Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 15:35, курсовая работа
Фасциолезы — заболевания овец, коз, крупного рога¬того скота, свиней, лошадей, лосей, зубров, косуль и дру¬гих животных. В нашей стране они вызываются двумя видами трематод-сосальщиков — фасциолой обыкновенной и ги¬гантской. Особенно тяжело переболевают в молодом воз¬расте овцы, козы и крупный рогатый скот. Фасциолез мо¬жет встречаться и у человека.
Это заболевание было давно известно под различными народными названиями, например, «печеночные клопы» и т. д. И. Д. Зеленский в 1894 г. сообщал, что из всех болезней овец в Полесье фасциолез является наиболее опустошительной.
КУРСОВАЯ РАБОТА
“Диагностика и меры борьбы с фасциолезом крупного рогатого скота в хозяйстве”
Выполнил студент 2401-2
группы Матюхина Е.В.
Проверил
Евдокимов П.И.
Улан-Удэ 2009
План
Введение
1. Определение болезни
2. Анатомо-морфологические особенности фасциол
3. Биологический цикл развития фасциол
4. Эпизоотологический фасциолез
5. Течение и симптомы фасциолеза
6. Патогенез
7. Патологоанатомические изменения
8. Диагноз
9. Лечение и профилактика
Заключение
Список литературы
Введение
Фасциолез – трематодозное заболевание крупного рогатого скота и овец. На влажных, заболоченных пастбищах, где обитают пресноводные моллюски – промежуточные хозяева фасциол, возникает фасциолез. Широкому распространению инвазии способствует комплекс благоприятных природно-климатических факторов: оптимальный температурно-влажностный режим, особенно в равнинной зоне, где продолжительность теплого периода года с апреля по ноябрь, большое число рек, озер, крупных внутренних водоемов и прудов (Горохов, 1993).
В равнинных зонах регионов широкое распространение имеют два вида промежуточных хозяев – это малый прудовик (Limnea truncatula) – промежуточный хозяин обыкновенной фасциолы (Fasciola hepatica) и ушковидный прудовик (Limnea auricularia) – облигатный промежуточный хозяин гигантской фасциолы (Fasciola gigantica). Животные пораженные гельминтами, своими выделениями каловых масс заражают пастбища, территории скотных дворов и мест водопоя, представляющих большую опасность, особенно для молодняка – телят и ягнят. Яйца и личинки гельминтов устойчивы к воздействию внешних факторов и могут длительное время сохраняться в природных условиях, не теряя своей жизнеспособности. Так, например, на влажных пастбищах они могут сохраняться в течение нескольких месяцев, что способствует широкому распространению инвазии.
Фасциолез оказывает огромный экономический ущерб животноводству приносимый в результате паразитирования фасциол в организме животного. Удои у больных фасциолезом коров снижаются на 20-40%, а иногда и более 50%, в зависимости от интенсивности инвазии и других причин. Даже если поражено фасциолезом лишь 10% коров и их удой снижается минимум на 20%, то ущерб ежегодно в России составляет около 1 млн. тонн молока. Органолептическими и биохимическими исследованиями установлено, что мясо фасциолезных животных более низкого качества (Сафиуллин, 1997). Настриг шерсти от фасциолезных овец на 10-30% меньше чем от здоровых, причем шерсть низкого качества, ломкая (Гаджиев и др., 1992). Карелин С.Д. (1989) установил в одном из опытов, что суточный привес у здоровых телят иногда был на 100 г больше, чем у больных. В течение 3 мес. разница в привесе составила в среднем 6,31 кг на одно животное.
Фасциолы часто являются причиной распространения в хозяйствах инфекционных заболеваний, в этом заключается их инокуляторное воздействие на организм животного. Через травмированные участки слизистой оболочки органов легко проникают различные бактерии, в том числе и болезнетворные, вызывающие инфекционные заболевания. Мигрирующие личинки могут занести в кровеносную систему печени различные микроорганизмы.
