Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 09:31, реферат
Централизованные системы водоснабжения отсутствовали. При минимальном потреблении воды не было необходимости и в системах канализации. Нечистоты сливались в ближайший овраг, канаву или просто на улицу. Источниками водоснабжения были колодцы и родники. В городские поселения вода доставлялась за плату в ведрах, бочках или цистернах. Из-за отсутствия канализации естественные источники воды загрязнялись и являлись причиной возникновения и распространения различных инфекционных заболеваний. Таким образом, неблагополучная санитарно-эпидемическая обстановка диктовала необходимость отведения сточных вод. Однако строительство канализационных сетей в Европе было предпринято лишь немногим более 100 лет назад
Введение………………………………………………………………....3
1. Развитие систем водоснабжения в России…………………..…3
1.1. История водоснобжения Петербурга………………………….3
1.2. История водоснобжения Москвы………………………….…..5
1.2.1. История канализации Москвы………………………….….7
Заключение……………………………………………………………..12
Список использованной литературы………………………………..13
РЕФЕРАТ
По « История специальности ВиВ»
По теме: «Указы правительства в 18-19 в.в.»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Развитие систем
водоснабжения в России………………….
1.2.1. История канализации Москвы…………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..13
Введение
В средние века обеспеченность водой населения Европы, России и других регионов ни в какой степени не могла сравниться с обеспеченностью водой древнего Рима. Централизованные системы водоснабжения отсутствовали. При минимальном потреблении воды не было необходимости и в системах канализации. Нечистоты сливались в ближайший овраг, канаву или просто на улицу. Источниками водоснабжения были колодцы и родники. В городские поселения вода доставлялась за плату в ведрах, бочках или цистернах. Из-за отсутствия канализации естественные источники воды загрязнялись и являлись причиной возникновения и распространения различных инфекционных заболеваний. Таким образом, неблагополучная санитарно-эпидемическая обстановка диктовала необходимость отведения сточных вод. Однако строительство канализационных сетей в Европе было предпринято лишь немногим более 100 лет назад. Системы канализации были сооружены сначала в Лондоне, затем в Париже и Берлине. Строительство канализационных сооружений сразу же сказалось на санитарно-гигиеническом состоянии источников водоснабжения.
В связи с загрязненностью
близлежащих источников водоснабжения
местное население часто
1. Развитие систем водоснабжения в России.
1.1. История водоснобжения Петербурга.
Самым первым «водопроводом» были колодцы. Позже появились водовозы - люди, возившие воду за деньги. Водовозы были призваны доставлять воду туда, где колодцев и прочих водоёмов со сравнительно чистой водой не было. Такими местами обычно были города. Ещё одной причиной появления водовозов было то, что в городах, в частности в Петербурге, в основном селились люди, которые могли позволить себе услуги водовозов.
Большая заслуга в развитии водопровода в России принадлежит Петру I. С начала ХVIII века строятся и далее успешно функционируют водопроводы в царских резиденциях Санкт-Петербурга.
В 1718 г. по приказу Петра I был сооружен водопроводный капал для Летнего сада в Петербурге. В 1721 г. сооружаются знаменитые Петергофские фонтаны, которые по своим масштабам и совершенству водопроводной техники превосходят даже столь прославленные Версальские фонтаны.
При Петре I начато также сооружение родникового водопровода в Царском Селе (ныне г. Пушкин), законченного в 1749 г. Для того же Царского Села был построен крупный для того времени (длиной более 15 км) речной водопровод из р. Таицы.
В начале XIX столетия в Петербурге стали появляться так называемые водокачки – каменные или деревянные будки, в которых были установлены ручные или паровые насосы. Как правило, их строили по берегам рек в тех местах, где не было удобных спусков к воде. В 1827 году два подобных сооружения были возведены на левом берегу Невы, у Исаакиевского и Воскресенского мостов (оба были понтонными).
Самыми первыми в городе объектами, получившими водопроводную воду, были фонтаны Летнего сада: по Лиговскому каналу вода доставлялась из Дудергофского озера в бассейн, который располагался в районе нынешней улицы Некрасова (которая, кстати, долгое время называлась Бассейной), а затем по трубам двигалась в сторону сада, пересекая по пути Фонтанку.
Собственные водопроводы уже в XVIII веке имели Меншиковский и Мраморный дворцы, но специально для бытовых нужд впервые направил воду по трубам граф Эссен-Стенбок-Фермор в 1846 году начавший строительство системы, которая должна была обеспечивать водой в Московской и Литейной частях. От «водокачальной машины», установленной в здании, построенном у Воскресенского моста специально для водопровода, трубы шли до Знаменской площади, Сергиевской и Итальянской улиц. Если бы это предприятие оказалось рентабельным, возможно, дальнейшая судьба петербургского водоснабжения была бы иной. Однако первый коммерческий водопровод разорился, и новых попыток его устроитель больше не предпринимал.
1.2. История водоснобжения Москвы.
