Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:54, реферат
Засада — это заблаговременное и скрытное расположение подразделения на путях движения противника для внезапного нападения на него. Засада применяется во всех видах боевых действий, на любой местности, в различных метеорологических условиях и в любое время суток, перед фронтом, на флангах противника и в его тылу. Как показывает опыт боевых действий, засада по сравнению с другими способами действий имеет ряд преимуществ.
При устройстве засад минирование проводится с обеих сторон дороги на случай рассредоточения личного состава и техники с началом обстрела.
Здесь активно используются противопехотные мины. Их подрыв не только наносит поражение противнику, но и вносит сумятицу, заставляет солдат врага метаться в поиске укрытия, тем самым ослабляя силу противодействия.
Особенно перспективно
минирование направления
Как уже упоминалось,
при использовании мин в
Это повлечет не только нежелательные потери среди, возможно, мирного населения, но и может сорвать всю операцию. Чтобы избежать этого, необходимо в первую очередь учитывать интенсивность движения на перспективном участке в определенное время суток.
Кроме того, следует учитывать время прохождения каравана. Чем меньший отрезок времени пройдет между установкой мин и выходом каравана в зону обстрела, тем меньше шансов, что подорвется случайная машина. Однако не всегда такая возможность имеется либо это связано с повышенным риском.
В качестве одного из способов
решения этой проблемы может быть
применена установка мин
Причем очень быстро. Напоминаю, имеется в виду применение нажимных мин. И все же данный способ может быть достаточно рискован. Устанавливать противотанковые мины в места, где до подхода колонны не ожидается проезда транспортных средств, можно без риска для пешеходов.
При использовании мин нажимного действия следует помнить, что противник иногда использует предварительные проверочные прогоны транспорта или, например, стада животных. Что еще раз подтверждает, что дистанционный способ подрыва предпочтительнее. Такая тактика активно применялась в Афганистане и в Чечне боевиками при проведении караванов. Дозорная группа противника может также проверять маршрут движения путем осмотра местности. Поэтому важна качественная маскировка установленных мин.
Минирование дорог осуществляется обычно в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости группами подготовленных бойцов численностью от 3 до 10 человек. При закладке мин обязательно выделяется несколько человек, вооруженных снайперским оружием, РПГ и пулеметами, для наблюдения и прикрытия группы минирования. Они ведут наблюдение за появлением патрулей, случайных машин и людей.
Можно попытаться уничтожить патруль или головной дозор противника, если он малочисленен, с помощью бесшумного оружия. Однако можно с уверенностью сказать, что противник обязательно предусмотрел такой вариант развития ситуации и продумал систему оповещения дозора с основной группой. Самый простой пример — периодический доклад дозора по радиосвязи с использованием меняющихся паролей. Следует также учесть, что дозор может идти под видом мирных граждан и даже без оружия. Такая тактика широко применялась в Афганистане моджахедами.
Они же практиковали минирование дорог, по которым колонны возвращались в пункты постоянной дислокации. Обычно при возвращении бдительность охранения колонны снижалась. Ведь движение происходило по тем же дорогам, по которым колонна выдвигалась в район боевых действий.
Достаточно интересна практика установки мин на неизвлекаемость, но при комбинировании засадных мероприятий с минированием данная тактика не имеет больших перспектив. Ведь в этом случае мины ставятся с расчетом на внезапный для врага подрыв, а не на то, что их будут обезвреживать.
При планировании засады
прорабатываются вопросы
Или на пути к месту группа получила информацию, которая заставляет отказаться от осуществления первичного плана. Например, уточненные разведданные свидетельствуют об изменении маршрута объектом засады либо его значительной огневой мощи, что не предусматривалось первоначальным планом.
В общем, причины могут быть разными. Важно то, что у группы должен быть план для внезапного (внепланового) возвращения. Некоторые командиры пренебрегают разработкой планов непредвиденного возвращения. В результате принимать решения приходится в спешке, зачастую в условиях тяжелого боя, вместо того чтобы действовать по разработанному сценарию. Важно также, чтобы личный состав имел представление о планах эвакуации. Ведь в ходе выполнения задачи командир может быть выведен из строя или некоторые члены группы могут отбиться от основного отряда.
