Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:40, контрольная работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении имеющихся теоретических положений и анализе правовых норм, регулирующих вопросы построения и функционирования системы органов исполнительной власти в РФ и разработке рекомендаций, направленных на преодоление проблемных явлений в построении и функционировании данной системы.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих наиболее важных взаимосвязанных и взаимообусловленных частных задач:
1) изучить нормативно-правовую базу, закрепляющую построение системы органов государственной власти;
2) определить отличительные особенности построения системы органов исполнительной власти на федеральном уровне;
Введение 3
1. Положение исполнительной власти в системе органов государственной власти РФ 5
2. Взаимодействие органов исполнительной власти с другими ветвями власти 13
2.1. Место и роль исполнительной власти в системе разделения властей на федеральном уровне 13
2.2. Взаимодействие исполнительных и законодательных органов государственной власти на уровне субъектов РФ 15
Заключение 19
2) федеральная служба наделяется относительной самостоятельностью в принятии решений и подчиняется вышестоящим органам государственной власти (одному органу власти, как Федеральная антимонопольная служба - Правительству Российской Федерации), или нескольким (как Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству - Президенту Российской Федерации и Министерству обороны РФ);
3) возглавляющие федеральные службы руководители не являются членами Правительства РФ. Они приглашаются на заседания Правительства РФ в случае обсуждения вопросов, подведомственных конкретной федеральной службе;
4) правовой статус федеральных служб характеризуется их функциональным назначением, который определен действующим законодательством. Среди федеральных служб можно выделить службы, выполняющие функции в сфере обороны и безопасности страны, и, как правило, подчиненные Президенту РФ. Например, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю осуществляет реализацию государственной политики, выполнение специальных функций в области государственной безопасности, проводит межведомственную координацию и взаимодействие. Отдельные федеральные службы специально создаются для выполнения контрольно-надзорных функций государства.
Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Определенная трудность в определении правового статуса федеральных агентств обуславливается тем обстоятельством, что такая организационно-правовая форма федерального органа исполнительной власти была введена относительно недавно.
Законодательством Российской Федерации установлено 3 вида подчиненности федеральных агентств:
- Президенту РФ (например, Федеральное агентство специального строительства);
- федеральным министерствам (например, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств находится в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации);
- Правительству РФ (в частности, Федеральное агентство по атомной энергии).
Установление непосредственной подчиненности определенному органу исполнительной власти влечет за собой наделение их правового статуса специальными особенности, что, в конечном счете, отражается и на выполняемых ими функциях.
Федеральные агентства не наделены контрольными функциями, а также правом по нормативно-правовому регулированию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, поскольку это могло бы способствовать смешению правового статуса федеральных агентств и федеральных служб.
Возглавляют федеральные агентства руководители, директора, которые также как и руководители федеральных служб не входят в состав Правительства РФ.
Сформированная в Российской Федерации в конце XX - начале XXI в. система «разделения властей» в части ее «сдержек и противовесов» не срабатывает, наталкиваясь на фактор однопартийной принадлежности органов и должностных лиц законодательной и исполнительной ветвей власти. Российская практика начала XXI в. показывает, что одним из первоочередных направлений преобразований в государстве, стремящемся к политико-организационному самоопределению через «разделение властей», является формирование многопартийной системы.
Принцип разделения властей находится в тесной взаимосвязи с таким важнейшим конституционным началом, как федерализм. Дефекты в строительстве взаимоотношений федерального центра и регионов неизбежно влияют на механизм реализации государственной власти. По утверждению И.Н. Барцица: «в настоящее время конституционная схема разграничения предметов ведения и полномочий оказалась нечувствительной к специфике законодательной и исполнительной власти, не учитывает принцип разделения властей».
Конституция РФ провозгласила принцип разделения властей в качестве основы организации государственной власти в стране. Однако формальное провозглашение принципа разделения властей не является свидетельством того, что этот принцип нашел свою практическую реализацию в политико-правовой действительности отечественного государства.
Как указывает Е.А. Лукьянова: «провозглашение в Конституции принципа разделения властей является фиктивным, поскольку разделение властей не затрагивает одного его самого мощного носителя – Президента».
Этой же позиции придерживается и Г.Н. Комкова: «у нас сохраняется лидирующее положение главы государства, который фактически возглавляет всю систему государственной власти в стране».
Сегодня в России существует проблема реализации конституционного принципа механизма системы сдержек и противовесов между Президентом РФ, являющимся главой государства, Правительством РФ, с одной стороны, и Государственной Думой, с другой, которой в соответствии с Конституцией РФ отведена роль по принятию законов. При том что при действующем раскладе депутатских мандатов в Государственной Думе действенная реализация механизма системы сдержек и противовесов невозможна. Представляется более правильным даже предположить о преобладании отношений между ними, при которых Президент РФ и Правительство РФ, могут лоббировать интересы по принятию законодательным органом «нужных» законов и фильтрации в принятии законопроектов, инициируемых иными политическими силами (оппозицией). В.Е. Чиркин, говоря об исключительной роли президента РФ в системе государственной власти отмечает: «по точному смыслу Конституции Президенту не принадлежит исполнительная власть, на практике именно он возглавляет всю систему исполнительной власти». В тоже время Г.В. Дегтев придерживается мнения, что, «будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент вместе с тем находится ближе к исполнительной».
