Основная экономическая проблема и роль предприятия в ее решении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов управления персоналом.
Для того чтобы успешно управлять предприятием, необходимо четко представлять основные механизмы и закономерности, по которым осуществляется хозяйственная деятельность предприятия, на что нужно обратить внимание. Иными словами необходимо обладать достаточно высоким уровнем компетентности в вопросах экономики предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие предприятия, цели и задачи его деятельности 4
Глава 2. Анализ основных показателей деятельности предприятия 10
Глава 3. Экономические проблемы предприятий в 1992 году 15
Глава 4. Основные экономические проблемы предприятия и возможные пути их решения 29
Глава 5. Определение сущности понятия предпринимательство 36
Заключение 37
Список использованной литературы 38

Прикрепленные файлы: 1 файл

чистовой курсовой.docx

— 100.33 Кб (Скачать документ)

Соответственно выбираются сферы для экономии. Если в 1991 году ими были прежде всего научно-исследовательские работы, подготовка кадров, информационное обслуживание, а иногда и строительные работы, то с начала 1992 года началась повсеместная прямая экономия на финансировании развития производства, которая поначалу считалась временной, но приняла хронический характер. Многие предприятия резко свернули строительные работы, проекты реконструкции и модернизации. Производство вошло в инвестиционный кризис: падает научно-технический уровень производства, уровень его организации, устаревает продукция и технология, не осуществляется структурная перестройка. Эти опасности руководители осознают, но продолжают отдавать предпочтение текущим целям перед инвестиционными потребностями.

Еще одна сфера экономии - объекты социально-бытовой инфраструктуры, культуры, жилищно-коммунального хозяйства. Они имеются на балансе многих предприятий из числа богатых в прошлом, особенно оборонных, сверхкрупных. Издержки на их содержание стали непосильным бременем, хотя часть их включают в цену основной продукции. Стремясь хоть как-то сократить их, предприятия в лучшем случае переводят объекты на хозрасчет, сдают в аренду, но часто перепрофилируют, продают, иногда и просто готовы отказаться от прав собственности и "отдать городу". Учитывая социальные последствия подобных мер, предприятия активно используют возникшие проблемы как предлог для давления на местные власти, государственные структуры.

Острейшей проблемой для предприятий стала нехватка оборотных средств. Еще в 1 квартале после взрывного роста цен имеющиеся оборотные средства не обеспечивали текущие потребности в финансовых ресурсах. При этом предприятия пытались по возможности использовать прибыль на другие цели: покупку сырья и материалов впрок, выплаты из фондов потребления. Подобная политика сохранялась в течении года. Ухудшение финансового состояния вело к росту дебиторской задолженности, взаимные неплатежи постоянно росли, вовлекая в свою сферу и хорошо работающие предприятия. Иногда выход на картотеку был результатом сознательной политики предприятий, получавших бесплатный принудительный кредит у поставщиков.

Многие предприятия продолжали поставки неплатежеспособным потребителям, не желали подводить крупных потребителей, постоянных партнеров, так как в итоге можно самим лишиться устойчивых рынков сбыта, не найти новых потребителей из-за заведомой узости рынков сбыта и др. Создалась парадоксальная ситуация функционирования материального производства вне связи с финансовой сферой. Этот, хотя и довольно неожиданный на первый взгляд результат стабилизационных макроэкономических мер, вполне укладывается в логику прежней административной системы, где финансовые отношения лишь технически обслуживали производство, а материальная и финансовая сферы существовали и развивались отдельно, каждая по своим законам.

Недооценка Правительством масштабов и причин платежного кризиса в начале года превратили его в общеэкономическую проблему, временно решенную летом путем взаимозачетов и кредитных вливаний, что создало у предприятий прецедент успешного противостояния стабилизационной политике. Подобная модель финансового поведения продолжала воспроизводиться, а с ней - и хронический платежный кризис. Принятие Указа и введение в скором времени в действие Закона о банкротстве пока не пугает руководителей. Они привычно воспринимают подобные документы скорее как декларацию о намерениях, нежели запуск реального механизма отбора предприятий.

 

 

 

Особенности поведения государственных предприятий

Изменение поведения происходило под воздействием мер макроэкономического регулирования и ориентации на саморазвитие рыночной системы.

В поведении государственных предприятий прослеживаются противоречивые черты. В целом оно пока определяется господством государственной собственности, сложившимися ранее социальными установками и традициями, оказавшимися более инертными, нежели экономические условия. Отсюда - превалируют нестандартные (с рыночной точки зрения) модели поведения, специфические мотивации руководства и трудовых коллективов. В некоторой степени в поведении предприятий проявляются и черты рыночного поведения, характерные прежде всего для монополизированных рынков.

