Тактика обыска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является попытка на базе изучения специальной литературы, анализа следственной практики, личных наблюдений за проведением обысков и участия в данных следственных действиях при прохождении учебной практики в следственных органах, систематизировать предложенные в литературе рекомендации по совершенствованию реализации тактических приемов обыска и внести некоторые свои соображения по оптимизации его проведения.

Содержание

Введение

1.Подготовка к обыску

2. Тактические приемы производства обыска

3. Ситуационные особенности производства обыска

4. Фиксация процессов и результатов обыска

Заключение

Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая обыск.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Во время обыска «категорически запрещено нюхать, пробовать на вкус обнаруженные вещества (растворы, порошки и т.д.), поскольку иногда наркотические средства в концентрированном виде действуют как яды. Необходимо соблюдение осторожности при обращении с изделиями, назначение которых неизвестно.

Обыск на открытой местности (приусадебный участок, садовый участок, огород, хозяйственный двор и т. п.), находящейся в собственности или пользовании определенного лица или организации, осуществляется поочередно на отдельных, сравнительно небольших участках, на которые разбивается вся территория. Границами таких участков могут быть естественные рубежи (грядки, тропинки, ограждения) или искусственно созданные (вешки, натянутая веревка, флажки и т. п.). При обыске на каждом участке используют визуальное наблюдение и приборы (металлоискатель, трупоискатель, щуп). Визуальное наблюдение позволяет установить такие признаки, которые могут являться результатом захоронения: отличие верхнего слоя земли от почвы на окружающих участках (повышенная рыхлость, бугристость или следы оседания, цвет почвы, состояние растительности, ее цвет и т. п.); грунт на траве, следы перетаскивания, волочения; предметы, которые могут быть истолкованы как знаки (метки) хранилища; неоправданное перемещение каких-либо предметов (стройматериалов, тары и т. п.); посадка саженцев, деревьев, не диктуемая необходимостью. Наряду с этим обследуются колодцы, мусорные и выгребные ямы, бочки с водой, кучи удобрений, песка и иные объекты, способные быть местом захоронения искомого. При обнаружении тайника наряду с изъятым объектом целесообразно взять образцы окружающей его среды. Это позволит при необходимости доказать местонахождение тайника.

Обыск с целью обнаружения  трупа имеет свои особенности. Если обыск производится на открытой местности (во дворе, на приусадебном участке, на огороде) или в подвале (подполе) с земляным покрытием, то применяются те же технологические приемы, что и при обыске на открытой местности: зондирование (в т.ч. трупоискателем), бурение, «водяные пробы» грунта. Поиск в колодце, надворных уборных, выгребных ямах проводят с помощью багров, водоемах – с помощью трала. Положительный результат дает металлоискатель, если на теле (в одежде) трупа имеются металлические объекты (связки ключей, нож, огнестрельное оружие и т. п.). К поиску может быть привлечена и служебно-розыскная собака. При подозрении на то, что труп расчленен, принимают меры к тщательному розыску следов расчленения. В жилых помещениях это могут быть замытые следы крови, затеки крови в пазы (щели) пола, под плинтуса; мельчайшие кусочки мышечных и костных тканей. В ванных комнатах проверяются сливы в поисках волос и т. п. Осматриваются мебель, на которой могли остаться следы от брызг крови. Если есть информация, что убитого или его одежду сожгли в печи, топочном котле, то изымается содержимое топок, в том числе и то, что было выброшено ранее.

При личном обыске прежде всего изымают предметы, которые могут быть использованы для нападения, а также различные жидкости, порошки, табак. Отбираются не только предметы, которые изобличают преступника, но и те, назначение которых неясно. Обыскивая одежду, начинают с карманов. Далее обследуют двойные слои ткани (воротники, лацканы, полы, пояс брюк), где могут быть спрятаны документы, драгоценные камни, наркотики, крупные купюры денег. В головных уборах могут быть скрыты как объекты, указанные выше, так и более массивные: золотые изделия, оружие, орудия преступления. Для их обнаружения применяют прощупывание, подпарывают подкладку, отделяют мех. В обуви могут быть спрятаны драгоценные камни, документы, наркотики. Для этих целей используют полости в каблуках, места под стельками, в заднике обуви. Как хранилища малогабаритных объектов могут быть использованы дамские сумки, портфели, дипломатки, хозяйственные сумки, портсигары, зонты, трости, часы.

