Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:30, реферат
В настоящее время активизация интеллектуального потенциала общества, человеческого фактора является главным условием общественного прогресса. Застою в нем всегда предшествует застой в мысли. Это особенно впечатляюще можно подтвердить примерами и фактами из всей нашей новейшей истории. Они свидетельствуют о том, что догматизм, схоластика, консерватизм — главные препятствия на пути формирования культуры диалектического мышления.
Этим обусловлена актуальность выбранной темы, имеющая своей целью раскрытие сущности культуры мышления, показать роль творчества и предвидения в управленческой деятельности офицера.
Отличие абстрактного мышления от чувственного восприятия состоит в его опосредованности. Именно это и определяет способность человека мыслить о событиях минувших, настоящих (даже если они непосредственно не воздействуют на его органы чувств) и будущих. Это возможно постольку, поскольку орудием мысли являются главным образом не чувственно воспринимаемые образы, а понятия, суждения, зафиксированные в языке.
В понятиях и суждениях, выраженных словами и грамматическими предложениями, аккумулирован опыт познавательней деятельности человечества. Язык — материальная форма идеальной кристаллизации накопленных знаний. Так, в понятии «маневр» в концентрированной форме выражена мысль о составной части боя, осуществляемой в целях создания наиболее выгодных группировок и расположения своих войск, стремительного продвижения в глубину, охвата и обхода противника для последующего нанесения решительных и внезапных ударов по его флангу и тылу с разных направлений. Овладение суммой накопленных военных знаний, зафиксированных в языке, является непременным условием развития мыслительных способностей военных кадров.
Любое знание, полученное в результате мышления, является обобщенным отражением действительности и в этом смысле выражает какие-либо существенные ее признаки, свойства. Чувственное знание отражает отдельное, мысль, слово — общее.
Формирование понятия, выражаемого словом, означает выявление общих свойств, признаков, присущих определенному классу предметов. Так, в понятии «встречный бой» выделяется такой его общий признак, как стремление обеих сторон выполнить поставленные задачи посредством наступления.
Мышление как обобщенное отражение действительности имеет познавательное и практическое значение только в том случае, если в нем отражены ее главные, существенные признаки, свойства. Говоря, что бой есть форма тактических действий, мы уже делаем обобщение. Но для полноты понимания боя следует раскрыть его существенные признаки, такие, например, как решительность, высокая маневренность, напряженность и скоротечность, быстрые резкие изменения обстановки, разнообразие применяемы способов его ведения.
Способность военных кадров выделять в познаваемой действительности главное, фиксировать его в определенных понятиях, суждениях является необходимым условием правильности умозаключений как главного элемента мыслительного процесса.
Смысл и значение мышления состоят в получении нового знания. Его характер может быть самым различным от осмысленного усвоения текста учебника до научного открытия. Сложность понимания процесса мышления как. раз и состоит в уяснении того, каким образом мы получаем новые знания. Новое — значит, неизвестное. И возникает вопрос: как искать то, чего мы не знаем, а если знаем то, зачем искать? Ответ на этот вопрос можно найти с помощью механизма выявления, или, как иногда говорят, модели, мыслительного процесса.
Мышление происходит в процессе взаимодействия объективного и субъективного. Объективным является окружающая действительность, субъективным -- знание и отношение к ней мыслящего человека. Связующим звеном между действительностью и мыслью с ней служит практическая деятельность.
Мышление всегда имеет определенное, предметное содержание: человек мыслит о чем-то конкретном. В самом общем виде это - реальная действительность. Вопрос состоит в том, что заставляет человека мыслить о строго определенных элементах действительности, выявлять взаимосвязи между ними. Назначение мышления - выявить то неизвестное, которое не дано человеку в непосредственном восприятии, измерении, но которое может быть установлено путем определения соотношения, взаимосвязи между известными данными.
