Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:04, доклад
XVIII век в России характеризовался усилением власти дворян-крепостников, эксплуатацией крепостных крестьян и развитием торгового капитала. Страна вступила на путь интенсивного экономического и культурного развития. Большую роль в этом сыграли правительственные реформы Петра I (1682-1725) в области промышленности, сельского хозяйства, военного дела, торговли, науки и культуры.
Федеральное Государственное Образование
Учреждение
Высшего Профессионального
Московская
Государственная Академия Ветеринарной
медицины и Биотехнологий им К. И.
Скрябина
Выполнила студентка 1 курса 12 группы ФВМ
Проверила:
Москва 2004 г.
XVIII век в России характеризовался усилением власти дворян-крепостников, эксплуатацией крепостных крестьян и развитием торгового капитала. Страна вступила на путь интенсивного экономического и культурного развития. Большую роль в этом сыграли правительственные реформы Петра I (1682-1725) в области промышленности, сельского хозяйства, военного дела, торговли, науки и культуры.
В ходе реформы Петра I наибольшие сдвиги произошли в области промышленности. Количество мануфактур увеличилось с 30 до 200. Быстрыми темпами развивалась металлургия, текстильная промышленность, возникли судостроительные, шелкопряденное, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги. Изменения в сельском хозяйстве были незначительны. Продолжалось освоение земель на юге страны, в Поволжье и Сибири. Расширялись посевы технических культур (льна, конопли, табака, винограда). Разводились более продуктивные породы скота. Коневодство давала лошадей для русской кавалерии.
В условиях XVIII в. петровские преобразования носили прогрессивный характер. Петр создал дворянскую империю, которая просуществовала до 1917г. Широкое развитие получила промышленность по переработке продуктов и сырья животного происхождения (мясная, салотопенная, кожевенная, шерстеперерабатывающая и др.).
В XVIII в. с развитием промышленности и торговли в России было создано 8 губерний; в 1711г. учрежден Правительствующий сенат, а в 1712г. организуются различные коллегии: военная, адмиралтейская, коммерческая, иностранная и др.
В 1705г. по указу Петра I Конюшенный приказ был преобразован в Главную дворцовую конюшенную канцелярию, Аптекарский приказ – в Аптекарскую канцелярию (1707-1724гг.), затем в Медицинскую канцелярию (1725-1762гг.), а еще позднее – в Медицинскую коллегию Правительствующего сената (с 1763г.). В 1722г. в С.-Петербурге был построен специальный завод для производства медицинских инструментов (ныне завод «Красногвардеец»). На этом заводе изготовляли и некоторые инструменты для коновалов, а позднее для ветеринарных лекарей.
Петр I уделял большое внимание развитию ветеринарии, называя ее «доброй коновальной наукой», а также кузнечному делу, и в частности «ковочному искусству» (ковке лошадей).
В целях улучшения ветеринарного и санитарного дела на государственных конных заводах и в животноводческих хозяйствах царского двора привлекали коновалов, кузнецов, а также животноводов из различных губерний России, приглашали из-за границы иностранных коновалов и кузнецов.
Утверждение некоторых современных авторов о том, что еще в 1733г. в с. Хорошево при Хорошевском конном заводе под Москвой якобы была открыта школа-пансионат по подготовке ветеринарных кадров, ошибочно. Согласно историческим исследованиям С.И. Волкова, опубликованным под названием «Хорошевская конюшенная школа в 30-40-х годах XVIIIb.» (1951г.), здесь была организована не ветеринарная, а общеобразовательная конюшенная школа и открыта была не в 1733г., а 12 июня 1735г. В этой школе в течение пяти лет юноши изучали общеобразовательные предметы: чтение и письмо по русскому языку, арифметику и другие, а после того как они «достаточно обучатся», их отдавали вольным мастерам государственных конных заводов для подготовки по различным мастерам государственных конных заводов для подготовки по различным специальностям: кузнечной, слесарной, кожевенной и др. Для обучения «коновальной » (ветеринарной) науке из окончивших Хорошевскую конюшенную школу отбирали лучших учеников, «кои в науке понятнее». Дальнейшую подготовку они проходили в школе Спасского духовного монастыря в Москве, где изучали латинский язык и лечебные травы. По окончании их распределяли по конным заводам, где под руководством конских мастеров – коновалов в течение трех лет они осваивали теоретические и практические основы ветеринарии и ковочного дела.
После такого длительного обучения ученики конных заводов подвергались экзаменации, которую проводила специальная экзаменационная комиссии, назначаемая Главной дворцовой конюшенной канцелярией. В зависимости от результатов экзамена учеников аттестовали как «коновал-мастер» или «коновальный подмастерье».
