Лошадь Пржевальского – последний дикий родственник домашней лошади

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 09:13, реферат

Краткое описание

Сегодня, в начале XXI века, диких лошадей осталась немного. Несколько сотен лошадей Пржевальского – последних диких настоящих лошадей – существуют в неволе, в зоопарках. Эти лошади– потомки нескольких животных, отловленных в начале XX века в Джунгарии. В природе Азии последних из них встречали в 70-х годах. Дикие лошади Европы – восточноевропейские тарпаны, исчезли еще в прошлом веке, в Таврии.

Содержание

1.Введение
2.Лошадь Пржевальского
3.Фенотип лошади Пржевальского
4.История лошади Пржевальского
5.Лошадь Пржевальского в современном мире
6.Заключение
7.Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им.docx

— 35.49 Кб (Скачать документ)

ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И.Скрябина.

Кафедра скотоводства и коневодства.

 

Реферат на тему:

«Лошадь Пржевальского –  последний дикий родственник домашней лошади»

 

 

 

 

 

Выполнила студент 

ФЗТА IV курса 2 группы

Петрова Т.С.

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

  1. Введение
  2. Лошадь Пржевальского
  3. Фенотип лошади Пржевальского
  4. История лошади Пржевальского
  5. Лошадь Пржевальского в современном мире
  6. Заключение
  7. Список литературы

 

Введение.

К одному из этих стад можно  было подкрасться на меткий выстрел, но звери почуяли по ветру, по крайней  мере за версту, моего товарища и пустились на уход. Жеребец бежал впереди, оттопырив хвост и выгнув спину, вообще с посадкой совершенно лошадиной; за ним следовали семь, вероятно, самок. По временам звери останавливались, толпились, смотрели в мою сторону и иногда лягались друг с другом; затем опять бежали рысью и, наконец, скрылись в пустыне…

Пржевальский Н.М.

 

Сегодня, в начале XXI века, диких лошадей осталась немного. Несколько сотен лошадей Пржевальского  – последних диких настоящих лошадей – существуют в неволе, в зоопарках. Эти лошади– потомки нескольких животных, отловленных в начале XX века в Джунгарии. В природе Азии последних из них встречали в 70-х годах. Дикие лошади Европы – восточноевропейские тарпаны, исчезли еще в прошлом веке, в Таврии. Какие еще есть дикие лошади? Несколько тысяч одичавших (в прошлом домашних) лошадей – мустангов – обитают в Северной Америке, Евразии и Австралии. Есть и другие, «ненастоящие» дикие лошади – это ослы, полуослы и зебры. Участь их такая же, как и настоящих лошадей; почти все они исчезают и занесены в Красные книги мира и тех стран, где еще сохранились.

Итак, лошадь Пржевальского  – последний дикий родственник домашней лошади.

 

Лошадь Пржевальского.

Лошадь Пржевальского (лат. Equus ferus przewalskii) — подвид дикой лошади, обитающий в Центральной Азии.

От домашней лошади лошадь Пржевальского отличается короткой стоячей гривой, более крупной  головой, тёплой и длинной шерстью, хвостом, покрытым длинными волосами только на нижней половинке, отсутствием челки.

Цвет песчано-рыжий, переходящий  в светлый на нижней стороне, конец  морды практически белесый, грива  темно-коричневая, темной полоски на спине нет; основание хвоста того же расцветки, как спина; конец темно-коричневый; шерсть волнистая и длинная.

Долгое период эти лошади считались предками домашних лошадей, однако после оказалось, что лошадь Пржевальского отличается от домашней числом хромосом. У лошади Пржевальского их 66, у домашней лошади – 64.

Высота в холке от 120 до 136 см. Масть близка к саврасой: цвет шерсти – рыже-желтого цвета, хвост, грива и «чулки» на ногах  буро-вороные. На спине черный ремень, а на ногах зеброидные полоски.

Грива стоячая и линяет каждую весну, чёлка отсутствует.

От природы не поддается  дрессуре, её невозможно объездить; лошадь Пржевальского может довольствоваться минимумом еды и выдерживает крайние перепады жары и холода.

 

Фенотип лошади Пржевальского

С тех пор, как лошадь Пржевальского  стала содержаться в неволе, ее фенотип стал спорной темой дискуссий между теми, кто занимается разведением животных. За многие годы популяция в неволе раскололась на так называемые «чистую» и «скрещенную» (с домашней лошадью) линии. Лошади были разделены в соответствии с их происхождением и расположением на три линии: А-линия (Мюнхен), Б-Линия (Прага) и линия Аскания Нова.

Тогда как лошади из Мюнхена  и некоторые лошади из Аскания Нова считаются чистыми, лошади из Праги и другие лошади из Аскания Нова имеют в своей крови примесь крови домашних животных. Нет никаких сомнений, что домашнее влияние замечено у первых поколений (длинная грива, конские хвосты, рыжий (лисий) окрас, белые отметины) после упомянутой гибридизации, но и Мюнхенская линия, которая горячо отстаивается ее сторонниками, имеет домашние черты.

