Убийство как особо опасное преступление против личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Определенное место в охране личности занимает уголовное законодательство, направленное против преступлений, которые посягают на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности. Одним из жесточайших преступлений против жизни является умышленное причинение смерти другому человеку. Именно поэтому темой курсовой работы было выбрано «Убийство как наиболее опасный вид преступлений против жизни». Осознавая всю сложность и актуальность выбранной темы, автор ставит своей целью всесторонне и полно исследовать сущность понятия «убийства» и проблемы его квалификации.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Убийство как особо опасное преступление против личности.docx

— 53.65 Кб (Скачать документ)

 

 

2.3 Убийство в ссоре или драке.

При решении вопроса о квалификации убийства, совершенного в драке или ссоре, прежде всего необходимо исходить из того, каковы мотивы убийства, так как ссора или драка не исключает наличия мотивов, влекущих признание убийства совершенным при отягчающих обстоятельствах. Драка или ссора нередко оказывается лишь поводом для того, чтобы обострить отношения с потерпевшим, а затем совершить убийство. Чаще всего при рассмотрении дел об убийствах в драке или ссоре возникает вопрос об отграничении их от убийств из хулиганских побуждений. Разграничение этих преступлений очень часто ставится в зависимость от того, кто был зачинщик драки или ссоры. Некоторые судьи полагают, что если зачинщик драки или ссоры оказывается потерпевшим, то убийство должно квалифицироваться по ч. 1 ст. 105 УК РФ. В тех же случаях, когда убийство совершает зачинщик, оно якобы относится к совершенным из хулиганских побуждений. По некоторым делам суды в обоснование применения ч.1 ст. 105 УК РФ при убийстве в драке ссылаются на то, что она была «обоюдной», т.е. виновный и потерпевший наносили друг другу побои.

Некоторые практические работники ставят знак равенства между «дракой» и «ссорой», с одной стороны, и мотивом – с другой. Это ошибочное мнение. «Драка» и «ссора» - это всего лишь обстоятельства убийства, бесспорно совершенного по какому-то определенному мотиву. Анализ мотивов убийств в драке и ссоре показывает, что они оказываются самыми различными. Так, это могут быть хулиганские побуждения, корысть, ревность, мест, трусость, желание избавится от мужа-пьяницы, зависть, желание облегчить вступление в брак и т.п. При квалификации данной категории убийств, необходимо подчеркнуть, что важно не механически констатировать наличие драки или ссоры, обращающих, прежде всего на себя внимание по делу об убийстве, а выяснять мотивы и действительные обстоятельства совершенного преступления.

 

2.4 Иные виды «простого» убийства.

К убийству предусмотренному ч. 1 ст. 105 УК, относятся и некоторые другие виды убийств, которые в следственной и судебной практике встречаются сравнительно редко. Их общим признаком также является отсутствие обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность, которые могут влиять на квалификацию.

Убийство, совершенное виновным в связи с неправомерными действиями потерпевшего, которые, однако, исключают применение ч.2 ст. 105, ст.107,108 УК РФ, также квалифицируются по ст. 105 УК РФ.

К рассматриваемому виду убийства могут относится также убийства, совершенные в результате неправомерного применения оружия представителем власти либо лицом, охраняющим государственное, общественное или другое имущество, при неисполнении потерпевшим их законных требований.

По ч.1 ст. 105 УК РФ подлежат квалификации и те убийства, которые оказываются совершенными при преждевременной обороне. В этих случаях отсутствует нападение, следовательно, такое убийство не может быть признано совершенным как в состоянии необходимой обороны, так и при превышении ее пределов.

Убийство из трусости человека, ошибочно принятого виновным за нападающего преступника, следует квалифицировать по ч. 1 ст.105 УК РФ.

По ч. 1 ст. 105 УК РФ может быть квалифицированно убийство, совершенное при проведении научного эксперимента или при испытании изобретений. Для такой квалификации преступления важен анализ его субъективной стороны. Здесь возможен только косвенный умысел, когда лицо, виновное в убийстве, безразлично относится к тому, что в результате научного эксперимента или испытания изобретения может наступить смерть человека.