1. Определение болезни
Фасциолез – трематодозное заболевание крупного рогатого скота, овец, коз, буйволов, лошадей, свиней, верблюдов, а также человек (Аганин и др., 1996).
Чаще всего при данном заболевании поражается печень, желчные ходы и желчный пузырь. Протекает болезнь обычно хронически, проявляется поносом, сменяющимся запором, истощением, желтухой, анемией, сухостью и выпадением шерсти, отеками в области живота и подчелюстного пространства у овец, снижением удоев у коров.
При фасциолезе наблюдается гибель животных, особенно в дождливые годы. Значительные затраты хозяйства несут по организации и проведению специальных противофасциолезных мероприятий (Демидов, 1998).
Возбудителями фасциолеза на территории России являются сосальщики: Fasciola hepatica, Fasciola gigantica.
2. Анатомо-морфологические особенности фасциол
Фасциола обыкновенная (Fasciola hepatica) 20-30 мм длины и 8-12 мм ширины. На кутикуле передней части тела с дорсальной и вентральной сторон имеются шипики. Кутикула хвостового конца паразита гладкая. Передняя часть тела вытянута в виде хоботка, где наблюдаются две сближенные одна с другой присоски, начальный участок кишечных стволов с боковыми ответвлениями. Половая бурса и половые отверстия расположены медиально впереди от брюшной присоски, но позади развилки кишечника. Диаметр ротовой присоски 1 мм, брюшной 1,5-1,6 мм. Боковые части паразита до заднего конца тела заполнены густыми гроздьями желточников. В задней четверти тела правые и левые гроздья разделены между собой светлой полоской, соответствующей расположению экскреторного канала. На границе передней и средней трети тела желчные протоки имеют поперечное направление и формируют на срединной линии тела небольшое расширение – желточный резервуар, принимающий все выделения желточных фолликулов, затем продви
1. Введение.
2. Биология фасциолы.
3. Эпизоотология.
4. Профилактика и меры борьбы с фасциолёзом.
5. Список используемой литературы.
Гексахлорофен назначают внутрь в дозе 25 мг/кг.
Филиксан дают через рот в дозе 0,4 г/кг. Можно назначать путем вольного скармливания препарата в смеси с концкормами.
Дифтортетрахлорэтан (фреон-112) вводят внутрь или в рубец шприцем в дозе 0,4 мл/кг живого веса.
Гексахлорпараксилол применяют индивидуально или методом вольного скармливания с концентрированными кормами в дозе 0,4 г/кг двукратно.
Битионол в дозе 0,2 г/кг применяется однократно путем вольного скармливания с концкормами (150—200 г корма на животное) с предварительной выдержкой животных на 12—15-часовой голодной диете.
Перечисленные препараты и методы лечения овец дают положительный эффект только при хронической форме заболевания, при острой форме они оказывают весьма слабое лечебное действие.
При остром фасциолезе овец, вызываемом молодыми гельминтами, рекомендуется проводить дву- и трехкратные дегельминтизации с промежутком в 1 день, применяя комбинированно половинные дозы гексахлорэтана и четыреххлористого углерода. Можно также проводить двукратную дегельминтизацию овец одним четыреххлористым углеродом по 2 мл (дробно, по 1 мл в день) с промежутком в 6—7 дней. Хорошие результаты при лечении фасциолеза овец получены при одновременной даче через рот 3 г гексахлорэтана, 2 г четыреххлористого углерода и 2 мл бензола на взрослую овцу.
Для лечения (дегельминтизации) крупного рогатого скота при фасциолезе в настоящее время применяют четыреххлористый углерод и гексахлорпараксилол.
Четыреххлористый углерод вводят в мышцы крупа в дозе 4 мл на 100 кг живого веса в виде 50%-ного раствора в вазелиновом масле.
