Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 15:44, реферат
Произошедшие на рубеже тысячелетий огромные изменения в геополитической и военно-политической обстановке привели к трансформации угроз международной и региональной безопасности. Этой теме, в частности, был посвящен доклад начальника Генерального штаба Вооруженных Сил России генерала армии Ю. Балуевского на военно-научной конференции Академии военных наук.
Проблема понимания военных угроз национальной безопасности России безусловно существует. В этой связи можно выделить следующие ее моменты. Во-первых, в общественном сознании все еще не преодолены самоуспокоение и благодушие, порожденные разнузданной кампанией по «демилитаризации» сверхдержавы – СССР, военная мощь которого выдавалась за главное препятствие на пути к безоглядной дружбе и бескорыстной любви с США и странами Запада
США претендуют на роль единственной сверхдержавы, стремящейся использовать нынешний период максимального взлета своей мощи для формирования международного порядка, сохраняющего их ведущее место и процветание в течение всей обозримой перспективы. Стремление США и НАТО обеспечить для себя наивысший уровень развития вооруженных сил и военной техники, а также такое их геостратегическое размещение, которое создает потенциальные угрозы безопасности ряду стран, являются одним из важных источников изменения геополитической обстановки. Военные расходы США составляют свыше половины расходов на оборону всех стран мира. США являются единственной страной в мире, способной осуществлять глобальное военное вмешательство.
Совместные усилия в борьбе с международным терроризмом улучшили российско-американские отношения. Однако США под предлогом необходимости проведения долгосрочных антитеррористических мероприятий, по существу, ведут курс на поступательное вытеснение Российской Федерации с постсоветского пространства.
Основные военные угрозы Российской Федерации сосредоточены в международной сфере. Они обусловлены следующими факторами: стремлением отдельных государств и межгосударственных объединений использовать диктат с опорой на военную силу в отстаивании собственных национальных интересов в ущерб безопасности Российской Федерации; принижением, а в ряде случаев откровенным игнорированием, роли существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего, ООН и ОБСЕ; ослаблением политического, экономического и военного влияния России в мире, особенно в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе; деятельностью ряда международных организаций по всесторонней поддержке сепаратистских движений внутри России; появлением в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; продолжением гонки ядерных и обычных вооружений; распространением оружия массового уничтожения, технологий его производства и средств доставки; ослаблением интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; эскалацией существующих и возможностью возникновения новых конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств; притязаниями на территориальную целостность Российской Федерации, ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф.
При этом, в усилении тенденции к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США, в принижении роли существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего, ООН и ОБСЕ, заключается главная внешняя угроза безопасности Российской Федерации. Здесь же кроется главный фактор внешних для нее военных угроз.
Так, в «Стратегии национальной безопасности США для нового столетия» зафиксировано намерение расширять использование военной силы в качестве инструмента внешней политики. В обозримом будущем военная сила, как явствует из документа, будет в большей степени, чем прежде, обеспечивать проведение дипломатических и экономических санкций США, поддержание выгодного инвестиционного климата, беспрепятственного доступа к жизненно важным ресурсам в различных регионах мира, расширение рынка сбыта своих товаров, заблаговременную нейтрализацию торговых конкурентов. США берут на себя ответственность и готовят свои вооруженные силы к тому, чтобы они были способны обеспечивать поддержание, установление или принуждение к миру в любой точке земного шара.
Основные угрозы безопасности Российской Федерации в прогнозируемый период будут определяться действиями американского руководства и их союзников, направленными на недопущение возрождения России в качестве мировой экономической и военной державы, способной самостоятельно отстаивать свои национальные интересы.
В военной политике и аналитических исследованиях важно оценивать всю систему военных угроз и степень опасности каждой из них на краткосрочную, среднесрочную и на более отдаленную перспективу. С окончанием «холодной войны» произошел распад нескольких геополитических оболочек, ранее окружавших Российскую Федерацию и выполнявших, в том числе, защитную функцию. Масштабная деформация геополитического пространства, происшедшая после завершения «холодной войны», обозначила для России новые группы источников военных угроз, приоритет которых (степень опасности) оказался выше по отношению к прежним, уже существующим. Вместе с тем ясно, что основу такой системы, ее ядро, будет составлять борьба за ресурсы, благополучное экономическое и жизненное пространство.