К простому убийству относится убийство по согласию потерпевшего, поскольку его согласие само по себе не имеет юридического значения и не устраняет уголовной ответственности. К такому убийству относится и убийство «по договору», когда два лица соглашаются вместе уйти из жизни, а затем один из них отказывается это сделать. От убийства «по договору» следует отличать убийство из сострадания, когда, например, виновный выполняет просьбу тяжело больного человека о лишении его жизни. По УК РСФСР 1922 г., в первоначальной утвержденной редакции (ст. 143), предусматривалось освобождение от уголовной ответственности за причинение смерти из сострадания. Однако через шесть месяцев после утверждения УК эта статья была из него изъята. Внимательное изучение проблемы эвтаназии приводит к выводу о несправедливости такого решения. Ведь в подобных случаях речь идет не просто об убийстве по согласию потерпевшего, а о выполнении желания (безусловно добровольного) тяжело больного лица уйти из жизни, чтобы избавится от страданий. Некоторые юристы полагают, что в УК необходимо предусмотреть ответственность за убийство из сострадания, совершенное при смягчающих обстоятельствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Убийство при отягчающих обстоятельствах

 

Убийство при отягчающих обстоятельствах, предусмотренное ч.2 ст. 105 УК РФ, представляет наибольшую общественную опасность по сравнению с другими убийствами. Статистика свидетельствует о том, что таких убийств в России около 15 % от всех зарегистрированных убийств. Для признания убийства совершенным при отягчающих обстоятельствах необходимо установить, что действия виновного подпадают под один или несколько признаков, перечисленных в ч. 2 упомянутой статьи.

Отягчающие обстоятельства убийства располагаются по схеме их связи с элементами состава преступления, которая хотя и условна, но имеет определенное значение для квалификации каждого состава убийства, отягченного одним или несколькими из перечисленных обстоятельств.

В данной главе отягчающие обстоятельства будут рассмотрены по следующей схеме.

I. Отягчающие обстоятельства, характеризующие объективные свойства преступления:

1. Отягчающие обстоятельства, относящиеся к объекту посягательства:

а). убийство лица или его близких в связи с выполнением потерпевшим своего служебного или общественного долга;

б). убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

в). убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии.

2. Отягчающие обстоятельства, относящиеся к объективной стороне  посягательства:

а) убийство, совершенное с особой жестокостью;

б) убийство, совершенное общеопасным способом;

в) убийство двух или более лиц.

II. Отягчающие обстоятельства, характеризующие субъективные свойства преступления:

1. Отягчающие обстоятельства, относящиеся к субъекту преступления:

а) убийство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) убийство, совершенное неоднократно.

2. Отягчающие обстоятельства, относящиеся к субъективной стороне:

а) убийство из корыстных побуждений;

б) убийство из хулиганских побуждений;

в) убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием;

г) убийство, совершенное по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести;

д) убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Отягчающие обстоятельства, характеризующие  объективные свойства посягательства.

Убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга (п. «б» ч.2 ст. 105 УК РФ). Повышенная общественная опасность такого убийства объясняется тем, что виновный действует по мотиву мести за выполнение потерпевшим обязанностей по службе или за общественную деятельность.

Близкими могут быть не только родственники, но и любые другие лица, которых любит, ценит, уважает, которыми дорожит лицо. Пленум Верховного Суда РФ в п.7 постановления от 22 декабря 1992 г. разъяснил, что под служебной деятельностью следует понимать действия любого лица, входящие в круг его служебных обязанностей, вытекающих из трудового договора с государственными, кооперативными или иными зарегистрированными в установленном порядке предприятиями и организациями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству. Общественный долг – это осуществление гражданами специально возложенных на них общественных обязанностей и совершение других действий в интересах общества или отдельных лиц (пресечение правонарушителей, сообщение органам власти о совершенном или готовящемся преступлении и т.д.).

По п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ подлежит квалификации убийство и с целью воспрепятствовать служебной деятельности потерпевшего или выполнению им служебного долга, т.е. совершенное до того, как потерпевший совершил действия, которые виновный считал для себя нежелательными. В тех же случаях, когда убийство связано с незаконной служебной деятельностью (злоупотребление положением, превышение власти и т.п.), такая квалификация убийства не применяется.

Убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности. (п. «г» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Это убийство отнесено к числу совершенных при отягчающих обстоятельствах в связи с тем, что виновный, причиняя смерть беременной женщине, посягает фактически на две жизни – на жизнь потерпевшей и на жизнь будущего человека.

