Прокурор как участник уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 10:06, курсовая работа

Краткое описание

Уголовно-процессуальным правом, как и любой другой отраслью права, регулируется определенная область общественных отношений. С получением сообщения о готовящемся или совершенном преступлении у должностных лиц, ответственных за его рассмотрение и последующее производство по уголовному делу, возникают фактические отношения с другими субъектами; должностными лицами, представителями организаций, гражданами. Эти отношения возникают, развиваются и прекращаются на протяжении всего производства по уголовному делу, а также при исполнении принятых по нему решений. На их регулирование, прежде всего, и направлены нормы уголовно-процессуального права. В них установлены права и обязанности субъектов правовых отношений, реализация которых осуществляется путем совершения тех или иных действий, либо воздержания от них. Следовательно, уголовно-процессуальные действия составляют содержание уголовно-процессуальных отношений (уголовного процесса).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
§ 1. Прокурор как участник уголовного процесса………………………………...7
§ 2. Прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу……...….11
§ 3. Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК…….19
Заключение……..…………………………………………………………………..27
Список литературы………..…………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

Прокуроры, их заместители, либо другие ответственные работники прокуратуры обязаны лично выезжать на место происшествия по делам об убийствах, о бандитизме, террористических актах, массовых беспорядках.

Прокурорам предписано не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов о мерах по установлению и розыску лиц, совершивших преступления, по делам, приостановленным производством на основании пп.1 и 2 ч.1 ст. 208 УПК; принимать меры к устранению причин и условий, способствовавших уклонению обвиняемого от следствия и суда.

В процессе осуществления надзора в стадии предварительного расследования прокурор обязан следить за:

а) правильным решением вопросов о подследственности;

б) соблюдением порядка возбуждения ходатайств о продлении сроков содержания под стражей;

в) выполнением установленных законом процессуальных сроков;

г) обеспечение представления в суд достаточных материалов, подтверждающих необходимость ограничения прав граждан в соответствии со ст. 23 и 25 Конституции РФ (ограничение тайны переписки, телефонных переговоров и т.п., а также неприкосновенности жилища);

д) обоснованностью решений о соединении и выделении дел;

е) законностью и обоснованностью процессуальных актов, вынесенных в ходе расследования;

ж) соблюдением требований УПК при окончании расследования и др.

Генеральный прокурор специально обратил внимание прокуроров на необходимость давать согласие на освобождение лица от уголовной ответственности и прекращение дела в связи с деятельным раскаянием, примирением потерпевшего с обвиняемым, изменением обстановки, возможностью исправления несовершеннолетних путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех материалов, подтверждающих доказанность факта совершения преступления, и условий освобождения лица от уголовной ответственности.

Прокурор обязан осуществлять надзор на протяжении всего расследования. Кроме того, законом предусмотрено направление следователем и органом дознания прокурору копий ряда постановлений, а также уведомлений о проведенных действиях.

Следует отметить ту новеллу, которая внесена в порядке дополнения ч.4 ст.37 в связи с новыми полномочиями следователей и дознавателей. Ее суть состоит в том, что в случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному делу.6

В обязанность прокурора, наконец, входит рассмотрение жалоб на действия органов дознания или следователя (ст. 124 УПК). Деятельность по проверке жалоб - это не только средство обеспечения прав и законных интересов граждан и организаций, но и способ обнаружения и устранения нарушений закона в ходе расследования.7

Следствие, производимое органами прокуратуры и внутренних дел, хотя и носит наименование предварительного (окончательное решение по уголовному делу принимает суд), тем не менее, при его производстве определяется характер и объем обвинения, правовая оценка преступления, что в свою очередь предопределяет вид и размер наказания, устанавливается круг доказательств по уголовному делу, в пределах которого, как правило, проводится судебное разбирательство. Правильно организованное предварительное следствие и дознание, а также осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов при их производстве представляют собой одну из существенных гарантий быстрого и полного раскрытия преступления, его полного, объективного и всестороннего расследования, а в конечном итоге постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора.8

 

 

 

___________________________________

6 Федеральный закон от 26 апреля 2002 г. (29 мая 2002 г.) №58-ФЗ/СЗ РФ. 2002. № 22 Ст. 2027.

7 Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ Под общ. ред. В.М. Лебедева; Науч. ред. В.П. Божьев. М.: Спарк, 2002. С.83-85.

8 Басков В.И. Прокурорский надзор. Учебник для вузов. Изд. 2-е. - М.: Издательство БЕК, 1996. С.161.

§ 3. Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК.

 

Новый процессуальный закон скорректировал понятие предмета прокурорского надзора в сфере дознания и предварительного следствия. В отличие от УПК РСФСР 1960 г., который сформулировал предмет надзора как "осуществление надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия", УПК РФ установил, что прокурор осуществляет "надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия" (ст. 37 УПК). Таким образом, если ранее прокурора интересовала лишь деятельность, связанная с исполнением законов, то теперь его внимание должно быть направлено на всякую процессуальную деятельность и ее оценку с точки зрения соответствия закону.

Последняя формулировка правильнее отражает существо предмета надзора, однако, на практическую деятельность прокуроров она, по-видимому, никак не повлияет.

Новый УПК, в отличие от всех предыдущих законов, в числе прокурорских функций на первое место ставит уголовное преследование и лишь затем называет функцию надзора.

Уголовное преследование в качестве прокурорской функции впервые назвал Закон о прокуратуре 1995 г. Новый УПК пошел дальше и зафиксировал, что уголовное преследование является обязанностью прокурора (ст.21 УПК РФ). Впрочем, это не означает, что прокурор теперь переориентирован на обвинительную деятельность, обвинительный уклон. В ч. 2 ст. 6 УПК РФ сказано, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают целям и основополагающим принципам уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Главное новшество УПК РФ - передача от прокурора суду полномочий, затрагивающих наиболее важные конституционные права и свободы человека и гражданина.

