Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 17:21, реферат
Источниками уголовного права Германии являются: Конституция ФРГ 1949 года, Уголовный кодекс ФРГ 1871 года, специальные федеральные уголовные законы, уголовное законодательство земель, иностранное уголовное законодательство. Особенностью уголовного права ФРГ является то, что оно не полностью кодифицировано. Наряду с Уголовным кодексом существуют и многочисленные некодифицированные уголовно-правовые нормы, содержащиеся в различных законах. Поэтому следует различать собственно Уголовный кодекс (федеральный кодифицированный акт) и более широкое понятие — "уголовное право", которое включает и У К ФРГ, и другие уголовно-правовые предписания различных законов, составляющих так называемое дополнительное уголовное право.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра уголовного права и процесса
Специальность 030501 «Юриспруденция»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Уголовное право Зарубежных стран»
студентки заочной формы обучения, 4 курса, гр. Ю-41
ИСАЕВОЙ СВЕТЛАНЫ ЮРЬЕВНЫ
на тему:
«Уголовное право Германии»
г.Йошкар-Ола
2011
Источниками уголовного права Германии являются: Конституция ФРГ 1949 года, Уголовный кодекс ФРГ 1871 года, специальные федеральные уголовные законы, уголовное законодательство земель, иностранное уголовное законодательство. Особенностью уголовного права ФРГ является то, что оно не полностью кодифицировано. Наряду с Уголовным кодексом существуют и многочисленные некодифицированные уголовно-правовые нормы, содержащиеся в различных законах. Поэтому следует различать собственно Уголовный кодекс (федеральный кодифицированный акт) и более широкое понятие — "уголовное право", которое включает и У К ФРГ, и другие уголовно-правовые предписания различных законов, составляющих так называемое дополнительное уголовное право.
Конституция ФРГ закрепляет ряд уголовно-правовых принципов. В ст. 102 говорится об отмене смертной казни, в ст. 103 (2) — о том, что деяние подлежит наказанию только в случае, когда его наказуемость была установлена законом до совершения деяния, в ст. 103 (3) — о том, что никто не может быть подвергнут многократному наказанию за одно и то же деяние, в ст. 104 — о допустимости лишения свободы только на основании уголовного закона и по судебному приговору.
ФРГ является федерацией земель. Для нее, так же, как и для США, характерен дуализм уголовного законодательства: оно может исходить как от федеративной республики в целом, так и от каждой из входящих в ее состав земель. Этим объясняется параллельное существование федерального уголовного права и уголовного права земель. Соотношение между ними издавна (еще со времен имперской Конституции 1871 г.) основывалось на принципе так называемого "конкурирующего законодательства". Сущность этого принципа может быть выражена в следующей формуле, введенной еще Веймарской конституцией: "Имперское право ломает право земель". Другими словами, если федеральный законодатель воспользовался предоставленными ему полномочиями и издал нормы в какой-либо области уголовного права, то в этой области утрачивают силу все прежде изданные уголовные законы отдельных земель и впредь в данной области исключается их законодательная деятельность. Напротив, в той области уголовного права, которая не урегулирована федеральным законодательством, правовые нормы отдельных земель существуют как основной источник уголовного права. Эти нормы могут приниматься и по тем вопросам, которые остались неурегулированными в результате отмены федерального закона, при условии, что он не был заменен новым законом, регламентирующим ту же область общественных отношений.
Согласно п. 1 ст. 74 Конституции ФРГ уголовное право, включая нормы об исполнении наказаний (т.е. значительную часть уголовно-исполнительного права), относится к сфере конкурирующего законодательства, а значит, может регулироваться как федеральным законодательством, так и законодательством земель. Однако компетенция федерации объявляется здесь "условной". Это означает, что федеральный законодатель вмешивается в сферу уголовного права лишь в случаях необходимости единого регулирования того или иного вопроса на всей территории Германии. Такая необходимость может существовать в следующих случаях: а) когда этот вопрос не может быть урегулирован законодательством земель достаточно эффективно; б) когда регулирование вопроса уголовным законодательством одной какой-либо земли могло бы нарушить интересы других земель или федерации в целом; в) когда регулирование вопроса федеральным законодательством требуется для сохранения "правового или экономического единства" ФРГ.
Однако, согласно примечанию к ст. 72 Конституции, установление того, существует или нет необходимость в федеральном регулировании определенного вопроса, отнесено к ведению самого федерального законодателя.
Важнейшим федеральным уголовным законом является Уголовный кодекс ФРГ 1871 года (в редакции от 10 марта 1987 г.).
