Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 08:14, контрольная работа

Краткое описание

Предмет прокурорского надзора - общественные отношения, на регулирование и обеспечение законности которых направлена деятельность органов прокуратуры. Предмет прокурорского надзора - понятие по смыслу ст. 21, 26, 29, 32 ФЗ «О прокуратуре», призванное разграничить основные направления прокурорского надзора в зависимости от характера правоотношений. Каждое направление прокурорского надзора имеет свой предмет – исполнение законов определенным юридическими и должностными лицами. Объект прокурорского надзора – научная категория, не получившая до сих пор однозначного научного определения. Под объектом прокурорского надзора следует понимать государственные органы, учреждения, организации, органы местного самоуправления, а также их деятельность, связанную с исполнением законов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Prokuror Nadzor.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)

Работу Выполнила студентка  гр.ЗЮд-109

Пишукова С.А.

 

 

 

2.Объект и  предмет прокурорского надзора.

  

 Предмет прокурорского  надзора - общественные отношения,  на регулирование и обеспечение  законности которых направлена  деятельность органов прокуратуры.  
    Предмет прокурорского надзора - понятие по смыслу ст. 21, 26, 29, 32 ФЗ «О прокуратуре», призванное разграничить основные направления (отрасли) прокурорского надзора в зависимости от характера правоотношений. Каждое направление прокурорского надзора имеет свой предмет – исполнение законов определенным юридическими и должностными лицами.  
    Объект прокурорского надзора – научная категория, не получившая до сих пор однозначного научного определения. Под объектом прокурорского надзора следует понимать государственные органы, учреждения, организации, органы местного самоуправления, а также их деятельность, связанную с исполнением законов.

 

 

 

 

46.Участие  прокурора в арбитражном процессе.

 

    Участие прокурора в арбитражном процессе вызвано необходимостью со стороны его встать на защиту государственных или общественных интересов. 
 
    Вступление прокурора в дело по действующему законодательству возможно только по инициативе самого прокурора. АПК не предусматривает возможность участия прокурора по инициативе арбитражного суда, а также случаев прямого предписания о рассмотрении дел с обязательным участием прокурора. 
 
    Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами и несут обязанности, предусмотренные АПК РФ. 
 
    Итак, участники арбитражного процесса, обладают и пользуются достаточно широким комплексом прав, позволяющих объективно и легитимно разрешить возникающие споры. В тоже время, широкий круг обязанностей позволяет создать гарантии для охраняемых законом прав и интересов граждан и юридических лиц, участвующих в арбитражном процессе.

 

 

 

26.Положение о Прокурорском надзоре 1922 г.

    25 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре. На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью ПТУ; поддержание обвинения на суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

    Прокуроры губерний и областей и их помощники назначались, увольнялись, перемещались и отстранялись от должности прокурором республики. Прокуроры губернии и областей находились в непосредственном подчинении прокурора республики (им являлся нарком юстиции). В НКЮ был создан отдел прокуратуры. Прокуратура автономных республик была подчинена и подотчетна прокурору РСФСР. Опыт РСФСР использовали другие республики. При образовании СССР союзной прокуратуры не учреждалось. Только при Верховном Суде СССР состояли прокурор Верховного Суда СССР и его заместитель, назначаемые Президиумом ЦИК СССР.

 

25. История Обер-Прокуратуры Святейшего  Синода.

    О́бер-прокуро́р Святе́йшего Прави́тельствующего Сино́да — должность светского чиновника, назначавшегося Российским Императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и бывшего его представителем в Святейшем Синоде. Полномочия и роль различались в различные периоды.

    Кроме того, существовала должность сенатского Обер-прокурора — должностное лицо, возглавлявшее департамент в сенате.

    В 1722 при Святейшем Синоде была учреждена должность обер-прокурора, по выражению Петра I, «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде.»

    С июля 1726 до 31 декабря 1741 должность обер-прокурора пребывала незамещённой.

