Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:22, курсовая работа
В данной работе прослеживается история развития нормативных актов, регулирующих институт несостоятельности. Довольно длительное время оно шло в нашей стране обособленно, подвергаясь незначительным изменениям и дополнениям, но после налаживания торговых и политических отношений с Европой начались активные работы в этом направлении. Российская империя не могла позволить иностранным и отечественным купцам терять имущество из-за несовершенства законодательства. Многие положения были заимствованы из зарубежной практики, а некоторые из них, претерпев изменения в российских условиях, послужили примером уже для европейских держав.
Введение 3
1. Становление института банкротства в России 5
1.1. История института банкротства в России: ранние источники 5
1.2. Устав о торговой несостоятельности 1832 года 10
1.3. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года 15
2. Развитие института банкротства в современной России. 17
2.1. Первые нормативные акты после распада СССР 17
2.2. Современное законодательство о несостоятельности (банкротстве) 20
3. Примеры известных банкротств в истории России 25
Железнодорожный магнат. Савва Иванович Мамонтов 25
Заключение 30
Список литературы 32
Юридически этот документ заменил собой только первую часть Устава о банкротах 1800 года то есть регулировал лишь несостоятельность купеческого и мещанского сословия Дела о «неторговой» несостоятельности были де-юре переданы в ведение губернского правления, а де-факто постепенно выходили из практики.
В новом Уставе законодатель не только сохранил преемственность норм, но и постарался избежать каких-либо существенных изменений. В целом, процедура осталась неизменной, а существенному уточнению подверглись лишь процессуальные вопросы. Так например, была уточнена сумма, при невозможности выплатить которую должник мог быть признан банкротом. Должник мог содержаться под стражей до двух лет, а после заключения могло последовать лишение права заниматься торговой деятельностью. Долги взыскивались в течение всего последующей жизни должника, случае злонамеренного (умышленного) банкротства, кроме тюремного заключения и распродажи имущества в отношении должника возбуждалось уголовное.
Вид банкротства определялся собранием кредиторов. После объявления банкротства к должнику могла быть применена одна из двух процедур:
Решение о виде банкротства, принятое собранием кредиторов, утверждалось специальным решением биржи, на территории которой находился должник. Биржевой комитет избирал комиссию из шести человек, которые сами никогда не были банкротами, и председателя биржевого комитета. Комиссия принимала решение о назначении администрации, или конкурсного производства. Решение комиссии передавалось в коммерческий суд.
После того, как коммерческий
суд выносил решение о
После введение в действие Устава началась естественная работа по совершенствованию его норм дополнительными актами. Устав о торговой несостоятельности в дальнейшем развитии законодательства подвергся незначительным изменениям. 18 ноября 1836 года были введены правила об учреждении администрации по делам торговой несостоятельности. 29 июня 1839 года были установлены правила о наблюдении за делопроизводством в конкурсах и о перемещении конкурсов из внутренних городов Империи в столицы и портовые города.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных было принято в 1845 году. Оно определило четыре вида несостоятельности: а) лиц торгового сословия; б) не принадлежащих к торговому сословию; в) к платежу вознаграждения за причиненный вред, убыток, обиду; г) к платежу судебных денежных взысканий.
Банкротом могли признать только лицо торгового сословия. Изобличенный в злонамеренном банкротстве подвергался лишению всех прав и ссылке в Сибирь на поселение. Решение о признании лица злостным банкротом входило в компетенцию коммерческих и общегражданских судов. После этого могло начаться уголовное преследование. При этом, исследовав обстоятельства дела, суд мог оправдать несостоятельного должника.
Уже в те годы существовали схемы, позволяющие злостному банкроту уходить от ответственности за совершенное преступление. В частности, совершались действия, влекущие за собой перемену лиц в обязательствах с последующим отказом кредиторов от своих требований. Руководствуясь этим обстоятельством, законодатель ввел положение, по которому мировая сделка между должником и кредитором не имела для суда обязательного значения. Мировая сделка вступала в силу только после ее утверждения судом. Таким образом закон защищал действительных кредиторов от действий злостного должника и его сообщников по использованию подставных кредиторов.
Для признания подсудимого злостным банкротом было достаточно установить факт сокрытия им имущества путем “безденежной” передачи его третьим лицам. Признаком соисполнительства в злостном банкротстве признавалось принятие от должника векселя после описи его имущества и назначения для продажи. Преступление, соисполнительство злостному должнику со стороны подставного кредитора, считалось оконченным с момента передачи векселя. При этом не имело значения, что виновный не успел получить по векселю денег из конкурсной массы.11
Интересной особенностью
дореволюционного законодательства являлась
возможность привлечения к
В Уложении 1845 года была предусмотрена уголовная ответственность за неторговую несостоятельность для дворян, помещиков и других лиц неторгового сословия. При этом злостным должником признавался тот, кто, имея неоплаченный долг, для уклонения от платежа прикреплял или передавал без денег свое имущество в другие руки, использовал подставных кредиторов или иным способом скрывал свое имение или его часть.