К первой группе источников военных угроз следует отнести сильные в военном отношении государства и военно-политические блоки, расположенные в Северной Америке и евразийском пространстве, располагающие ядерным потенциалом «сдерживания-устрашения» и силами общего назначения, обладающими «стратегической мобильностью» и способными вести «высокотехнологичные» военные действия. Их развернутые и постоянно боеготовые группировки войск (сил) будут и в новом тысячелетии оставаться потенциальной военной угрозой безопасности РФ. К военной мощи, которой обладают США и НАТО, необходимо добавить новые военные структуры, которые создаются в Европе. Предполагается, что в будущем единая европейская армия сможет действовать и на тех территориях, которые не входят в зону ответственности НАТО.
«Высокая технологичность», а соответственно и опасность данной группы военных угроз определяются военно-технологическим отрывом США и их основных союзников от России. Планы США по созданию национальной ПРО и ПРО на ТВД с участием наиболее развитых государств могут привести к росту ракетно-ядерного потенциала в соседних с Россией регионах, снижению роли ядерного сдерживания, трансформации Договора по ПРО (1972 г.) и, в конечном счете, к драматической ломке стратегической стабильности с трудно предсказуемыми последствиями.
Вторая группа источников военных угроз исходит от развивающихся стран, располагающих массовыми армиями.
Особенностью нынешней военно-политической обстановки является то, что в результате значительного ослабления оборонного потенциала России военные угрозы ее безопасности могут исходить не только от развитых государств и созданных с их участием военно-политических союзов, но и от развивающихся стран, располагающих хорошо вооруженными, боеготовыми, массовыми армиями (5-10% от численности населения страны). В настоящее время насчитывается 15 развивающихся стран, имеющих баллистические ракеты, в 10 ведется их активная разработка. Более 20 стран проводят исследования в области создания химического оружия. По оценкам зарубежных специалистов, их вооруженные силы хорошо оснащены, боеготовы и способны решать стратегические задачи. Эти государства намерены добиваться своих целей, их военный потенциал представляет весомую силу, с которой Россия не может не считаться.
Третья группа источников военных угроз сосредоточилась в непосредственной близости от России – на постсоветском пространстве. Она связана с наличием в бывших союзных республиках потенциальных и реальных очагов военных конфликтов, формированием большого количества экстерриториальных конфликтов, являющихся, как правило, самыми трудными для урегулирования. Содружество Независимых Государств (СНГ), к сожалению, не превратилось в эффективный институт многостороннего взаимодействия и партнерства, в инструмент коллективной защиты совместных интересов стран-участниц. Сегодня партнеры России по СНГ переживают кризисный период внутреннего развития. Они стоят перед лицом сложнейших проблем государственного, социально-экономического становления, поиска эффективной программы дальнейшего развития. Так, на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии сконцентрировались очаги этнополитической напряженности, сохраняется зона потенциальных вооруженных конфликтов.
К четвертой группе источников военных угроз, наиболее опасных для РФ, следует отнести международный терроризм.
Современный терроризм стал серьезным фактором инициирования и формирования очагов военной опасности и военно-политической напряженности в ряде регионов мира (Ирак, Афганистан, Шри-Ланка, Чечня и др.) и может служить детонатором военных конфликтов, в частности, межэтнических, препятствовать мирному процессу (Израиль-Палестина).
Для России это относительно новые угрозы, к адекватному парированию которых она в полной мере пока не готова. Опыт проведения широкомасштабной контртеррористической операции в Дагестане и Чечне показал, что данная группа военных угроз представляет реальную угрозу безопасности и будет носить продолжительный характер.
Пятая группа источников военных угроз может аккумулироваться внутри РФ – в субъектах Федерации.
Падение духовности и одновременно усиление у россиян проявлений недовольства и агрессивности, ослабление экономических связей регионов и резкая социальная дифференциация порождают сепаратизм, являются благоприятной средой для создания незаконных вооруженных формирований, что представляет угрозу федеративному единству и безопасности России. Нарастающие масштабы приобретает космополитизм, а в качестве ответной реакции на него – национализм.