По данным Н.Я. Новомбергского (1910г.), в 40-х годах XVIII в. в России было 68 русских конских мастеров (коновалов), в 1758г. – 20 казенных конных заводов, на 17 из них работали русские коновалы – мастера и подмастерья и лишь на трех – иностранные коновалы (иноземцы).
Во второй половине XVIII в. происходили дворцовые перевороты. За 37 лет после смерти Петра I до воцарения Екатерины II трон занимали шесть монархов, получивших престол в результате сложных дворцовых интриг или переворотов. Два из них – Иван Антонович и Петр III – были свергнуты силой и убиты.
Вторая половина XVIII в ознаменовалась правлением Екатерины II. В этот период территория России значительно расширилась за счет присоединения Северного Причерноморья, Приазовья, Крыма, Правобережной Украины, земель между Днестром и Бугом, Белоруссии, Курляндии и Литвы. Население страны в середине XVIII в. составляло 18 млн. человек, к концу века – 36 млн. человек. 54% крестьян были частновладельческими и принадлежали помещикам, 40% крестьян – государственными и принадлежали казне и остальные 6% принадлежали дворцовому ведомству. В городах проживало 10% населения страны.
Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Крепостное право утверждалось на новых землях. Екатерина II своими указами привлекала иностранных колонистов в Россию. Сложились крупные поселения немцев саратовском Черноземье, греков, армян в Ново России. По всей стране расширялась связь помещичьих и крестьянских хозяйство с рынком. Появилась возможность экспорта зерна России за границу. Стремясь добиться увеличения производства зерна на продажу, помещики в брошенных хозяйствах стали переводить крестьян на месячину. У крепостного крестьянина отбирали надел, и он должен был на скудное месячное довольствие работать на помещика. В пять раз возрос размер денежного оброка. Отдельные помещики вводили многопольный севооборот, разводили новые культуры: подсолнечник, табак, картофель. При Екатерине II были приняты законодательные акты по дальнейшему усилению крепостного права. Крепостной мало отличался от раба. Его могли сослать в Сибирь, продать, проиграть в карты, безвинно наказывать. Это послужило причиной крестьянской войны под предводительством И. Пугачева (1733-1775гг.).
Профессор В.О. Витт (1955г.), историк отечественного коневодства писал в книге, что на Хреновском конном заводе со дня его основания (1778г.) около 50 лет работал старшим ветеринарным врачом И.П. Корчагин – крепостной крестьянин графа А.Г. Орлова. Ветеринарное образование И.П. Корчагин получил за границей.
Для постановки диагноза и установления причин гибели животных коновал, кроме общего клинического осмотра, применял «анатомирование» (патологоанатомическое вскрытие) трупов животных и выкидышей. Так, в 1744г. одна из кобыл Хорошевского конного завода «выкинула мертвого жеребчика», при патологоанатомическом вскрытии было установлено, что в «оном жеребенке внутри легкое все сгнило».
В случае обнаружения «прилипчивых» (заразных) и незаразных болезней лошадей изолировали в специальные помещения – «лековые конюшни», где лечили средствами народной ветеринарии растительного, животного и химического происхождения. Для лечения больных животных в XVIII в. в отечественной ветеринарии, как и в медицине, широко применяли иностранный способ – «спуск дурной крови» (кровопускание). Этот метод лечения не всегда себя оправдывал и нередко приводил к гибели больного животного.
Штатами Главной дворцовой конюшенной канцелярии от 16 марта 1733г. была предусмотрена и открыта «конская аптека». При ней полагалось иметь двух коновалов и шесть учеников при них. На приобретение лекарство и на расходы по аптеке отпускалось 2 мыс. Руб. в год. 10 февраля 1737г. правительственным указом было поведено выстроить во всех казенных конных заводах для «хворых» лошадей «лековые конюшни» (конские лазареты): на каждые 100 здоровых лошадей по 10 отделов (стойл) для больных. Полы в них вместо деревянный было предписано делать из глины с песком, а строение покрыть соломой. Лечебные конюшни обычно строили из расчета: на один крупный конский завод три «лековые конюшни». Ставили их вдали от конюшен здоровых лошадей и ниже водопойных место во избежание заражения их стоком нечистот.
В России в XVIII в. широко проводилась кастрация быков. Волы как тягловая сила были необходимы в сельском хозяйстве и для русской армии.