Вместе с тем, основной упор уголовного законодательства делался на тех, кто занимался торговой и финансовой деятельностью и в своих корыстных интересах:
– уклонялся от обязанности произвести полные или частичные передаточные подписи на акциях или других финансовых документах, представленных им для конкурсной продажи;
– отказывался заверить печатью вклады на предъявителя;
– не сообщал в печати о поступлении в комиссию по погашению долгов своих финансовых документов и др.
В законе также была предусмотрена
ответственность за несостоятельность
к оплате за причиненный вред, убыток
или обиду. Пострадавшая сторона
имела право требовать
Норма о несостоятельности к оплате судебных издержек и денежных взысканий касалась тех, кто не имел средств оплатить причиненный им вред и возместить ущерб пострадавшему. Такие действия квалифицировались как своеобразное мошенничество и наказывались заключением в тюрьму из расчета:
– за первые, подлежащие взысканию с виновного двадцать рублей, зачитывалось по пятьдесят копеек за каждый день заключения;
– за следующие, свыше двадцати и до пятидесяти рублей, по семьдесят копеек за день заключения;
– за всю оставшуюся сумму свыше пятидесяти рублей зачитывалось по одному рублю за день заключения.
Разрозненность и
Таким образом, Устав о торговой несостоятельности 1832 года сохранял свое действие до изменения государственного строя вследствие социалистической революции 1917 года. Впоследствии Устав о торговой несостоятельности 1832 года почти полностью вошел в состав Устава судопроизводства торгового 1903 года.
Уголовное уложение 1903 года
содержало главу, посвященную вопросам
ответственности за злостное и неосторожное
банкротство. Для привлечения виновного
к уголовной ответственности
требовались предпосылки
По Уложению 1903 года содержанием
злостного банкротства
– сокрытие, умолчание или ложное показание о своем имуществе при объявлении о несостоятельности;
– выдача обязательства, которое уменьшает конкурсную массу, по долгам полностью или частично вымышленным;
– безвозмездная передача своего имущества третьим лицам после объявления о несостоятельности.12
Гражданско-правовые основания
привлечения к уголовной
– подстрекатели к злостному банкротству;
– требующие или получающие платежи по фиктивным обязательствам;
– принимающие у банкрота
имущество под видом купли-
– скрывающие или участвующие в сокрытии имущества банкрота.
В 1908 году в Москве был образован Московский временный комитет по изысканию мер против неплатежей. Он занимался разработкой законопроектов, связанных как собственно с неплатежами, так и с проблемой банкротств. В 1913 году был разработан законопроект об изменении производства по делам о несостоятельности. Революция 1917 года приостановила эту работу, и конкурсное право в России длительное время не разрабатывалось.
Революция 1917 года внесла коррективы в законотворческий процесс. После отмены в России в 1917 году в результате социалистической революции частной собственности актуальность регламентации процедуры банкротства исчезла. Судам, при рассмотрении дел о несостоятельности, приходилось использовать нормы из Устава 1832 года.
Первым нормативным актом,
регулирующим институт несостоятельности
(банкротства) в советской России
стал Гражданский кодекс РСФСР 1922 года,
но отсутствие механизма применения
не дало никакого положительного результата.
Во избежание подобных недоразумений
в ряд статей Гражданского кодекса
1922 года было введено понятие
Позже в 1927 году Гражданский процессуальный кодекс был дополнен главой 37 «О несостоятельности частных лиц физических и юридических».13 Законодателем были детально регламентированы отдельные положения, в частности касающиеся условий признания сделок недействительными, правил зачета взаимных требований, отказа управляющего от исполнения неисполненных договоров и т.д. Согласно этому нововведению кредиторы отстранялись как от участия в конкурсе, так и от назначения управляющего. Исполнение этих функций перешло к государственным учреждениям. Но на практике широкая реализация механизма банкротства хозяйствующих субъектов не осуществлялась.
С 1930-х гг. в России правоотношения,
связанные с несостоятельностью
предприятия, практически не регулировались.
По мере отхода государством от либеральной
новой экономической политики и
начала процессов коллективизации
и индустриализации необходимость
в использовании института
Официальная доктрина не признавала институт банкротства, поскольку при плановой экономике, как утверждалось, нет места несостоятельности. Более того, реформами гражданского и хозяйственного законодательства 60-х годов нормы о банкротстве вообще были исключены из законодательства СССР, и за время существования Советского Союза новых норм о банкротстве не принималось.
С распадом Советского Союза
и возрождением рыночных отношений
начался этап развития гражданско-правового
регулирования банкротства. Первым
документом, подтверждающим внимание
государства к данной проблеме, стал
Указ президента РФ от 14 июня 1992 года №
623 "О мерах по поддержке и
оздоровлению несостоятельных