Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование подозреваемого в уголовном процессе России. Названная цель обусловила постановку и выполнение следующих задач:
1. Провести краткий исторический анализ становления и развития института подозреваемого в уголовном судопроизводстве России.
2. Раскрыть понятие подозреваемого в уголовном процессе России.
3. Проанализировать теоретические и практические аспекты системы оснований признания лица подозреваемым.
4. Изучить права и обязанности подозреваемого в уголовном процессе.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Общие положения об институте подозреваемого в уголовном процессе России…………………………………………………………………...5
1.1. Краткий исторический анализ становления и развития института подозреваемого в уголовном судопроизводстве России…………………….…5
1.2. Понятие подозреваемого в уголовном процессе России…………………11
Глава 2. Процессуальный статус подозреваемого в уголовном процессе России…………………………………………………………………………….15
2.1. Теоретические и практические аспекты системы оснований признания лица подозреваемым………………………………………………………….....15
2.2. Права и обязанности подозреваемого в уголовном процессе…………...20
Заключение………………………………………………………………….……27
Список литературы………………………………………………………………29
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общие положения об институте подозреваемого в уголовном процессе
России………………………………………………………………
1.1. Краткий исторический анализ становления и развития института подозреваемого в уголовном судопроизводстве России…………………….…5
1.2. Понятие подозреваемого в уголовном процессе России…………………11
Глава 2. Процессуальный статус подозреваемого
в уголовном процессе России………………………………………………………………
2.1. Теоретические и практические
аспекты системы оснований признания лица подозреваемым……………………………………………
2.2. Права и обязанности подозреваемого в уголовном процессе…………...20
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Проводимая судебно-правовая реформа в Российской Федерации призвана обеспечить демократизацию всей правовой системы, эффективное соблюдение прав человека. Именно поэтому новый уголовно-процессуальный закон признал назначением уголовного судопроизводства защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. В связи с этим сделан акцент на усиление правового регулирования прав участников уголовного судопроизводства, и в первую очередь лиц, чьи конституционные права могут быть ограничены в рамках производства по уголовному делу. Особое место здесь занимает процессуальная фигура подозреваемого, так как вовлечение его в уголовный процесс, применение к нему мер принудительного характера, основано не доказанности его вины, а лишь на предположении его причастности к совершенному преступлению.
На важность исследования данной проблемы указывает и то, что время пребывания лица в качестве подозреваемого в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством значительно увеличилось. При производстве дознания (ст. 223 УПК РФ), например, лицо может фигурировать в качестве данного участника уголовного процесса в пределах всего срока расследования по делу. В этой ситуации органы предварительного расследования могут в значительно большем объеме осуществлять ограничение прав и свобод подозреваемого.
Изучение уголовных дел позволяет заявлять о допускаемых дознавателями и следователями нарушениях прав подозреваемых лиц, выражающихся в несвоевременном наделение статусом подозреваемого и разъяснении прав, обозначенных с ст. 46 УПК РФ, превышении срока пребывания лица в положении подозреваемого, что влечет за собой такие негативные последствия как несоблюдение прав и законных интересов подозреваемых, признание недопустимыми доказательств, полученных в ходе расследования уголовного дела, нарушение принципов уголовного судопроизводства. Такая ситуация отрицательно сказывается на авторитете органов предварительного расследования, так как является ненадлежащим исполнением требований закона. Поэтому исследование вопросов законности и обоснованности процессуальных решений, влекущих появление в процессе нового участника – подозреваемого в совершении преступления в свете повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и обеспечения защиты прав граждан, вовлеченных в уголовное судопроизводство, приобретает особую актуальность.
Целью курсовой работы является исследование подозреваемого в уголовном процессе России. Названная цель обусловила постановку и выполнение следующих задач:
1. Провести краткий исторический анализ становления и развития института подозреваемого в уголовном судопроизводстве России.
2. Раскрыть понятие
3. Проанализировать теоретические и практические аспекты системы оснований признания лица подозреваемым.
4. Изучить права и обязанности подозреваемого в уголовном процессе.
Объектом исследования являются процессуальные отношения, складывающиеся при вовлечении подозреваемого в уголовное судопроизводство уполномоченными на осуществление предварительного расследования государственными органами.
Предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального законодательства России, регламентирующие процессуальный статус подозреваемого.
Нормативной базой исследования явились Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, определения Конституционного Суда РФ.
Глава 1. Общие положения об институте подозреваемого в уголовном процессе России
1.1. Краткий исторический анализ становления и развития
института подозреваемого в уголовном судопроизводстве России
Феодальное законодательство России, регламентировавшее процедурные вопросы привлечения к уголовной ответственности, вообще не содержало норм, определяющих правовой статус подозреваемого и не использовало этот термин. Ничего не говорится о подозреваемом ни в раннефеодальной «Русской правде», ни в Судебнике 1497 года, ни в Соборном Уложении 1649 года.