Шестая группа источников военных угроз безопасности Российской Федерации обусловлена миротворческой деятельностью государств и военных блоков, характер которой не укладывается в существующие международно-правовые рамки.
Идея предотвращения развязывания военных конфликтов и их урегулирования коллективными усилиями на региональном уровне под эгидой ООН высоко оценена и правильно воспринята большинством государств мира. Однако США и их ближайшие союзники по НАТО пытаются использовать многонациональные миротворческие силы для установления своего контроля в зонах жизненно важных интересов.
Классическими примерами такой деятельности являются операции ведущих стран Запада в Ираке и Союзной Республике Югославии.
Здесь потенциальная угроза для РФ связана с тем, что «миротворческие силы» могут без санкции Совета Безопасности ООН быть введены на территории сопредельных и дружественных с Российской Федерацией государств (с целью оказания военно-политического давления или создания плацдарма для последующих агрессивных действий), что приведет к втягиванию России в конфликт в рамках выполнения ею своих союзнических и других обязательств.
Седьмая группа источников военных угроз определяется политикой и практическими действиями тех «пороговых» и «околопороговых» государств, которые, стремясь овладеть ракетно-ядерными технологиями, игнорируют основополагающие международно-правовые акты в области нераспространения ракетных и ядерных технологий. Уровень данных военных угроз может существенно возрасти в случае создания такими государствами баллистических ракет с дальностью действия, позволяющей наносить удары по территории РФ.
В зависимости от действия тех или иных факторов военных угроз (военной опасности) в складывающейся обстановке военные угрозы (военная опасность) могут быть: глобальными, т.е. исходящими от стран, обладающих стратегическим ядерным оружием (от государств и военно-политических блоков, располагающих ядерным потенциалом «сдерживания-устрашения» и силами общего назначения, обладающими «стратегической мобильностью»); региональными – исходящими от сопредельных государств, обладающих массовыми армиями (от государства и группы государств, имеющие потенциальные и реальные очаги вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве); локальными – исходящими от субъектов содружества в связи с возможным обострением между ними противоречий на экономической, территориальной, религиозной и иной основе, а также международных террористических организаций.
Военные угрозы России в 21-м, по сравнению с периодом блокового противостояния, претерпели существенное изменение. Вместо существовавшей ранее опасности широкомасштабного столкновения между антагонистическими военно-политическими союзами, к настоящему времени сложилась система угроз более ограниченного характера, проявляющихся, однако, на всех геостратегических направлениях.
Наибольшая угроза для России исходит с Юга, в связи с распространением в Закавказье и Центральной Азии воинствующего исламского фундаментализма и экстремизма, активизацией деятельности международных террористических организаций, наличием многочисленных межнациональных и межгосударственных противоречий, а также ростом иностранного военного присутствия в этих регионах. Именно здесь имеют место наиболее опасные этноконфессиональные конфликты, в том числе вооруженные, прямо затрагивающие интересы России.
На Востоке угрозы безопасности России связаны с гонкой ядерных и обычных вооружений, сохранением противоречий на почве нерешенных территориальных, экономических, социально-политических и других проблем, которые будут способствовать обострению существующих и возникновению новых межгосударственных конфликтов между странами АТР.
На Западе опасность для России представляет, прежде всего, расширение НАТО и укрепление мощи альянса в условиях отсутствия действенной системы коллективной безопасности на европейском континенте. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике военно-силовых действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.
Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию более совершенных вооружений и военной техники, создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.
В целом, внешние военные угрозы безопасности России сохраняют тенденцию к обострению, что в средне - и долгосрочной перспективе может привести к возникновению вооруженного конфликта с участием российской стороны.
Основными внутренними военными угрозами, для противодействия которым могут быть использованы Вооружённые Силы, являются:
попытки насильственного свержения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России, дезорганизация функционирования органов государственной власти и управления;
планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты (арсеналы, склады оружия, предприятия, производящие вооружение, военную, специальную технику и имущество, организации, учреждения и структуры, имеющие штатное оружие, с целью его захвата), объекты жизнеобеспечения и информационной структуры;
Информация о работе Военные угрозы безопасности России в современных условиях