Попавшая в засаду группа может выходить из-под натиска путем просачивания пешим порядком, однако такая тактика применяется редко и только в крайнем случае в условиях леса или плохой видимости (ночью). Дело в том, что распыление сил отряда может привести к его уничтожению по частям и пленению отдельных бойцов. В этом случае очень важно, чтобы каждый знал о месте сбора.
В большинстве случаев вывод засадных групп производится вертолетами или на боевой технике. При эвакуации вертолетами ЗГ должна передать точные координаты своего нахождения и сведения о наличии мест для посадки. Возможно, для этого группе придется переместиться к удобному плацдарму, что в очередной раз подтверждает необходимость знания места проведения операции. В условиях плохой видимости может потребоваться отметить место посадки с помощью костров, фонарей или осветительных ракет.
Если группа ведет бой с сильным противником, ей может понадобиться огневая поддержка боевых вертолетов. В этом случае важно точно указать авиации место расположения самой группы, чтобы избежать попадания под обстрел своих ракет. Кроме того, необходимо указать вертолетам местонахождение огневых точек противника и удобный курс захода вертолетов на посадку.
При ведении радиопереговоров с базой следует учитывать, что противник может их прослушивать и даже вмешиваться в них, что часто имело место во время ведения боевых действий в Чечне. Поэтому обязательно использование паролей, отзывов, шифров и соблюдение иных правил ведения радиообмена. Причем если вначале переговоры ведутся с базой, то после вылета вертолетов группа получает радиоданные для работы с авиацией и в дальнейшем координирует их действия напрямую. По прибытии вертолетов по радиосредствам происходит обмен паролем и посадка транспортных вертолетов на обозначенную площадку под прикрытием вертолетов огневой поддержки или штурмовой авиации.
К моменту подлета авиации необходимо, чтобы вся группа была готова к быстрой погрузке и расположена компактно в районе посадки, поскольку любая задержка опасна не только для бойцов, но и для вертолетов. В первую очередь на борт поднимаются раненые и убитые, захваченные документы и образцы вооружения. Пленные берутся с собой только в том случае, когда они представляют особую ценность, и не в ущерб собственным бойцам (например, при перегрузке). В противном случае они уничтожаются на месте.
Одновременно группа прикрытия (которая садится в вертолет в последнюю очередь) должна до последнего момента эффективно прикрывать погрузку. В группе прикрытия должны находиться снайперы и пулеметчики, которые постепенно оттягиваются назад, не задерживая отлет. Последним в вертолет садится командир, который обязан проконтролировать, чтобы никто не остался. После того как последний боец занимает место в вертолете, командир группы дает команду экипажам на взлет.
В 1984 году в Афганистане в районе Джелалабада специальная группа советских войск проводила операцию. В ходе завязавшегося боя с превосходящими силами моджахедов командир отряда принял решение отойти к вертолетам и вернуться в пункт постоянной дислокации. Отход совершался в спешке, личный состав при посадке в вертолеты командиром не был проверен, и только по прибытии в пункт постоянной дислокации им было обнаружено, что нет одного командира группы и четырех разведчиков.
Организованный поиск личного состава результатов не дал. Только на третьи сутки удалось найти за кишлаком в промоине тела погибших в неравном бою разведчиков.
Отлет всей авиагруппы из
района эвакуации производится только
после подъема последнего вертолета.
Все это время остальные
В случае планового возвращения группы к месту базирования эвакуация обычно проходит в более спокойной обстановке, но без лишних задержек. При планировании числа эвакуационных транспортных средств следует учитывать, что отряд может «потяжелеть» после проведения засады. Вес израсходованных боеприпасов может с лихвой компенсироваться весом захваченных пленных, трофейного оружия и боеприпасов.
