Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 10:53, курсовая работа
Принудительное лечение - это особый вид государственного принуждения, особая мера социальной защиты от действий душевно больных, алкоголиков и наркоманов.
Цель моей работы - тщательно изучить проблему принудительного лечения в РФ на современном этапе, его нормативную базу и сделать необходимый вывод.
Введение 3
Глава 1. Меры административного принуждения. 5
1.1Административно-предупредительные меры. 5
1.2 Административно - пресекательные меры. 7
1.3 Меры административной ответственности. 9
Глава 2 Принудительные меры медицинского характера. 11
2.1 Из истории принудительных мер медицинского характера. 11
2.2 Основание применения мер медицинского характера. 18
2.3 Виды принудительных мер медицинского характера. 21
Глава 3 Принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование. 25
3.1 Помещение гражданина в психиатрический стационар. 25
3.2 Принудительное лечение алкоголизма и наркомании. 29
3.3 Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера . 33
Заключение 37
Библиографический список: 39
Дополнительная литература: 39
Понятно, что, как это следует из общих принципов, мера ответственности, исходя из ее высших и низших пределов, уставновленных законом, есть предмет усмотрения суда, исходя из обстоятельств дела и личности преступника/правонарушителя, где одним из элементов оценки может являться системность совершенного противоправного деяния, причем деяния, предусмотренного законом. Иначе говоря, нельзя преследовать человека в уголовном или административном порядке за уголовно или адмнистративно ненаказуемые деяния.
Ни действующий УК РФ, ни КоАП РФ не предусматривают такого вида уголовно или административно наказуемого деяния как «нарушение общественного порядка», равно как и «систематическое нарушение общественного порядка». В противоречие с основными уголовно- и адмнистративноправовыми принципами, предлагаемый законопроект предусматривает в качестве оснований применения мер, ограничивающих свободу и личную неприкосновенность (принудительное лечение), не совершение гражданами конкретных деяний, влекущих уголовную или административную ответственность, а некую совокупность, систему действий (деяний), предоставляя поле для неоправданно широкого толкования квалифицирующего термина «систематическое нарушение общественного порядка». Таким образом, в смысле основания ответственности, законопроект не отвечает принципу законности и составлен в нарушение действующих законов.
. Для того, чтобы наказание было законным, оно должно отвечать и другому принципу, а именно: законно только то наказание (как и мера пресечения), которое предусмотренно законом.
Напомним, что, в силу слабой юридической техники, законопроект (как уже говорилось) не дает возможности однозначно понять, является ли предлагаемая мера «принудительное лечение» наказанием или принудительной мерой медицинского характера (Гл. 15 УК).
Если это «уголовное наказание», то, по определению, это есть мера ответственности, выраженная в форме государственного принуждения. К такой мере может «приговорить» только суд и применяется она к лицам, признанным виновными в совершении преступления, и заключается в предусмотренных действующим УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Целями уголовного наказания являются - восстановление социальной справедливости, а также в исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (Ст.43 УК). Если это «административное наказание», то это тоже мера ответственности, установленная государством, но установленная за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч.1 ст.3.1. КоАП). Условием уголовной ответственности является вменяемость и достижение соответствующего возраста – 16 лет и 14 за особо опасные деяния (Ст.19 УК), тогда как административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (Ст..2.3 КоАП).7
Абсолютно ясно, что ни действующие УК, ни КоАП среди предусмотренных ими видов наказаний (12 видов уголовных наказаний по УК, ст.ст.44, 52, 56 и 9 видов административных наказаний по КоАП, ст. 3.2) не содержат такого вида наказания как «принудительное лечение» (см. предлагаемые изменения в Ст.2 закона «О наркотических средствах и психотропных веществах») или «оказание медицинской помощи... без согласия граждан или их законных представителей (см. предлагаемые дополнения в Ст.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
На сегодня, условием освобождения от административной ответственности, наступающей в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, явлется то обстоятельство, что это лицо добровольно обратилось в лечебно-профилактическое учреждение для лечения. Кроме того, лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ (Примечение к Ст.6.9 КоАП).