Логическими средствами реализации взаимодействия объективного и субъективного являются анализ, синтез обобщения и т. д. В процессе мышления происходит идеальное воссоздание и преобразование действительности как предпосылки практического воздействия на нее в желаемом направлении. Характер этого идеального преобразования, его особенности и направления определяются прежде всего спецификой отображаемой действительности, единством ее составных элементов как частей целого.
Мыслительный процесс имеет содержательную (что отражается в мышлении) и операционную (как происходит мышление) стороны. Содержательная сторона военного мышления определяется спецификой войны как социального процесса, условиями и характером подготовки к ней вооруженных сил, целями их практической деятельности мирное и военное время.
Непосредственным выражением оборонных возможностей нашего государства являются Вооруженные Силы, степень их боеготовности и боеспособности, достаточная для того, чтобы не позволить застигнуть себя врасплох. Для этого необходимо учитывать как политику, направленную на обеспечение мира и безопасности, так и характер оружия и боевой техники, способы их использования. Все это обусловливает то что и в настоящее время военное мышление представляется единство как политического, так и военно-технического содержания.
Политическая сторона военного мышления означает точный учет политики государства по вопросам войны и мира, военного строительства, подготовки личного состава Вооруженных Сил. Военно-техническое содержание военного мышления отражает огневые и тактические данные оружия и боевой техники, обусловленный ими характер военных действий.
Одна из особенностей военных действий состоит в том, что они представляют собой двусторонний процесс. Каждая из противоборствующих сторон стремится в максимальной степени дезорганизовать действия противника, нанести ему наибольшие потери, навязать свою волю и одновременно, насколько это возможно, сохранить собственные силы и средства, систему управления, провести в жизнь свой план действий.
Это означает, что в содержании военного мышления должны найти отражение не только боевые возможности своих сил, но и сил противника, так как без этого нельзя рассчитывать на эффективное использование оружия, правильное определение боевых задач, а следовательно, и на достижение успеха в бою.
Практически это обстоятельство всегда учитывалось и находило отражение в культуре военного мышления. В настоящее время возник ряд новых факторов, значительно усложнивших решение этой задачи. К ним можно отнести наличие помимо ядерного оружия принципиально новых ударно-огневых систем, в которых на базе автоматизации интегрированы средства разведки, управления и поражения, обеспечивающие обнаружение целей, высокоточное наведение на них управляемого оружия и гарантированное поражение мощными боеприпасами. Применение новых средств вооруженной борьбы придает боевым действиям еще большую, чем раньше, решительность, пространственный размах на земле и в воздухе. В новых условиях обостряется борьба за огневое превосходство, превосходство в эфире, повышается роль фактора времени.
Боевые действия могут
вестись с применением
Боевые действия неизбежно связаны с гибелью людей, постоянной опасностью для жизни. Если в других вида человеческой деятельности это исключение, то на войне -правило. Следовательно, боеспособность воинского коллектива зависит не только от его боевого мастерства, технического оснащения и материальной обеспеченности, но и в значительной степени от морального духа личного состава, его психологической готовности и способности вести бой в самой тяжелой обстановке, проявлять героизм и самоотверженность. Так было всегда. Но небывало высокий уровень развития имеющихся вооружений придал этой особенности боевых действий качественно иной характер. Это определяет, необходимость при их планировании учитывать степень в последствия психологического воздействия на личный состав применения современных средств вооруженной борьбы. Без учета этого обстоятельства военное мышление будет односторонним, потеряет свое объективное содержание.
Культура военного мышления отличается от всех других направлений мыслительной деятельности человека не только по содержанию, но и по самому характеру мыслительного процесса, определяемого спецификой боевой деятельности. Знание этой специфики является необходимой предпосылкой формирования таких особенностей психологии мышления военных кадров, которые позволяют им успешно действовать в боевой обстановке.