    Обер-прокурор, согласно данной ему инструкции 1722 года, был призван быть «оком царевым и стряпчим дел государственных», иметь в своей «дирекции» канцелярию и находиться в заседаниях присутствия Синода. Его значение первоначально было невелико, ввиду его подчинения генерал-прокурору. С 1741, в течение всего XVIII, его влиятельность и роль постепенно усиливались: он получил право непосредственного доклада о делах Синода «верховной власти», то есть Императору.

    В 1803, по учреждении министерств, обер-прокурор, не причисленный ни к какому министерству, был поставлен в непосредственные отношения к Императору: личные доклады членов Синода монарху прекратились, и все сношения между Синодом и верховною властью стали происходить через обер-прокурора.

    В 1817 было учреждено Министерство духовных дел, соединенное с министерством народного просвещения, — так называемое «сугубое министерство» под началом князя А. Н. Голицына. Обер-прокурор оказался в подчинённом по отношению к министру отношении. Деятельность министерства духовных дел по входившему в его состав «отделению дел греко-российского вероисповедания» вызвала ожесточённое противодействие со стороны иерархов Церкви; митрополит Серафим (Глаголевский) называл его «сие иго египетское». В итоге, в 1824, «сугубое министерство» было упразднено и «отделение дел греко-российского вероисповедания» было передано в ведение синодального обер-прокурора и в 1839 вошло в состав канцелярии обер-прокурора, учрежденной в 1836 при Обер-прокуроре графе Н. А. Протасове. Обер-прокурор получил права министра по законодательным и административным делам Церкви; по вопросам его компетенции его стали приглашать на заседания Государственного Совета и Комитета министров.

    Статус обер-прокурорской должности постепенно сравнялся в правах с министрами и главноуправляющими отдельными ведомствами: в начале XX века обер-прокурор назначался и увольнялся именными указами Сенату; по делам службы подлежал ответственности исключительно перед верховною властью; представлял Императору всеподданнейшие отчеты по «ведомству православного исповедания»; присутствовал на заседаниях Синода, но не среди его членов, а за особым столом; следил за движением, направлением и законностью действий и решений присутствия; давал свои заключения по обсуждаемым вопросам; входил в Синод с предложениями; просматривал и подписывал к исполнению его протоколы и журналы.

    Обер-прокурор являлся посредником между Синодом, с одной стороны, и Императором, высшими центральными государственными установлениями, министрами и главноуправляющими — с другой: он объявлял Синоду Высочайшие указы, повеления и резолюции на доклады Синода, подносил на Высочайшее усмотрение доклады и определения Синода, сносился по делам ведомства православного исповедания с министрами, главноуправляющими, Комитетом Министров, Государственным Советом и Сенатом; был членом Комитета Министров и Государственного Совета.

    Обер-прокурор руководил всеми учреждениями при Синоде; служащие в них чиновники назначались и увольнялись или при его участии, или его приказами, или с его ведома. Органами его надзора служили прокуроры синодальных контор, секретари духовных консисторий, члены-ревизоры духовно-учебного комитета, главный инспектор и епархиальные наблюдатели церковно-приходских училищ.

    С 1864 существовала должность «товарища» (заместителя) обер-прокурора с правами и обязанностями, присвоенными товарищам министров. Обер-прокурор имеет канцелярию, организованную совершенно одинаково с канцеляриями министров.

 

                   63.Расследование преступлений прокуратурой. 
 
    В соответствии со ст. 31 Федерального закона «О прокуратуре 
Российской Федерации»: «осуществляя уголовное преследование, органы 
прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных 
уголовно-процессуалъным законодательством Российской Федерации к их 
компетенции. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить 
подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления». 
     В соответствии со ст. 1 вышеназванного закона прокуратура 
осуществляет уголовное преследование. Одним из способ реализации этого 
направления деятельности прокуратуры является расследование преступлений, проводимое следователями органов прокуратуры, а иногда и прокурорами. 
   Уголовно-процессуальный закон (ст. 126 УПК РСФСР) 
разграничил подследственность преступлений между ведомствами, наделенными правом производства предварительного следствия: прокуратурой, МВД, ФСБ И ФСНП. 
    К исключительной подследственность следователей органов 
прокуратуры закон отнес расследование наиболее опасных и сложных преступлений, 
таких как:

— преступления против жизни  и здоровья (ст. 105—110, ч. 4 
ст. 111, 120, 123, 124 УК РФ); 
— преступления против свободы, чести и достоинства личности 
(ст. 126, ч. 2 и 3 ст. 127 У К РФ); 
— преступления против половой неприкосновенности и половой 
свободы личности (ст. 131, 134, 135УКРФ); 
— преступления против конституционных прав и свобод человека 
и гражданина (ст. 136—149 УК РФ); 
— умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 
УК РФ); 
— контрабанда (ст. 188УКРФ); 
— преступления против общественной безопасности (ст. 
209—212, 215—217, 227 УК РФ); 
— преступления против здоровья населения и общественной 
нравственности (ст. 235—239, УК РФ); 
— экологические преступления (ст. 246—255 УК РФ); 
— преступления против безопасности движения и эксплуатации 
транспорта (ст. 263,269,270 УК РФ); 
— преступления в сфере компьютерной информации (ст. 272—274 УК 
РФ); 
— возбуждение расовой, национальной или религиозной вражды 
(ст. 182 УК РФ); 
— преступления против государственной власти, интересов 
государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285—293 УК РФ); 
— преступления против правосудия (ст. 294—296, 298—305, 309, 
ч. 2 ст. 311 УК РФ); 
— преступления против порядка управления (ст. 317, 318, 320, 
321, 328 УК РФ); 
— преступления против военной службы (ст. 332—352 УК РФ); 
— преступления против мира и безопасности человечества (ст. 
353—360 УК РФ); 
— преступления, совершенные судьями, прокурорами, 
следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов; 
— преступления, совершенные в отношении вышеназванных лиц в 
связи с их служебной деятельностью. 
По делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а 
также призванными на сборы военнообязанными, военными строителями, солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и лицами офицерского состава Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Службы внешней разведки Российской Федерации, а также гражданским персоналом Вооруженных сил Российской Федерации в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения или военного образовательного учреждения профессионального образования, предварительно следствие производится следователями военной прокуратуры. 
    В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не 
действуют общие органы расследования, следователям военной прокуратуры по решению Генерального прокурора Российской Федерации может быть поручено производство расследования по уголовным делам о всех преступлениях, по которым в соответствии с уголовно-процессуальным законом предварительное следствие обязательно. 
    Производство расследования другими следственными аппаратами 
преступлений, отнесенных к исключительной компетенции органов прокуратуры, не допускается. В то же время следователь прокуратуры вправе проводить предварительное следствие по любому уголовному делу. Следователи прокуратуры, как и других ведомств, имеют обширный арсенал правовых средств, обозначенных в уголовно-процессуальном законе, для полного, объективного и всестороннего расследования преступлений, изобличения преступников. 
    Следователи прокуратуры самостоятельны в принятии решений по 
расследуемым ими уголовным делам, в выборе методики, тактики расследования, в организации своей работы. Следователь прокуратуры вправе давать поручения органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по находящимся у него в производстве делам, о выполнении отдельных следственных действий, о содействии в проведении следственных действий (например, обысков). Надзор за законностью деятельности следователей прокуратуры осуществляют соответствующие 
прокуроры. 
 
 
    Иногда прокуроры лично или по их поручению подчиненные им 
прокуроры проводят расследование преступлений в полном объеме. Решение 
прокурора лично провести расследование может быть вызвано рядом обстоятельств: повышенной общественной опасностью совершенного преступления, его особой актуальностью для данного региона, недостаточной укомплектованностью кадрами следователей, 
недостаточным опытом и квалификацией подчиненных следователей для 
расследования сложного уголовного дела и т.д. При производстве расследования прокурор обладает теми же полномочиями, что и следователь. Надзор за законностью расследования в такой ситуации должен осуществлять вышестоящий прокурор.

 

 

 




Информация о работе Прокурорский надзор