В 1767 году Екатерина II созвала в Москве Комиссию об Уложении для разработки нового законодательства страны. В Комиссию входили выборные от всех сословий всех областей России, привезшие накалы своих избирателей для внесения тех или иных вопросов в законодательство. В наказе москвичей, в числе прочего, затрагивалась проблема водоснабжения столицы. Жители терпят великую нужду, говорилось в нем, «в необходимой к пропитанию человеческому чистой воде» и поэтому просят найти «в удобных местах хорошую воду», а также «накрепко запретить и неослабно наблюдать, чтоб в Москву-реку и в прочие сквозь город текущие воды никто никакого сору и хламу не бросал и на лед нечистот не вывозил». Кроме того, они просили запретить устройство на московских реках кожевенных и других заводов, «нечистоту воды делающих», и предлагали «увеличить идущие сквозь город реки приведением воды из ближних мест». Эпидемия чумы в Москве в 1771 году особенно остро поставила вопрос об устройстве водопровода или, как тогда называли, «водоведения». 28 июля 1779 года Екатерина II поручила «генерал-поручику Бауеру произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы». В том же году военный инженер Ф.Б. Бауер провел необходимые изыскания и представил проект Мытищинского самотечного водопровода, в следующем году началось строительство. Мытищинский водопровод представлял собой грандиозное по тому времени сооружение, достроен и пущен он был только в 1804 году.
Мытищинский водопровод строился 25 лет
и был устроен таким образом,
что вода из ключей возле села Большие
Мытищи поступала в кирпичные
бассейны, из них – в самотечную
подземную галерею-водовод
Ростокинский акведук был построен по велению Екатерины Второй, для того чтобы хоть как-то оградить население старой столицы от инфекционных заболеваний, и в первую очередь – чумы. По легенде, идея снабдить первопрестольную питьевой водой пришла в царственную голову не на пустом месте. Якобы во время очередного богомолья в Троице-Сергиевой лавре государыня захотела испить ключевой воды аккурат в Мытищах. Вода ей так понравилась, что она и решила «подарить» ее москвичам. Вторая версия более приземленная: уж слишком много жизней унес мор 1771 года.
Ростокинский акведук
Но, так или иначе, 28 июля 1779 года генерал-поручик В.Ф.Бауэр получает указ: «Произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы». Проект военный инженер Бауэр составил в тот же год. Но водовод оказался объектом настолько масштабным, строили его так долго, что за это время успел умереть не только генерал-поручик Бауэр, но и закончился блистательный "век Екатерины", пролетело короткое царствование ее сына Павла Петровича, а на престоле утвердился император Александр Павлович, по прозвищу Благословенный. К чести всех правителей России, они не только подтверждали очередным указом необходимость окончания строительства Московского водопровода, но и давали на это деньги. В 1797 году Павел I (хотя и не любил маменькиных начинаний) отпустил "на водопровод" 400 тыс. рублей, а в 1802-1803 годах Александр I добавил на "окончание работ" еще 200 тыс.
Заканчивал строительство
Но, так или иначе, а дело Екатерина Великая учинила действительно благое. Москвичи, бравшие воду не столько из колодцев, сколько из рек и речушек, постоянно подвергались риску. Будущий водовод брал начало, во-первых, далеко за городской чертой и, во-вторых, вдали от нижнего течения городских рек.
Первое время вода текла по каналу акведука самотеком, под открытым небом. Но прошло всего несколько лет, и знаменитая мытищинская вода перестала быть чистой, холодной и вкусной: уже в 1814 году воду из фонтанов можно было употреблять разве что «по крайней нужде». Поэтому первая очередь реконструкции водовода была завершена уже в 1850-х годах: кирпичные трубы водоводов заменили чугунными, а в 1890-х в селе Алексеевском была установлена насосная станция с двумя паровыми машинами, которые качали воду в напорные емкости Сухаревой башни. И уже оттуда вода поступала в фонтаны на Сухаревой, Театральной, Лубянской, Воскресенской и Варварской площадях. А в 50–90-е годы позапрошлого века в русле акведука была проложена сначала одна, а затем и вторая чугунная труба: таким образом, воду окончательно избавили от внешних влияний.
1.2.1. История канализации Москвы.
Москва росла, и москвичей все прибывало. Нечистоты выливались прямо на улицы, они просачивались в почву и загрязняли воду питьевых колодцев, издавали зловоние, способствовали распространению болезней. Вода в прудах становилась все грязнее и грязнее, да и колодезная заметно ухудшилась. В городе по-прежнему не было канализации: нечистоты вывозили золотари, но многие жители тайно сливали отходы в «поганые» пруды и речки. Такими, Погаными, до очистки в 1703 году были Чистые пруды. В то время на всю Москву осталось лишь три колодца с годной для питья водой — Андроньевский, Трехгорный и Преображенский. За драгоценную влагу приходилось выкладывать немалые деньги, да еще оплачивать услуги водовозов и водоносов.
Во времена Петра Великого появился Указ "О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки". Он обязывал жителей города "весь мусор, навоз и мертвечину возить за Земляной город, от слобод в дальние места, засыпать землею". Ослушников же надлежало приводить в приказ Земских дел и "за первый привод бить батоги, за другой бить батоги ж да пени имать по пять рублей, за третий привод бить кнутом да пени имать по десять рублей".
