Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 08:36, контрольная работа
Арбитражный процесс представляет собой разновидность юридической деятельности, регулируемой нормами арбитражного процессуального права, связанного с различными отраслями российского права. Наиболее тесные генетические и функциональные взаимосвязи существуют между арбитражным процессуальным и гражданским процессуальным правом.
Введение
Арбитражный процесс представляет собой разновидность юридической деятельности, регулируемой нормами арбитражного процессуального права, связанного с различными отраслями российского права. Наиболее тесные генетические и функциональные взаимосвязи существуют между арбитражным процессуальным и гражданским процессуальным правом.
Арбитражные суды – это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральными законами. Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 2009 г.) относят арбитражные суды к федеральным судам и входят в судебную систему РФ. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, разрешающие дела, отнесённые к ведению арбитражных судов. В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Законодатель определяет субъективный состав участников правоотношений, между которыми может возникнуть спор, подведомственный арбитражному суду: юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. Однако само по себе наличие статуса юридического лица или гражданина-предпринимателя ещё не даёт оснований для рассмотрения спора с их участием в арбитражном суде. В частности, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, то есть не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли: общественные, религиозные организации, благотворительные фонды (статья 50 ГК РФ), могут обратиться с иском в арбитражный суд только в тех случаях, когда спор с их участием носит экономический характер и возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, допускаемой законодательством (часть 3 статьи 50 ГК РФ). Не менее важен для арбитражного законодательства и тот факт, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (статья 125 ГК РФ), должностные лица.
Арбитражные суды Российской Федерации возникли и успешно развиваются из существовавшей в Советском Союзе с мая 1931 г. по октябрь 1991 г. системы Государственного арбитража. Согласно ст. 163 Конституции СССР споры между предприятиями, учреждениями и организациями разрешались органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Арбитраж был органом, не входившим в судебную систему, но осуществлявшим широкие юрисдикционные функции по отношению к правам и интересам социалистических юридических лиц. Арбитраж не только рассматривал споры, но и разнообразными методами должен был содействовать оптимальному функционированию народного хозяйства.
Ныне арбитражные суды в соответствии с Конституцией Российской Федерации непосредственно входят в судебную систему, являются органами государства, осуществляющими судебную власть. В соответствии со ст. 1 АПК РФ «арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к его компетенции настоящим Кодексом и другими федеральными законами».
Возникновение
полисистемности в
Понятие компетенции, включающее в себя традиционно используемые в процессуальном праве институты подведомственности и подсудности, используется в Арбитражном процессуальном кодексе РФ 2002 г., для определения юрисдикции арбитражных судов. Вопросам компетенции арбитражных судов посвящена гл. 4 АПК РФ. Использование универсального понятия компетенции для определения юрисдикции арбитражных судов представляется оправданным, поскольку в соответствии со ст. 4 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Подведомственность или предметную компетенцию арбитражных судов можно определить как круг дел, рассмотрение которых законодательными актами Российской Федерации отнесено к ведению арбитражных судов Российской Федерации.
В самом общем виде компетенция арбитражных судов определена в ст. 127 Конституции РФ и в ст. ст. 4 и 5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», согласно которым к ведению арбитражных судов относится рассмотрение экономических споров и иных дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормы
о подведомственности арбитражных
судов предусмотрены как
Понятие подведомственности, используемое в российском процессуальном праве, как правило, не применяется в других странах. Исключение составляет, пожалуй, лишь ФРГ. Для определения судебной компетенции в других зарубежных странах обычно используется понятие подсудности.
Четко определить подведомственность того или иного спора арбитражному суду возможно, лишь опираясь на критерии подведомственности, выработанные процессуальной доктриной и практикой и используемые в Гражданском процессуальном кодексе РФ (ст. 22) и Арбитражном процессуальном кодексе РФ (ст. 27 - 33) для разграничения сфер судебной юрисдикции.
