Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 11:56, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование специфики правового положения участников производства по делам об административных правонарушениях, их места и роли в исследуемом административно-юрисдикционном производстве.
Указанной целью обусловлены постановка и решение следующих задач:
1.Дать определение понятия правового статуса участников производства по делам об административном правонарушении.
2. Исследовать признаки участников производства по делам об административных правонарушениях.
3. Изучить правовую природу участников производства по делам об административных правонарушениях.
4. Раскрыть содержание правового статуса участников производства по делам об административном правонарушении.
КоАП России определяет, что не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП России). Это значит, что совершенное таким лицом противоправное деяние законодателем не рассматривается как административное правонарушение.
Следует учитывать, что невменяемость как юридическое понятие характеризуется медицинским и юридическим критериями. Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Хроническим психическим расстройством признается психическое заболевание, носящее затяжной, устойчивый характер (шизофрения, некоторые формы эпилепсии и др.). Слабоумием признается психическая болезнь, выражающаяся в нарушении нормальной психической деятельности. Слабоумие в зависимости от глубины психического расстройства подразделяется на три вида: идиотию, имбецильность и дебильность. Под иным болезненным состояния психики, о котором говорится в КоАП России, понимается такое состояние лица, которое не является психическим заболеванием, но по психопатологической симптоматике сходно с ним. Юридический критерий невменяемости отражает степень влияния психического заболевания на способность лица осознавать совершаемые действия, руководить ими.
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что для признания лица невменяемым необходима совокупность как медицинского, так и юридического критериев. Наличие психического заболевания автоматически не предопределяет невменяемости лица, им страдающего. Вопрос о невменяемости такого лица решается применительно к конкретному совершенному им деянию. Так, лицо, страдающее каким-то психическим заболеванием, может не осознавать общественной опасности одних действий, но осознанно воспринимать характер других. При некоторых психических заболеваниях может быть сохранен нормальный интеллект (лицо осознает характер совершенных действий), но утрачена воля в отношении каких-то действий (больной не может удержаться от их совершения), и в то же время он может руководить другими своими действиями. При одном и том же психическом заболевании лицо может быть признано невменяемым в отношении одних деяний, но в то же время может оказаться вменяемым применительно к другим. Таким образом, невменяемое лицо, то есть лицо, которое не может отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики вне зависимости от возраста, не может быть признано дееспособным. Защиту прав и законных интересов такого потерпевшего может осуществлять законный представитель. Однако не всякое нарушение психического состояния лица является основанием непризнания его недееспособным. Суд может признать лицо недееспособным, только если оно вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК).
Очевидно, что совершеннолетнее лицо в административно-правовом плане считается полностью дееспособным. Это следует из положений ст. 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым интересы несовершеннолетнего потерпевшего осуществляют его законные представители. Однако это нельзя расценивать как лишение несовершеннолетнего потерпевшего возможности реализовывать свои права и обязанности самостоятельно. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 21 ГК РФ несовершеннолетние, вступившие в брак, считаются полностью дееспособными, в том числе и при расторжении брака (кроме случаев признания брака недействительным). Несовершеннолетний может не воспользоваться полученным разрешением и отказаться от заключения брака. Но тогда он не приобретает дееспособности в полном объеме.
Если несовершеннолетний, достигший шестнадцатилетнего возраста, работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ), то органом опеки и попечительства либо решением суда он может быть признан полностью дееспособным (эмансипация несовершеннолетнего). Признание несовершеннолетнего в гражданском порядке полностью дееспособным должно создавать его полную административную дееспособность, то есть такое лицо должно осуществлять свои права и обязанности в качестве потерпевшего самостоятельно, хотя это не лишает его права призвать для защиты законных представителей. При этом желание несовершеннолетнего защищать себя самостоятельно все же должно иметь приоритет над желанием законных представителей участвовать в производстве по делу. В целом же несовершеннолетние считаются частично дееспособными, хотя подросткам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, должны предоставить возможность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в качестве потерпевших, хотя бы в силу того, что возраст наступления административной ответственности определен в ст. 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в шестнадцать лет.
И если такое лицо самостоятельно несет
административную ответственность, то надо признать его право на
самостоятельное осуществление прав и
обязанностей в качестве потерпевшего.
Права несовершеннолетних потерпевших
в возрасте до 16 лет в силу недостаточного
уровня их развития (в первую очередь -
психического) всегда должны осуществляться
при обязательном участии законного представителя.