Если под «принудительным лечением» понимать принудительные меры медицинского характера, то для законности этой нормы предлагаемая мера, опять таки, должна быть предусмотрена УК РФ. Как говорилось выше, действующие уголовный и административный кодексы не содержат такой меры, как лечение наркоманов и алкоголиков без их на то согласия в случае совершения ими систематического нарушения общественного порядка; равно как и не содержат нормы о принудительном лечении больных наркоманий и алкоголизмом несовершеннолетних.
Что касается принудительной меры медицинского характера, то это назначаемая судом специальная мера уголовного принуждения: а) назначаемая, наряду с наказанием в отношении лиц, осужденных за преступления, предусмотренные действующим УК РФ и совершенные в состоянии вменяемости и которые страдают психическими расстройствами; и б) применяемая к невменяемым лицам, в деяниях которых, по определению, отсутствует признак вины (Гл. 15, Ст.ст. 97, 98, 99).
Таким образом, уголовный закон различает три категории лиц, которые могут быть подвергнуты принудительному лечению:
1) лица, совершившие преступления,
предусмотренные действующим
2) лица, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания.
3) лица, совершившие преступление
и страдающие психическими
Другим квалифицирующим признаком для целей принудительных мер медицинского характера является то, что такие меры могут назначаться только только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч.1 и ч.2 ст.97).
отмечают что «до недавнего времени принудительное лечение алкоголизма и наркомании предусматривалось федеральным законодательством только в отношении лиц, совершивших преступление и признанных нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании по решению суда, однако сейчас данная норма утратила силу.» . Ст.97 УК РФ, Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ). Отступая от истории и мотивах введения и отмены этой нормы, подчеркнем, что, с точки зрения юридической техники, она ей соответствовала: суд (и только суд) должен был разрешить два вопроса – совершило ли данное лицо деяние, квалифицируемое как «преступление» и, соответственно, преследуемое и нуждается ли лицо, признанное виновным, в лечении от алкоголизма или наркомании.
Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам признанным невменяемыми. Статистика говорит о том, что среди направляемых на принудительное лечение невменяемые составляют подавляющее большинство. Применение к ним принудительных мер связано с тем, что неспособность понимать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, с одной стороны, полностью исключает их уголовную ответственность, а с другой — может привести к совершению повторного общественно опасного деяния. Лицам, заболевшим психическим расстройством до вынесения судом приговора, невозможно назначить наказание; для тех, у кого расстройство наступило после вынесения приговора, невозможно исполнение (дальнейшее исполнение) уже назначенного наказания. Не менее существенны различия для категорий лиц, у которых после совершения преступления наступило временное и хроническое психическое расстройство. В первом случае принудительное лечение назначается до выхода из болезненного состояния, т. е. до восстановления способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими. О выздоровлении (в указанном смысле) такого лица администрация лечебного учреждения, в котором оно находится на принудительном лечении, извещает суд. В таких случаях суд должен исследовать вопрос о том, способно ли данное лицо в настоящее время, когда рассматривается вопрос о прекращении принудительного лечения, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. При восстановлении этой способности принимается решение о возобновлении производства по делу или продолжении отбывания наказания, при ее утрате - об освобождении от наказания (от дальнейшего отбывания наказания).
Если в отношении лиц, признанных невменяемыми, принудительное лечение осуществляется вплоть до выздоровления или исчезновения обусловленной психическим расстройством возможности причинения существенного вреда либо опасности для себя или других лиц, то в отношении лиц, заболевших психическим расстройством после совершения преступления, наряду с выздоровлением главным основанием для прекращения применения принудительных мер является восстановление способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), а также руководить ими, ибо именно эти качества необходимы для участия в производстве по делу, а также для понимания смысла назначенного наказания. Опасность же этого лица, если она не обусловлена психическим расстройством, может быть пресечена средствами уголовно-правового порядка.