При обыске обнаженного  тела осматривают волосы, ушные раковины, полость рта, зубной аппарат. К исследованию иных естественных отверстий целесообразно  привлечь врача. Из следственной практики известно, что прямую кишку или  влагалище нередко используют для хранения и перевозки наркотиков, золотых украшений, драгоценных камней, золотого песка. Если есть подозрение, что обыскиваемый успел проглотить искомое, прибегают к просвечиванию желудка в условиях медицинского учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 4. Фиксация процесса и результатов обыска

 

От полноты и объективности  фиксации хода и результатов обыска зависит его доказательственное значение как следственного действия.

Центральным и основным средством фиксации хода и результатов  обыска является протокол обыска.

Среди специалистов нет  единого мнения по вопросу о времени  составления протокола обыска. Этот вопрос важен уже потому, что обыск  может длиться и в течение  длительного времени, какие-то существенные доказательственные факты могут  быть не отражены. Р.С. Белкин пишет, что «протокол обыска составляют после его окончания независимо от его результатов».15 Более гибкая точка зрения высказана Т.Н. Трошкиной: «протокол составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания».16

В протоколе обыска должно быть указано: когда, кем, где, по какому делу, у кого, в чьем присутствии произведен обыск и каковы его результаты. В протоколе подробно излагаются сведения о найденных предметах и месте их обнаружения. При этом стремятся, как можно более точно указать общие и частные признаки объектов, наиболее броские их приметы: форму, размеры, цвет, назначение предмета; наличие на нем номеров, фирменных или маркировочных обозначений. Особое внимание уделяют качественной характеристике объектов: новые, старые, бывшие в употреблении и т. д. Если изымаются однородные предметы, то их количество указывается прописью. При изъятии ценных бумаг, чековых и сберегательных книжек, аккредитивов и т. п. в протокол заносят их реквизиты. Иностранные деньги и российская валюта указываются раздельно (например, билеты Банка России достоинством 500 руб. - 40 штук и т. п.). Если известны номера похищенных денег, то в протокол заносится номер и серия каждой купюры. При изъятии документов указывают их назначение, реквизиты, состояние; при изъятии рукописей – первую и последнюю фразу каждой страницы.

В тех случаях, если обыскиваемый заявляет, что изымаемые предметы изготовлены из благородных металлов, необходимо подробно описать каждый предмет, указать, есть на нем проба или нет. Следует категорически избегать описания в форме: «золотое кольцо», «золотая цепочка», даже если на этих изделиях имеются знаки, схожие с пробирными. В протоколе должно быть записано: «кольцо из металла желтого цвета», «цепочка из металла желтого цвета». При описании антикварных изделий могут зарисовываться имеющиеся на них обозначения, фирменные знаки и т.п.

Особое внимание должно уделяться описанию обнаруженных тайников, местам их нахождения, маскировки, содержимого  тайников. В протоколе следует указать, какие предметы были выданы добровольно. Если в ходе обыска применялись технические средства, в протоколе перечисляются названия и типы приборов, а также то, что о применении технических средств были уведомлены лица, присутствовавшие при обыске.

В протоколе должно быть указано, «в каком месте и при  каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости (п. 13, 14 ст. 182 УПК РФ). Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры».

В заключительной части  протокола указывают, какие предметы были изъяты, как упакованы, опечатаны, кому, и что именно было передано на ответственное хранение. Протокол обыска составляется в трех экземплярах под копирку. Первый приобщается к делу. Второй остается у обыскиваемого или его представителей, которые должны расписаться на первом экземпляре в получении копии. Третий экземпляр вместе с изъятыми объектами сдается в камеру хранения вещественных доказательств. Все страницы оригинала и копий должны быть подписаны следователем, понятыми, другими участниками обыска и обыскиваемым или его представителем. Какие-либо пояснения обыскиваемого, например о происхождении тех или иных вещей, в протокол не заносятся.

Наряду с составлением протокола могут быть использованы и иные способы фиксации доказательств: составление планов, схем, фотографирование, видеозапись. На обзорных планах, схемах целесообразно указать расположение обнаруженных тайников: на узловом – сам тайник, на детальном – каким образом там располагались искомые объекты. По этому же принципу осуществляют фотосъемку и видеозапись: обзорный кадр, узловой, детальный. На узловом снимке фиксируют обнаруженный тайник с находящимися в нем объектами, на детальном – объекты, изъятые из тайника. Запечатлевать объекты необходимо так, чтобы отчетливо были видны их признаки: общие, частные, опознавательные. Если изъятые крупногабаритные объекты не могут храниться при уголовном деле, то они обязательно должны быть сфотографированы в соответствии со ст. 82 УПК РФ. Качественные фотоснимки представляют серьезную доказательственную базу: свидетельствуют о наличии, виде, характере тайников, об изъятых предметах; исключают подмену предметов и не дают возможности ссылаться на нее заинтересованным лицам.