Закон гласит, что в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следующих процессуальных действий:

  • применение мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;
  • продления срока содержания под стражей;
  • помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для проведения соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
  • производство осмотра жилого помещения при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • производство обыска и выемки в жилом помещении;
  • производство личного обыска;
  • производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
  • наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях;
  • наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или хранении в кредитных организациях;
  • временное отстранение обвиняемого от должности;
  • контроль и запись телефонных и иных переговоров (п.5 ч.2 ст.37 УПК РФ).

Конечно, ответственность за незаконные аресты и обыски теперь прокурор будет делить с судом, однако ответственность у него остается, так как дача прокурорского согласия на то или иное процессуальное действие - это средство прокурорского надзора и без него суд не вправе не только решить вопрос по существу, но даже принять к рассмотрению соответствующее ходатайство.

К тому же объем работы прокурора не уменьшится, а заметно увеличится: до дачи согласия он должен будет изучить материалы дела, произвести необходимые следственные действия для того, чтобы уяснить ситуацию. Прокурор будет участвовать в судебном заседании при рассмотрении ходатайства следователя; он обязан позаботиться о том, чтобы постановление судьи своевременно поступило к нему, и проконтролировать его исполнение.

Принципиально новое полномочие прокурора - дача согласия дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела. Согласно ч.4 ст.146 УПК РФ постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При этом к постановлению прилагаются материалы проверки, сообщение о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий - соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение или возвращении материалов для дополнительной проверки.

Расширены полномочия прокурора при решении вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности лиц, обладающих уголовно-правовым иммунитетом.

УПК предусмотрел ряд особенностей производства по уголовным делам в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Федерации; Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ; Уполномоченного по правам человека в РФ; Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты; прокурора, следователя, адвоката.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении этих лиц, а также о привлечении их в качестве обвиняемых (если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления) принимается прокурором соответствующего уровня в порядке, предусмотренном ст.448 УПК РФ.

Уголовно-процессуальный кодекс, таким образом, установил единый подход к решению вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности лиц, обладающих уголовно-правовой неприкосновенностью. По смыслу гл. 52 УПК приведенный в ней перечень лиц, обладающих таким иммунитетом, должен быть исчерпывающим. В то же время не отменены нормы тех законов, которые установили иммунитет для других лиц. Так, в п. 13 ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации устанавливает, что член избирательной комиссии, комиссии референдума на период проведения выборов, референдума не может быть привлечен без согласия прокурора субъекта РФ, а член Центральной избирательной комиссии РФ - Генерального прокурора РФ к уголовной ответственности.

Тот же закон установил правило, в соответствии с которым кандидат на выборную должность, зарегистрированный избирательной комиссией, не может быть привлечен без согласия прокурора к уголовной ответственности, арестован.

Далее. Уголовно-процессуальный кодекс установил, что соединение дел в одно производство теперь производится только по постановлению прокурора при наличии оснований, предусмотренных в законе (ст.153 УПК). Раньше таким правом обладал и следователь.

Решение о производстве предварительного следствия группой теперь может принять только прокурор. Такое постановление выносится по ходатайству начальника следственного отдела, а по уголовным делам расследуемым следователями прокуратуры - по собственной инициативе (ст.163 УПК). Прежний УПК этот вопрос не регулировал.

Изымать уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому прокурор может теперь только с обязательным указанием оснований такой передачи (п.8 ч.2 ст.37 УПК РФ). А для передачи уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому прокурор помимо оснований должен будет соблюсти правила подследственности, предусмотренные ст. 151 УПК.

Введен новый порядок рассмотрения жалобы на действия (бездействия) и решения органов дознания, дознавателя, следователя, нижестоящего прокурора. Как и прежде, прокурор обязан рассмотреть жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. Однако в исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем должен извещаться заявитель (ч.1 ст.124 УПК). Теперь по результатам рассмотрения жалобы прокурор должен будет не просто написать ответ, а вынести постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении (ч.2 ст.124 УПК).

В УПК появилась новая глава, посвященная проблемам реабилитации. В связи с этим на прокурора возложена обязанность от имени государства приносить официальное извинение реабилитированным за причиненный им моральный вред (ч.1 ст.136 УПК). Как следует из смысла закона, это должно делаться во всех случаях, а не только тогда, когда об этом просит реабилитированный. Причем право на реабилитацию (соответственно, и на прокурорское извинение) имеют не только лица, в отношении которых уголовное дело (уголовное преследование) прекращено за отсутствием состава или события преступления. Но и в ряде других случаев, в связи с которыми прежде не могла вестись речь о реабилитации. Скажем, сейчас такое право имеет подозреваемый, обвиняемый, в отношении которого имеется вступивший в законную силу приговор суда по тому же обвинению (п.3 ч.2 ст.133 и п.4 ч.1 ст. 27 УПК). Есть такое право и у члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, если Совет Федерации или Государственная Дума отказали в удовлетворении ходатайства Генерального прокурора о направлении уголовного дела в суд в соответствии со ст.451 УПК (п.6 ч.1 ст.27). В этих случаях прокурор также приносит извинение.

Право на возмещение вреда, том числе морального, кроме того, имеет любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу (ч.3 ст.133 УПК).

Следует отметить, что право на реабилитацию имеет также осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пп.1 и 2 ч.1 ст.27 Кодекса, а также лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.

Информация о работе Прокурор как участник уголовного процесса