Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 18:10, курсовая работа
Актуальность темы. Одной из методологических предпосылок изучения любого социально значимого компонента современности является исследование его генезиса и эволюции в предшествующие периоды. Судебная сфера не является здесь исключением. Судебная система Российской Федерации представляет собой результат развития дореволюционных и советских институтов, а также заимствования зарубежного опыта. В этом контексте изучение опыта судебных преобразований в России в первые годы советской власти обладает актуальностью и высокой научной значимостью как в плане понимания историко-правовых процессов
Введение 3
Создание судебной системы в Советской России 1917 – 1922 гг. 6
1. Упразднение старых судов и создание новых судебных органов 6
Декрет о суде № 1
2. Система народных судов в первые годы Советской власти. 10
3. Создание и деятельность Революционных трибуналов. 27
1917 – середина 1918 гг.
Заключение
Для обеспечения кассационной практики предусматривалось создание Верховного судебного контроля, обладающего правом законодательной инициативы. Для рассмотрения кассационных жалоб на решения Окружных судов предусматривалось образование Областных народных судов, состоящих из «надлежащего количества» членов Окружных судов, председателя и председателей отделений. Отменялось взимание кассационного залога, и вводилась судебная пошлина, как за первую инстанцию. Судебная пошлина не подлежала возврату, суд мог отсрочить ее взнос, а также взнос других судебных издержек.
Не разрешалась подача жалоб на оправдательные приговоры, на смягчение наказания или полное освобождение от наказания. Предоставлялось право обращаться в суд по месту жительства с просьбой об условном или досрочном освобождении, а также о восстановлении в правах или помиловании.
В соответствии со ст. 8 Декрета о суде № 2 судопроизводство могло вестись на всех языках по правилам судебных уставов 1864 г., т.к. они не были официально отменены.
Рассмотрения дел по преступлениям, совершенных лицами, не достигшими семнадцати лет, относилось к компетенции «комиссии о несовершеннолетних». Такие комиссии были созданы в начале 1918 г.14 Суду и тюремному заключению в соответствие с принципом гуманизма несовершеннолетние не подвергались.
Предварительное расследование по делам, превышающим подсудность Местного народного суда, осуществляли следственные комиссии. Они состояли из трех лиц, избираемых Советами.
При Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов создавались Коллегии правозаступников, осуществляющих как общественное обвинение, так и общественную защиту в судах, за определенную плату.
Декрет о суде № 2 не предусматривал требований к кандидатам на должности судей и заседателей. Работники упраздненных судов имели право быть избранными в новые судебные или следственные учреждения Советами рабочих, солдатских, крестьянских депутатов.
Летом 1918 г. Наркомюст активизировал работу по созданию единого Народного суда. Был издан ряд документов, посвященных этому вопросу.
Принятый 20 июля 1918 г. Декрет о суде № 315 расширил подсудность Местного народного суда. Теперь на этот орган возлагалось рассмотрение гражданских дел по искам на сумму до 10 тыс. рублей и дел уголовных. Исключение составляли дела о посягательстве на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции. Рассмотрение этих категорий дел было отнесено к компетенции Окружного народного суда. Местным судам предоставлялось право назначать наказание до пяти лет лишения свободы, опираясь на декреты советского правительства.
Декрет предусматривал возможность подачи кассационных жалоб в Советы местных народных судей. Однако это было возможно только по делам, влекшим за собой взыскание свыше 500 рублей или лишение свободы более 7 дней.
Продолжали свою работу следственные комиссии, учрежденные Декретом о суде № 2. По их постановлению, или по постановлению Местного народного суда, по сложным уголовным делам возбуждалось предварительное следствие, вопрос же о дальнейшем направлении дела решался только Местным судом.
В Москве учреждался Кассационный суд для рассмотрения кассационных жалоб на решения Окружных судов. Он состоял из двух отделений – гражданского и уголовного, председателя, его товарища (заместителя) и восьми членов, утверждаемых и отзываемых ВЦИК.
На всех осужденных возлагалось, помимо судебных издержек, издержки по содержанию их под стражей. Если наказание было меньше трех месяцев, то предусматривались принудительные работы без содержания под стражей.