Изучение литературы по истории ветеринарии в России второй половины XVIII в. показывает, что в этот период в государственных конных заводах уделялось особое внимание ветеринарно-санитарным требованиям к животноводческим помещениям, изоляции больных лошадей от здоровых и карантину.
В
1794г. доктор медицины Петербургского медико-хирургического
училища Ф.У. Уден (1754-1823г.г.) опубликовал
статью «О пользе учреждения в России
скотоврачебных училищ». В ней указано
на необходимость обеспечения русской
армии (артиллерии, кавалерии), а также
гражданских ведомств «скотскими врачами
и коновалами». В этой же статье Ф.У. Уден
предложил проект структуры такого скотоврачебного
училища и его основных зада. К сожалению,
эта рекомендация ученого об организации
ветеринарных училищ и подготовке ветеринарных
лекарей в России правительством не была
поддержала. В ряде стран Европы (Франции,
Голландии, Норвегии и др.) таких заведений
уже было 18.
Мероприятия по борьбе с эпизоотиями. До начала XVIII в. ученые-медики, любители-коневоды и коновалы разных стран мира преимущественно занимались иппологией – изучением анатомии, физиологии лошади, а также иппиатрией – изучением ее болезней и лечением. На болезни сельскохозяйственных животных других видов мало обращали внимания. Огромный падеж крупного и мелкого рогатого скота, а также свиней от различных эпизоотических болезней, в частности крупного рогатого скота от чумы, повального воспаления легких, сибирской язвы, овец от оспы, происходивший в целом ряде стран Европы и Азии, в том числе и в России, причинял ощутимый экономический ущерб.
Большая смертность среди людей наблюдалась от инфекционных болезней, общих для животных и человека, зооантропонозов (сибирская язва, бешенство и др.). Так, в 1797-1798гг. в ряде стран Европы и Азии в том числе и в России, от сибирской язвы погибло несметное количество сельскохозяйственных животных, а также людей, став жертвой сей болезни.
Широкое распространение инфекционных болезней среди сельскохозяйственных животных явилось основной побудительной причиной обстоятельного изучения «скотских падежей» (эпизоотических болезней) разработки рациональных мероприятий по профилактике, лечению и борьбе с ними. В эту важную работу включились ученые-биологи, медицинские лекари и ветеринары. Борьба с эпизоотиями была решающим толчком для организации ветеринарных школ и училищ в странах Европы и подготовки ветеринарных кадров.
В Русском государстве в XVIII в. все мероприятия по профилактике и борьбе с заразными болезнями домашних животных проводились в начале Аптекарской канцелярией, а позднее Медицинской коллегией. Общее руководство и надзор за этими медицинскими организациями с 1711г. осуществлял Правительствующий сенат. Он издавал соответствующие указы и распоряжения. В губерниях страны с 1737г. борьба с эпизоотическими болезнями находилась в ведении городских медицинских лекарей, а с 1797г. – губернских врачебных управ.
Охрана здоровья лошадей от заразных и незаразных болезней и их лечение проводились под руководством Главной дворцовой конюшенной канцелярии, а на местах в государственных конных заводах – управляющих и коновалов-мастеров.
Архивные материалы («Сенатский архив…1732-1797гг.», «Архив Государственного Совета, 1768-1825гг.» и др.) показывают, что в России эпизоотии чумы крупного рогатого скота, сибирской язвы, бешенства, ящура, оспы овец и других заразных болезней имели широкое распространение. В стране только за период 1744-1746гг. официально зарегистрировано свыше 80 крупных вспышек эпизоотии различных инфекционных болезней.
Большой отход лошадей и волов от острых инфекционных болезней наблюдался в русской армии. Так, по данным медицинского лекаря Г.М. Орреуса (1784г.), во время русско-турецкой войны (1768-1774гг.) только «в 1769г. на юге Малороссии (Украины) от чумы пало около 12 тыс. волов, закупленных для армии, используемых в обозе и на продовольствие».
К числу первых исторических документов в области профилактики и борьбы против чумы крупного рогатого скота относится указ Правительствующего сената от 28 июля 1730г. «О мерах предосторожности от скотского падежа». В нем предлагалось в неблагополучном населенном пункте проводить следующие мероприятия: накладывать на такой пункт карантин, объявлять об этом сельским жителям, выставлять караульные посты на дорогах, ведущих в этот неблагополучный пункт, немедленно зарывать трупы павших животных с кожей в землю, изолировать и лечить больных животных, проводить дезинфекцию помещений и др., указом запрещается въезд на лошадях и волах в неблагополучные по эпизоотии пункты, а также выезд из них, торговля, прогон скота и пр.