Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:19, реферат
4 мая 2010 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», которым в УПК РФ включена статья 61 под названием «Разумный срок уголовного судопроизводства».
Появление этой статьи в УПК РФ порождает различные вопросы, в том числе и такой: «Как соотносятся между собой понятия «разумный срок уголовного судопроизводства» и «разумное уголовно-процессуальное законодательство». «Разумные», конечно же, не в том смысле, что они обладают разумом, а в смысле «логичных, основанных на разуме, целесообразности».
Разумный срок
уголовного судопроизводства
и разумное уголовно-процессуальное законодательство
4 мая 2010 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»1[1], которым в УПК РФ включена статья 61 под названием «Разумный срок уголовного судопроизводства». Появление этой статьи в УПК РФ порождает различные вопросы, в том числе и такой: «Как соотносятся между собой понятия «разумный срок уголовного судопроизводства» и «разумное уголовно-процессуальное законодательство». «Разумные», конечно же, не в том смысле, что они обладают разумом, а в смысле «логичных, основанных на разуме, целесообразности»2[2].
Ответ, казалось бы, очевиден:
разумное уголовно-процессуальное законодательство
должно содержать и разумный срок
уголовного судопроизводства. Но здесь
возникают новые вопросы: 1) а разумно
ли действующее уголовно-
Прежде всего необходимо
отметить, что введенный в действие
с 1 июля 2002 г. Уголовно-процессуальный
кодекс РФ, конечно же, должен был
вобрать в себя относящиеся к
нему лучшие предложения научных
и практических работников, достижения
предыдущего уголовно-
Конечно, многое из названного в УПК РФ было учтено, кодекс содержал положения, образующие его определенную концепцию – с учетом глубоких демократических преобразований в обществе и государстве. Но затем стали приниматься законы, изменяющие концепцию кодекса, включающие в него положения, прямо противоположные ранее в нем содержащимся, в том числе противоречащие принятой Концепции судебной реформы в Российской Федерации (в дальнейшем – Концепции).
Назовём без особых комментариев лишь некоторые положения законов, противоречащих указанной Концепции и первоначальной направленности кодекса.
1. В Концепции провозглашалось:
«- признать право гражданина
на рассмотрение его дела
2. Часть 7 ст. 31 УПК РФ
содержала важные
3. В Концепции в числе
рудиментов обвинительной роли
суда была названа обязанность
направлять уголовные дела на
доследование при неполноте
4. В Концепции отмечалось,
что в пореформенном
5. Концепцией было предусмотрено
право следователя при
6. Концепцией (с. 85) (и Европейской
Конвенцией о защите прав
7. Изменена первоначальная
редакция ст. 405 УПК РФ, содержащая
важные положения, относящиеся
к недопустимости поворота к
худшему при пересмотре
8. Относительно роли
9. Глава 57 УПК РФ, содержащая
перечень бланков
10. В Концепции предусмотрено
сохранение за прокурором
Выше названы лишь некоторые
противоречия и несоответствия действующего
УПК РФ относительно Концепции судебной
реформы в Российской Федерации
и положений, ранее содержащихся
в УПК РФ. За период, последовавший
после введения в действие УПК
РФ с 1 июля 2002 г., в него внесены сотни
различных изменений и
Причины её появления в УПК РФ общеизвестны. Так, Н. Козлова в публикации «Нескорый суд» отметила: «Разговоры о необходимости компенсации гражданам за чрезмерно затянутое по времени судопроизводство ведутся в России как минимум три года. Более того, за двенадцать лет в Страсбургском суде скопилось около пятидесяти тысяч жалоб от россиян. Речь идет только о тех жалобах, когда наши соотечественники возмущены не ущемлением их прав, не какими-то спорными решениями чиновников, а «всего лишь» бесконечной судебной процедурой. Которая может длиться годами. Бывали случаи, когда не дождавшись решения «их чести», умирали истцы или ответчики, оспариваемая собственность по несколько раз переходила из рук в руки, а то и вовсе куда-то исчезала. Именно за невероятно долгое и неспешное судопроизводство нашу страну не раз критиковал Европейский суд по правам человек. В декабре прошлого года Европейский суд даже выделил три миллиона евро на борьбу с судебной волокитой в России и неисполнением вердиктов»7[7].