Стихия войны есть опасность. Обстановка, ставящая под угрозу жизнь, естественно порождает чувство страха, который оказывает существенное влияние на мыслительные способности человека. Если чувство страха полностью овладевает человеком, происходит резкое торможение всей его психической деятельности, в том числе и мыслительных процессов. Это находит проявление в двух на первый взгляд противоположных тенденциях. В одном случае человек впадает в coстояние апатии, безразличия к окружающему. В другом - его охватывает биологическое чувство самосохранения, переходящее в панику. Понятно, что командир, потерявший контроль над собой,. не способен правильно оценить обстановку, принять целесообразное решение, управлять действиями подчиненных.
Чувство страха, даже если оно и не полностью парализует сознательную деятельность человека, слабо тренированного к действиям в опасной ситуации, мешает ему объективно оценить сложившуюся ситуацию. Обычно это приводит к преувеличению опасности. Недаром народная мудрость гласит: «У страха глаза велики». С подобным влиянием страха на психику человека нельзя не считаться. Получая информацию от командира, оказавшегося в ситуации, угрожающей его жизни или жизни личного состава подразделения, следует учитывать, что опасность может быть преувеличенной.
В то же время, если человек,
оказавшийся в опасной
Надо сказать, что бесстрашие, под которым понимается способность человека подавить в себе отрицательное влияние страха, владеть собой в опасной ситуации, не является врожденным свойством человека. Оно формируется под влиянием деятельности в обстановке, когда человек, так или иначе оказывается в экстремальных условиях. Практическая деятельность офицера в мирное время не только не должна исключать экстремальные ситуации, но, наоборот, содержать элементы опасности при соблюдении, конечно известных мер предосторожности.
Довольно частой в бою является необходимость принятия самостоятельного, инициативного решения при отсутствии указаний вышестоящего начальника. В этих условиях, как ни в каких других, от командира требуется самостоятельность, твердость, решительность. Он должен сам определять наиболее рациональные способы выполнения боевых задач и брать на себя всю полноту ответственности за принятие решения.
Для правильной оценки обстановки необходимо учитывать еще одно немаловажное обстоятельство. Дело в том, что обстановка анализируется не вообще, а с точки зрения задачи, поставленной старшим начальником. Именно он определяет направление мыслительной деятельности командира в ходе оценки им обстановки.
Вполне понятно, что если получена задача на наступление, то и местность, противник, соотношение сил и т.д. будут оцениваться с точки зрения того, в какой степени каждый из вышеназванных элементов будет облегчать ее решение и соответственно затруднять оборонительные действия противника. Все это в свою очередь обязывает командира, прежде чем приступить к оценке обстановки уяснить точный смысл поставленной задачи. Это же oбстоятельство требует от начальника, ставящего задачу, четкой формулировки ее содержания, недопущения каких либо недомолвок и двусмысленных формулировок.
Рассматриваемое качество командирского мышления вырабатывается в процессе овладения военной теорией. Без специальной военно-теоретической подготовки, выработки еще в мирное время навыков теоретического мышления не возможно его формирование. Но дело не только в знании военной теории. Теоретические знания, будучи хорошим ориентирами, не всегда могут дать ответ, как надо действовать в той или иной конкретной обстановке. Между усвоением теоретических знаний и овладением искусством их практического применения немалая дистанция. Практика военного искусства требует от командира умения творчески применять знания теории в конкретных условиях обстановки, а также хороших организаторских и волевых качеств, твердых практических навыков организации боевых действий и управления войсками в ходе боя.
Одна из особенностей принятия решения в боевой обстановке состоит в необходимости осмысления большого объема информации в ограниченные сроки. Тенденция состоит в постоянном возрастании объема данных, необходимых для принятия решения, и вместе с тем в непрерывном сокращении времени на их анализ и уяснение.
Боевые действия с
применением быстродействующих, высокоточных
средств поражения большой
Большую помощь командиру, в ускорении сбора и обработки информации об обстановке в ходе боевых действий оказывает вычислительная техника. Она выполняет необходимые расчетные операции, решает формализованные задачи, оставляя человеку творческую часть мыслительной деятельности.
Информация о работе Культура мышления и управленческая деятельность военных кадров