Система преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:44, контрольная работа

Краткое описание

Уголовное законодательство не отвечает в полной мере повышенной общественной опасности преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами и не разграничивает четко ответственность за совершение преступлений в составе организованных форм соучастия. В связи с этим в Уголовный кодекс были внесены изменения в статью 35 и статью 210.
Данные изменения позволяют более четко разграничить признаки организованной группы и преступного сообщества и дифференцировать ответственность членов организованных преступных формирований.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

объединение организованных групп, образует преступное сообщество, когда они действуют под единым руководством, между ними существуют устойчивые связи, осуществляется совместное планирование и участие в совершении одного или нескольких тяжких или  особо тяжких преступлений, совместное выполнение иных действий, связанных с функционированием такого объединения

 

Возникновение в уголовном  законодательстве России норм об ответственности  за создание преступного сообщества (преступной организации) и участие  в нем явилось результатом острых теоретических дискуссий между сторонниками и противниками криминализации этой формы преступной деятельности. Вместе с тем, такие нормы были известны отечественному законодательству как дореволюционного, так и советского периода.

По дореволюционному законодательству уголовному преследованию подвергались шесть видов преступного объединения: сообщество, заговор, тайное общество, запрещенное сходбище, публичное скопище, шайка, из которых только последнее носило общеуголовный характер, в то время как другие пять подразумевали политический элемент» Советское уголовное законодательство сохранило эту тенденцию, которая выразилась в криминализации контрреволюционной и антисоветской организации.

Преступная организация  представляет собой форму соучастия, соединяющую в себе следующие видовые признаки: распределенность ролей, наличие предварительного сговора, высшая степень организованности. В отличие от других форм соучастия, преступная организация — это соучастие особого рода, правовая конструкция которого позволяет осуществлять уголовное преследование тех лиц, общественно опасная деятельность которых проявляется не в совершении традиционных преступлений, а в создании организационных условий для их системного совершения. Законодатель предусмотрел две формы преступной организации: структурированную организованную группу, созданную для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, и объединение организованных групп, созданное в тех же целях. Поскольку последняя форма имеет весьма незначительное практическое применение, наибольшее значение приобретает структурированная организованная группа. Однако используемые при ее определении оценочные признаки (устойчивость, структурированность, организованность) не дают четких критериев для ее отграничения от других форм соучастия и требуют уточнения либо в законодательном порядке, либо в порядке судебного толкования. Поэтому существует практическая и теоретическая необходимость дополнения ее другими признаками, в том числе разрабатываемыми криминологией, в частности, признаком законспирированности. Кроме того, следует законодательно уточнить количество преступлений, для совершения которого создается преступная организация, и здесь целесообразно ввести понятие преступной деятельности, раскрыв его содержание в примечании к ст.35 УК РФ.

Особенной частью УК РФ криминализованы  действия, выражающиеся в организации (создание, руководство) преступного  сообщества (преступной организации) для  совершения тяжких или особо тяжких преступлений и объединения организаторов  или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а также действия, выражающиеся в участии в них.

Содержание действий по созданию преступной организации  различаются в зависимости от того, создается ли она в форме структурированной организованной группы или объединения организованных групп. Эти действия образуют оконченный состав преступления, когда созданная организация достигла состояния объективной готовности к совершению тяжких или особо тяжких преступлений. Руководство преступной организацией, в свою очередь, следует считать оконченным составом преступления, если лицом на постоянной основе или в течение длительного времени выполняется хотя бы одна из функций по руководству такой организацией либо входящими в нее структурными подразделениями. Участие в преступной организации образует оконченный состав преступления с момента осознанного добровольного вступления в нее и совершения какого-либо деяния, в том числе и формально правомерного, в интересах или по заданию этой организации.

Руководство преступной организацией необходимо отличать, с  одной стороны, от ее создания, а  с другой стороны, от руководства  совершением конкретных преступлений членами организации. В обоих  случаях одно лицо может одновременно осуществлять все эти функции, то есть являться создателем преступной организации, ее руководителем, а также организатором и руководителем совершаемых ею преступлений, однако все эти функции, даже если они совмещены в одном лице, имеют самостоятельное правовое значение.

Структурным подразделением преступной организации является территориально или (и) функционально обособленная группа участников преступной организации, специализирующаяся на выполнении всех или части его функций, в том числе и тех, которые сами по себе, в отрыве от преступной деятельности всей организации, состава преступления не образуют.

Объединение организаторов  или иных представителей организованных групп, в отличие от преступной организации, не относится к формам соучастия. Численный состав такого объединения необходимо расширить путем включения в него также и представителей преступных организаций. Цель создания такого объединения следует сформулировать иначе: «в целях разработки планов совместного совершения преступлений и решения иных вопросов в интересах организованных групп и организаций - участниц». Кроме того, нужно дополнить законодательное определение этого объединения признаком устойчивости.

В целях реализации первого  критерия целесообразно ввести повышенную ответственность организаторов и участников особо опасной преступной организации, созданной для совершения одного или нескольких особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, здоровье, свободу, половую неприкосновенность человека, а также на общественную безопасность, основы конституционного строя и безопасность государства, мир и безопасность человечества. Из числа признаков преступной организации, не относящейся к особо опасным, целевой признак, связанный с категорией совершаемых преступлений, необходимо исключить.

Обстоятельствами, влекущими  повышенную ответственность, должны также  стать: вооруженность организации, использование ею институтов демократии, монополизация экономической деятельности, использование в своих интересах  средств массовой информации.

Второй критерий предполагает, что несовершение преступлений преступной организацией по причине добровольного  отказа влечет освобождение от уголовной  ответственности за те преступления, для совершения которых она создана, но не за само ее создание и участие в ней. В случае если преступления не совершены в виду объективной неготовности преступной организации к их совершению либо под воздействием внешних факторов, ее организаторы и участники подлежат уголовной ответственности за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она была создана.

Уголовной ответственности  по ст. 210 УК РФ подлежат как те, кто принимал участие в совершении преступной организацией конкретных преступлений, так и те, кто никакого участия в их совершении не принимал, однако совершал какие-либо действия, в том числе и формально правомерные, в интересах организации. Действия последних нельзя смешивать с соучастием в создании преступной организации, руководстве ею и участии в ней, которое должно квалифицироваться со ссылкой на одну из частей ст. 33 УК РФ. Распределение ролей между членами преступной организации при совершении ими конкретных преступлений такой ссылки не требует: они подлежат ответственности как исполнители. Организатор преступной организации подлежит уголовной ответственности за совершенные ею преступления, если они охватывались его умыслом. Сам термин «охват умыслом» требует уточнения в тексте закона.

Взгляды на организованную преступность в России и в мире укладываются в три основные парадигмы: а) организованная преступность это миф; б) организованная преступность - это абсолютная тотальность; в) организованная преступность — это не тотальность, но реальность, подчиняющаяся основным законам развития общества. Именно третья парадигма наиболее перспективна для научного исследования нашей проблемы, ибо она находит наиболее последовательное практическое (в т.ч. статистическое) подтверждение. Основными признаками, отличающими организованную преступность от других видов преступности, являются ее (1) постоянство, (2) рациональность, (3) конспиративность и (4) коррупционные связи. Таким образом, мы определяем ее понятие: организованная преступность - это совокупность законспирированных объединений лиц, имеющих коррумпированные связи и рационально осуществляющих постоянную совместную преступную деятельность, а также совокупность преступлений, совершенных и подготавливаемых ими в данное время и в данном месте. Оценивая состояние и динамику организованной преступности в России, мы приходим к выводу, что в настоящее время она стабилизировалась и заняла прочное, хотя и не доминирующее место в структуре всей регистрируемой преступности, подчиняясь ее основным тенденциям и изменяя свои показатели как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения в зависимости от изменения общего состояния преступности.

Преступные организации  имеют свой жизненный цикл, состоящий  не более чем из четырех стадий: становление, сплочение, формализация, реформация. Каждая стадия заканчивается  наступлением кризиса в преступной организации: кризом идентичности, кризисом роста, кризисом стагнации и кризисом старения. Успешное разрешение и преодоление кризиса является залогом выживания преступной организации и ее перехода на новую стадию жизненного цикла Названный цикл тянется между двумя точками координат: возникновением и исчезновением преступной организации.

Существуют четыре механических способа возникновения преступных организаций, а также четыре механических способа их исчезновения (самороспуск, распад, присоединение, ликвидация). Одним  из ключевых факторов в динамике преступных организаций, который влияет как на преодоление кризисов, так и на исчезновение самих преступных организаций, служит внутриорганизационный конфликт, который может обладать различным персональным составом и причинной обусловленностью.

Преступные организации - постоянные спутники государства, порождаемые  самой его сущностью. Закономерности и причинная обусловленность  их возникновения могут отличаться в зависимости от состояния общества. Три основных фактора формируют  социальный заказ на организованную преступность в период кризиса в обществе: реверсивный сдвиг, приводящий к девальвации положительных ценностей, крушение традиционных институтов социальной реализации личности, на смену которым приходят социально опасные субституты, и нарастание психологии отчужденности, стимулирующей спрос на запрещенные товары и услуги. В устойчивых и высокоразвитых обществах функционирование преступных организаций может объясняться наличием такого стереотипа общественного сознания, в котором преступные организации воспринимаются как залог стабильности преемственности традиций. Обладая схожими с государством признаками, преступные организации, тем не менее, не стремятся занять его место, ибо по ряду объективных причин нуждаются в его существовании. В отношении к государству преступные организации чаще всего используют следующие стратегии: подкуп, запугивание, насилие, диверсификация.

Государство же воздействует на преступные организации посредством  стратегий тотального уничтожения, использования, сдерживания или сращивания. Сочетание двух последних стратегий характерно для современной России.

 

 

Как из закона, так и из юридической  практики исключен такой признак  ОПС, как "сплоченность". Субъективное и нечеткое содержание данного признака создавало своего рода "юридический люфт", обуславливавший в процессе судебного рассмотрения дела непроизвольное "сползание" с большим трудом доказываемого преступного сообщества в сторону менее тяжкой формы групповой преступности - организованной группы. Сегодня этот вопрос решен. Введенный законодателем признак структурированности объективен и доказуем. Содержанию данного признака дано ясное определение в разъяснениях Пленума Верховного Суда. Однако изменение норм материального права вызвало отдельные трудности их практического применения.

преступное сообщество по сравнению с организованной группой  имеет более сложную внутреннюю структуру, основанную на строгой иерархии (наличие руководителя, совета руководителей  и других организационно-управленческих подразделений).

 

 

Ответственность за такие «стечения нескольких лиц в одном преступлении»1 законодателем урегулирована в семи статьях Особенной части УК, регламентирующих самостоятельные составы преступлений (ст. 208, 209, 212, 239, 279, 282.1, 282.2).

Преступное сообщество (преступная организация) (ст. 210 УК) также выступает разновидностью необходимого соучастия.

В связи с этим возникает  вопрос: можно ли признавать соучастием в преступлении действия создателя (организатора), руководителя преступного  сообщества (преступной организации) и  лиц, участвующих в таком объединении? Рассматривая эту проблему, И.Г. Галимов  и Ф.Р. Сундуров отмечают, что указанные действия квалифицируются по различным статьям одной и той же статьи Особенной части УК, отличаются друг от друга не по признакам, характеризующим личность виновного, как это имеет место при совершении указанных деяний лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 210 УК РФ), а по объективным признакам, характеру самого деяния, в силу чего не могут быть признаны соучастием в совершении одного и того же преступления2. Участники, организаторы и руководители преступного сообщества (преступной организации) соучастниками преступления становятся лишь в случае совместного участия в тех конкретных преступлениях, для совершения которых и создавалось такое преступное объединение.

При этом под прямым получением финансовой или иной материальной выгоды понимается совершение одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений (например, мошенничества, совершенного организованной группой либо в особо крупном размере), в результате которых осуществляется непосредственное противоправное обращение в пользу членов преступного сообщества (преступной организации) денежных средств, иного имущества, включая ценные бумаги и т.п.

Под косвенным получением финансовой или иной материальной выгоды понимается совершение одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, которые непосредственно не посягают на чужое имущество, однако обусловливают в дальнейшем получение денежных средств и прав на имущество или иной имущественной выгоды не только членами сообщества (организации), но и другими лицами.

Судам следует иметь  в виду, что преступное сообщество (преступная организация) может осуществлять свою преступную деятельность либо в форме структурированной организованной группы, либо в форме объединения организованных групп, действующих под единым руководством. При этом закон не устанавливает каких-либо правовых различий между понятиями "преступное сообщество" и "преступная организация".

Информация о работе Система преступлений