На основании Декрета о суде № 3 была принята инструкция «Об организации и действии местных народных судов»16 от 23 июля 1918 г. В ней определялись основные положения судоустройства, судопроизводства и кассационного производства. Количество участков Местного народного суда устанавливалось в соответствии со старыми участками Местных мировых судов, их число могло увеличиваться или уменьшаться НКЮ в зависимости от местных условий. Суд каждого участка должен был состоять из одного постоянного местного судьи, двух очередных заседателей и одного запасного. Инструкция определяла требования к постоянным местным судьям и судьям-заседателям, а также порядок их избрания.
Постоянный местный судья должен был обладать избирательными правами, опытом политической работы, теоретической и практической подготовкой. Судья-заседатель должен был удовлетворять только первому из перечисленных условий.
Избирался постоянный местный судья общим собранием районных Советов по предложению исполнительного комитета районного Совета. Там, где не было районных Советов избрание проходило в том же порядке, но исполнительным комитетом городского Совета или уездного съезда. Постоянный местный судья мог быть отозван в любое время, органом его избравшим. Судьи-заседатели избирались из утвержденных на один год списков по жребию. Каждый заседатель участвовал не более чем в шести заседаниях Местного народного суда.
Судьи-заседатели несли государственную повинность по отправлению правосудия, поэтому уклонение от нее не допускалось. При неявке без уважительной причины заседатель подвергался денежному штрафу в размере 100 рублей. «Лица, воспрепятствовавшие явке заседателя, подвергаются штрафу в размере до 300 р. Штрафы вносятся в доходную смету Республики»17.
Местному суду были подсудны исковые дела и все дела о преступлениях, кроме дел об изнасиловании, посягательстве на жизнь, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве, спекуляции, а также дел по борьбе с контрреволюцией (исключением были дела, направленные для рассмотрения в Местный суд самими Ревтрибуналами). Дела по подсудности направлялись как судами, так и следственными комиссиями. Окончательное решение вопроса о подсудности принадлежало Местным народным судам.
В главе второй Инструкции «Об организации и действии местных народных судов» регламентировались основные процедуры судопроизводства.
В Инструкции были детально расписаны действия, сопровождающие открытие судебного заседания. К участию в процессе допускались: правозаступники, состоящие в Коллегии правозаступников (по несложным гражданским делам Местный народный суд мог не допустить их к участию в процессе); близкие родственники – по особым доверенностям; уполномоченные государственных учреждений, председатели и члены правлений частных предприятий. При желании сторон вызвать дополнительных свидетелей, суд требовал объяснений, какие обстоятельства они могут установить.
Свидетели, стороны и эксперты приносили присягу и предупреждались об ответственности за дачу ложных показаний. Свидетели присутствовали в зале заседания только с момента их допроса. Суд имел право не допрашивать свидетелей при полном признании подсудимым своей вины. При отрицании вины подсудимым, производился сначала его допрос, а затем поочередный допрос свидетелей. Все показания записывались в протокол заседания и подписывались допрошенными.
Заседания Местного народного суда были открытыми, однако по решению суда, публика могла быть удалена. При рассмотрении дел суд не был ограничен никакими формальными рамками, и в зависимости от обстоятельств дела, принимал решение о допуске тех ли иных доказательств.
Так же суд имел право снизить наказание, положенное по закону, до условного или полного освобождения, за исключением случаев, когда в декрете был определен минимум наказания.
В своих решениях суд по-прежнему руководствовался законами низложенного правительства, но только в той мере, в коей они не противоречили социалистическому правосознанию.
Приговоры Местного народного суда (наказание не больше 7 дней лишения свободы или 500 рублей денежного взыскания) и решения по гражданским делам (не более 500 рублей) были окончательными, обжалованию не подлежали и приводились в исполнение немедленно. По делам, где было определено наказание более 500 рублей или лишение свободы свыше 7 дней, дозволялись кассационные жалобы в Советы местных народных судей. Жалобы, вместе с делом, вещественными доказательствами и описью документов, направлялись судом, рассматриваемым дело, в течение трех дней. Устанавливался месячный срок обжалования приговора, как по уголовным, так и по гражданским делам.
По уголовным делам не разрешались жалобы на оправдательные приговоры. Жалоба на смягчение наказания или на полное освобождение от него могла быть подана только Советами или их представителями, в том случае, если приговором не соблюден определенный декретом минимум наказания. Решения по гражданским делам, не обжалованные в срок или оставленные без изменений при кассационном рассмотрении, не могли быть отменены или изменены.