Первая попытка разграничения правового положения подвергающихся уголовному преследованию на тех, кому объявлено (предъявлено) какое-либо обвинение, и на тех, к кому применен арест (содержание в тюрьме) до такого предъявления, сделана в Екатерининских «Учреждениях об управлении губерний» 1775 года. Статья 401 этого законодательного акта, регулировавшего, в числе прочих, уголовно-процессуальные вопросы, содержит указание о том, что «буде кто пришлет прошение в совестный суд, что он содержится в тюрьме более трёх дней и в те дни ему не объявлено, за что содержится в тюрьме, или что он в те три дни не допрашивай, тогда совестный суд по получении такого прошения, не выходя из присутствия, долженствует послать повеление, чтоб таковый содержащийся в тюрьме, буде содержится не во оскорблении особы Императорского Величества, не по измене, не по вороству, или разбою, был прислан и представлен в совестный суд обще с прописанием причин, для которых содержится под стражею, или не допрашивай». Другой нормативный акт времен Екатерины II – «Устав благочиния, или полицейский» 1782 года, относит производство дознания, задержание и арест преступника к ведению полиции, также не определяя правового положения лица и не употребляя для его обозначения специального процессуального термина.
Упоминания о подозрении, подозрительной особе, лице, находящемся под подозрением, встречаются в Кратком изображении судебных процессов и тяжб 1715 года. Руководствуясь указанным, Ю.Б. Чупилкин делает вывод о том, что именно с принятия данного изображения и начинается первый этап развития института подозреваемого. Зайцев О.А. и Смирнов П.А., не соглашаясь с мнением Ю.Б. Чупилкина, считают, что с позиций современного уголовного судопроизводства данные названия «правильнее было бы использовать для обозначения процессуальной фигуры обвиняемого (подсудимого), а не подозреваемого».1
В статьях Свода законов Российской империи 1833 года, регулирующих предварительное расследование, не давалось целостного понятия подозреваемого. Однако, некоторые указания на то, кто считался подозреваемым при производстве предварительного расследования встречались в отдельных законодательных новеллах. Так, когда улики указывали на обстоятельства возбуждающие против кого-либо «сильное подозрение» в совершении преступления, то закон предписывал «брать» данное лицо для допроса и исследования обстоятельств дела, несмотря ни на какие его личные привилегии (ст.ст. 976, 979 Свода). Таким образом, при наличии подозрения лицо ставилось в положение подозреваемого. При этом предписывалось рассматривать улики «со всевозможной осмотрительностью, под опасением взыскания в пользу обиженного бесчестия и причиненных ему убытков, если он взят будет беззаконно и недельно» (ст. 977 Свода). Кроме того, в определенных случаях сам факт совершения лицом каких-либо действий, автоматически ставил его в положение подозреваемого. Так, если лицо представляло к расплате фальшивые деньги, то оно немедленно задерживалось и заключалось под стражу (ст.ст. 843, 857 Свода). Данные статьи закона прямо предусматривали содержание под стражей тех лиц, на которых падало первое подозрение в фальшивомонетничестве.
С учетом процессуальной значимости подозреваемого эта процессуальная фигура была сохранена и в годы Советской власти. Созданная 10 ноября 1917 года рабоче-крестьянская милиция была наделена функциями производства дознаний по преступлениям и проступкам. Органы милиции имели право проводить неотложные следственные действия, задерживать подозреваемых и препровождать их в местные народные суды или следственные комиссии по принадлежности, под руководством и по указаниям которых они проводили дознание и розыск. О каждом случае задержания советская милиция должна была составить протокол с точным обозначением места, дня и часа задержания, а равно основания применения этой меры, хотя сами основания не были конкретизированы в руководящей в годы Инструкции «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции» от 17 октября 1917 г. Уголовно-процессуальные кодексы РСФСР 1922 г. и 1923 г. не только сохранили процессуальную фигуру подозреваемого, но и значительно развили этот институт, определив основания, порядок и сроки его задержания. Однако это произошло не сразу, оформление процессуального статуса лица, подозреваемого в совершении преступления, происходило постепенно, путем совершенствования действующего в те годы законодательства. В УПК РСФСР 1922 года о подозреваемом говорилось как о лице, задержанном по подозрению в совершении преступления (ст. 105 УПК) или лице, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения (ст. 148 УПК). Задержание производилось лишь как мера предупреждения уклонения подозреваемого от следствия и суда в следующих случаях: преступник застигнут при непосредственном подготовлении, самом совершении преступления или тотчас после его совершения; потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо, как на совершившее преступление; при или на подозреваемом лице или в его жилище будут найдены следы преступления; подозреваемый покушался на побег или задержан во время побега; подозреваемый не имеет места постоянного жительства или места постоянных занятий; не установлена личность подозреваемого. На предварительном следствии в качестве подозреваемых могли быть лица, дела о которых поступали к следователю от органов дознания, если этих лиц опрашивали на дознании в качестве подозреваемых или к ним было применено задержание, а также лица в отношении которых до привлечения их в качестве обвиняемых избиралась мера пресечения.2
Не способствовали развитию правового статуса подозреваемого и осуществлению прав личности в уголовном процессе и годы Великой Отечественной войны, а также последовавшего за ними периода восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Только в 1958 году Основы уголовного судопроизводства подтвердили правомерность и необходимость фигуры подозреваемого, как самостоятельного участника предварительного расследования в советском уголовном процессе, назвав его показания в числе источников доказательств (ст. 16), установив основания и порядок задержания подозреваемого (ст. 32) и применения к нему меры пресечения (ст. 33), перечислив его права в случаях задержания и применения к нему в качестве меры пресечения заключения под стражу (ст.ст. 32, 33), а также предусмотрев в числе неотложных следственных действий по обнаружению и закреплению следов преступления допрос подозреваемого (ст. 29). Однако Основы не содержание определения подозреваемого и тем самым не давали ответ на вопрос – кого же считать подозреваемым? УПК 1960 года уточнил и конкретизировал понятие подозреваемого, его правовое положение, порядок участия в уголовном процессе (ст.ст. 52, 69, 76, 90, 122, 123 и др.). Так, в соответствии с ч. 1 ст. 52 УПК подозреваемым стало признаваться: лицо, задержание по подозрению в совершении преступления; лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Подозреваемый получил право давать объяснения, заявлять ходатайства, представлять доказательства, приносить жалобы на действия и решения органа дознания, лица, производящего дознание, следователя, прокурора (ст. 52 УПК); давать показания на родном языке и пользоваться услугами переводчика (ст. 17 УПК); заявлять отводы следователю и лицу, производящему дознание (ст. 64 УПК).
