно-Соляная, Динамо. Как память о ней остался ныне Хлебный переулок)

Соляная (от неё остался Соляной переулок. Эта площадь вместе с Хлебной не была всегда на одном месте, передвигалась по мере их дальнейшей застройки)

Ардатовская (затем разделённая на Ардатовскую и Елькинскую. Елькинская по названию сюда была перенесена с места, занимаемого ныне ул.Постникова)

Эта площадь служила в летнее время сборным местом для выгона на пастбища рогатого скота.

Сакмарская (затем Соборная, Красная, В.П.Чкалова, Ленина)

Конно-Сенная (впоследствии разделённая на Конно-Сенную в районе троллейбусного парка на пересечении ул. Рабаковской и пр. Победы, на Колхозную перед универмагом «Восход» и на территорию Центрального рынка)

       Бывшая  Конно-Сенная площадь (ныне Центральный  рынок и прилегающие к нему  территории). Наиболее обширная торговая  площадь Оренбурга, находилась на  востоке от городского центра  по направлению к женскому  монастырю и христианским кладбищам. Здесь торговали мясом, птицей, молоком, в летнее время – арбузами, дынями, овощами и фруктами. Далее  – по направлению к женскому  монастырю – шла торговля лошадьми, верблюдами, рогатым скотом и  баранами; в зимнее время –  сеном и соломой.

 

Войсковая, или Форштадская (Красная площадь, затем Студенческая)

       Площадь, отделяющая город от казачьего Форштадта, находилась на восточной окраине города. Была застроена разными зданиями, восточная часть была занята сквером. Перед входом в сад была устроена в 1891г. каменная часовня. В южной части сада в 1914г. была сооружена так называемая Знаменная изба, сооружённая в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых. На Форштадтской площади находились казармы для местного батальона, устроенные генерал-губернатором Безаком и Крыжановским, военное казачье училище, водопроводные резервуары, станичное правление и станичный суд, пожарное депо с каланчою. На западной стороне площади, примыкающей к городу, возвышались два обширных казённых здания: духовной семинарии и епархиального женского училища.

       Четырёхэтажное здание духовной семинарии заключало в себе массу жилых и других помещений. Половина дворовой части были отведены под сад.

       Форштадская площадь служила местом для обучения новобранцев и казачьих джигитовок.

Георгиевская (Пугачёвская)

Площадь без названия (между духовной семинарией и юнкерским училищем, ныне занимаемая аграрным университетом)

Марсово поле (на выходе ул. 8 Марта на берег р.Урала)

       У каждой площади своя история, связанная или с церковью, стоявшей на ней, или с торговлей, или с мероприятиями казачьего войска, или с садами и скверами. Но ни одна из них, кроме Сакмарской (ныне Ленина), не получила своего развития до площади-ансамбля, архитектурно не связала предместий с историческим ядром. Архитектурная связь площадей между собой также отсутствовала.

       Архитектор  Рянгин, ничего не ломая, кроме возвращения «зелёного» базара на прежнее место, наполняет зелёными насаждениями пространства Пионерской, Хлебной, Соляной, Ардатовской и Елькинской, Конно-Сенной, Красной, Без названия площадей. Они вместе с существующими садами, кафедрального собора, садом 8 Марта (ныне на его месте магазин «Старт» на Краснознамённой улице), Пионерским садом (место у нынешнего Дворца культуры и спорта «Газовик») и садом Марсово поле образуют по замыслу автора зелёное кольцо вокруг первой части города (крепости).

       Определено  второе зелёное кольцо шириной 150-250 метров. Оно радиально проходит  от железнодорожного моста на  берегу р.Урал вдоль железной дороги, заполняя пространство от неё до жилах домов на Аренде, до вокзала, где соединяется с создаваемыми здесь садами и с существующими. Далее через Торговую площадь (застроенную заводом «Радиатор», больницей), через пространство между ул. Орской и Невельской кольцо выходит к двум кладбищам у нынешнего Вечного огня на проспекте Победы. Созданием двух парков в районе пересечения Орской улицы с Совхозной и в районе на окраине тогдашнего Форштадта, где была Парковая площадь со стоявшей на ней Серафимовской церковью (пересечение улиц Парковской, Хлеборобной с улицей Тимирязева. Сейчас застроено – район магазина «Гильдия», кольцо входит в пойму р.Урал.

