Терроризм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 01:32, курсовая работа

Краткое описание

Весьма быстрое распространение терроризма в России, и в странах СНГ во многом связано со стремительным появлением мафиозных группировок, проникновением их в сферы легального, полулегального и нелегального бизнеса, спорами и "разборками" на почве раздела сфер влияния. Данной проблеме посвящено немало исследований как отечественных так и зарубежных авторов, особенно их число возросло в последние годы.

Содержание

Вступление 3
1.1. Место состава в системе особенной части Уголовного кодекса 4
1.2. Определение преступления 4
1.3. Вид состава 8
1.4.Законодательная характеристика 9
1.5. Объект преступления 10
1.6. Объективная сторона 11
1.7. Субъективная сторона 14
1.8. Субъект преступления 16
1.9. Квалифицирующие признаки преступления. 16
1.10. Отграничение от сходных деяний 20
Заключение 24
Список использованной литературы 27

Прикрепленные файлы: 1 файл

kyrsovaya_terrorizm.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

 

1.9. Квалифицирующие  признаки

 

Часть 2 ст. 205 предусматривает  ответственность за совершение тех же действий при наличии квалифицирующих обстоятельств, которые (по общему правилу) свидетельствуют о большей общественной опасности. Это следующие обстоятельства: а) группой лиц по предварительному сговору; б) утратил силу; в) с применением огнестрельного оружия.

Для определения совершения преступления группой лиц по предварительному сговору нужно учитывать положения  ст. 35 УК РФ. Эта статья предусматривает  ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Если террористический акт уже начался, то последующее присоединение соучастников (соисполнителей) не влечет ответственности по п. «а» ч.2 ст.205 УК РФ, если заранее не договаривались о совместном участии в совершении террористического акта, то есть не было предварительного сговора. Но вполне возможно, что такой сговор (уговор) – вступить в действие лишь на определенном этапе – вполне мог состоятся ранее, а поэтому говорить о совместном совершении преступления есть все основания.

Ст. 205 говорит о совершении преступления, а не о его исполнителях. Участниками совершения являются исполнители, пособники, подстрекатели, организаторы. Они могут совершить акт терроризма без предварительного сговора, но это относительно редкий случай.

 Применение огнестрельного  оружия при совершении терроризма  рассматривается законодателем  в качестве еще одного квалифицирующего  обстоятельства. Это вызывает некоторые  сомнения, поскольку такое оружие не представляется более опасным по сравнению со взрывчатыми веществами, способными вызвать взрывы, пожары и другие часто массовые по своему характеру бедствия. Оружие может использоваться как для непосредственного исполнения террористического акта, так и для устранения препятствий осуществлению акта терроризма другим способом.

В этом смысле как применение огнестрельного оружия должны квалифицироваться  демонстративная стрельба, угроза открыть  стрельбу по людям, так как такие  действия подавляют волю к сопротивлению акту терроризма.

Рассматриваемого квалифицирующего признака не будет, если огнестрельное  оружие применялось с целью избежать задержания после совершения акта терроризма. Такие действия квалифицируются  самостоятельно.

Вместе с тем не образует квалифицирующего признака применение оружия с целью избежать задержания после совершения акта терроризма.6

Терроризм может считаться  совершенным с использованием огнестрельного оружия, если оно применялось для  нанесения телесного повреждения  либо демонстрировалось другим лицам как готовность преступника пустить его в ход в любое время. Если применение оружия сопровождалось человеческими жертвами, то содеянное следует квалифицировать по ст.205 УК и по соответствующим статьям главы о преступлениях против личности (убийство, причинение тяжких телесных  повреждений и т. д.).7

Часть 3 ст. 205 УК РФ устанавливает  уголовную ответственность за деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, если они совершены: 

а) организованной группой.

Организованная группа является более опасной разновидностью соучастия с предварительным  соглашением. Под организованной группой  понимается два или большее число  лиц, предварительно сорганизовавшихся  для совершения одного или нескольких преступлений. Этой разновидности соучастия свойственен профессионализм и устойчивость. Чаще совершаются преступления организованной группой в экономической сфере.

Организованная группа характеризуется обязательными  признаками, к которым следует  отнести предварительный сговор и устойчивость.

Под устойчивостью организованной группы понимается наличие постоянных связей между членами и специфических методов деятельности по подготовке или совершению одного или нескольких преступлений. Устойчивость организованной группы предполагает предварительную договоренность и соорганизованность. Эта разновидность в отличие от соучастия с предварительным сговором группы лиц отличается большей степенью устойчивости, согласованности между участниками. Членами организованной группы могут быть лица, которые участвовали в разработке плана совершения преступления или же лица, которые знали о плане и активно выполняли его. Деятельность организованной группы чаще связана с распределением ролей, но это вовсе не исключает и соисполнительство. Как правило, тщательная организация таких групп объединяет большое количество людей, работающих в органах государственного управления, руководителей предприятий, работников торговли и т. д. Все это обусловливает устойчивость организованной группы.8

б) действия террористов повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Под иными тяжкими  последствиями понимается гибель по неосторожности людей либо причинение по неосторожности тяжкого вреда  здоровью двух или более лиц, эпидемии, невосполнимый ущерб природным объектам, гибель памятников истории и культуры, уничтожение важных народнохозяйственных объектов, отразившееся на экономической безопасности и обороноспособности страны, и т.д.9

Однако необходимо признать, что взрыв или поджог жилого дома, административных зданий и большинства других сооружений сопровождается реальной опасностью гибели людей и исполнители данного преступления об этом, как правило, знают или не могут не знать. Поэтому представляется, что в большинстве случаев в их действиях усматривается если не прямой, то косвенный умысел. В этой связи терроризм, повлекший человеческие жертвы (например, взрыв универмага, вокзала, учреждения), в большинстве случаев при наличии жертв необходимо квалифицировать по совокупности еще и по ст. 105 УК  как убийство, по крайней мере, с косвенным умыслом.10

Примечание к ст. 205 УК предусматривает, что лицо, участвовавшее  в подготовке акта терроризма, освобождается  от уголовной ответственности, если оно:

1. своевременным предупреждением  органов власти (т.е. когда у органов власти имеется время, в пределах которого есть реальная возможность для предотвращения акта терроризма);

2. или иным способом  способствовало предотвращению  осуществления акта терроризма (например, обезвредило взрывное устройство, воздействовало в какой – либо форме на других участников готовящегося террористического акта, или дезинформировало соучастников, благодаря чему террористический акт не был осуществлен, и т.д.);

3. если в действиях  этого лица не содержится иного  состава преступления. Например, если лицо совершило хищение взрывного устройства для совершения террористического акта, а затем добровольно сообщило органам власти об этом, и террористический акт был предотвращен, то такое лицо будет нести ответственность лишь за хищение взрывного устройства по ст. 226 УК.

 Указанное примечание  относится к актам терроризма, которые подготавливались не  одним лицом, а группой лиц  (по предварительному сговору  или организованной группой). Если  же лицо планировало совершение  акта терроризма не в составе группы, а самостоятельно, затем добровольно и окончательно отказалось от его совершения, то такое лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности в соответствии со ст. 31 УК.

Кроме этого, следует  иметь в виду, что если лицо участвовало  в подготовке нескольких актов терроризма, то оно освобождается от уголовной ответственности лишь за тех из них, которые были предотвращены по его заявлению. Однако явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления, в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 61 УК признается обстоятельством, смягчающим наказание, а при отсутствии отягчающих обстоятельств наказание такому лицу должно быть назначено по правилам ст. 62 УК, т.е. не превышать ¾ максимального срока наиболее строгого вида наказания – лишения свободы, предусмотренного ст. 205 УК 

1.10. Отграничение от  сходных деяний

 

Освещая  проблему уголовно – правового регулирования борьбы с терроризмом нельзя не остановиться на вопросах разграничения терроризма и смежных с ним преступлений.

Наиболее сложным представляется разграничение терроризма с убийством  лица или его близких в связи  с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга или совершенным общеопасным способом (п. «б», «е»,  ч.2 ст. 105 УК РФ).

Представляется, что разграничение  составов в случаях, когда лишаются жизни лица, выполняющие свой служебный  или общественный долг, следует искать в субъективной стороне содеянного, а именно – в цели совершаемых действий, создающих опасность гибели людей, в том числе путем взрыва, поджога и иных подобных действий.

Как уже отмечалось, при  терроризме действия совершаются с  целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений органом власти. Взрыв, поджог и сопряженное с ними убийство человека используются как средство достижения таких целей и адресуются обществу в целом.

При убийстве, подпадающем под п. «б» ч.2 ст.105 УК РФ, цель - отомстить за законно осуществляемую служебную или общественную деятельность конкретного человека – жертвы или его близких, либо воспрепятствовать этой законной деятельности. Выбор жертвы при терроризме не определен, т.е. ею может стать любое лицо, в том числе и любое из выполнявших свой служебный или общественный долг (случайная, «невинная» жертва).

Что касается вида вины по отношению к смерти жертвы, то по п. «е» ч.2 ст.105 УК РФ это может  быть прямой или косвенный умысел.

По ч.3 ст.205, как установлено  в самой статье, к смерти возможна лишь неосторожная вина.

Также сложным представляется разграничение диверсии и терроризма, поскольку по законодательной обрисовке  действий (совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и  обороноспособности Российской Федерации (ст. 281 УК РФ)) они почти полностью совпадают.

Однако, если в ст.281 УК РФ, говорящей об ответственности  за диверсию, дан исчерпывающий перечень преступных действий, то к терроризму относятся, кроме названных непосредственно  в ст. 205 УК РФ, еще самые разнообразные иные действия. Кроме того, в диспозиции ст. 205 УК РФ предусмотрено не только действие, но и угроза такими действиями.

Диверсия окончена в  момент самого причинения вреда, главной  составляющей которого является материальный ущерб, терроризм же окончен в момент создания опасности общественно опасных последствий.

Целью диверсии является само уничтожение или повреждение  материальных объектов, чтобы непосредственно  таким путем подорвать мощь государства, терроризм не преследует цель убить, уничтожить, повредить, главное – запугать население, воздействовать на принятие решения органами власти, поэтому террористу «достаточно» создания опасности, хотя, как ранее отмечалось, террористические действия не всегда заканчиваются только созданием опасности.

Существенным разграничивающим признаком является демонстративность, ультимативность действий при терроризме.

Различие между рассматриваемыми преступлениями состоит и в объекте  посягательства – общественная безопасность при терроризме (спокойствие, ощущение защищенности населения) и экономическая безопасность России – при диверсии.1

Терроризм и другие преступления с признаками терроризирования следует  отличать от политических и заказных убийств. Если убийство террористической направленности служит средством создания обстановки страха, напряженности и одновременно способом воздействия на третьих лиц, то политическое или заказное убийство без элементов терроризирования является способом решения каких-либо вопросов самим фактом его совершения; здесь нет необходимости в понуждении кого-то к чему-то, все разрешается в результате самого наступившего последствия.

Оценивая уголовно –  правовое значение угрозы для квалификации конкретных действий как терроризма, необходимо видеть различие между угрозой  при терроризме и угрозой убийством или причинением тяжких телесных повреждений (ст.119), угрозой  или насильственными действиями в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296). Различия можно обнаружить как в характере самих действий, их масштабах, так и особенно в целях поступков.

Более детальное разграничение  терроризма со смежными преступлениями возможно на основе изучения признаков  соответствующих составов, существующих в уголовном законодательстве, а  это, в свою очередь, предъявляет особые требования к вновь вводимому в уголовные кодексы составу терроризма, который в полной мере должен отразить сущностные характеристики терроризма и органически присущие ему составные элементы и не содержать в своей конструкции признаков иных преступлений, уже нашедших закрепление в действующем уголовном законодательстве.

Информация о работе Терроризм в России