Белые отметины регулярно появляются даже сегодня у представителей этой линии и длинные гривы, как и конские хвосты, присутствуют у нескольких особей. Рыжий (лисий) окрас появлялся лишь в начале истории разведения этого вида. Существуют подозрения, что одна из завезенных кобыл-основательниц (№18 Бийск (Bijsk) 8 ) была гибридом.

Благодаря высокому инбридингу и активной селекции, некоторые особи этой линии стали бесплодными. До того, как ЕЕР смогла начать фенотипическую селекцию, было необходимо понять естественные изменения в дикой популяции.

После изучения литературы видовые описания Полякова, Саленски и др.), сравнения музейных экспонатов с собранными образцами, оценки качеств завезенных лошадей, были определены следующие внешние характеристики и изменения естественного окраса в фенотипе лошади Пржевальского:

Лошади маленького размера: высота 120-130 см в холке; вес 250-350 кг; период беременности 324-351 день.

  • Окрас – светлый или темный серовато-коричневый. Нос и живот – белые у подавляющего большинства животных, но может быть и коричневым у некоторых представителей.
  • Вертикально стоящая грива, темно-коричневого или черного цвета, с желтоватыми волосками по краям. Грива полностью выпадает летом.
  • Верхняя половина хвоста, которая имеет короткие волоски такого же цвета, как и вся шкура, также выпадает летом, длинные волоски – темно-коричневого или черного цвета.
  • Некоторые особи имеют четкие черные или коричневые перекрещивающиеся линии на плечах и/или черные или коричневые отметины на плечах.
  • Ноги либо черного окраса между диадемой и плюсной/тарсальным соединением, или бледного окраса с небольшим количеством черного, либо имеют полосы расцветки, сходной с зебрами

Следующие описанные фенотипы, как подозревают, унаследованы от домашних лошадей и поэтому расценены как нежелательные:

  • Красные лошади, например цвета щавеля или каштана
  • Белые отметины, например, звезды, пятна
  • Свисающая грива
  • Хвост пони

Поскольку полная естественная вариация фенотипа лошади Пржевальского  не может быть восстановлена, нужно позаботиться, чтобы селекция против отдельных черт стала частью управления видом в неволе

 

История лошади Пржевальского.

Говоря об открытии дикой  лошади или другого редкого вида живых существ в географически  изолированных областях, надо помнить, что эти формы тысячелетиями  могли существовать в своих природных  местах обитания, при этом другие животные, а также люди, населяющие те же места, были отлично знакомы с ними и, зная их характер и повадки, учитывали  это в повседневной жизни. Поэтому «открытие» диких азиатских лошадей в конце XIX века было относительным, т. е. открытием только для цивилизованного мира – Европы и Америки. Препятствием же для более раннего нахождения европейцами в Центральной Азии диких лошадей, диких верблюдов и других животных послужили естественная географическая удаленность и изолированность Центральной Азии от Европы и Америки, а также то, что проникновению в нее препятствовали подвижные и боевые племена кочевых народностей, объединенных под знаменем буддизма и его разновидностей.

Существуют исторические документы, согласно которым в степях Центральной Азии водились дикие степные лошади, сходные с домашними. Этот факт упоминается в «Словаре маньчжурской письменности», составленном в 1771 году, в сборнике «Драгоценные сказания»  (первая половина XI века), в «Книге докладов ванов и гуннов» (XVII век), в записках Ценен-Хана (1637 года) и др.

По сообщениям местных  жителей, казахов и киргизов, в 1868 – 1871 годах дикие степные лошади еще встречались между реками Или и Карталом, а так же в долине реки Текесу. Позже таких лошадей встречали по долине Черного Иртыша, в Кукчинских и Еремейских горах.

В начале и середине прошлого века – в предгорьях Джунгарии и Синьцзяне, вплоть до восточной оконечности Тянь-Шаня. Местные охотники изредка добывали лошадей в то время, но они встречались все реже и реже.

Первым из европейцев упоминает  о диких лошадях Азии англичанин Д. Белл, путешествующий через Россию в Китай и описывающий природу  Азии. При этом он отмечал характерную  окраску, темный дикий ремень, злобность  и агрессивность диких лошадей, плохо поддающихся приручению.

Русский востоковед Н.Я. Бичурин  в 1877 году отмечал, что предки гуннов-хунну, обитавших на севере Китая, не только разводили лошадей, но и ловили их в степях.

В 1877 году экспедиция великого русского пер вопроходца Н. М. Пржевальского возвращалась из путешествия в пустыню Такла-Макан и на озеро Лобнор. Экспедиция должна была побывать в сердце Тибета, в священном городе Лхаса, но восстание дунган против цинской династии в Китае, начавшаяся русско-турецкая война и болезнь Пржевальского заставили его повернуть обратно, в Россию. Тем не менее в конце путешествия экспедиция обследовала Джунгарию, и на Зайсанском пограничном посту его начальник А. К. Тихонов подарил Н. М. Пржевальскому шкуру и череп лошади, неизвестной науке. По его словам, эти дикие лошади водились в Южной «Чжингарии», где одну из них добыли охотники-киргизы. Шкура и череп были отправлены в Петербург, где их как новую видовую форму описал И. С. Поляков.

