Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 02:34, курсовая работа
Цель работы:
Показать историю становления и развития принципа презумпции невиновности в российском законодательстве и юридической практике.
Поставленные задачи:
Раскрыть содержание принципа презумпции невиновности с учетом положений Конституции РФ и норм УПК РФ.
Определить значение презумпции невиновности для обеспечения защиты прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.
Обозначить способы обеспечения принципа презумпции невиновности на различных стадиях уголовного процесса.
Статьи 18-26, 45-55, 123 Конституции Российской Федерации предусматривают как систему прав человека и гражданина, так и систему способов их защиты. Строгое соблюдение этих норм есть обеспечение реализации принципа презумпции невиновности.
Связь
презумпции невиновности и права
обвиняемого на защиту неразрывны.
Как общественно-политическая идея презумпция невиновности зародилась незадолго до Великой французской революции XVIII в. и пришла в уголовный процесс из политики. Ее выдвинуло в качестве политического лозунга, наряду с требованиями свободы, равенства и братства революционное «третье сословие» в пику отжившему инквизиционному пыточному судопроизводству, королевскому произволу и бессрочному заточению в тюрьму без суда и следствия. В своем изначальном виде презумпция невиновности формулировалась в виде следующего требования, закрепленного в статье 9 Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г.: «Так как каждый человек предполагается невиновным, пока его не объявят (по суду) виновным, то в случае необходимости его ареста всякая строгость, которая не является необходимой для обеспечения (за судом) его личности, должна быть строго караема законом».
Основоположником глубокой разработки принципа презумпции невиновности в Российской науке уголовного процесса является профессор М.С. Строгович. В учебнике "Уголовный процесс", опубликованном в 1946 г., дается емкое определение презумпции невиновности: "...всякий гражданин считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в устанавливаемом законом порядке"5.
Однако принцип презумпции невиновности не получил своего отражения в советском уголовно-процессуальном законодательстве. Отрицательное в основном к нему отношение было распространено и в науке уголовного процесса. Так, например, С.А. Голунский считал, что "всякие презумпции неизбежно вносят в процесс элементы формализма, толкают суд на то, чтобы... склониться к заранее подсказанному решению"6.
В течение 1981 - 1983 гг. указами Президиума Верховного Совета СССР и Президиумов Верховных Советов союзных республик общесоюзное, а затем и республиканское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство было приведено в соответствие с Конституцией СССР. В частности, в ч. 2 ст. 13 УПК РСФСР в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 августа 1983 г. дословно было воспроизведено правило, содержащееся в ст. 160 Конституции СССР и в ст. 173 Конституции РСФСР: "Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом". Аналогичные формулировки были включены также в конституции союзных республик.
В России указанная формулировка сохранила свою силу вплоть до введения в действие УПК РФ 2001 г., т.е. до 1 июля 2002 г. Такую формулировку с полным основанием можно признать лишь частичным закреплением принципа презумпции невиновности, поскольку в ней не содержится главной идеи изначальной презумпции или предположения человека невиновным. Тем не менее, частичное закрепление принципа презумпции невиновности в Конституции СССР 1977 г., а также в Конституции РСФСР 1978 г. и в уголовно-процессуальном законодательстве послужило импульсом к появлению целого ряда научных исследований по проблемам презумпции невиновности в уголовном процессе
Конституция РСФСР 1978 г., ставшая после переименования государства в 1992 г. называться Конституцией РФ - России, действовала вплоть до принятия Конституции РФ 1993 г. При этом ст. 173 Конституции РФ - России 1978 г. с дальнейшими изменениями и дополнениями никаких изменений не претерпела, и, таким образом, конституционное закрепление принципа презумпции невиновности продолжало оставаться частичным. Конституционное закрепление принципа презумпции невиновности в ст. 49 Конституции РФ: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда" (ч. 1). "Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность" (ч. 2). "Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого" (ч. 3). Такая расширенная формулировка принципа презумпции невиновности в Конституции РФ обусловила полное признание данного принципа в уголовно-процессуальной науке. Однако в ч. 2 ст. 13 продолжавшего действовать до 1 июля 2002 г. УПК РСФСР, воспроизводившей положения ст. 160 Конституции СССР и ст. 173 Конституции РСФСР, сохранялось частичное законодательное признание презумпции невиновности в уголовном процессе.
В
настоящее время презумпция невиновности
как принцип уголовного судопроизводства
закреплена в ст. 14 УПК РФ, которая
не только воспроизводит соответствующие
положения ст. 49 Конституции РФ, но
и дополнительно устанавливает
правила о том, что "бремя доказывания
обвинения и опровержения доводов, приводимых
в защиту подозреваемого или обвиняемого,
лежит на стороне обвинения" и что "обвинительный
приговор не может быть основан на предположениях".
Принцип презумпции невиновности в уголовном
процессе, таким образом, получил не только
полное признание в юридической науке
и конституционное закрепление, но и адекватное
законодательное закрепление в уголовно-процессуальном
законодательстве.
