Институт реабилитации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 10:25, доклад

Краткое описание

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 53) каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Особое значение это положение приобретает в сфере уголовного судопроизводства, где решается вопрос о виновности лица в совершении преступления и о применении к нему мер уголовного наказания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие реабилитации в уголовном процессе………………………..5
2. Основания возникновения права на реабилитацию…………………..8
3. Субъекты права на реабилитацию…………………………………….14
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………….18

Прикрепленные файлы: 1 файл

Институт реабилитации.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

Оправдательный приговор, в соответствии с частью 2 ст. 302 УПК  РФ, постановляется в случаях, если:

1) не установлено событие  преступления;

2) подсудимый не причастен  к совершению преступления;

3) в деянии подсудимого  нет признаков преступления;

4) в отношении подсудимого  коллегией присяжных заседателей  вынесен оправдательный вердикт.

Отказ государственного обвинителя предусматривается в  ч. 7 ст. 246 УПК РФ. Государственный  обвинитель отказывается от обвинения  в случае, если в ходе судебного разбирательства придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, изложив при этом суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 УПК РФ.

Основанием для возникновения  права на реабилитацию у осужденного, согласно пункту 4 части второй ст.133 УПК РФ, является полная или частичная  отмена вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и  прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 27. Осужденный, в отношении которого полностью или частично отменен вступивший в законную силу приговор суда, признается подлежащим реабилитации, если обвинительный приговор отменен с прекращением производства по делу в любой вышестоящей инстанции при пересмотре дела в апелляционном, кассационном, надзорном порядке либо по вновь открывшимся обстоятельствам.

Право на реабилитацию имеют  и лица, к которым были применены  принудительные меры медицинского характера, в порядке, предусмотренном главой 51 УПК РФ. Основанием для возникновения права на реабилитацию у этих лиц является отмена незаконного постановления суда о применении данной меры. Отмена постановления суда о применении принудительных мер медицинского характера может иметь место по любым реабилитирующим основаниям в кассационном, надзорном порядке или по вновь открывшимся обстоятельствам.

В ч. 3 ст. 133 УПК РФ указано  также, что право на возмещение вреда  в установленном порядке имеет  также любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному дел. Является ли данное обстоятельство основанием возникновения права на реабилитацию? А.А. Подопригора считает, что в данном случае законодатель говорит о наличии у лиц, незаконно подвергнутым мерам процессуального принуждения, только лишь права на возмещение вреда. «Первостепенным признаком реабилитации в уголовном процессе является признание невиновности лица, привлеченного к уголовной ответственности, что является ее неотъемлемой частью, и, более того, ее первоначальным моментом. Правом же на возмещение вреда, согласно части 3 ст. 133 УПК РФ, обладает любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения, в том числе и те, чья невиновность не была установлена и признана в соответствующем уголовно-процессуальном порядке». Таким образом, указанное в ч. 3 ст. 133 УПК РФ обстоятельство является лишь основанием для возмещения вреда, а не основанием для возникновения права на реабилитацию.

Часть 4 статьи 133 УПК РФ содержит специальную оговорку о том, что правила реабилитации не распространяются на следующие случаи:

1) когда примененные  в отношении лица меры процессуального  принуждения или постановленный  обвинительный приговор отменены  или изменены ввиду издания акта об амнистии, истечения сроков давности, недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

2) если обвиняемый  несовершеннолетний, который хотя  и достиг возраста, с которого  наступает уголовная ответственность,  но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом;

3) при принятии закона, устраняющего преступность или  наказуемость деяния.

Разъяснения касательно применения п. 3 ч. 4 ст. 133 УПК РФ дал  Конституционный суд РФ в Определении  от 5 ноября 2004 г. № 360-О «По жалобе гражданина Краюшкина Евгения Васильевича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Судом сделан вывод о том, что часть 4 статьи 133 УПК РФ не препятствует суду рассмотреть по существу находящееся в его производстве уголовное дело, если до вынесения приговора новым уголовным законом устранятся преступность и наказуемость инкриминируемого обвиняемому деяния, и решить вопрос о признании (или об отказе в признании) за ним права на реабилитацию.

Аналогичное решение  вынес Конституционный Суд после рассмотрения жалобы гражданина Филиппова, который обжаловал постановления судов первой и кассационной инстанций в части прекращения в отношении него уголовного дела на основании части второй ст. 24 УПК РФ ввиду устранения уголовным законом до вступления приговора в законную силу преступности и наказуемости инкриминируемого ему деяния и по основанию, предусмотренному в части 4 ст. 133 УПК РФ, отказа в признании права на возмещение вреда, причиненного в результате привлечения к уголовной ответственности. (Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2004 г. N 361-О «По жалобе гражданина Филиппова Владимира Тимофеевича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 24, частью 4 статьи 133, статьей 239 и пунктом 1 статьи 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

 

3. Субъекты  права на реабилитацию

М.И. Пастухов дает следующее  определение субъектов реабилитации «субъектами реабилитации являются лица, которые привлечены к уголовной  ответственности без достаточных оснований, которым в связи с производством по уголовному делу причинен вред и которые в установленном порядке признаны невиновными в совершении преступления». По действующему УПК такими лицами являются незаконно или необоснованно привлеченные к уголовной ответственности в качестве подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного, а также те, к кому незаконно или необоснованно были применены принудительные меры медицинского характера.