Свое следующее путешествие 1879 года Н. М. Пржевальский начинает в  Зайсане, откуда следует в Тибет  и верховья Желтой реки (Хуанхэ) через  Джунгарию. Здесь, в одной из самых труднодоступных и суровых частей Джунгарской Гоби, ему и удалось (первому из европейцев) увидеть табунки диких азиатских лошадей.

Н. М. Пржевальский писал: «К одному из этих стад можно было подкрасться на меткий выстрел, но звери почуяли по ветру, по крайней мере за версту, моего товарища и пустились на уход. Жеребец бежал впереди, оттопырив хвост и выгнув спину, вообще с посадкой совершенно лошадиной; за ним следовали семь, вероятно, самок. По временам звери останавливались, толпились, смотрели в мою сторону и иногда лягались друг с другом; затем опять бежали рысью, и, наконец, скрылись в пустыне».

Хотя некоторые исследователи  предполагают, что Н. М. Пржевальский видел табунок куланов, а не лошадей, его описание неоспоримо подтверждает, что это были именно лошади. Ввиду  необходимости продолжать путь не удалось  ему поохотиться на лошадей и  добыть экземпляр для своей коллекции. Диких лошадей экспедиция встречала  в районе Хан-Обь-Сайд, по дороге из Булгуна в Баркуль. Типовой экземпляр, преподнесенный Пржевальскому Тихоновым, был добыт в окрестностях поселения Гучен (Цитай) в песках Канабо (Хан-Обо).

Два имени тесно связаны  с историей изучения и поимки лошади Пржевальского. Это известные отечественные  ученые – этнограф Д. Клеменц и зоолог Е. А. Бихнер. Первый указывал, что охота на диких лошадей и поимка их для зоопарков проводились в пограничных областях Юго-Западной Монголии, южнее тогдашних границ Монголии. Е. А. Бихнер несколько поправил Клеменца, указав на свои встречи с дикими лошадьми на западе – в Долине реки Манас, а на востоке – в восточных оконечностях Тянь-Шаня.

Русский исследователь Г. Н. Потанин, путешествовавший по Центральной  Азии в конце XIX века, собрал сведения о встречах с дикими лошадьми в  Заалтайской Гоби у ключей Минчин-Ус, что северо-западнее подножия горного хребта Адж-Богдо.

Пожалуй, первыми из европейцев, кто охотился на диких азиатских  лошадей, были известные путешественники  и государственные деятели братья Григорий и Михаил Грум-Гржимайло. Они оставили довольно подробное описание этих охот и местностей, где разворачивались эти события.

Грум-Гржимайло сумели застрелить двух жеребцов, водивших косяки, одиночного жеребца и кобылу. Все они были добыты в районах несколько севернее Гучена.

Русский зоолог Н. Ф. Кащенко  в 1907 году описал различные цветовые вариации окраски диких азиатских  лошадей. Животных для него охотник  П. А. Конев добыл также в Джунгарии, на реке Биджийн-Гол в районе урочища Хонин-Ус, что в 150 километрах севернее Баркуля. Он указывает, что летом лошади держатся в области, лежащей к востоку от Баркуля, в 200 километрах от Кобдо и от Кульджи.

Много интересных сведений собрали о местонахождении диких  лошадей в Азии русские путешественники-первооткрыватели В. И. Роборовский, А. Н. Казнаков, П. К. Козлов. Характер упомянутых ими данных показывает, что их экспедиции живых лошадей в пустыне, по-видимому, не встречали, и пользовались они сообщениями местного населения. Экспедиция В. И. Роборовского и П.К. Козлова (1893-1895 гг.) доставила в Петербург три шкуры диких лошадей вместе с черепами. Все они были добыты тоже в окрестностях Гучена, видимо, местными охотниками.

В 50-60-х годах XX века табуны по 6-14 особей изредка видели на источниках хребтов Тахийн-Шара-Нуру (хребет «дикой желтой лошади»), Их-Хавтаг и Гоби-Сэртэн. В следующем десятилетии из восьми экспедиций лишь две встречали диких лошадей в районе источника Тахийн-Ус: по пять особей в июне 1967 г. и мае 1968 г. Местные жители – араты – сообщали о встречах с этими животными зимой 1960 и 1964 годов и летом 1969 года; последние упоминания о таких встречах относятся к 1967, 1969 и 1971 годам. Но даже сами очевидцы не всегда были уверены, кого они видели: диких или одичавших лошадей или куланов.

В период 1975-1988 годов отряды зоологов советско-монгольской биологической  экспедиции под руководством академика  В. Е. Соколова десятками маршрутов испещрили Монгольский Алтай, Джунгарскую и Заалтайскую Гоби и не нашли даже следов пребывания диких лошадей. Встречались куланы, антилопы, одичавшие, но не дикие лошади. Дикие исчезли с территории Монголии. Так может быть они ушли в Китай или были там ранее и остались по сей день? Такая идея посетила многих энтузиастов, не потерявших надежду когда-нибудь увидеть диких лошадей в природе.

Информация о работе Лошадь Пржевальского – последний дикий родственник домашней лошади