Многие предприятия избрали тактику давления на Правительство и Центральный Банк России с целью ослабления кредитной и налоговой политики, осуществления протекционистских мер. Наряду с различными формами политического давления использовались (иногда бессознательно) и свои методы экономического давления. Это перманентный платежный кризис, жизнь "в кредит", угроза полного поедания инвестиционного потенциала, утеря социальной сферы на фоне постоянного роста заработной платы трудовых коллективов. Просьбы и требования о помощи поддерживаются апелляцией к государственному статусу предприятий, что обязывает государство, по мнению многих руководителей их защищать.

Избранная тактика давления имеет под собой определенные традиции. Государственные предприятия всегда рассматривались как целостность, включающую и производственный аппарат, и трудовой коллектив. К тому же они были звеном, осуществляющим не только производственные, но и социальные функции, удовлетворяющим различные потребности трудового коллектива, жителей городов и регионов. Права собственности на государственные предприятия размыты, поэтому у его руководства совмещены мотивации менеджеров и работников. Сложившийся стереотип поведения многих предприятий позволяет определить предприятия как "неполную трудовую собственность работников" в худшем ее варианте, с ориентацией на государственный патернализм.

В то же время многие предприятия, не отказываясь полностью от "госпомощи", считают ее временной мерой и активно ищут собственные пути выживания и стабилизации положения, используя новые экономические возможности. Стратегии их поведения весьма разнообразны: это и стремление приватизироваться, и ставка на контакты с зарубежными фирмами, и совместное использование вложений на акционерной основе с другими предприятиями, местными властями, коммерческими структурами и др. Выживанию предприятий помогают их добровольные объединения, базирующиеся на прежних отраслевых структурах или вновь образованные.

Усиливается дифференциация в экономическом положении предприятий. В начале 1992 г. основой дифференциации были отраслевые и под отраслевые различия (факторы финансовой обеспеченности, конкурентоспособности, уровня производственного потенциала и др.). Постепенно возрастает значимость стратегии отдельного предприятия, зависящей и от объективных обстоятельств, и от собственных усилий коллектива, квалификации его руководства. Представляется, что в 1993 году, при условии продолжения политики реформ и отказа от огульного протекционизма по отношению к промышленности, фактором, определяющим положение предприятий, их отбор и структурную перестройку станет именно правильный выбор предприятием "модели выживания".

 

 Финансовая политика  промышленных предприятий в 90-е: кризис оборачиваемости капитала

Катализатором спада промышленного производства был кризис оборачиваемости капитала, который вызван либерализацией хозяйственной деятельности, нерациональной производственной и ценовой политикой государственных предприятий.

Финансовый анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий ряда отраслей позволяет воссоздать наиболее общие черты поведения предприятий в условиях либерализации цен и финансовой стабилизации.

Либерализация цен должна была ликвидировать ценовые диспропорции и способствовать достижению сбалансированности спроса и предложения. Однако рынок средств производства остался в большей части разбалансированным,так как сохранилось регулирование цен в первичном секторе экономики.

В результате сложилась нерациональная хозяйственная политика промышленных предприятий.

На первом этапе либерализации цен во вторичном секторе производства массовый характер приобрел скачкообразный рост рентабельности. По многим производствам она превысила 50-ти, а то и 100-процентный уровни. Предприятия обрабатывающей промышленности установили сверхвысокие цены на свою продукцию.

Правительству не удалось создать условия для нормального оборота средств.

Существенное влияние на скорость обращения капитала оказала налоговая политика. Прежде всего введение налога на добавленную стоимость. В условиях нашей экономики он замедлил оборачиваемость и повысил уровень эффективной рентабельности. Анализ затрат промышленного производства России показывает чрезмерно высокую для долю постоянных затрат. При высокой доле постоянных затрат каждый процент повышения ставки налога существенно сдвигает критическую точку продаж, в то время как в "легком" производстве и торговле это влияние оказывается не столь существенным. Недифференцированность НДС в таких условиях приводит не только к отсеву нерациональных производств и рационализации затрат, но и к снижению эффективности структурно гармоничных производств.

В течение года предприятия пытались найти выход из этой ситуации. Прежде всего, в структуре производства произошел сдвиг в направлении изделий, обеспечивающих более высокую скорость оборота, что и вызвало упрощение номенклатуры. Кроме того, предприятия в массовом порядке шли на сокращение персонала и предоставление бессрочных отпусков, сокращало постоянные затраты.