Устанавливая повышенную ответственность за убийство беременной женщины, закон выдвигает в качестве обязательного условия, необходимого для квалификации действия виновного по п. «г» ч. 2 упомянутой статьи, его заведомую осведомленность о беременности потерпевшей. Заведомость предполагает осведомленность виновного о том, что он посягает на жизнь беременной женщины. Положение о том, что для такой квалификации убийства необходимо, чтобы виновный достоверно знал о беременности потерпевшей, является спорным. При заведомости несомненность знания субъекта об отягчающем обстоятельстве следует относить не к тому, имеется ли оно в действительности, а к тому, что он знает о нем. При этом несомненность знания об отягчающем обстоятельстве не изменяется от того, что у субъекта нет полной уверенности в его фактическом наличии. В таких случаях отношение виновного к отягчающему обстоятельству характеризуется косвенным умыслом (безразличное отношение к его наличию) и, следовательно, квалификация убийства по п. «г» ч. 2 ст. 105 УК РФ не исключается. Чаще всего такие затруднения в применении п. «г» ч. 2 ст. 105 УК РФ возникают в тех случаях, когда убийство женщины совершается в первые месяцы беременности. При фактической ошибке, когда виновный предполагает отсутствие данного обстоятельства, отягчающего убийство, он не должен нести ответственность по п. «г» ст. 105 УК РФ, поскольку нет его заведомой осведомленности о беременности потерпевшей.

Изучив данную проблему, делаем следующие выводы:

1) При квалификации  убийства по п. «г» ч. 2 ст. 105 УК РФ обязательна осведомленность виновного о беременности потерпевшей;

2) При фактической ошибке, когда виновный считает, что потерпевшая  не является беременной, применение  п. «г» ч. 2 с. 105 УК РФ исключается;

3) Если виновный уверен  в том, что потерпевшая беременна, а после вскрытия трупа выясняется отсутствие беременности, действия виновного следует квалифицировать по п. «г» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека либо захватом заложника (п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ). К беспомощным потерпевшим следует отнести, прежде всего, престарелых, больных и малолетних. Состояние беспомощности характеризуется неспособностью жертвы оказать убийце сопротивление или уклонится от встречи с ним. Так же по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ следует квалифицировать также убийство потерпевшего, находящегося в бессознательном состоянии, в обмороке, сильном опьянении или во время сна. Потерпевший должен находится заведомо для виновного в беспомощном состоянии, т.е. виновный должен осознавать, что, совершая убийство, он использует беспомощность своей жертвы. При похищении людей или захвате заложников, когда в связи с этим совершено умышленное лишение жизни потерпевшего, действия виновного должны квалифицироваться не только по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ, но и по совокупности соответственно по ст. 126 или 206 УК РФ.

Убийство, совершенное с особой жестокостью. (п. «д» ч.2 ст. 105 УК РФ). Каждое убийство является жестоким преступлением, поэтому в данном случае необходимо установить его особую жестокость. Пленум Верховного Суда РФ в п. 8 постановления от 22 декабря 1992 г подчеркнул, что понятие особой жестокости связывается как со способом убийства, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении особой жестокости.

Множественность ранений при убийстве сама по себе не является обстоятельством, которое во всех случаях следует рассматривать как свидетельство совершения преступления с особой жестокостью[13]. Решая вопрос об особой жестокости убийства, необходимо учитывать, что понятие «особая жестокость» не медицинское, а юридическое. В то же время убийство, совершенное особо мучительным для убитого способом, во всех случаях должно признаваться совершенным с особой жестокостью.

Убийство, совершенное общеопасным способом. (п. «е» ст. 105 УК РФ). Общеопасным по своему характеру является такой способ, который в любом случае представляет опасность для людей, например при применении для убийства взрывчатых веществ, бомб, ядовитых веществ. Здесь решающую роль играют средства, примененные для убийства. Общеопасным в конкретной обстановке совершения преступления является и такой способ, когда преследуя цель убийства одного человека, виновный одновременно угрожает жизни многих людей, например, увидев жертву среди других людей, он направляет на нее (а значит и на других лиц) на большой скорости автомобиль или другой источник повышенной опасности. Иначе должно быть оценено убийство при умышленном наезде на одного человека в безлюдном месте. Для квалификации убийства по п. «е» ст. 105 УК РФ необходимо установить, что виновный, осуществляя умысел на убийство определенного лица, сознавал, что он применяет общеопасный способ, который может причинить вред жизни и здоровью других лиц, «исходя не только из оценки поражающих свойств орудия преступления, но и из конкретной обстановки происшествия». Для признания убийства совершенным общеопасным способом не имеет значения, наступили ли какие-либо последствия для других лиц, которые находились в опасности при совершении убийства. В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. разъяснено, что в случае нанесения телесных повреждений другим лицам действия виновного надлежит квалифицировать не только как убийство, совершенное общеопасным способом, но также по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за умышленное причинение телесных повреждений.

Информация о работе Убийство как особо опасное преступление против личности