В данном случае мы не согласны с теми,
кто считает, что обязательное присутствие
законного представителя необходимо только
для несовершеннолетних, не достигших
14-летнего возраста. В этом случае несовершеннолетние
в возрасте от 14 до 16 лет остаются без должной
защиты. Имеются иные случаи законного
представительства потерпевших вне зависимости
от возраста последнего. Так, в соответствии
со ст. 25.3 Кодекса РФ об административных
правонарушениях законные представители
предусмотрены для лиц, которые по своему
физическому или психическому состоянию
лишены возможности самостоятельно реализовывать
свои права. Наличие физического недостатка
не может являться основанием ограничения
дееспособности.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГК РФ «никто
не может быть ограничен в ... дееспособности
иначе, как в случаях и в порядке, установленных
законом». Такое же основание, как наличие
у лица физического или психического «недостатка»,
законодательству неизвестно. По сути
дела, наличие законного представителя
у таких потерпевших является своеобразным
способом решения проблем технического
плана (например, невозможность присутствовать
при рассмотрении дела из-за физического
недостатка), но отнюдь не материально-правового.
В завершение необходимо отметить, что правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях характеризуется совокупностью нормативно закрепленных юридических прав, обязанностей и юридической ответственности. А правовое положение конкретного участника производства по делам об административных правонарушениях определяется непосредственными правами и обязанностями, которые обусловлены наличием как правоотношений-моделей, так и реальными обязанностями и правами, обусловленными существованием правоотношений-отношений. Именно поэтому правовое положение конкретного участника производства по делам об административных правонарушениях постоянно изменяется в зависимости от наличия тех или иных юридических фактов.
Под лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по смыслу ч. 1 статьи 25.1 далее КоАП подразумевается физическое лицо, в том числе и наделенное правомочиями должностного лица, а также юридическое лицо.
Эти лица вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Указанные лица впредь до вынесения судьей, органом, должностным лицом постановления по делу относятся к подозреваемым в совершении административного проступка. КоАП отличает права и обязанности лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу об административном правонарушении, от прав, обязанностей лиц, привлекаемых к административной ответственности, в отношении которых вынесено постановление о назначении административного наказания.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.20
Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ)21. Несмотря на то, что в данной конституционной норме говорится лишь о лицах, обвиняемых в совершении преступления, ее положения в соответствии с общим принципом презумпции невиновности распространяются на все случаи совершения правонарушений. В частности, согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело22.
Лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть не только физическое, но и юридическое лицо. Правам и обязанностям лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посвящена ст. 25.1 КоАП РФ23.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. В частности, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, не владеющему языком, на котором ведется производство, являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода, т. е. понимающее знаки немого или глухого. Это дает возможность лицу, в отношении которого ведется производство по делу, активно участвовать в рассмотрении дела, защищать свои права и законные интересы, пользоваться услугами лиц, которым он доверяет, что, безусловно, способствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела.
Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенным возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляет его законный представитель. Законными представителями могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители24.
К числу указанных в ст. 25.1 КоАП РФ «иных процессуальных прав» лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следует также отнести гарантируемые ему права при составлении протокола об административном правонарушении и осуществлении мер обеспечения производства по делу. Так, согласно ст. 28.2 Кодекса в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, при составлении протокола этим лицам разъясняются их права и обязанности25.
Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предоставлено, право давать объяснения. Такое право следует понимать, как право данного лица давать объяснения по собственной инициативе, а не как обязанность давать такие объяснения. Действительно, хотя в ст. 25.1 КоАП РФ формально ничего не говорится о праве лица, в отношении которого ведется производство по делу, не свидетельствовать против себя, однако с учетом соответствующих положений ст. 51 Конституции РФ очевидна возможность отказа данного лица от дачи объяснений. В этой связи за отказ или уклонение от дачи объяснений ответственность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не предусматривается.
Важной гарантией защиты прав и свобод лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является возможность пользоваться юридической помощью защитника. В качестве защитника, к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается не только адвокат, но и любое иное лицо.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Разрешение дела в присутствии этого лица, заинтересованного в исходе дела, обеспечивает возможность более полного и обстоятельного исследования всех обстоятельств дела, состязательность процесса, его гласность. Присутствие данного лица при рассмотрении дела, безусловно, имеет и определенный воспитательный эффект, способствует предупреждению правонарушений. Поэтому рассмотрение дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, допускается лишь тогда, когда это лицо извещено о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо, когда такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Если нет достоверных сведений о вручении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещения о месте и времени рассмотрения дела, оно должно быть отложено и назначен новый срок рассмотрения дела.
Однако рассмотрение дела в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности за совершение административного правонарушения, не допускается ни при каких обстоятельствах, если это правонарушение может повлечь административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства26.
2.2 Правовое положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении потерпевшего, законных представителей