Уникальной чертой статуса Президента РФ является право определять основные направления внутренней и внешней политики в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ). Президент РФ осуществляет инициативу стратегического целеполагания государственного и общественного развития. Это предполагает особые формы и способы осуществления конституционных полномочий Президента РФ в общей системе субъектов государственной власти и институтов гражданского общества. Таким образом, конституционная многоплановость статуса Президента РФ соединяет в себе как элементы независимого от политической конъюнктуры и ведомственных интересов гаранта и арбитра общественных отношений, так и активно действующего участника конституционно-правовых отношений.
Поскольку Российская Федерация является федеративным государством, в котором созданы 83 субъекта Федерации, принцип разделения властей находит свою практическую реализацию и в системе органов государственной власти субъектов РФ.
Любой субъект РФ осуществляет формирование собственной системы органов государственной власти в соответствии с принятыми у себя законодательными актами (законами, конституциями (уставами) субъектов), но с соблюдением положений Конституции РФ и иных федеральных нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус субъекта Федерации.
Рассматривая вопрос разделения властей, следует отметить, что если система разделения властей на федеральном уровне является единственной в своем роде, то количество региональных систем разделения властей равняется числу существующих субъектов РФ, которых сегодня насчитывается восемьдесят три. Региональную систему разделения властей можно определить как совокупность различных элементов, которые характеризуют взаимодействие образуемых на территории конкретного субъекта РФ построение органов государственной власти на основе принципа разделения властей, закрепленного Конституцией РФ.
Региональная структура органов исполнительной власти подстраивается мод модель федерального уровня, что проявляется в построении вертикали власти, учреждении органов с аналогичным подчинением и т.д.
Необходимо обратить внимание, что вопрос о взаимодействии органов законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ стал актуальным сравнительно недавно, что обуславливается начальным этапом формирования структуры разделения властей и действенной системы сдержек и противовесов, чего ранее практически не наблюдалось в государственном устройстве субъектов РФ.
Взаимодействие законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ можно рассматривать как проявление ограничения этих ветвей власти от возможного злоупотребления и сосредоточения полномочий в руках одной из них. Таким образом, такое взаимодействие является одним из составляющих элементов системы сдержек и противовесов, который способствует нормальному функционированию органов государственной власти в субъектах Федерации.
Следует согласиться с высказыванием Ю.Б. Соловьева, который отмечает, что «если на федеральном уровне ощущается конституционный формат концепции разделения властей, то уровень субъектов РФ в меньшей мере подвержен воздействию данного принципа». Действительно, если на федеральном уровне наблюдается не только внешняя составляющая этого процесса, но и реальное взаимодействие всех ветвей власти, каждая из которых способствует нивелированию злоупотребления одной из ветвей власти своими полномочиями, наблюдается стремление к сдерживанию, то на региональном уровне все эти тенденции практически не заметны. В первую очередь, это объясняется существующей рассогласованностью и противоречивостью во взаимоотношениях каждой из ветвей власти, при которой и законодательная, и исполнительная ветви власти во многих регионах просто дистанцируются друг от друга, что препятствует плодотворному сотрудничеству. По мнению Ю.Ю. Поповой, такая неопределенность во взаимоотношениях «может представлять угрозу для политической стабильности регионов.
Исходя из положений Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» можно сформулировать следующие принципы взаимодействия органов исполнительной и законодательной власти каждого субъекта РФ:
- соблюдение принципа
- верховенство Конституции РФ;
- обеспечение единства системы государственной власти;
- сбалансированность полномочий органов власти;
- разграничение предметов
- самостоятельность в
Данный закон определил, что главная цель такого взаимодействия высших органов власти субъектов РФ заключается в эффективности осуществления процессами экономического и социального развития региона. Конструктивное взаимодействие способствует согласованию позиций по существенным вопросам, требующих специального подхода, а также оперативному принятию соответствующих действий.
Целью взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти регионов должны выступать сохранение и творческое развитие особенностей общественной жизни субъектов Российской Федерации, обусловленных историческим, географическим, национальным и иными факторами.
Взаимодействие региональных органов законодательной и исполнительной власти проявляется в определенных формах, под которыми можно понимать осуществляемые этими органами действия в определенной области государственного управления, и которые могут устанавливаться субъектами РФ самостоятельно либо в конституциях (уставах), законах и иных нормативно-правовых актах.
Все это свидетельствует о том, что органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность не только на принципе самостоятельности, но и при реализации своих полномочий осуществляют тесное взаимодействие друг с другом, эффективность которого во многом зависит от возможности нахождения компромиссных вариантов решения сложных и конфликтных ситуаций.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод:
По сравнению с унитарной формой государственно-
Проведенная в России перестройка общественных отношений в России, требовала построения компромиссного варианта организации государственной власти. Построение в Российской Федерации федеративной модели государственного устройства предопределило существование в стране власти двух уровней: федеральной и региональной, в процессе взаимодействия которых реализуются как полномочия Российской Федерации, так и её субъектов. Российская Конституция установила в стране систему разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. При этом, принцип разделения властей нашел свое закрепление в организации не только федеральных органов власти, но системы региональных органов государственной власти.
Рассмотрев положения нормативно-правовых актов, устанавливающих основы учреждения и исполнения федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами возложенных на них функций, можно с достаточной уверенностью говорить о различии в их правовом статусе и функционально-целевом предназначении.
Информация о работе Контрольная работа по «Административное право»