Всем осужденным предоставлялось право просить Местный народный суд по месту жительства о помиловании, досрочном освобождении, условном наказании или восстановлении в правах. При положительном решении Местного народного суда дело передавалось по первой инстанции. Суд, принявший решение о наказании, имел право освободить осужденного досрочно «по предложению распределительной комиссии, установленной ст. 17 Временной Инструкции о лишении свободы, или, где таковые еще не учреждены, по отзыву администрации места заключения об осужденном»18; по просьбе самого осужденного; по своей инициативе. При лишении свободы сроком до трех месяцев применялись принудительные работы без содержания под стражей.
Глава третья Инструкции «Об организации и действии местных народных судов» была посвящена кассационному производству.
Кассационной инстанцией и органом контроля являлся Совет местных народных судей. В него входили все постоянные местные народные судьи данного населенного пункта, участвующие в заседании по очереди, но не менее трех лиц. Совет имел право отменять решения Местного народного суда, смягчать наказания, освобождать от наказания. При отмене приговора дело отсылалось в суд, на который было возложено новое рассмотрение дела. Копия решения Совета отсылалась в суд, который принял отмененный приговор, а в более значительных случаях – во все Местные народные суды, входящие в границы владения этого Совета. Решения Советов местных народных судей должны группироваться и представляться в НКЮ.
Важным шагом в регламентации организации судоустройства было «Положение о народном суде РСФСР», принятое ВЦИК 30 ноября 1918 г.19 Положением учреждался Единый народный суд, действующий на территории советского района, городского или уездного. Народному суду были подсудны все дела, как уголовные, так и гражданские, кроме дел о контрреволюционных преступлениях, саботаже и шпионаже, рассматривавшихся Революционным трибуналом.
Народный суд состоял из одного постоянного народного судьи, двух или шести очередных заседателей, что зависело от сложности дел. Уголовные дела о посягательстве на человеческую жизнь, причинении ран и увечья, разбое, изнасиловании, взяточничестве, спекуляции, подделке денежных знаков Народный суд рассматривал в составе постоянного народного судьи и шести заседателей. Остальные уголовные дела и все гражданские дела – в составе постоянного судьи и двух очередных заседателей.
В соответствии со ст. 12 Положения постоянные народные судьи должны были обладать правом избирать и быть избранными в Советы, иметь политический опыт работы, теоретические и практические навыки. Как и прежде постоянные народные судьи избирались и отзывались местными Советами и их исполкомами. Единолично они рассматривали дела о расторжении брака и дела в порядке бесспорного производства, проверяли законность и правильность содержания лиц под стражей, наблюдали за производством дознания органами милиции. Народные заседатели также должны были обладать избирательными правами.
Очередной народный заседатель мог участвовать не более чем в шести заседаниях Народного суда. Народному заседателю не разрешалось уклоняться от государственной повинности по отправлению правосудия. В случае неявки заседателя без уважительной причины он подвергался денежному штрафу в размере 100 рублей по постановлению Народного суда.
Судопроизводство в РСФСР могло вестись на всех местных языках. Губернские и Уездные Советы решали, на каком языке будет происходить судопроизводство в данном судебном районе. При рассмотрении дел Народный суд использовал декреты советского правительства, в случае отсутствия или неполноте соответствующего документа руководствовался «социалистическим правосознанием».
Следственные комиссии, состоящие из председателя и двух членов, избираемых Советами рабочих и крестьянских депутатов, осуществляли предварительное следствие по уголовным делам, рассматриваемым Народным судом с участием шести заседателей. По остальным делам суд решал, ограничиться ему дознанием, проведенным милицией или передать дело в следственную комиссию. В особых случаях суд мог поручить ведение предварительного следствия постоянному народному судье. Председатель и члены следственной комиссии должны были обладать избирательными правами и теоретическими и практическими знаниями.
Производство предварительного следствия начиналось по заявлениям граждан, сообщению милиции, государственных учреждений и должностных лиц, по решению Народного суда и по предложению самой комиссии. Следственные комиссии вправе были обратиться за помощью ко всем перечисленным лицам и организациям. В предварительном следствии допускалось участие защиты, однако это право могло быть в интересах дела ограничено по постановлению следственной комиссии.
Следственная комиссия в полном составе имела право возбуждать и прекращать следствие, избирать и изменять меру пресечения, постановлять о заключении следствия или передаче дела в суд. Мотивированное постановление вместе со всем делопроизводством передавалось в Народный суд, который и принимал окончательное решение по делу. Обжалование постановлений следственной комиссии осуществлялось в двухнедельный срок в Народном суде по месту совершения преступления.
Информация о работе Создание судебной системы в Советской России