       Оба  кольца соединяют зелёными коридорами: один – нынешний Парковый проспект, второй – через запланированный  зелёный бульвар по ул.Терешковой и через группу старых и новых кладбищ, примыкающих к пр.Победы и ул.Маршала Г.К.Жукова и превращаемых в парки. Это было рождение жизненно необходимой городу системы зелёных насаждений. Пример второго эталона планировки города в его истории. Первый эталон – регулярная планировка города-крепости 2-ого класса в России XVIIIв., второй эталон – система зелёных насаждений в русском городе степного края в начале XXв.

50 лет спустя  и ещё позже – через 20 лет

Год 1926      

     От архитектора-художника И.В.Рянгина Оренбург получил в наследие: первое – концепцию развития Оренбурга на 50 лет вперёд. Она была признана.

       Второе  – план города Оренбурга с указанием его расширения, изданный Оренбургским городским советом. Город на одной стороне реки. Площадь застройки – 2487 га. Классическое распределение общей площади: кварталы занимают 48,5%, площади – 5%, улицы – 27%, зелёные насаждения – 19,5%. Площадь озеленения застройки составляет около 50%. Город впервые получает систему зелёных насаждений с упорядочением кладбищ. Сохраняются до будущих времён 24 площади – черновик опорного структурного каркаса городского организма. Развивая в перспективе каждую из них до площадей-ансамблей, город развивался бы в русле наращивания своей красоты и комфортности, получая гарантию от такой проблемы, как рост автотранспорта. Эта проблема легче разрешается при наличии системы зелёных насаждений и каркаса площадей. Дана система базаров, система рыночной и розничной торговли – важной составляющей городской культуры. Решение с театральной площадью города, а также – размещение промышленной зоны. Рянгин оставил эталон строительства отдельно взятого промышленного объекта – водонапорную башню.

       Третье  – архитектор завещал: главное  – не проект, а претворение  его в жизнь.

Год 1976

       Если  Рянгин своей концепцией и проектом лечил город от разрозненности его частей, то наследники расчленили Оренбург территорией «Стрелы» на 2 рога подковы. Создали новую, худшую часть города за Уралом, которую при обмене квартиры просят «не предлагать». Система зелёных насаждений не образована. Застройка города возросла до 6620 га.

       В концепции  Рянгина, одним из основных вопросов регулирования роста г.Оренбурга является рациональная планировка его территорий. С течением времени внутри стен становится тесно, и город выносится за стены, пристраиваясь концентрическими кругами, так создаётся современная вторая часть города, распланированная веером по радиальной системе. Эта система явилась не преднамеренно, а случайно в силу естественного роста города вокруг крепостного вала. Если решать вопрос о планомерном росте города, то в первую очередь нужно объединить город в одно органическое целое с Форштадтом. Необходимо чётче выразить радиальную систему и создать ей центр.

       Рянгин выразил эту мысль в своём проекте 1926 года. Архитекторы более позднего времени лишили Оренбург возможности создать классическую систему зелёных насаждений и чёткую транспортную схему.

       Планировка  и строительство города лишили  жителей его естественного общения с реками Сакмарой и Уралом.

1985 год

       У нас 790 улиц и переулков, но нет  бульваров. Нет набережных при  береговой линии до сотни километров. Более 20 площадей исчезли. Город  из одних улиц и переулков, без площадей.

       Архитектор  Рянгин предусматривал вытащить главный базар – ныне Центральный рынок – из кружения кладбищ и вернуть его в старую систему рынков города, состоявшую из Гостиного двора, главной рыночной площади и базара на Чернореченской площади (ныне сад им.Фрунзе). На карте появляется новый базар на Чернореченской площади с названием исторического наследия – Хлебный базар. Также сохраняется и развивается Михайловский базар (теперь место занято заводом «Радиатор» и другим). Оставлено значительное место для базара Красного городка. Потомки ликвидировали все базары, оставив один Центральный рынок. Конечно, нужно учитывать войну, которая принесла в город значительное количество предприятий и людей и внесла дисгармонию в карту Оренбурга.