Гексахлорпараксилол крупному рогатому скоту скармливают с концентрированными кормами индивидуально в следующих дозах: животным до 3 лет — 0,5 г/кг однократно, старше 3 лет — 0,5 г/кг двукратно с интервалом 10 дней. Не подлежат дегельминтизации коровы за 2 недели до отела и в течение 2 недель после него, а также истощенные и тяжелобольные животные. Во избежание осложнений за 2 суток до и после дегельминтизации из рациона исключают легко сбраживающиеся корма (свекла, барда, силос, жом и др.).
Свиней при фасциолезе лечат гексахлорэтаном в дозе 0,2 г/кг веса. Препарат дают с небольшим количеством корма натощак.
Успех лечения во многом зависит от состояния животного, кормления и содержания. Поэтому больных животных надо обязательно перевести на стойловое содержание и обеспечить достаточным количеством разнообразных доброкачественных и легкопереваримых кормов.
В настоящее время дегельминтизация рассматривается не только как мера терапии, но и как мощный фактор профилактики фасциолеза.
Относительно сроков профилактической дегельминтизации в литературе нет единого мнения. Основываясь на собственных опытах оздоровления животных от фасциолеза, авторы предлагают разные сроки дегельминтизации.
Л. Н. Клековкин (1957), обобщая опыт борьбы с фасциолезом овец в Могилевской области, сообщает, что путем проведения дегельминтизаций овец в октябре, а затем в январе—феврале и смены выпасов через каждые 1,5—2 месяца в течение пастбищного сезона достигнуто резкое снижение заболеваемости и падежа овец от фасциолеза.
Н. В. Демидов (1958, 1959), исходя из общих эпизоотологических закономерностей, связанных с биологией возбудителей фасциолеза, рекомендует дегельминтизировать жвачных весной перед выпуском на пастбище, а затем в декабре — январе.
Ю. Г. Егоров (1961), изучая динамику зараженности жвачных фасциолами в БССР путем вскрытия и осмотра печеней, считает, что предусмотренные инструкцией и рекомендованные отдельными авторами сроки профилактической дегельминтизации неприемлемы в условиях Белоруссии. Он предлагает дегельминтизировать овец в ноябре — декабре, крупный рогатый скот — в декабре.
Повторно дегельминтизацию следует проводить не ранее 3—4 недель после первой обработки.
Учитывая продолжительность эмбриогонии и партеногонии фасциолы обыкновенной в природно-климатических условиях Белоруссии и средние сроки развития фасциол в дефинитивном хозяине, мы считаем, что наиболее приемлемыми сроками профилактической дегельминтизации животных являются ноябрь—декабрь, а при показаниях и необходимости — февраль, март и апрель.
Разумеется, только профилактическими дегельминтизациями невозможно полностью ликвидировать фасциолез в связи с тем, что дегельминтизации проводятся не поголовные, да и применяемые антигельминтики уничтожают только 60—80% взрослых фасциол, не оказывая влияния на молодых, находящихся в период обработок в стадии миграции в паренхиме печени или других органах. Поэтому часть животных после дегельминтизации остаются инвазированными и выделяют с фекалиями яйца фасциол. При наличии, на пастбищах промежуточных хозяев создаются фасциологенные очаги, в которых и происходит новое заражение молодняка и взрослых животных. Таким образом, дегельминтизациями можно лишь частично предотвратить клиническое проявление болезни и падеж животных, однако полной ликвидации фасциолеза добиться невозможно.
Некоторые авторы большое внимание в комплексе противофасциолезных мероприятий уделяют смене пастбищ.
К настоящему времени в литературе опубликовано значительное количество материалов, свидетельствующих об эффективности смены выпасов в комбинации с регулярными дегельминтизациями в борьбе с фасциолезом домашних животных.
Смена пастбищ как девастационный метод основана на использовании особенностей эмбриогонии и партеногонии фасциолы и эпизоотологии фасциолеза в местных природных условиях.