Группа может эвакуироваться в той же точке, в которой происходила высадка, но такой способ весьма опасен. Впрочем, может оказаться, что в данном конкретном районе более подходящего места нет. В таком случае и экипажи вертолетов, и разведдозор ЗГ должны принимать меры безопасности при подходе к месту эвакуации (впрочем, как и к любому другому месту). Для эвакуации может быть назначено другое место.
Но, поскольку эвакуация группы не требует такой скрытности от ЗГ, как выдвижение к месту засады, допускается посадка вертолетов в непосредственной близости от места проведения операции либо непосредственно на него. Тем более если необходимо загрузить большое количество захваченного груза, а личный состав утомлен или имеются потери.
Для эвакуации ЗГ применяется также боевая техника. В наибольшей степени этот способ находит применение, когда по некоторым причинам действия авиации ограничены или невозможны (плохие условия для полетов, сильная ПВО противника в заданном районе). При эвакуации группы наземной техникой применяются практически те же способы и хитрости, что и при эвакуации вертолетами. Здесь также возможен подход техники прямо на место засады для погрузки.
Осложняющим фактором могут быть действия противника — засада на пути движения бронетехники, подрыв на минах. Ведь прогнозировать маршрут движения механизированной колонны проще, чем авиации. Основная же опасность (опять же из афганского опыта) поджидает бронеколонны при возвращении по тому же пути, по которому она выходила с базы. Это может быть простое минирование, а может быть и полноценная засада. При этом злую шутку может сыграть фактор расслабленности после успешной операции. Поэтому при планировании эвакуации в последующем нужно намечать несколько маршрутов и поддерживать боеготовность до момента возвращения в место постоянной дислокации.
Вывод ЗГ может осуществляться на бронетехнике, а возвращение — вертолетами. И наоборот. Возможно, что при успешном уничтожении засадной группой колонны противника будет захвачена неповрежденная техника противника. Она также может быть использована для движения в составе колонны. Однако изначально планировать возвращение только на трофейной технике — такую самонадеянность может позволить себе только Голливуд.
Естественно, ЗГ может возвращаться пешим порядком.
Засада в ночное время более эффективна, чем днем. Нападение ночью оказывает на противника более ошеломляющее воздействие. Особый эффект производит обилие взрывов (мин, гранат). При ночном нападении риск потерь засадной группы значительно ниже, чем при дневном. Однако ночью значительно усложняются наблюдение, организация взаимодействия и управление засадной группой.
Кроме того, затруднено полное
уничтожение крупных
Из материально-технических
средств для ночной засады потребуются
осветительные ракеты и приборы
ночного видения. Однако лучше исключить
облучение местности
Трассирующие боеприпасы должны применяться только в исключительных случаях для целеуказания снайперам, пулеметчикам и гранатометчикам. В остальных случаях трассера только выдают место нахождения стрелка, а проку от них никакого.
Ночная засада требует тщательной подготовки личного состава. В условиях плохой видимости возрастает роль слаженности действий группы в целом. В состав ЗГ необходимо включать солдат, обладающих крепкими нервами, терпением, решительностью, тонким слухом, острым зрением, умеющих быстро и бесшумно передвигаться, уверенно ориентироваться на местности и в случае необходимости действовать самостоятельно. Замечательно, если есть возможность предварительно потренироваться на месте засады днем. В этом случае ночью бойцы будут действовать гораздо увереннее.
Если такой возможности нет, можно потренироваться на схожей местности.
Во время тренировок особое внимание надо обращать на отработку бесшумного передвижения в темноте на местности с различным грунтом. Личный состав должен уметь использовать для маскировки особенности местности и специальную маскировку, быстро сливаться с окружающим ландшафтом при его внезапном освещении. Быть готовым к решительным и умелым действиям при внезапной встрече с противником. Такая встреча может произойти как при выдвижении к месту засады, так и при возвращении. Характерными для нее будут внезапность и короткая дистанция открытия огня.