       Главное  о чём мечтал архитектор (о  жилье и благоустройстве), продвинулось  значительно. Построены микрорайоны, школы, детсады, магазины. Сделали канализацию, обеспечили жителей хорошей питьевой  водой, улицы заасфальтированы. Оренбург  с востока закрыт от ветров  массивом зелёного щита.

Год 1996       

       Стихия  свободной торговли, обрушившаяся  на город в 1992 г., выявила непригодность  теории об отмирании рынка. Город  не дождался современного здания  цирка. Прекратили строить жильё  для горожан. Дворец культуры  «Строитель» больше не нужен. У кого есть возможность, покидают  город и оседают в коттеджах  на Загородном шоссе. Не улучшился  город за последние 10 лет, несмотря  на рост улиц и переулков. Построенная  вокруг город объездная дорога  в 100 км не сблизила разрозненные  части города. Оренбург снова  стал пограничным городом.

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторический очерк

       Одним из наиболее важных элементов градостроительного проектирования является городская площадь. Площадь - это зона, обрамленная зданиями и спроектированная для представления этих зданий наиболее выгодным образом.

       Городская  площадь, вероятно, до сих пор  самый важный элемент городского  дизайна. Это естественное место  для наиболее важных гражданских  и культовых сооружений, место, где  люди встречаются и общаются. Когда такие общественные пространства  разработаны с учетом особенностей  места, они получают дополнительный  символический смысл.   

       Анализ всемирного исторического опыта позволяет проследить формирование и развитие открытых городских пространств, выявить определенные закономерности, а также те утерянные в ходе развития цивилизации свойства, на которые следует обратить внимание в настоящее время.

       Так, например, городские пространства Древнего  Египта были представлены храмовыми  дорогами, улицами-аллеями, замкнутыми  дворами дворцов и храмов. Все  они строились таким образом, что в поле зрения идущих (причем  трасса шествия анизотропна – движение вперед обладало большей значимостью, чем движение назад) постоянно находилась конечная или промежуточная цель (обелиск, портал, колонна, храм). Среди факторов, обусловивших такие характеристики открытых городских пространств, большую роль играли назначение и использование пространств (которые совпадали), а также религиозное и космогоническое мировоззрение. Важнейшим результатом воздействия пространства на человека были его психологическое подавление и прославление вечности и незыблемости существующего государственного строя.

       Комплексное  благоустройство центральных городских  площадей с использованием архитектурно-ландшафтных  приемов формирует у жителей  и

гостей города его образные характеристики.

       Разнообразие  форм площадей уже в глубокой  древности было достаточно велико. Исторической родиной современной  типологии площадей можно считать  Рим.

       Здесь  изначальная площадь всегда решалась  в связи с другими, большими  и маленькими архитектурными  постройками, во взаимосвязи с  сетью дорог и т.д.

       Открытые  городские пространства в Древней  Греции впервые выступили как  самостоятельные объекты градостроительного  искусства. Греческие архитекторы  первыми начали использовать  их в качестве инструмента  для создания общегородской планировочной  структуры. Именно в Древней Греции  в городах появилась развитая  система открытых пространств  центра – главные улицы и несколько площадей – агор, в которых они умело использовали существующий рельеф под вертикальную планировку этих площадей. Пространство агор членилось с помощью низких, протяженных лестниц и невысоких подпорных стенок. Площади и улицы древнегреческих городов-полисов имели пространственную ориентацию, которая определялась не только мистико-религиозными воззрениями, но также транспортными и инсоляционными требованиями. Агоры дифференцировались по назначению (торговля различными товарами, общественные функции). Впервые в пропорциях агор и акрополей начал прослеживаться принцип “золотого сечения”. При этом масштаб городских пространств отвечал размерам человеческой фигуры.

Информация о работе Площади Оренбурга