Убийство матерью новорожденного ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Привилегированные составы убийства предусмотрены в ст. 106 УК "Убийство матерью новорожденного ребенка" и в ст. 108 "Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление". При этом и в привилегированном составе аффективного убийства законодатель обоснованно выделил квалифицированный состав.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика убийства матерью новорожденного ребенка 5
1.1. Понятие убийства по ст. 106 УК РФ 5
1.2. Наличие смягчающих обстоятельств, как основной признак привилегированных убийств 11
Глава 2. Элементы состава преступления предусмотренные ст. 106 УК РФ 18
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 26

Прикрепленные файлы: 1 файл

уголовка.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

Убийство в условиях психотравмирующей ситуации возможно при наличии двух условий.

Во-первых, потерпевший ребенок должен быть новорожденным. Ребенок в это время адаптируется к условиям внешней среды. Длительность периода новорожденности индивидуальна и колеблется в пределах нескольких, чаще всего трех-четырех, недель. У доношенных младенцев этот период короче, чем у недоношенных.

Второе условие состоит в наличии психотравмирующей ситуации. Она может быть вызвана самыми различными факторами. Например, отец новорожденного ребенка отказался от него, родители матери или другие лица унижают и оскорбляют ее за рождение ребенка вне брака, у матери нет средств на уход за ребенком и т.д.

Убийство в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, происходит, когда у матери новорожденного ребенка налицо расстройство психики, т.е. она не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 1 ст. 22 УК). Это обстоятельство устанавливается экспертизой.

Согласно ст. 106 УК РФ детоубийство, т.е. убийство матерью новорожденного ребенка, впервые выделено в привилегированный состав. Обстоятельства, которые нередко сопутствуют этому виду убийства (особое физическое и психическое состояние женщины во время родов, тяжелая семейная обстановка, материальные трудности), обычно учитывались судами в качестве смягчающих наказание в рамках санкции ст. 103 УК РСФСР. Однако детоубийство могло быть квалифицировано и по ст. 102 УК РСФСР при наличии отягчающих обстоятельств (повторность, особая жестокость).

Исполнителем преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ, может быть только мать новорожденного ребенка. Однако в качестве подстрекателя или пособника может выступать и другое лицо (отец ребенка, акушерка). Напротив, убийство новорожденного, совершенное другим лицом даже с согласия или по просьбе матери, квалифицируется не по ст. 106 УК РФ, а по п. "в" ч. 2 ст. 105 УК.

В ст. 106 УК РФ предусмотрены две ситуации. Первая - убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов - не обязательно связывается с каким-либо психическим расстройством матери. Практика знает немало случаев, когда такое убийство совершается расчетливо и хладнокровно, планируется и готовится заранее, нередко из-за нежелания подвергать себя операции аборта. Важно только установить, что убийство укладывается в определенный законом промежуток времени ("во время или сразу же после родов"). Смягчение законодателем ответственности может быть объяснено тем, что в этот период женщина не всегда в состоянии воспринимать рождающегося человека как самостоятельное живое существо, продолжает видеть в нем свой плод, ощущать его как источник боли и страданий.[15]

Вторая ситуация, предусмотренная ст. 106 УК РФ, - убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, - напротив, не связывает ответственность со столь узким промежутком времени. Психотравмирующая ситуация может возникнуть до родов, во время родов или некоторое время спустя. Роды сами по себе, необходимость заботиться о новорожденном, семейные и бытовые неурядицы - все это в совокупности может оказаться непосильной нагрузкой для психики матери, особенно в первое время. Возможно и психическое расстройство, не исключающее вменяемости (ст. 22 УК). В данном случае такое состояние влияет и на квалификацию преступления.

Во втором варианте речь идет также об убийстве новорожденного ребенка. В медицинской практике новорожденным считается ребенок до достижения им одного месяца. Убийство ребенка более старшего возраста не может квалифицироваться по ст. 106 УК РФ.[16]

Очевидно, что по каждому случаю убийства новорожденного собственной матерью необходимо назначать комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу. Обобщение опыта экспертной работы позволяет выделить четыре вида квалификации психического состояния матери, совершившей убийство новорожденного ребенка.