Если считать, что средний срок для развития адолескариев составляет 85—90 суток, то при выходе животных на пастбище в мае самое раннее интенсивное заражение произойдет в конце июля и будет продолжаться до окончания выпасного сезона. Это подтверждают наши исследования: во второй половине июля, августе и сентябре отмечалась самая высокая экстенсивность инвазии малых прудовиков редиями и зрелыми церкариями фасциол; в значительном количестве на траве в фасциологенных очагах обнаруживались адолескарии. Учитывая это, мы считаем, что в условиях республики однократную смену пастбищ с профилактической целью нужно проводить в конце июля или начале августа, используя под выпасы участки естественных и сеяных трав после первого укоса, а также площади после уборки зерновых культур.
Проведение только смены пастбищ не может полностью предохранить скот от инвазирования, так как личиночные формы фасциол могут перезимовывать у 2,7—6% малых прудовиков. При выходе из зимовки весной у моллюсков нами обнаруживались редии и зрелые церкарии паразита. Следовательно, заражение животных может происходить с весны и до конца пастбищного сезона.
Поскольку существующие меры и средства дегельминтизации против фасциолеза пока что недостаточно эффективны, а смена пастбищ ввиду их недостатка, низкой продуктивности и других хозяйственных причин во многих местах не проводится, важную роль в комплексе противофасциолезных мероприятий должно играть полное выявление и обеззараживание фасциологенных очагов путем уничтожения малого прудовика. Этим мероприятием будет выведено из действия одно звено эпизоотологической цепи, в результате прекратится накопление заразного начала во внешней среде и будет исключена возможность заражения на пастбище.
Для обеззараживания фасциологенных очагов в литературе рекомендуется несколько методов: мелиорация, химическая борьба с моллюсками, выжигание травостоя и использование в очагах заражения водоплавающей птицы, поедающей моллюсков. Мелиорация является наиболее рациональной. При осушении болот и переувлажненных участков пастбищ происходит естественная гибель моллюсков из-за отсутствия влаги, жизненно необходимой для их существования. С ростом объема мелиоративных работ резко снижается количество неблагополучных пунктов и зараженность животных фасциолами. Так, если объем мелиоративных работ по Брестской области в 1970 г. по сравнению с 1961 г. возрос в 3,1 раза, то количество неблагополучных пунктов по фасциолезу крупного рогатого скота и овец сократилось в 16 раз, а процент зараженности этих видов животных— в 3,2 раза. Следовательно, расширение мелиоративных работ в хозяйствах, создание культурных лугов и пастбищ не только укрепят кормовую базу, но и будут способствовать профилактике фасциолеза и других гельминтозов.
Научно-производственные опыты, проведенные И. П. Антоненковым в 1969—1973 гг. на 1369 головах крупного рогатого скота, свидетельствуют о выгодности содержания животных на культурных пастбищах не только с целью профилактики фасциолеза, но и для получения дешевой продукции.
Многие авторы особое внимание для борьбы с малым прудовиком уделяют использованию химических средств. Из ранее рекомендованных ядохимикатов лучшими средствами для истребления моллюсков являются известь и медный купорос. Как указывает В. И. Жадин (1930), известь изменяет реакцию воды, повышая ее рН до 10. В такой среде моллюски погибают.
Л. Г. Панова (1951) добилась 97—100%-ной гибели моллюсков в биотопах при внесении 13—15 ц/га свежегашеной извести. Она рекомендует для борьбы с моллюсками применять известь в виде известкового молока, поскольку оно эффективно, дешево и безвредно для животных и растений.
Медный купорос — уже давно признанный лимоцид. Исследователи, испытавшие этот химикат, предлагают разные концентрации — от 0,5%-ной до разведения
1 : 1 000 000.
Р. С. Шульц, 3. А. Раевская и Л. А. Лосев (1930) сообщают, что медный купорос в разведении 1 :50 000 убивает всех прудовиков за 24 часа.