Лица, психическое расстройство которых не освобождает их от уголовной ответственности или наказания, но является показанием для проведения лечебных мероприятий. В отличие от лиц, к которым может быть применена любая из предусмотренных УК принудительных мер медицинского характера, в данном случае может быть применена только одна из этих мер - амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.
Наличие психического расстройства, не исключающего вменяемости, и показания для лечения устанавливаются судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы.8
Суд может передать необходимый материал на лиц, в отношение которых принимается решение о неприменение принудительных мер медицинского характера органам здравоохранения для их лечения или направления в психоневрологические учреждения социального обеспечения в соответствие с законодательством о здравоохранение. При этом необходимо учитывать, что в соответствие с законом о психиатрической помощи, если больной не представляет угрозы для себя и для других, органы здравоохранения могут применить к нему какие - либо медицинские меры, лишь с его согласия. Если же лицо представляет опасность, то к нему должны быть применены принудительные меры медицинского характера. Направление в психоневрологический интернат социального обеспечения (обслуживание), также осуществляется в добровольном порядке, за исключением случаев, когда лицо признают в установленном законом порядке недееспособным. Целями применения принудительным медицинского характера являются извлечение лиц, совершивших деяние, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ, в состояние невменяемости, у которых после совершение преступлений наступило психическое расстройство, совершившим преступление и страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершение ими новых деяний Основанием применения принудительных мер является также совершение преступления лицом, признанным нуждающимся в лечении от алкоголизма или наркоманией. Отсюда следует, что по этому основанию принудительным мерам могут быть подвергнуты не только лица, упомянутые выше, но и лица, совершившие преступление в состоянии ограниченной вменяемости, психические аномалии которых вызваны алкоголизмом или наркоманией. Такая дифференциация не является недостатком этой нормы УК. Она позволяет при назначении принудительного лечения алкоголикам и наркоманам учесть степень изменения личности и избрать соответствующие основания принудительного лечения.
Суд может назначить следующие меры медицинского характера:
1. Амбулаторное принудительное
2.Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа.
3.Принудительное лечение в
4.Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар.
Наряду с потенциальной опасностью больного при выборе конкретной принудительной меры следует учитывать также обусловленное психическим расстройством поведение в лечебном учреждении. В связи с трудностями содержания некоторых больных, связанными с систематическими нарушениями режима, упорным отказом от лечения, приходится прибегать к изменению меры медицинского характера и переводу их в больницы с интенсивным (строгим) наблюдением, хотя их потенциальную опасность (возможное совершение новых особо тяжких деяний) и нельзя оценить, как высокую.
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение могут быть назначены лицам, которые по своему психическому состоянию и с учетом характера совершенного деяния представляют наименьшую опасность, для общества. Введение в Закон данной меры не предусматривает увеличение числа лиц, направляемых на принудительное лечение. Напротив, применение этой меры призвано сузить круг пациентов, к которым применялось бы стационарное принудительное лечение. Такая мера может быть применена к довольно ограниченному кругу лиц, способных, в частности, относительно правильно оценивать свое психическое состояние, соблюдать назначенный режим, имеющих достаточно упорядоченное и организованное поведение, не требующих постоянного контроля со стороны медицинских работников. 9Именно такое сочетание и позволяет сделать вывод о том, что лица не нуждаются в помещении их в психиатрический стационар. Из числа выше упомянуты, в клиническом отношении этим требованиям преимущественно соответствуют:
1. Лица, совершившие общественно опасное деяние в состоянии временного болезненного расстройства психической деятельности, которое закончилось ко времени производства по делу и не имеет отчетливой тенденции к повторению (во всяком случае, при соблюдении назначенного режима и течения). Это могут быть, например, лица, систематически не употребляют алкоголь, у которых имело место патологическое опьянение или спровоцированное алкоголем сумеречное расстройство сознания, перенесшие интоксикационный психоз, вызванный случайным отравлением, симптоматический экзогенный психоз в результате острого соматического заболеваний и острый психоз в послеродовом периоде и т.п.