В основе действующего УК ФРГ лежит Уголовное уложение Германской империи от 15 мая 1871 года. Последующие "редакции" Уложения существенно изменили его внешний облик и содержание, в редакции от 25 августа 1953 г. из названия было изъято выражение "для Германской империи" и установлено его официальное наименование "Уголовный кодекс". У К ФРГ в его последней редакции представляет собой современный правовой документ, хотя основные свои институты он черпает именно в Уголовном уложении 1871 г.
Уголовное уложение 1871 года основывалось на философии Канта и Гегеля, в нем нашли отражение идеи классической школы уголовного права с ее теорией психологической вины и свободы воли, с объективными основаниями уголовной ответственности за причинение вреда правовому благу, с концепцией наказания как возмездия за зло. Этот закон (в первоначальной редакции) отличался относительным либерализмом: в первый год его действия 75% преступников осуждались к штрафным санкциям'.
В течение всего периода существования Уголовное уложение подвергалось неоднократным и значительным реформациям. Это объясняется, главным образом, крутыми переменами в германской уголовной политике. С начала XX в. она прошла следующие этапы:
а) буржуазно-демократическая законность Веймарской республики (1919—1933); б) национал-социалистское уголовное право (периода фашизма — 1933—1945); в) уголовное право периода холодной войны (1945—1965); г) либерализация уголовной политики с приходом к власти социально-либеральной коалиции (с начала 1970-х годов); д) в настоящее время — борьба прогрессивного и консервативного направлений в уголовной политике.
В настоящее время в Германии действует У К 1871 г. в редакции от 10 марта 1987 г.
После 1987 года основные изменения УК ФРГ касались следующих вопросов:
Закон от 9 июля 1989 г. в связи с введением института главного свидетеля при террористических актах усилил ответственность за похищение человека с целью вымогательства (§ 239а) и захват заложников (§ 239Ь).
Закон от 13 июня 1990 г. расширил действие § 316с: к охране судов в воздушном пространстве была добавлена охрана гражданского речного судоходства.
25-й Закон об
изменении УК от 20 августа 1990 г. расширил
норму § 201 о нарушении
26-й Закон об
изменении УК от 14 июля 1992 г. расширил
наказуемость за торговлю
Закон от 15 июля 1992 г. о борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и другими формами проявления организованной преступности в таких составах деяний, как особо тяжкий случай кражи, совершенной бандой (§ 244), укрывательство имущества, добытого преступным путем, совершенное бандой в виде промысла (§ 260а), и отмывание денег (§ 261) усилил ответственность за совершение корыстных преступлений бандой.
Этот же закон ввел новеллу в Общую часть УК: система наказаний дополнена новым видом — имущественным штрафом (§ 43а).
Немало проблем возникло в связи с объединением Германии в 1990 г. Это было связано с существенными различиями в правовых системах двух немецких государств. УК ФРГ в редакции 1987 г. вступил в действие с 3 октября 1990 г. с некоторыми исключениями на территории новых федеральных земель Брандербург, Меклен-бург-Предпомерания, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия и бывшей восточной части Берлина. Исключения касаются некоторых норм УК ФРГ о побуждении лица к эмиграции (§ 144), о похищении женщины с ее согласия (§ 236), которые до настоящего времени не применяются на территории бывшей ГДР. Напротив, в соответствии с Договором об объединении Германии от 31 августа 1990 г. некоторые нормы УК бывшей ГДР продолжают действовать на территориях бывшей ГДР. Это относится к положениям о неприменении давности для преступлений против мира, человечности и прав человека и для военных преступлений (§ 84), об ограничении судебной независимости (§ 238).
Последние новеллы в УК ФРГ были внесены в 1994—1995 гг. пятью Законами об изменении УК и рядом других законов. В Особенную часть была введена норма о подкупе депутатов (§ 108е), исключена ответственность за гомосексуальные действия (§ 175) и изменен § 182; Закон от 23 июня 1994 г. касался приостановления уголовного преследования половых преступных деяний, совершенных в отношении детей и молодежи (§ 78Ь); 31 Закон от 27 июня 1994 г. существенно изменил 28 раздел Особенной части "Преступные деяния против окружающей среды"; 32 Закон от 1 июня 1995 г. изменил ч. 1 § 69b, касающуюся предписаний о лишении водительских прав в международном автомобильном сообщении.