Принятие законодателем
мер, направленных на ускорение производства
по уголовным делам, а, значит, и на
защиту прав и свобод граждан, вовлеченных
в уголовное судопроизводство, можно
только приветствовать. Вместе с тем
положения рассматриваемой
В ст. 6 Европейской Конвенции
о защите прав человека и основных
свобод говорится о праве каждого
на справедливое публичное разбирательство
дела в разумный срок независимым
и беспристрастным судом, созданным
на основе закона. То есть речь идет о
разбирательстве конкретного
Часть 3 ст. 61 УПК РФ устанавливает, что разумный срок уголовного судопроизводства включает в себя период «с момента начала осуществления уголовного преследования». Здесь необходимо отметить следующее. Как представляется, законодатель не учел в полной мере того обстоятельства, что в соответствии с п. 56 ст. 5 УПК РФ уголовное судопроизводство состоит из досудебного и судебного производства по уголовному делу. А п. 9 ст. 5 УПК РФ устанавливает, что досудебное производство – уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу.
Следовательно, согласно УПК РФ, срок уголовного судопроизводства начинает течь с момента получения сообщения о преступлении. Законодатель же ограничивает начало разумного срока уголовного судопроизводства моментом начала осуществления уголовного преследования. А как тогда называть срок производства по делу до момента начала осуществления уголовного преследования?
И здесь необходимо указать
на ещё одно противоречие в УПК
РФ. С одной стороны, законодатель
понимает уголовное преследование
как процессуальную деятельность, осуществляемую
стороной обвинения в целях изобличения
подозреваемого, обвиняемого в совершении
преступления. В таком случае уголовное
преследование начинается с момента
появления в деле подозреваемого
или обвиняемого (отметим, что срок
производства по делу имел место и
до этого момента). В другом случае,
если обратиться к положениям ст. 21
УПК РФ, имеющей название: «Обязанность
осуществления уголовного преследования»,
уголовное преследование
Общеизвестно, что на многочисленные
недостатки УПК РФ, в том числе
на содержащиеся в его нормах противоречия,
на фактическое изменение
Здесь уместно сказать о том, что многие недостатки УПК РФ, вызванные, в том числе, постоянным внесением в него огромного количества изменений и дополнений, присущи и УК РФ.
В Российской газете 10 июня 2010 г. опубликована подготовленная группой авторов из девяти докторов юридических наук, профессоров из различных городов России статья: «Ошибки в Уголовном кодексе»8[8]. Они, в частности, пишут о том, что законодатель конструирует всё новые и новые составы преступлений, за которые надлежит привлекать к уголовной ответственности. При этом некоторые из этих составов сконструированы так, что в текстах новелл не могут разобраться ни ученые, ни практики. Авторы отметили, что в прошлом году УК исправлялся и дополнялся тринадцатью законами. Только одним из них – № 377-ФЗ от 27 декабря 2009 г.9[9] – изменения были внесены в 110 статей УК РФ. А в декабре 2003 г. одновременно были модифицированы 266 статей. По мнению авторов, из первоначально цельного и системного акта он превратился в некое лоскутное одеяло, наполнился внутренними противоречиями, стал включать в себя совершенно ненужные для него нормы. Авторы прелагают подготовить проект новой редакции Уголовного кодекса.
Присоединяясь к позиции авторов названной статьи, вместе с ними отмечу, что Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс – элементы правовой культуры, по которым в определенной степени можно судить и о состоятельности власти, и о состоянии общества в целом.
1[1] См.: Собрание законодательства РФ. 2010. № 18. Ст. 2144.
2[2] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М. 1986. С. 568.
3[3] См: Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. М. 1992. – 111с.
4[4] См.: Российская газета. 2008. 31 декабря.
5[5] См.: Российская газета. 2009. 29 декабря.
6[6] См.: Российская газета. 2007. 8 июня.
7[7] См.: Российская газета. 2010. 4 мая.
8[8] См.: Российская газета. 2010. 10 июня.
9[9] См.: Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // Российская газета. 2009. 30 декабря.