Психические расстройства, обусловливающие неспособность обвиняемой осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Среди женщин с хроническими психическими расстройствами чаще всего встречаются больные с диагнозом шизофрения и органическое поражение головного мозга с выраженными изменениями психики. У некоторых матерей развиваются временные психические расстройства, в основном - послеродовые психозы и реактивные состояния с депрессивно-параноидным синдромом. К этой же группе можно отнести и больных олигофренией с выраженной степенью дебильности. При всем разнообразии вариантов у подэкспертных женщин отчетливо прослеживается патологическая мотивация общественно опасных действий они совершают убийство новорожденного ребенка преимущественно по болезненным мотивам или в состоянии нарушенного сознания. Юридическое значение квалификации неспособности матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие психического расстройства, заключается в возможности признания ее судом невменяемой (ст.21 УК РФ) и применения принудительных мер медицинского характера (ст.ст.97-99 УК РФ).

Если убийство матерью новорожденного ребенка совершено при наличии отягчающих обстоятельств, названных в ч. 2 ст. 105 УК (например, неоднократно или общеопасным способом), то по общему правилу о соотношении квалифицированных и привилегированных составов содеянное должно квалифицироваться по ст. 106 УК РФ.[17]

Субъект детоубийства специальный. Исполнителем здесь может быть только мать новорожденного ребенка, достигшая возраста 16 лет. Если при этом имело место соучастие в виде соисполнительства, то другие лица несут ответственность по ст. 33 и п. "в" ч. 2 ст. 105 УК, ибо смягчающие обстоятельства, указанные в ст. 106 УК, на них не распространяются.

С объективной стороны рассматриваемое преступление#S может совершаться как путем осуществления активных действий (нанесение смертельных ран, удушение, помещение в условия, исключающие жизнедеятельность ребенка), так и путем бездействия (например, отказ от кормления).

Убийство ребенка должно быть совершено только в относительно непродолжительный промежуток времени – во время начавшихся родов или сразу же после них. Состояние женщины во время родов в данном случае оказывается смягчающим обстоятельством.

Еще одной особенность данного вида убийства характеризует непосредственно субъект преступления – женщину, являющуюся матерью новорожденного ребенка. У нее должно быть установлено психическое расстройство, которое не исключает вменяемости.

С субъективной стороны данное преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Это означает, что роженица осознает общественную опасность своего действия (бездействия), предвидит возможность или неизбежность причинения смерти новорожденному ребенку и желает либо сознательно допускает эти действия.

 


Заключение

 

В теории уголовного права России наблюдается тенденция возврата к определению объекта убийства как защищенного правом жизненного интереса, данному еще в конце прошлого века представителями классической и социологической школ уголовного права. Не имеет значения при этом пол, возраст, социальное положение, вероисповедание, состояние здоровья, поведение и другие личностные характеристики потерпевшего. Библейская заповедь "не убий", трансформированная в нормы закона, запрещает человеку лишать жизни себе подобного, какими бы мотивами и побуждениями ни руководствовался убийца. Они (мотивы) могут влиять на квалификацию либо индивидуализацию ответственности, но само умышленное виновное лишение жизни остается деянием наказуемым и порицаемым моралью.

Уголовный закон в равной степени считает убийством не только случаи лишения жизни помимо воли потерпевшего, но и с его согласия.

В мировой социальной практике сегодняшнего дня нередки случаи, когда безнадежно больные люди, испытывающие непереносимые муки, либо инвалиды, престарелые больные, лишенные возможности заботиться о себе, обращаются с просьбами к врачам или частным лицам ускорить их уход из жизни. С аналогичными просьбами обращаются иногда и родители детей с тяжелейшими врожденными уродствами при отсутствии шанса на выздоровление.