Признание судом недопустимыми  доказательствами протоколов осмотра  места происшествия, обыска, выемки как составленных с нарушением закона должно влечь за собой аналогичный  вывод и относительно вещественных доказательств и документов, изъятых в ходе этих следственных действий, а также и заключений экспертов, исследовавших эти объекты.

Применение видеозаписи  при обыске связано с рядом  трудностей и далеко не всегда целесообразно. По мнению В.А. Газизова и А.Г. Филиппова трудности состоят в том, что: «1) начальный, весьма сложный момент обыска – проникновение в помещение и установление там надлежащего режима (объявление владельцу помещения о предстоящем обыске, сбор всех находящихся в помещении в одной комнате, беглый осмотр помещения с целью убедиться, что в нем не скрывается кто-то еще) – протекает в сложной обстановке, нередко связанной с необходимостью преодоления сопротивления, попытками уничтожить те или иные предметы и документы и т.д.; вести в таких условиях видеозапись крайне затруднительно. 2) Записывать на видеофонограмму процесс многочасовых поисков, как правило, просто бессмысленно. 3)Наконец, если удается обнаружить искомое в специально оборудованном тайнике или в ином месте, все обнаруженное, включая тайник, можно просто сфотографировать».17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

В процессе подготовки данной курсовой работы мы пришли к выводу о необходимости  дальнейшего совершенствования  практических рекомендаций, посвященных  производству такого важного и сложного действия как обыск.

На основе обобщения судебно–следственной практики, мнений практических работников следствия и дознания, изучения специальной  литературы и уголовно процессуального  законодательства РФ можно выделить следующие основные  рекомендации по оптимизации данного следственного действия:

  1. неукоснительное соблюдение закона;
  2. нуждаются в дальнейшей разработке тактические приемы производства обыска:
    • своевременность и внезапность;
    • учет ситуационных факторов;
    • использование помощи специалистов, а при необходимости общественности;
  1. возникла необходимость в совершенствовании имеющихся разработок и внедрение на практике новых научно-технических средств и приемов их применения;

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Российская газета. 10 июня 1998 г.
  2. Газизов В.А., Филиппов А.Г. Видеозапись и ее использование при раскрытии и расследовании преступлений. Учебное пособие. –М.: Щит-М, 1998.
  3. Кальницкий В. Обоснованность  производства  следственных  действий  как  предмет судебной оценки // Российская юстиция. 2003 г. № 2.
  4. Криминалистика: Учебник / Под ред. Р.С. Белкина. – М.: Норма, 2002.
  5. Криминалистика / Под ред. В.А. Образцова. – М., 1999. 
  6. Полтавцева Л.И. Психология в криминалистике: существенные «мелочи» межличностного общения // Закон и право. 2003. № 2. 
  7. Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. – М.: ИНФРА-М, 1997.
  8. Трошкина Т.Н. Таможенные органы РФ как органы дознания: стороны, правовые основы. // СПС «Консультант Плюс». 13.12. 2001.
  9. Шамонова Т.Н. Микрообъекты. Особенности поиска и обнаружения // Гражданин и право. 2002 г. № 1.

1 Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. – М.: ИНФРА-М, 1997.       С. 293.

2 Криминалистика: Учебник / Под ред. Р.С. Белкина. – М.: Норма, 2002. С. 579. 

3 Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. – М.: ИНФРА-М, 1997. С. 293.

4 Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. – М.: ИНФРА-М, 1997. С. 294.

5 Инструкция органам дознания вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба от 5 июня 2002 г. // СПС «Консультант Плюс». Апрель 2003 г.

6 Шурыгин А. Правоприменительная практика  рассмотрения дел с участием коллегии присяжных заседателей. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 1. С. 8.

7 Шамонова Т.Н. Микрообъекты. Особенности поиска и обнаружения // Гражданин и право. 2002 г. № 1. С. 34.

8 Криминалистика / Под ред. В.А. Образцова. – М., 1999. С. 474.

9 Николюк В., Кальницкий В. Спорные вопросы освобождения от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 228 УК РФ // Уголовное право. 1999. №2. С. 68.

10 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Российская газета. 10 июня 1998 г.

Информация о работе Тактика обыска