Демографические проблемы развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость исследования данной проблематики обусловлена следующими обстоятельствами. На современном этапе развития численность народонаселения планеты является важнейшим фактором, оказывающим влияние не только на конкретные страны, но и на мировое сообщество. Изучение и анализ демографической динамики представляют не только научный, но и практический интерес.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Демографические проблемы развитых стран.docx

— 130.59 Кб (Скачать документ)

Между странами-членами Евросоюза достигнут определенный консенсус в принципиальных подходах к государственной поддержке семей с детьми.

Следует отметить, что семейные пособия являются одной из форм семейной политики, реализуемых в странах Евросоюза. Очень широко используются налоговые льготы в странах, где меньше применяются пособия. Например, в Исландии базовое пособие на ребенка предоставляется в виде налогового вычета и управляется налоговой службой. Сумма вычета имеет твердый характер и не зависит от дохода в отношении детей в возрасте до 7 лет.

В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям, имеющим детей, выплачиваются из бюджета и не связаны с социальным страхованием. Условием предоставления пособия на ребенка является факт проживания ребенка и родителей в стране. Однако в Германии, например, для получения пособия на ребенка достаточно, чтобы один из родителей платил налоги в данной стране.

Размер пособия в большинстве стран Евросоюза зависит от возраста ребенка. При этом только в Дании размер пособия уменьшается с увеличением возраста ребенка. В остальных странах он увеличивается. Наряду с этим во многих странах имеются дополнительные выплаты для малолетних детей.

В настоящее время в Евросоюзе, в связи с фактически прекращением роста населения и постарением населения и трудовых ресурсов, усилился интерес к выработке новых подходов в демографической политике.

Недавно обнародованный доклад Европейской комиссии активизировал дебаты по демографической политике объединенной Европы и предложил иммиграцию как основной способ решения проблемы.

Демографическая политика в США выражена наименее отчетливо, в то же время фактически созданы условия для значительного иммиграционного прироста населения, а также применяются меры налоговой поддержки семей с детьми и различные региональные и корпоративные программы семейной политики.

Возможно это обусловлено тем, что демографическая ситуация в США выглядит сегодня более благоприятной, чем в остальных развитых странах мира.

Это объясняется доминирующим положением страны в мире, привлекательностью для мигрантов и возможностями их селективного отбора в интересах страны.

Сложившаяся в США благоприятная демографическая ситуация – это существенное преимущество, которое будет реализоваться американским обществом не только в настоящее время, но и в ближайшие десятилетия.

90-е годы прошлого столетия были рекордными по миграционному приросту населения, который составил 10 млн. человек. Основная масса иммигрантов – люди в трудоспособном и детородном возрасте. 2/3 мигрантов – выходцы из Азии и Латинской Америки с установками многодетности.

В результате миграционных вливаний в последние 20 лет уровень рождаемости в США растет и США лидирует по этому показателю среди индустриально развитых стран, обеспечивая расширенное воспроизводство населения. Здесь менее остра, чем в Европе, проблема постарения населения.

В сложившихся условиях США могут позволить себе не форсировать принятие нового законодательства о семье и не заботиться специальными мерами о повышении рождаемости.

Отсутствие официальной доктрины демографической и семейной политики в США невозможно понять без рассмотрения более общего контекста социальной политики.

Сформировавшиеся на протяжении последних десятилетий идеология социальной политики США складываются из следующих принципов:

    • либерального индивидуализма как высшей ценности;
    • трудовой этики как базового элемента системы ценностей;
    • доверия к рыночным механизмам, которые одни способны привести общество к росту и процветанию;
    • свободы семьи как частного института, отказ от вмешательства государства в дела семьи;
    • распространенность пуританизма и протестантских течений и преобладание в социальном обеспечении волонтерского подхода, а не государственных обязательств;
    • влияние социального дарвинизма, провозглашающего, что выживание сильнейшего является естественным порядком вещей и общественное вмешательство в этот процесс контрпродуктивно;
    • определенное оправдание расизма;
    • отсутствие положения о социальной ответственности на федеральном уровне (в отличие от правительств штатов).

А самое главное – это то, что открытая иммиграционная политика, сводит к нулю необходимость проведения пронаталисткой демографической политики.

В итоге социальная политика в США сводится, в значительной степени, к социальной поддержке самых нуждающихся.

В настоящее время материальная поддержка реализуется через систему налоговых льгот и кредитов: стандартных налоговых вычетов, налоговых кредитов на ребенка, налоговых кредитов на оплату услуг присмотра за детьми, и другими нетрудоспособными, кредитов на усыновление.