 


Список использованных источников и литературы

 

1.       Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2.       Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Российская газета от 18 (ст.ст. 1 - 96), 19 (ст.ст. 97 - 200), 20 (ст.ст. 201 - 265), 25 (ст.ст. 266 - 360) июня 1996 г.

3.       Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации Определение от 3 сентября 1998 г. (Извлечение). // Законодательство России. Справовчно-информационная правовая система. Сентябрь – 2000 г.

4.       Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации Определениеот 3 сентября 1998 г. (Извлечение). // Законодательство России. Справовчно-информационная правовая система. Сентябрь – 2000 г.

5.       Лесниевски-Костарева Т.А. Дифференциация уголовной ответственности. М., 1999.

6.       Бородин С.В. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву, М., 1994. С. 46-47.

7.       Бородин С.В. Преступления против жизни. М., 1999. С. 209-210.

8.       Бородин С., Глушков В. Уголовно-правовые проблемы эвтаназии // Советская юстиция. 1992. N 9-10, С. 34

9.       Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам. М., 2000. С. 58-64.

10.   Ткаченко Т.И. Уголовно-правовое значение аффекта // Законность. 1995. №10.

11.   Уголовное право России / Под ред. Назаренко Г. В. - М.: 1998.

12.   Уголовное право России / Под ред. Магомедов А. А. - М.: 1997.

13.   Уголовное право России. Общая часть. // Отв. ред. Здравомыслов Б.В. - М., 1996.

14.   Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Рарог А.- М., 1996.

15.   Уголовное право России. Часть Общая: Учебник для вузов / Под ред. Л.Л. Кругликова. - М.: 1999.

16.   Уголовное право. Общая и Особенная части / Под ред. Л. Д. Гаухмана, А.А. Энгельгарда. М., 2000.

17.   Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов / Под ред. И.Я. Козаченко и З.А. Незнамова. - М.: 1997.

18.   Уголовное право. Общая часть. Учебник. / Под.ред. Н.И. Ветрова, Ю.Л. Ляпунова – М.: 1997.

19.   Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. В. Н. Петрашева. М., 1999.

20.   Уголовный кодекс РФ. Научно-практический комментарий / Под ред. В. М. Лебедева. - Варшава, 1997.

21.   Попов А.Н. Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ). – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2001. – 68

 

 

 

3

 



[1] См.: Лесниевски-Костарева Т.А. Дифференциация уголовной ответственности. М., 1999.

[2] Уголовный кодекс РФ. Научно-практический комментарий / Под ред. В. М. Лебедева. - Варшава, 1997.

[3] ст. 461 Уголовного Уложения 1903 г.

[4] Попов А.Н. Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ). – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2001. – 68

[5] Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. В. Н. Петрашева. М., 1999.

[6] Бородин С.В. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву, М., 1994. С. 46-47.

[7] Бородин С., Глушков В. Уголовно-правовые проблемы эвтаназии // Советская юстиция. 1992. N 9-10, С. 34

[8] См.: Бородин С., Глушков В. Уголовно-правовые проблемы эвтаназии//Советская юстиция. 1992. N 9-10, С. 34; Бородин С.В. Преступления против жизни. М., 1999. С. 86-87.

[9] Уголовное право. Общая и Особенная части / Под ред. Л. Д. Гаухмана, А.А. Энгельгарда. М., 2000.

[10] Уголовное право России / Под ред. Магомедов А. А. - М.: 1997.

[11] Уголовное право. Общая и Особенная части / Под ред. Л. Д. Гаухмана, А.А. Энгельгарда. М., 2000.

[12] Уголовное право России / Под ред. Магомедов А. А. - М.: 1997.

[13] Попов А.Н. Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ). – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2001. – 68

[14] См.: Красиков А.Н. Преступления против права человека на жизнь. Саратов, 1999. С. 124

[15] Попов А.Н. Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ). – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2001. – 68

[16] Попов А.Н. Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ). – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2001. – 68

[17] Попов А.Н. Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ). – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2001. – 68


Информация о работе Убийство матерью новорожденного ребенка