4.
Соотношение принципа
презумпции невиновности
с другими принципами.
Принципами уголовного процесса являются те закрепленные в законе руководящие положения, которые могут действовать на протяжении всего движения уголовного дела, проявлять себя в любой стадии процесса, но обязательно и безусловно – в стадии судебного разбирательства. Это главный критерий, на который следует ориентироваться, решая вопрос, можно ли считать то или иное положение принципом процесса.
О принципах уголовного процесса написано немало. В разных учебниках называется разное число принципов. Тут много субъективного. Если взять, к примеру, оценку доказательств по внутреннему убеждению, то без труда можно найти доводы как за, так и против признания его самостоятельным процессуальным принципом. То же самое можно сказать по поводу всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела. Но все же в целом система принципов к настоящему времени достаточно устоялась. Главные ее составляющие – осуществление правосудия только судом, независимость судей, презумпция невиновности, состязательность и др. – теперь уже общепризнаны и общеобязательны.
Принцип всегда имеет силу принципа, независимо от того, в каком законодательном акте он прописан. Во избежании полисемии (многозначности), затрудняющей понимание слов, удобнее, а главное точнее, называть принципами те положения, которые имеют всеобщий для процесса характер, являются стержневыми.
Но тут необходима одна существенная оговорка. Не все стадии уголовного процесса равнозначны. Центральная из них – судебное разбирательство. Именно в ней решается основной вопрос каждого уголовного дела: виновен ли подсудимый в совершении преступления и если да, то какого наказания он заслуживает. Остальные стадии – предшествующие судебному разбирательству или следующие за ним – так или иначе “обслуживают” судебное разбирательство: либо готовят для него материалы, либо проверяют законность принятых там решений. В силу особой важности судебного разбирательства принципами уголовного процесса считаются те указанные в законе положения, которые наиболее полно, выпукло, отчетливо проявляются именно в этой процессуальной стадии. Вполне понятно, почему принципом процесса признается, в частности, законность, равным образом действующая во всех стадиях уголовного процесса. Но принципом процесса является и гласность (открытость) судебного разбирательства, хотя о гласности в стадии предварительного следствия или в надзорной инстанции можно говорить лишь с большой долей условности. То же самое о состязательности.
До решения суда никто не может быть признан виновным в совершении преступления и тем более подвергнут уголовному наказанию, каким бы тяжким ни выглядело преступление и какими бы достоверными ни казались улики. В юридической науке это правило именуется презумпцией невиновности (по латыни praesumptio – предположение). Сей термин означает, что всякое лицо, обвиняемое в совершении преступления, предполагается (считается) невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Для
науки о правосудии и для всей практики
борьбы с преступностью нет более верного
компаса, чем безоговорочное признание
и правильное понимание презумпции невиновности
– этого основополагающего начала уголовного
судопроизводства. В таком утверждении
нет ни малейшего преувеличения, потому
что именно этим принципом определяется
и от него целиком зависит характер деятельности
государственных органов, которым поручено
раскрывать преступления, разыскивать
и изобличать виновных, подвергать их
заслуженному наказанию. Более того, от
реальности этого принципа зависит положение
человека в обществе и государстве: пешка
он, винтик, покорный объект властного
воздействия или Гражданин, Личность,
чьи права и свободы составляют высшую
ценность.
Глава II. Практическое применение презумпции невиновности на стадии уголовного процесса.
На стадии возбуждении уголовного дела обязательным правилом соблюдения принципа презумпции невиновности является то, что возбуждения уголовного дела может производиться только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления (п. 2 ст. 140 УПК).
Кроме того, обязательным условием выполнения принципа презумпции невиновности является участие защитника в уголовном деле:
1)
с момента вынесения
2)
с момента возбуждения
3)
с момента фактического
4) с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно - психиатрической экспертизы;
5)
с момента начала
На стадии предварительного следствия наиболее отчетливо презумпция невиновности претворяется в жизнь, когда подозреваемый уже известен.
Наделяя подозреваемого широкими процессуальными правами, действующее законодательство тем самым в значительной мере устанавливает определенные гарантии презумпции невиновности.
Подозреваемому
предоставляются права для
Исходя
из того, что при задержании правоохранительные
органы имеют дело с лицом, виновность
которого еще не установлена, закон
отмечает, что мера пресечения может
быть избрана в отношении
Так как при задержании ограничивается личная свобода лица, виновность которого еще не установлена, закон предусматривает сокращенный срок задержания.
"Длительное
задержание становится
При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания (ч. 2 ст. 100 УПК). Таково категорическое требование закона.
Если
следователю (органу дознания) не удалось
в течение 10 суток с момента
избрания меры пресечения (или задержания)
собрать достаточные
В п. 2 ст.77 УПК говорится: " Признание обвиняемым своей вины в совершении преступления может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении его виновности совокупностью имеющихся по уголовному делу доказательств".