Считается, что предоставление налоговых кредитов увеличивает стимулы к труду, т.к. заработная плата становится дополнительным источником доходов. В то же время получение кредитов требует глубокого понимания системы налогообложения и поэтому малодоступно для наиболее нуждающихся. Кроме того, налоговые кредиты можно получать раз в год – по окончании налогового периода, а не тогда, когда они нужны.

В настоящее время социальное обеспечение США в значительной мере зависит от льгот, предоставляемых предприятиями. Как правило, крупные фирмы имеют программы поддержки семьи, включающие предоставление отпусков по семейным обстоятельствам, гибкие графики работы и неполный рабочий день, оплату детских дошкольных учреждений и др.

 

2.2 Общие итоги демографической политики

 

Разумеется, миграция не решает проблему старения жителей. В исследовательской литературе дискуссируется вопрос о том, способна ли иммиграция компенсировать дефицит жителей трудоспособного возраста. Невзирая в разнообразие точек зрения, все эксперты схожи в том, что подобная стратегия никак не может являться оптимальной в долговременной возможности.

Чтобы компенсировать недостаток трудовых ресурсов, понадобилось бы небывалое число иммигрантов. К тому же, в сегодняшней социально-общественно-политической ситуации, если экономически цивилизованные государства стараются снизить иммиграцию, подобное число иммигрантов стало бы попросту неприемлемым. Однако в том числе и в том случае, в случае если бы настолько значительному числу трудящийся иммигрантов было дозволено заниматься трудовой деятельностью в данных государствах, задача старения жителей едва ли была  разрешена. Точнее, затормаживание старения жителей в краткосрочной возможности оказалось  простым откладыванием проблемы в долгосрочной перспективе. Эти же иммигранты сами начали  стареть, образуя  диспропорции в немолодой текстуре жителей. К 2050 г. приток мигрантов составил бы 59-99% от общего количества жителей. Такой высокий уровень миграции никак не отмечался в прошлом ни в одной с рассмотренных государств либо регионов. Больше того, весьма сомнительно, что такого рода приток способен случиться в обозримом будущем. Таким образом, речь идет о том, что допускается использовать иммиграцию с целью результативного сдерживания старения жителей, а никак не его избежания.

Однако проблема восполнения недостатка трудоспособного населения при поддержки иммиграции отдалена от решения. К примеру, с начала 1980-x годов были основательные отличия между североамериканской и европейской иммиграционной политикой. Стратегия США была более открыта к иммиграции рабочей силы по сравнению с сравнительно закрытой политикой европейских государств. За этот же этап производительность в США существенно увеличилась по сравнению с производительностью в государствах Европейского Союза. Вследствие этого прослеживается наличие связи между большей открытостью американской политики и намного более высоким экономическим ростом [21 ,с. 13].

Государственная политика способна оказывать влияние на рождаемость. Однако этот вывод нуждается в  ряде значимых дополнений, а именно:

• не существует какой-либо одной политики, которую можно было бы проводить с целью усовершенствования рождаемости;

• в эффективности такого рода политики огромное влияние имеет социально-политический, общественный и общеэкономический контекст;

• чтоб результаты такого рода политики стали видимыми, необходимо немало времени.

Влияние государственной политики всегда оказывается ограниченным, потому как она может только замедлить сокращение характеристик рождаемости, однако никак не приостановить его либо привести эти показатели хотя бы к степени воспроизводства населения. 
Этот заключение подтверждается определенными исследованиями. В настоящий период во Франции второй по величине уровень рождаемости в Европе и одна из наиболее проработанных семейных политик. Это примечательно с свете того, что она была первой страной в Европе, пережившей регресс рождаемости, что побудило обеспокоенность не только жителей, но правительства страны [20, с. 57].

В основной массе государств демографическая стратегия, воздействующая на рождаемость, ориентирована на другие цели. К примеру, в Швеции цель домашней политики и политики полной занятости состоит, первоначально только, в том, чтоб дать возможность парам совмещать воспитание детей и трудовую деятельность. Вследствие этого было бы неверным полагать главной целью политики, к примеру, предоставления отпуска по уходу за ребенком именно увеличение рождаемости. В рамках данной политики подобная цель, бесспорно, имеет второстепенное значение.

Кроме этого, каждая стратегия, направленная на увеличение характеристик рождаемости, должна быть общедоступной. При этом необходимо сознавать этиологическую взаимосвязанность между общественно-политическими решениями и переменами в поведении, сопряженном с рождаемостью.