Таким образом, состояние правового статуса подозреваемого и возможности реализации им своих прав на конец действия УПК РСФСР 1961 года находились на наиболее высоком уровне по сравнению со всей предшествовавшей историей, но, тем не менее, требовали дальнейшего серьезного совершенствования.3
Что касается, правового статуса подозреваемого в действующем уголовно-процессуальном законодательстве. То здесь необходимо отметить, что возникновение у подозреваемого уголовно-процессуальной правоспособности связано с одним из четко определенных в ст. 46 УПК РФ моментов: возбуждением в отношении него по основаниям и порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, уголовного дела; задержанием его по подозрению в совершении преступления; применением к нему меры пресечения до предъявления обвинения; уведомлением о подозрении в соответствии со ст. 223-1 УПК РФ. Прекращает лицо быть подозреваемым при прекращении применения к нему задержания, если по истечении его срока не была избрана мера пресечения до предъявления обвинения, при прекращении применения к нему меры пресечения, при вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого или до составления обвинительного акта, при вынесении постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования. Подозреваемый в настоящее время обладает достаточно широким комплексом прав, в который входят: общепризнанные права, закрепленные в общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации; конституционные права и свободы, и непосредственно уголовно-процессуальные. Таким образом, подозреваемый – необходимая фигура в уголовном процессе, однако обязательным его участие не является, оно зависит особенностей конкретного уголовного дела.4
1.2. Понятие подозреваемого в уголовном процессе России
В настоящее время не существует легального определения подозреваемого. Советская наука уголовного процесса в понятие подозреваемого вкладывала две составляющие:
1) наличие данных, позволяющих подозревать лицо в совершении преступления, но недостаточных для предъявления обвинения;
2) правоприменительный акт, воплощающий
решение об уголовном преследов
Современные авторы при определении понятия подозреваемого называют следующие признаки:
1) наличие подозрения (предположения) в причастности к совершению преступления;
2) подтверждение этого
3) вовлечение лица в уголовное
судопроизводство с целью
4) возможность такого вовлечения только до предъявления обвинения.
Понятие подозрения увязывается ими с деятельностью должностных лиц по изобличению подозреваемого, в частности, с вынесением какого-либо процессуального акта.
Следует различать подозрение в криминалистическом и процессуальном смысле. В криминалистическом смысле подозрение – это всего лишь версия следователя (дознавателя) о причастности лица к совершению преступления, которая не обязательно влечет совершение процессуальных действий. Именно в процессуальном смысле подозрение – это обоснованное предположение органа предварительного расследования о совершении преступления определенным лицом, основанное на совокупности собранных доказательств, позволяющее следователю или дознавателю произвести в отношении этого лица определенные действия, означающие начало его уголовного преследования, и принять соответствующее решение, которое должно быть сформулировано в конкретном процессуальном документе. Если для проверки подозрения совершаются конкретные процессуальные действия, то подозрение является частью уголовного преследования – деятельности, направленной на изобличение лица в совершении преступления. Продолжением такой деятельности является обвинение. В соответствии с законом, обвинением является обоснованное доказательствами утверждение о совершении преступления определенным лицом, и это утверждение всегда выражается в конкретных действиях должностного лица, ведущего производство по уголовному делу, и всегда сопровождается появлением обвиняемого. В отличие от обвинения подозрение влечёт совершение определенных действий и появление подозреваемого как участника уголовного судопроизводства только при наличии предусмотренных законом оснований. Кроме того, подозрение отличается от обвинения меньшей степенью определенности и обоснованности.5
Информация о работе Процессуальный статус подозреваемого в уголовном процессе России