Во второй половине XVIII века санитарные условия в городе с многотысячным населением стали уже просто опасными. Москву поражали частые вспышки дизентерии, холеры и других инфекционных заболеваний. В 1771 году в день умирало по 700—800 человек. Эпидемия чумы унесла жизнь четверти населения города! Страшное бедствие заставило жителей города обратиться к Екатерине II с просьбой «найти в удобных местах хорошую воду» и провести ее в город. К чести императрицы, она признала необходимость водопровода в Москве, несмотря на то, что столичный Санкт-Петербург еще обходился без таких удобств.
Екатерина II своим указом повелела "накрепко запретить и неослабно того наблюдать, чтобы в Москву-реку и протчие через город текущие воды никто никакого сору и хламу не бросал и на лед нечистот не вывозил".
Тем не менее, загрязнение рек, ручьев и прудов продолжалось, берега водоемов заваливались мусором и отбросами. Речка Неглинная уже в 1787 году была настолько загрязнена стекавшими с улиц нечистотами, что вода ее считалась непригодной для употребления.
Для борьбы со всем этим безобразием была организована ассенизационная система, ничего общего не имевшая с современной канализационной и знакомая сегодня лишь деревенским жителям. Нечистоты и хозяйственные отбросы собирали в "выгребах" и "помойницах". Затем, через определенные промежутки времени отбросы вывозили особым транспортом - так называемыми ассенизационными обозами.
Состоял такой обоз из нехитрых телег с кадками или бочками с высокими черпаками. С полуночи, когда улицы становились свободными, и до раннего утра этот нехитрый транспорт вывозил нечистоты из города, нередко расплескивая из открытых бочек "благоуханное" содержимое. В тишине спящего города раздавался невообразимый грохот - это проезжали по булыжным мостовым золотари на телегах, обода колес у которых были железными (позже телеги стали делать на резиновом ходу). Жители роптали, и Городской Думе приходилось "устраивать" схему движения ассенизационных обозов так, чтобы их маршрут не проходил по одним и тем же улицам дольше полутора-двух месяцев.
Начало отводу сточных вод было положено еще Фридрихом Бауэром при устройстве Мытищинского водопровода. В "Проекте о проведении воды в столичный город Москву" (1780 г.) генерал Бауэр пишет: "Предлагаю я проект мой не только о проведении в сей город довольного количества чистой воды, но и о способе к истреблению из оного всяких нечистот, к чему подает средства самая речка Неглинная".
По его проекту река Неглинка между Самотечной и Трубной площадями заключена в закрытый канал. Размеры его внушительны: ширина - 2,4 м, высота - 2,1 м. Но так как "могущая собраться в него из града всякая нечистота найдет себе в открытом канале сток", то Бауэр устраивает при Самотечном пруде еще и специальный промывной резервуар.
Во избежание загрязнения самой Москвы-реки нечистотами большого канала, он выдвигает остроумное решение. При впадении канала в реку строится "резервуар-отстойник". А для его опорожнения - подземный выпуск. Бауэр позаботился и об удалении осадка: "Охотникам до садов позволится брать оную для утучнения земель своих; а буде не захотят ею пользоваться, то станет она употребляться для засыпки понемного большого буерака".
Однако эта система не решала всех проблем. Количество жителей и, соответственно отходов их жизнедеятельности постепенно росло, и Неглинка перестала справляться со своей ролью. Русский писатель В.А. Гиляровский обследовал реку в конце XIX века. По его словам, "кроме "законных" сточных труб, проведенных с улиц для дождевых и хозяйственных вод, большинство богатых домовладельцев провело в Неглинку тайные подземные стоки для спуска нечистот, вместо того, чтобы вывозить их в бочках, как это было повсеместно в Москве". Очистная система не справлялась с потоком нечистот и все отходы попадали в Москву-реку.
1782 год ознаменовался
указом Императрицы Екатерины
II о создании Гидравлического
корпуса в связи с «умножением в государстве
нашем различных водных работ». О его значении говорит тот факт, что
в штате корпуса предусматривалось «восемь гидравликов первой
степени и восемь водяных строителей,
или гидравликов второй степени».
Предполагалось, что в корпусе будут работать
в основном офицеры инженерных профилей
из Инженерного, Кадетского и Артиллерийского
корпусов Генштаба. Закладывалось будущее
Российского водного хозяйства, ибо им
предписывалось "...теми работами управлять
и механику, гидравлику, гидротехнику
изучать". В 1797 году Управляющим
всеми водными путями России назначен
новгородский губернатор Я.Е. Сиверс. А
в феврале 1798 года по проекту, подготовленному
Я.E. Сиверсом, был создан Департамент водяных
коммуникаций, имевший такие права, как
и Коллегии Сената. При дальнейших преобразованиях
совершенствовалась система управления,
которая должна была решать все задачи,
связанные с охраной и эксплуатацией водных
ресурсов и водного хозяйства и одновременно
работать на перспективу. Обязательным
условием при реорганизациях оставался
приоритет инженерных кадров в управлении
и составлении проектов.