Закон о выполнении Конвенции ООН по международному, морскому праву от 10 декабря 1982 г., а также Конвенции от 28 июля 1994 г. по осуществлению части XI Конвенции по международному морскому праву от 6 июня 1995 г. внес изменения в п. 11 § 5 УК ФРГ и установил, что германское уголовное право действует независимо от права места совершения деяния в отношении следующих деяний, которые совершаются за границей: "11. Преступные деяния против окружающей среды в случаях, предусмотренных § 324, 326, 330 и 330а, которые были совершены в исключительной экономической зоне Германии, поскольку не преследуются в качестве преступных деяний по международной Конвенции по защите моря". Закон об изменении Закона о помощи беременным женщинам и семье от 21 августа 1995 г. изменил ряд норм УК, связанных с прерыванием беременности и усилил уголовно-правовую защиту беременных женщин.
Более чем столетняя реформа УК Германии до сих пор не завершена. Ее главной целью прогрессивные ученые-юристы считают защиту личности и ее основных прав и свобод от преступных посягательств с учетом принципов правового государства.
Кодификация УК ФРГ, как об этом говорилось, не является полной. Дополнительным уголовным правом (Nebenstrafrecht) считаются все те не вошедшие в УК законы, которые содержат правовые предписания и ставят определенные действия под угрозу уголовного наказания. Такие уголовно-правовые нормы существуют во многих законах, число которых затрудняются назвать германские правоведы. В среднем их около 1000, из них примерно 30 — главные дополнительные законы. Эти законы в большинстве своем содержат нормы, регулирующие не уголовно-правовые, а публично-правовые или гражданско-правовые отношения (например, в области экономического права — § 45 Закона об атомной энергии 1976 г., § 35 Закона о федеральном банке 1957 г., § 54 Закона о кредитных учреждениях; в области здравоохранения — § 63 Федерального закона о борьбе с эпидемиями 1979 г.; в области производства продовольственных товаров и предметов потребления — § 51 Закона о соответствии продовольственных товаров требованиям гигиены и качества 1974 г. и многие другие).
К дополнительным уголовным законам относится также Закон об отправлении правосудия по делам молодежи от 4 августа 1953 г. в редакции опубликования от 11 декабря 1974 г. Указанный закон применяется в отношении несовершеннолетних лиц, то есть достигших ко времени совершения преступного деяния четырнадцати лет, но не достигших еще восемнадцати лет, и в отношении лиц молодого возраста, которые ко времени совершения преступления достигли восемнадцати лет, но не достигли двадцати одного года (§ 1 Закона об отправлении правосудия по делам молодежи).
Рассматриваемый закон является своеобразным правовым документом, который содержит нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, на которых строится отправление правосудия по делам несовершеннолетних лиц и молодежи.
Другим важным дополнительным законом является Закон о нарушениях общественного порядка от 24 мая 1968 года в редакции опубликования от 19 февраля 1987 года — своеобразный малый кодекс об уголовных и полицейских проступках, имеющий свою Общую часть, в которой регламентируются понятия нарушения порядка, санкции за них, давность, в Особенной части дается перечень конкретных проступков против порядка с санкциями за их совершение. Сфера его применения определена в § 1: "Нарушением общественного порядка является противоправное и предосудительное (упречное) деяние, которое осуществляет состав закона, предусматривающий назначение за него наказания в виде денежного штрафа (Geldbusse)". (Следует отметить, что в немецком языке существуют два понятия, которые определяют денежный штраф — Geldstrafe и Geldbusse. Первый из них является уголовным наказанием и предусмотрен в У К ФРГ, а второй представляет собой наказание, применяемое за нарушения, в том числе и за нарушения общественного порядка. В русском языке не существует двух различных понятий штрафа, поэтому применяется одно — денежный штраф, учитывая сказанное — авт.)
Названный Закон состоит из нескольких частей: 1 — "Общие предписания", 2 — "Судебное производство о назначении денежного штрафа (Geldbusse)", 3 — "Отдельные нарушения общественного порядка". В последней определен перечень нарушений общественного порядка и санкции за них.
Вводный закон к УК ФРГ от 2 марта 1974 г. (в редакции опубликования от 16 июня 1995 г.) содержит ряд предписаний, не вошедших в УК ФРГ, например, о предметном действии УК, о соответствии федерального и земельного уголовного права, о применении отдельных уголовно-правовых предписаний (например, о применении уголовного права ФРГ для деяний, совершенных на территории ГДР до объединения Германии в 1990 г.).
Несмотря на то, что неполная кодификация уголовно-правовых норм создает определенную коллизионную систему действующего германского уголовного законодательства, германские юристы полагают, что не существует особых трудностей по применению дополнительных уголовных законов.