При этом, как отмечалось, ранее к субъектам права на реабилитацию не могут быть отнесены лица, незаконно подвергнутые мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу (ч. 3 ст. 133 УПК РФ). Как отмечает А.В. Толстой, уголовное преследование в отношении данных лиц не обязательно должно прекратиться, оно может и продолжаться и в дальнейшем прийти к осуждению лица, однако само нарушение процессуального закона при применении мер принуждения к подозреваемому или обвиняемому порождает появление у них права на возмещение вреда в порядке реабилитации.

Стоит отметить, что положения  ч. 3 ст. 133 УПК РФ вызывают значительную критику в юридической литературе, так как они не исключают широкого толкования их смысла. Так, статья 111 УПК  РФ в ч. 2 определяет, что дознаватель, следователь, прокурор или суд вправе применить к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, переводчику, специалисту и (или) понятому следующие меры процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, денежное взыскание. В том случае, если данные меры процессуального принуждения были применены с нарушением закона, на основании ст. 133 УПК РФ можно сделать вывод, что эти лица получают возможность на возмещение причиненного им вреда в порядке реабилитации.

М.В. Орлова считает, что  подобные случаи «не имеют никакого отношения к институту реабилитации и восстановительно-компенсационные правоотношения, возникающие при этом, имеют иной правовой смысл». В связи с этим в юридической литературе предлагается внести в УПК РФ изменения и разрешать вопрос о возмещении вреда лицу, незаконному подвергнутому мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу, в порядке гражданского судопроизводства.

Вызывают вопросы в  юридической литературе и нормы  о возмещении вреда юридическим  лицам. В соответствии со ст. 139 УПК РФ вред, причиненный юридическим лицам незаконными действиями (бездействием) и решениями суда, прокурора, следователя, дознавателя, органа дознания, возмещается государством в полном объеме в порядке и сроки, которые установлены настоящей главой. Между тем, юридические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат уголовной ответственности, возмещение вреда, причиненного юридическим лицам, никакого отношения к реабилитации не имеет. Представляет верным мнение тех авторов (Я. Валежниковой, А.В. Толстым), которые предлагают отношения по возмещению вреда юридическим лицам отнести полностью к области регулирования гражданского права.

Долгое время вызывает дискуссии среди ученых-процессуалистов  вопрос о возмещении вреда несовершеннолетнему, не достигшему возраста уголовной ответственности, но привлекавшемуся в качестве подозреваемого или обвиняемого. Некоторые ученые считают, что в связи с тем, что лицо, не достигшее возраста уголовной ответственности, не является субъектом преступления, ему необходимо возмещать вред, явившийся следствием необоснованного привлечения к уголовной ответственности. А.А. Подопригора считает, что положение ч. 4 ст. 133 УПК РФ, которое запрещает распространять правила о реабилитации на случаи привлечения к уголовной ответственности лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, дает широкий простор для безнаказанного применения мер принуждения в отношении несовершеннолетних. По мнению Д.В. Татьянина необходимо внести в УПК РФ положения о предоставлении права на реабилитацию несовершеннолетним, не являющимся субъектами уголовной ответственности, в случаях незаконного привлечения их к уголовной ответственности, либо незаконного задержания по подозрению в совершении преступления, либо незаконного применения мер пресечения, при условии, что сотрудникам правоохранительных органов было достоверно известно о том, что лицо не достигло возраста уголовной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Часть 5 статьи 5 Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. гласит: «Каждый, кто был жертвой ареста или содержания под стражей, произведенных в нарушение положений данной статьи, имеет право на компенсацию». Данное предписание является обязательным для всех государств, участвующих в Европейской конвенции, и должно быть надлежащим образом реализовано ими в национальном законодательстве.

В УПК РФ впервые правила  о реабилитации были выделены в отдельную  главу, в которой определены основные правила восстановления прав реабилитированного.

Между тем, по мнению некоторых ученых, действующее законодательство объективно не отвечает на все возникающие в практике вопросы (в частности, на вопрос о частичной реабилитации, на вопрос о размерах компенсации морального вреда) и требует дальнейшего совершенствования. Законодателю необходимо учитывать при этом официальные разъяснения Конституционного суда о конституционно-правовом смысле статей 133, 134 УПК РФ. Данная задача представляет особую важность, поскольку реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию отвечает назначению уголовного судопроизводства в той же мере, что и уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

2. Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Литература:

1. Валежникова Я. Порядок возмещения вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием // ЭЖ-юрист, 2006, № 11;

2. Вицке Р.Э. Понятие реабилитации в уголовном процессе России // Российский следователь, 2007, № 2;

3. Губайдуллин Э.А. К вопросу об основаниях возникновения права на реабилитацию в уголовном процессе // Военно-юридический журнал, 2008, № 3;

4. Каширин А. Расплата за следственные ошибки // ЭЖ-юрист, 2007, № 26;

5. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.Л. Петрухин. ТК Велби, Издательство «Проспект», 2008;

6. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Сухарева А.Я. Издательство «Норма», 2004;

7. Орлова А.А. Реабилитация (Научно-практический комментарий к главе 18 УПК РФ) // СПС «Консультант Плюс»;

8. Орлова М.В. Спорные вопросы реабилитации невиновных по уголовным делам // Российский следователь, 2005, № 2;

9. Осин В.В. Порядок реабилитации не соответствует положениям Конституции РФ и международному законодательству // Адвокат, 2005, № 5

10. Подопригора А.А. Реабилитация в уголовном процессе. Дисс. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004.

11. Татьянин Д.В. Реабилитация в уголовном процессе России. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ижевск, 2005;

12. Тостой А.В. Участники правоотношений по реабилитации на досудебных стадиях уголовного судопроизводства // Российский судья, 2007, № 3;

 




Информация о работе Институт реабилитации