В. И. Пухов с соавторами (1934) указывают, что раствор медного купороса в разведении 1 : 20 000 губит прудовиков в течение 1 минуты, а в разведении 1 : 75 000 и 1 : 100 000 — в течение 1 часа.
В. И. Жадин (1930) и Н. Н. Акрамовский (1950) считают эффективной концентрацию 1 : 10 000 и ниже.
Л. Г. Панова сообщает, что медный купорос в разведении 1 : 5 000 убивает в среднем 85% моллюсков. Для создания такой концентрации необходимо внести 2 г медного купороса на 1 м2 площади при средней глубиневерхнего насыщенного водой слоя почвы в 1 см. При незначительной влажности пастбища достаточно 5 л раствора такой же концентрации на 1 м2 площади.
В. Хованец с соавторами, С. Беднаж и другие (1960) предлагают для уничтожения малых прудовиков использовать 1%-ный раствор медного купороса.
К. Эник (1960) указывает, что медный купорос, обладающий в -лабораторных условиях отличными моллюскоцидными свойствами, в естественных условиях оказывает неполное действие, так как не убивает яиц улиток. Кроме того, действие медного купороса зависит от температуры и жесткости воды. При температуре от 6 до 12° действие его очень незначительное, и только при температуре 18—20° и слабой жесткости воды можно получить желаемый результат.
B. В. Горохов (1966) добился хороших
результатов по
О сроках обработки биотопов малого прудовика в литературе нет единого мнения. К. И. Скрябин и Р. С. Шульц считают, что первую обработку биотопов моллюсков целесообразно проводить в конце мая — начале июня, вторую — через 3—4 недели после первой, третью — в конце июля — августе. При этом авторы подчеркивают, что эти рекомендации требуют экспериментальной проверки.
C. Беднаж и другие (1960) рекомендуют химизацию гальбовых биотопов проводить трижды: первый раз — в марте — первой половине мая, когда моллюски вышли из зимовки; второй — в июле, когда первая генерация моллюсков наиболее инвазирована; третий раз — в сентябре — октябре с целью уничтожить и не допустить перезимовки инвазированных моллюсков.
Все авторы считают весеннюю обработку основной. Вносить химикаты в биотопы рекомендуется вручную и с помощью механических опрыскивателей различных систем.
В наших опытах довольно высокая (до 100%) эффективность в борьбе с пресноводными моллюсками получена при использовании 1%-ного водного раствора аммиачной селитры, 2%-ного раствора удобрительной цветочной смеси, 0,5%-ного раствора пентахлорфенолята натрия, 0,5%-ного раствора натриевой соли 2,4-Д и др. Слабая токсичность этих химикатов для домашних животных, безвредность для трав и сравнительно недорогая стоимость их позволяют рекомендовать упомянутые химикаты в практику для уничтожения моллюсков в биотопах.
Примененные нами концентрации препаратов не влияли отрицательно на растительный покров, а такие из - них, как растворы аммиачной селитры и удобрительной цветочной смеси, даже повысили урожайность трав на 25% по сравнению с контрольными участками.
Основываясь на литературных данных и материалах собственных исследований, мы считаем, что животных можно выпасать на обработанных участках через 7—10 дней после химизации.
Поскольку личиночные формы фасциолы перезимовывают в малых прудовиках и с весны могут заражать животных, целесообразно обработку фасциологенных очагов проводить в конце апреля — начале мая, когда температура воздуха повысится до 14—15° и малые прудовики выйдут из зимовки, но еще не успеют отложить яйца и обсеменить пастбища адолескариями. В этот период лучше использовать хлорную известь, аммиачную селитру, удобрительную цветочную смесь, пентахлорфенолят натрия, препарат ТУ, натриевую соль 2,4-Д и ее смесь с аммиачной селитрой. Медный купорос при температуре воды 10—14° оказывает на моллюсков слабое действие, поэтому в весенний период применять его не рекомендуется. Этот препарат слабо эффективен также в водоемах родникового происхождения в связи с более высокой жесткостью воды.