Ни один стратегия сама по себе никак не действует. Ни одно общественно-политическое вторжение само по себя никак не в состоянии целиком преодолеть невысокую рождаемость. Бесспорно, при поддержке единичных общественно-политических инструментов правительствам порой получалось задержать сокращение рождаемости. К примеру, за минувшие десятилетия Франция достигла определенных успехов, сконцентрировав интерес на «политике третьего ребенка». Необходимо вести речь о формировании общественной, финансовой и общественно-политической ситуации, содействующей появление на свет большего количества детей. И подобная ситуация может быть основана только лишь при комбинировании целостного ряда разных общественно-политических граней, обращенных на достижение данной миссии.

Наконец, не имеется универсального рецепта политики увеличения рождаемости. Исследования демонстрируют, что в одних государствах взаимозависимость между объемом общественных трансфертов семьям и уровнем рождаемости имеется, а в других эта корреляции отсутствует. Вследствие этого семейная политика - это нужная, однако неудовлетворительная составная часть демографической политики, обращенной в увеличение рождаемости.

Несмотря на то, что в исследуемых государствах проводилось множество различного рода демографических мероприятий, не имеется практически никаких подтверждений того, что они находились как-нибудь скоординированными либо обращенными чисто в увеличение рождаемости. Тем не менее в случае если Европейский Союз стремится избежать старение жителей и уменьшения человеческого капитала в последующем поколении, он должен достаточно направиться к демографической политике.

Как правило, одинаковые политические меры приводят к различным демографическим результатам вследствие сложных и изменчивых политических, экономических и социальных контекстов, в которых они осуществляются. Лучшими примерами здесь служат ГДР, Польша и Испания. Снижение рождаемости в бывшей ГДР после воссоединения Германии нельзя отнести на счет определенной политики; скорее оно связано с изменением социальной среды. Женщины, столкнувшиеся со сложной личной экономической ситуацией, не станут сразу же заводить детей. Точно так же переход к свободной рыночной экономике в Польше вызвал изменение экономической обстановки, лишил семьи стимулов заводить детей и привил западные ценности широким слоям общества. В Испании резкий спад рождаемости был связан с демократическим правлением, наступившем вслед за падением режима Франко[8, с. 38].

Франция предусмотрительно озаботилась тем, что снижение рождаемости ставит под угрозу ее экономику. Поэтому французская демографическая политика в большей степени вмешивается в жизнь семей, чем политика других европейских страны.

В Швеции значительное влияние на рождаемость оказал экономический контекст. Уровень женского дохода напрямую связан с деторождением. Политика, поощряющая женский труд, может способствовать экономическому росту, но она в конечном итоге приведет к снижению рождаемости, если не будет сопровождаться соответствующей семейной политикой, позволяющей женщинам сочетать рождение и воспитание детей с работой.

Результаты демографической политики проявляются не сразу. Внедрение политики происходит медленно. В этом процессе можно выделить пять основных этапов:

1. достижение политического согласия;

2.  преобразование согласия в политику;

3.   проведение политики;

4.    изменение поведения на микроуровне вследствие этой политики;

5.    достижение (прямой или косвенной) цели политики.

Таким образом, прямая или косвенная государственная политика, направленная на преодоление спада рождаемости, требует многолетних усилий и, как правило, оказывается малопривлекательной для политиков. Несмотря на то, что отдельные политические меры (например, запрет, ограничение или свобода абортов) в краткосрочной перспективе могут приводить к впечатляющим последствиям, обычно они имеют лишь кратковременный эффект. Избирательные циклы и циклы демографической политики не совпадают, и потому у политиков нет непосредственных стимулов для проведения такой политики. Обычно они склонны отдавать предпочтение политике, которая не требует значительных временных затрат.

Одним из способов смягчения неблагоприятных последствий низкой рождаемости и старения населения является увеличение человеческого капитала за счет создания условий, при которых женщинам и пожилым людям выгодно работать, а не заниматься ведением домашних дел или выходить на пенсию. Однако политика полной занятости, стимулирующая труд женщин, может оказывать негативное влияние на рождаемость, если женщины предпочитают семье карьеру. В то же время таких последствий можно избежать: пример Швеции свидетельствует о том, что сочетание политики полной занятости с продуманной семейной политикой может оказывать благотворное воздействие на рождаемость. Но шведский пример также свидетельствует о том, что такое равновесие неустойчиво, поскольку оно всецело зависит от благоприятной экономической обстановки.

Информация о работе Демографические проблемы развитых стран