Но, прежде всего, предприятия попытались решить проблему покрытия постоянных затрат и снижения критических объемов продаж повышением цен на готовую продукцию. В условиях сбалансированной экономики это привело бы к свертыванию спроса без нарушения равновесия спроса и предложения. Это и проявилось в отдельных фрагментах российской экономики, прежде всего, в негосударственной торговле, ряде производств товаров длительного пользования и предметов роскоши. Но для большинства российских промышленных предприятий это означало выход на уровни рентабельности, превышающие 100-150%% при сохранении базового спроса на их продукцию. Такая ситуация складывалась в течение первого квартала 1992 г., когда потребители, не скованные практически никакими институциональными и финансовыми ограничениями покупательной способности, по сути приобретали продукцию в долг. В конце первого квартала поставщикам пришлось отказаться от иллюзии неограниченности финансовых возможностей потребителей.

По оценкам, скорость оборота средств замедлилась в 1992 году в 2-3 раза против расчетной. При этом в структуре оборотного капитала, как и следовало ожидать, достаточно высокие темпы оборачиваемости сохранили производственные запасы, в то время как готовая продукция, и особенно расчеты с дебиторами, демонстрировали наибольшую инерционность.

Анализ дебиторской задолженности показал, что в большинстве промышленных производств предприятия уже в начале второго квартала могли пойти на существенное снижение цен, одновременно вводя условие предоплаты. Так, по нефтехимической промышленности допустимое снижение цены, при условии сохранения общей эффективной рентабельности, составляло к концу второго квартала 12-17%%. Шло ненормальное накопление дебиторской задолженности: у предприятий электротехнической промышленности на этот же период реальная стоимость дебиторской задолженности составляла всего 55-65%% балансовой, у предприятий радиотехнической промышленности к концу года этот показатель упал ниже 50-процентного уровня.

Одной из причин развития данной тенденции являлось неумение и нежелание руководителей предприятий самостоятельно искать выход из создавшейся ситуации. Так, по одному из предприятий радиотехнической промышленности был обнаружен факт отказа от продажи дебиторской задолженности коммерческому банку с дисконтом в 11%, в то время как маржа дисконта составляла уже 30-35% по отдельным видам продукции. Негативную роль сыграла и централизованная политика переоценки средств. Так, на предприятиях радиотехнической промышленности в третьем квартале произошло автоматическое увеличение всех собственных средств в 2,5 раза. Последующая отгрузка осуществлялась уже с учетом новых цен на готовую продукцию. Негативную роль сыграло и обещание Центрального банка России развязать кризис неплатежей. Вместо того, чтобы подтолкнуть предприятия к самостоятельному разрешению этой проблемы, Центральный банк инициировал процесс дальнейшего накручивания цен, поскольку предприятия приобрели уверенность, что "государство их в обиду не даст".

Следует отметить, что в последнем квартале 1992 г. отмечалось некоторое ускорение оборачиваемости расчетов с дебиторами. Однако этот процесс был проявлением инициативы не столько самих предприятий, сколько коммерческих банков, открывших для себя нишу переводов рублевых счетов через внутренние границы СНГ. Другим фактором ускорения оказался процесс приватизации. Подойдя вплотную к акционированию, многие предприятия обнаружили невозможность применения к себе второго варианта приватизации не столько в силу высокой стоимости основных фондов, сколько в силу непропорционально дорогих оборотных средств.

Следует отметить также, что это создаст дополнительные трудности и для практического применения закона о банкротстве и для работы сенсационных комиссий, поскольку практически каждое предприятие обладает внешне весьма устойчивым положением, прежде всего за счет явно завышенной балансовой стоимости оборотных активов. Более того, угроза банкротства явно не будет стимулировать предприятия расставаться со своими сомнительными активами даже с небольшим дисконтом. Финансовый анализ годовых показателей промышленных предприятий показывает, что, являясь по сути убыточными, они закончили год с прибылью. В этих условиях от самих предприятий трудно ожидать инициативы обращения в арбитраж или самостоятельного списания безнадежных расчетов с дебиторами на убытки по истечении требуемого срока давности.

Поэтому одной из превентивных мер, которая может прояснить реальное финансовое положение промышленных предприятий, должен стать контроль обязательного списания безнадежных долгов. В противном случае они могут оказать самое пагубное воздействие уже в ближайшей перспективе на фондовый рынок, куда выходят акции, регистрацию которых невозможно приостановить в силу отсутствия формальных причин. А между тем, по своей экономической сути, большинство новых эмитентов будут не увеличивать собственный капитал, а покрывать долги. В результате эффективность самого процесса приватизации может резко снизиться.

Информация о работе Основная экономическая проблема и роль предприятия в ее решении