Общее правило подведомственности дел арбитражным судам, в основе которого заложен предметный критерий разграничения подведомственности, сформулировано в ч. 1 ст. 27 АПК РФ, согласно которой к юрисдикции арбитражных судов относится рассмотрение экономических споров и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В действующей системе правового регулирования вопросов подведомственности именно предметному критерию отводится приоритетное значение. Он становится основным критерием разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, поскольку именно он закреплен одновременно в двух законах - в ч. 1 ст. 27 АПК РФ и в ч. 3 ст. 22 ГПК РФ, согласно которой из подведомственности судов общей юрисдикции исключены экономические споры и другие дела, отнесенные законом к ведению арбитражных судов. В статьях 247 и 248 АПК РФ о компетенции арбитражных судов по делам с участием иностранных лиц определение подведомственности осуществляется также через «привязку», указание на связанность спора с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Известные
сложности при использовании
предметного критерия подведомственности
на практике вызывает отсутствие законодательного
определения понятий «
Таким образом, экономический спор – это спор, возникающий из гражданских, административных и иных публичных правоотношений в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, или в связи с обеспечением доступа к такой деятельности, а также с предъявлением юридическими лицами иных требований экономического (имущественного) характера. Отношения же экономического характера, из которых возник спор или требование, должны быть таковыми для обеих сторон спора.
Понятие
предпринимательской
Понятие экономической деятельности широко используется в законодательстве и правоприменительной практике и связывается с определенной сферой общественных отношений. В отличие от предпринимательства, предполагающего систематическое получение прибыли, иная экономическая деятельность не направлена непосредственно на систематическое получение прибыли как приоритетной цели деятельности, но тем не менее приносит доход. По своей природе такая деятельность имеет экономическую основу, относится к хозяйствованию, удовлетворению материальных потребностей и интересов в сфере общественного производства. При этом закон не связывает иную экономическую деятельность с наличием у лиц, ее осуществляющих, определенного статуса, приобретаемого в установленном законом порядке, как это предусмотрено в ст. 2 ГК РФ применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В этом смысле в качестве иной экономической деятельности можно, по-видимому, рассматривать хозяйственную деятельность, связанную с заключением гражданско-правовых договоров имущественного характера, осуществляемую некоммерческими организациями, финансовую деятельность органов государственной власти и местного самоуправления и т.п. Такое понимание экономической деятельности согласуется с ее определением, содержащимся в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, который был принят и введен в действие 1 января 2003 г.
Критерием, влияющим на определение подведомственности дел арбитражным суда, является субъектный состав участников спора. В части 2 ст. 27 АПК РФ говорится, что «арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане)». Этот критерий хотя и сохраняется, однако в настоящее время уже не имеет столь важного и решающего значения при определении подведомственности, какое он имел до принятия в 2002 г. ГПК РФ и АПК РФ. Если раньше указывалось на совокупность двух критериев - характера правоотношений и субъектного состава участников спора как обязательное условие определения подведомственности спора арбитражному суду, то сейчас субъектный состав, скорее, выступает в качестве дополнительного условия подведомственности отдельных категорий дел. Ключевая же роль в разграничении подведомственности отводится предметному критерию, поскольку определяющим моментом компетенции арбитражных судов и в Конституции РФ, и в ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» является указание на экономические споры. Общее правило подведомственности, содержащееся в ст. 27 АПК РФ, не только не связывает юрисдикцию арбитражных судов с рассмотрением споров со специальными субъектами, но и включает в круг участников арбитражного процесса лиц, никогда ранее ими не являвшихся (например, должностных лиц). [24]
Споры с участием нотариусов арбитражным судам не подведомственны, поскольку в соответствии со ст. 1 «Основ законодательства РФ о нотариате» нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Поэтому если в арбитражном суде ставится вопрос об оспаривании действительности сделки в связи с нарушением правил нотариального производства, т.е. оспариваются действия нотариуса, такое дело подведомственно суду общей юрисдикции в порядке гл. 37 ГПК РФ. [25]
В ч. 4 ст. 27 АПК РФ 2002 г. предусмотрена норма, согласно которой не должно влиять на изменение подведомственности дела арбитражному суду привлечение к участию в этом деле в процессе его рассмотрения гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора. Таким образом, указание в ст. 27 АПК РФ на многообразие состава участников арбитражного процесса фактически отводит на второй план значимость субъектного состава при определении подведомственности. Статус юридического лица и индивидуального предпринимателя имеет значение лишь при определении подведомственности арбитражному суду экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений. Статья 28 АПК РФ допускает возможность расширения субъектного состава этих споров за счет других участников гражданского оборота, если это предусмотрено в АПК РФ или в ином федеральном законе.
Информация о работе Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам