Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 23:56, курсовая работа
Устав ООН, как и Устав Токийского трибунала, документы ООН, принятые в конце второй мировой войны и в первые, послевоенные годы с активным участием СССР, дали толчок созданию разветвленной системы международно – правовых договоров, призванных противодействовать новым агрессивным войнам, уничтожению населения и природы, другим международным преступлениям. Включение данной главы в УК вытекает из требований ст. 8 Конституции Республики Беларусь, предусматривающей, что общепризнанные положения международного права, международно – правовые договоры являются частью внутреннего права. Это, конечно не означает необходимость дословной их ретрансляции, но смысл должен быть воспроизведен во внутреннем законодательстве, с учетом отечественной традиции законодательной техники. Внутреннее законодательство может также расширить объем соответствующих уголовно – правовых запретов, так как международные договоры обычно ориентированы на консенсус на основе минимума. Самостоятельно определяет внутреннее законодательство и санкции за международные преступления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………………3
ГЛАВА I МЕЖДУНАРОДНО – ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА………………………………….6
ГЛАВА II ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВ…………………………………….…….9
2.1 Пропаганда войны …………………………………………………………….…..9
2.2 Подготовка либо ведение агрессивной войны ……….…………………….……10
2.3 Нападение на учреждения, пользующиеся международной защитой……….13
2.4 Террористический акт против представителя иностранного государства……15
2.5 Международный терроризм………………………………………….…………..16
ГЛАВА III ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
3.1 Разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни….19
3.2 Производство, накопление либо распространение запрещенных средств ведения войны……………………………………………………………………..….21
3.3 Преступления против безопасности человечества…………………..………...24
3.4 Геноцид ………………………………………………………………….………..26
3.5 Экоцид……………………………………………………………….…………......27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………30
Статья 4
То обстоятельство, что какое-либо лицо, обвиняемое в совершении какого-либо преступления, определяемого в настоящем кодексе, действовало во исполнение приказа своего правительства или начальника, не освобождает это лицо от ответственности по международному праву, если в условиях того времени оно могло не выполнить этого приказа[16].
ГЛАВА 2
Преступления против мира и мирного сосуществования государств
Декларация о праве народов на мир, одобренная резолюцией 39/11 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 ноября 1984 г., определила, что установление прочного мира на Земле представляет собой первейшее условие сохранения цивилизации и существования человечества. Декларация торжественно провозгласила, что народы нашей планеты имеют священное право на мир, и содействие его реализации является одной из основных обязанностей каждого государства.
Основу миропорядка как объекта преступлений против мира составляют взаимоотношения государств, сориентированные на устранение угрозы войны, прежде всего ядерной, на исключение применения силы в межгосударственных отношениях и разрешение международных споров мирными средствами на основе Устава Организации Объединенных Наций[13].
В соответствии с ч. 1 ст. 123 УК, представляет собой распространение в любой форме взглядов, идей или призывов с целью вызвать агрессию одной страны против другой – наказывается штрафом или лишение свободы на срок до 3 лет[2].
Пропаганда войны является идеологической и морально-психологической подготовкой населения и руководителей государства к развязыванию вооруженной агрессии против другого государства. Именно поэтому пропаганда войны была осуждена Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1947 г., а ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. содержит требование, в соответствии с которым «всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом». Данные действия направлены против мира, который и является непосредственным объектом этого преступления.
С объективной стороны пропаганда войны представляет собой распространение милитаристских взглядов и идей либо призывы к военному нападению на какое-либо государство, т.е. доведение соответствующей информации до сведения других лиц. Пропаганда всегда обращена к неопределенному кругу лиц, она не персонифицирована. Этим она отличается от подстрекательства, которое всегда обращено к конкретному лицу с побуждением совершить конкретное преступление. Не может считаться пропагандой войны обсуждение соответствующих идей в кругу единомышленников либо сообщение знакомым о своих взглядах.
Распространение взглядов, идей или призывов может осуществляться в любой форме: путем устного выступления перед аудиторией, вывешивания плакатов соответствующего содержания, демонстрации кино- и видеофильмов, посредством радио, телепередач или с использованием иных средств массовой информации, рассылки или раздачи брошюр и иной литературы, кассет и т.п.
Изложение своих взглядов на каком-либо материальном носителе без намерения его последующего распространения не является пропагандой войны и в том случае, если по каким-либо причинам соответствующие материалы попали в руки других лиц[14].
Оконченным данное преступление считается с момента доведения идей, взглядов или призывов до сведения многих или хотя бы нескольких (двух и более) лиц.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный сознает как милитаристское содержание своих идей, взглядов или призывов, так и факт их пропаганды (распространения) среди других людей. Обязательным признаком субъективной стороны является цель — вызвать агрессию одной страны против другой. Отсутствие такой цели исключает ответственность даже за умышленное распространение соответствующих идей и взглядов, например с целью выделиться «оригинальностью» идей.
Субъект преступления общий, ответственность предусмотрена для лиц, достигших 16 лет на момент совершения преступления[12].
Часть 2 ст. 123 УК предусматривает повышенную ответственность за пропаганду войны, если она совершена лицами, занимающими высшие государственные должности.
К высшим государственным должностным лицам относятся:
• Президент Республики Беларусь, а также Председатель Палаты Представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители;
• руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству Республики Беларусь, и их заместители[2].
Наличие двух частей статьи 122 УК не означает, вопреки мнению некоторых авторов, что налицо основной и квалифицированный составы. В рамках одной нормы УК фактически объединены два состава, объективная сторона одного из которых состоит в подготовительных действиях к агрессивной войне, а второй - в ведении этой войны. Различия в санкциях (ч.1 предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 15 лет, а ч.2 - на срок от 7 до 25 лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью с конфискацией имущества или без конфискации) понятны. Они связаны с различием тяжести наступивших или возможных последствий[2].
Ключевое слово при характеристике рассматриваемых составов - агрессивная война. Речь, таким образом, идет не о любой войне, как вооруженной борьбе между государствами для достижения определенных целей, а о применении государством вооруженной силы первым в нарушение Устава ООН. Имеется ввиду применение вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности, политической независимости другого государства. Предполагается, что оценку действий государства как развязывания и ведения агрессивной войны (акта агрессии) дает Совет Безопасности ООН, если достигнуто единогласие его постоянных членов. Оборонительная война, когда государство защищается от агрессора, очевидно не создает ситуаций, предусмотренных в ст. 122 УК.
Непосредственный объект деяний, предусмотренных рассматриваемой статьей, - состояние мира между государствами и безопасность человечества. Применение вооруженной силы для подавления внутреннего мятежа, попыток незаконных вооруженных формирований установить контроль над определенной территорией, даже, если это связано с самопровозглашением независимости, не влечет для государства применившего в соответствии с Конституцией силу защиты своей целостности, оценки его действий как акта агрессии. Такая оценка применима только к вооруженной борьбе двух или нескольких государств[13].
Не охватываются понятием агрессии и действия вооруженных сил, выделяемых государствами по решению ООН или региональной международной организации для миротворческих действий.
Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 122 УК, четко определена в ней.
Планирование агрессивной войны, уже факт которого является оконченным преступлением - это разработка ее политических и стратегических целей, расчеты необходимых людских и материальных ресурсов для осуществления и закрепления результатов агрессии, разработка планов военных операций, перевода народного хозяйства на военные рельсы, мобилизации людей и технических средств; разработка планов управления оккупированными территориями, дипломатического и пропагандистского обеспечения агрессии, создания повода для нее и т.д. Подчеркнем вместе с тем, что нельзя отождествлять деятельность Генерального штаба и других органов, отвечающих за военную безопасность страны, по планированию операций и их обеспечению в случае нападения на страну с планированием агрессивной войны. Последнее имеет место лишь при осознании, что речь идет именно о подготовке и в (нападения на другую страну) и стремлении добиться этого[8, c. 35].
Подготовка агрессивной войны - другой вариант объективной стороны состава, предусмотренного ч.1 ст. 122 УК - включает в широком смысле и ее планирование. «Разведение» этих понятий означает, что в качестве самостоятельного варианта выделяются уже не «кабинетные» действия, а реальные - в воинских частях, соединениях и объединениях, в народном хозяйстве, в средствах массовой информации, в дипломатии, на местности, прилегающей к будущему театру военных действий и т.д. Речь идет, в частности, о фортификационном и коммуникационном оборудовании исходных позиций, о сосредоточении войск в районах, из которых начнется вторжение, о приведении их в повышенную боевую готовность, об интенсивной разведке сопредельной территории, об «обработке» общественного мнения и т.д.[14].
Наконец, развязывание агрессивной войны также упомянутое в ч. 2 ст. 122 УК - это предъявление ультиматума, блокада сухопутных, водных, воздушных коммуникаций страны, в отношении которой развязывается война, вторжение ограниченного контингента для разведки боем и захвата опорных пунктов, захват дипломатических представителей, интернирование других граждан страны, на которую осуществляется нападение, захват ее имущества и т.д. Если планирование и подготовка агрессивной войны обычно отделены от ее развязывания достаточно значительным промежутком времени, то действия по развязыванию агрессии немедленно переходят в полномасштабное ведение агрессивной войны[2].
Речь идет о бомбардировке
территории или масштабном
• вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства;
• любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила;
• любая аннексия территории другого государства или части ее с применением силы;
• бомбардировка или применение любого оружия государством против территории другого государства;
• блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
• нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;
• применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;
• действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
• засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп нерегулярных сил или наемников, которые применяют вооруженную силу против другого государства, причем их действия носят столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, либо его значительное участие в них;
• любые другие деяния, квалифицируемые Советом Безопасности ООН в качестве актов агрессии в соответствии с положениями Устава ООН.
Рассматриваемое деяние является длящимся: составы, охватываемые ст. 122 УК, в принципе носят формальный характер, но фактически всегда налицо особо тяжкие последствия или их реальная угроза. Субъективная сторона составов ст. 122 УК предполагает для подготовки, развязывания и ведения агрессивной войны прямой умысел. Для планирования возможен и косвенный умысел в виде безразличия к возможным результатам действий виновного. Субъект рассматриваемых деяний, хотя это и не оговорено в тексте ст. 122 УК, является специальным, поскольку перечисленные в ней действия могут осуществлять только высшие государственные должностные лица, высшие военные руководители, наделенные полномочиями принятия и осуществления соответствующих решений. В круг исполнителей или соучастников входят и разработчики агрессивных планов, командующие объединениями (соединениями), ведущими агрессивную войну. Ссылка, на отданные приказы их не оправдывает, так как с точки зрения международного уголовного права эти приказы заведомо незаконны. Что же касается рядовых участников агрессивных войн, то они отвечают за совершенные в их ходе конкретные военные преступления и преступления против человечества[10, c. 17].
2.3 Нападение на учреждения, пользующиеся международной защитой
Статья 125 УК - это нападение на служебные или жилые помещения учреждений, пользующихся международной защитой, либо на транспортные средства этих учреждений с целью провокации международных осложнений или войны[2].
Непосредственным объектом
Предметом преступления являются служебные или жилые помещения, а также транспортные средства учреждений, пользующихся международной защитой. Учреждения, о которых идет речь в данной статье, перечислены в различных международных правовых актах, указанных при анализе ст. 124 УК.
Объективная сторона состава преступления образуется совершением активных действий, которые определены как нападение и направлены на насильственный захват соответствующих помещений или транспортных средств. Нападение может быть совершено как на здание или комплекс зданий, так и на отдельные помещения зданий, сопровождаться вторжением (проникновение внутрь) и не сопровождаться вторжением в помещения или транспортные средства (блокирование). Длительность нападения не имеет значения для квалификации[14].
Информация о работе Преступления против мира и безопасности человечества