Правовые основания применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 15:27, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность проблемы заключается в том, что применение оружия – самая жесткая и крайняя мера административного принуждения, применяемая милицией. Она применяется довольно часто, так как в последнее время в России возрастает степень общественной опасности преступных посягательств, усиливается агрессивность и жестокость преступлений, активизируется противодействие сотрудникам ОВД.
В работе проанализированы и рассмотрены условия, пределы и основания применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции, случаи, когда оружие не применяется, гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции, уголовная и дисциплинарная ответственность за его неправомерное применение.

Содержание

Введение

Глава 1. Условия и пределы применения сотрудниками милиции огнестрельного оружия.

Глава 2. Правовые основания применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции.

2.1. Законодательство об основаниях применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции.
2.2. Запреты на применение сотрудниками милиции огнестрельного оружия.

Глава 3. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции

3.1 Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции.
3.2. Уголовная ответственность сотрудников ОВД за неправомерное применение огнестрельного оружия.
3.3 Дисциплинарная ответственность за не законное применение огнестрельного оружия.

Заключение.

Список используемой литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

pravovye_osnovaniya_primeneniya_ognestrelnogo_oruzhiya_sotru.doc

— 252.00 Кб (Скачать документ)

Не могут рассматриваться как предметы, используемые в качестве оружия, ведро, ботинок, сумка, книга, веник и т. п., хотя бы ими  и наносились удары сотруднику милиции.

Чаще всего вооружённое сопротивление оказываются сотрудникам милиции со стороны задерживаемых лиц – разыскиваемых в связи совершением ими преступлений, подозреваемых, лиц  совершивших административные правонарушения. Однако вооружённое сопротивление сотруднику милиции имеет подчас место и при осуществлении им других служебных обязанностей, например, во время оказания помощи судебным приставам, при производстве обыска, выемки и других следственных действий, при проверке соблюдением владельцем огнестрельного оружия правил его хранения и т. д.. В качестве вооружённого надо расценивать и такое сопротивление, которое оказывается с использованием заведомо негодного оружия или имитатора оружия (например, неисправного охотничьего ружья, игрушечного пистолета, макета гранаты и т. п.), если в создавшейся обстановке сотрудник милиции не должен был или не мог воспринимать его в качестве негодного или имитированного.

При невооружённом сопротивлении задерживаемого лица огнестрельное оружие может быть применено лишь тогда, когда такое сопротивление переросло в нападение на сотрудника милиции, опасное для его жизни и здоровья.

Отражение группового и вооружённого нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций, общественных объединений.

 

Условия, при наличии которых допускается применения огнестрельного оружия, сформулированы в самом общем порядке и конкретизируют лишь объекты, на которые направленно посягательство, а так же способы его существования.

В указанных случаях трудно сопоставить благо защищаемое (материальные объекты) и благо, которое приносятся для этого в жертву (жизнь и здоровье). Поэтому немаловажное значения имеют цели нападения. Такими целями, в частности, могут быть захват или разрушение зданий и строений, уничтожение находящегося в них имущества, завладение ценностями, денежными средствами, оружием, захват заложников, причинение телесных повреждений находящихся в них лицам и др.. Лишь при явной очевидности указанных целей в действиях нападающих сотрудник милиции вправе произвести выстрел на поражение.

Применение оружия по этому основанию позволяет не только пресечь причинение вреда самим этим объектам, но и предотвратить более значительный вред, который может наступить в результате их захвата, разрушения, либо незаконного проникновения.

Под нападением понимаются насильственные действия, состояния во вторжение, т.е. в открытом, вопреки установленному режиму работы объекта, действующим на нём правилам пропускного режима, требованием должностных лиц, обеспечивающих их соблюдение, или воле проживающих граждан, проникновение в помещение. В ряде случаев оно может сопровождаться уничтожением, повреждением объекта (путём взламывания дверей, поджога, взрыва и т.п.), причинением вреда здоровью находящимся там лицам либо угрозой совершения подобных действий. Нападением признаются так же насильственные действия, которые не связанны со вторжением в помещение, но направлены на его уничтожение или повреждение (например; обстрел здания, его минирование, забрасывание окон здания бутылками с горючей смесью, разрушение путём тарана транспортными средствами или при помощи других механизмов и т. п.). Перечисленные действия чаще всего совершаются при массовых беспорядках.

Жилище как объект нападения представляет собой помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в общежитии, садовый домик и т.п.). Помещения государственных органов, организаций и общественных объединений – это здания, строения, сооружения, которые предназначены для размещения их персонала и материальных ресурсов. Речь идёт об электростанциях, гидротехнических сооружениях, аэропортах, вокзалах, портах, телецентрах, банках, хранилищах, местах лишения свободы, административных  зданиях,  производственных   и  складских  помещениях    и т. д.

Групповым считается нападение, предпринятое двумя и более лицами, а вооружённым – нападение, совершаемое при помощи огнестрельного оружия, а равно предметов, используемых в качестве оружия.

Нападение на помещение, осуществляемое одним невооружённым лицом, может пресекаться с применением огнестрельного оружия только в том случае, если имеют место другие, предусмотренные ч. 1 ст. 15 Закона о милиции основания.

 

 

Пресечение побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избранно заключение под стражу; лиц осуждённых к лишению свободы; а так же пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Побег из места лишения свободы, из – под ареста или из под стражи является преступлением, предусмотренным ст. 313 УК РФ.

Закон исчерпывающе определяет круг лиц, побег которых из – под   стражи может осуществляться при помощи огнестрельного оружия.

Лицо считается задержанным по подозрению в совершении преступления, если его задержание оформлено протоколом задержания в порядке, предусмотренном ст. 91 УПК РФ.

Лицом, в отношении которого мерой пресечения избранно заключение под стражу, является подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и осуждённый, которые арестованы в установленном в законе порядке, в соответствии с судебным решением.10

Побег из под стражи стоит в незаконном, самовольном оставлении лицом места содержания или конвоя. Местами содержания являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, следственные изоляторы, исправительные учреждения.

Лица, находящиеся под стражей, состоят под конвоем при их доставлении к следователю, дознавателю, прокурору, суд, медицинское учреждение, для участия  в производстве судебных действий, на обменные пункты и в других случаях.

Самовольным оставлением места содержания или конвоя, обозначающим побег, является преодоление линии охраны.

Линей охраны выступают:

В ИВС – потолки, окна, двери камер и помещений, ограждение прогулочного двора и КПП.

В зале судебного заседания – ограждающий барьер;

В камере для содержания подсудимых – стены, потолки, пол, окна, дверь;

При конвоировании в легковом автомобиле – салон автомобиля;

При конвоировании в грузовом автомобиле – борта и пол кузова;

При конвоировании в специальном автомобиле – стены, потолок, пол, двери камер;

При конвоировании на морских и речных судах – стены кают (трюмов), палубные перекрытия, окна (иллюминаторы), двери (люки);

При конвоировании в железнодорожном вагоне – стены, потолок, пол, окно, дверь купе;

При конвоировании в самолёте (вертолёте) – салон, двери (люки);

При конвоировании на гужевом транспорте или пешем порядке – условная линия, определяется местом нахождения конвоиров;

Оружие для пресечения побега из под стражи может быть применено только лишь в том случае, если совершающему побег лицу известно о взятии его под стражу в установленном законом порядке. При отсутствии других оснований, указанных в Законе, применение оружия для задержания совершающих побег лиц которым ещё не объявлены постановление, протокол или иные документы, в которых зафиксировано решение уполномоченных на то органов или должностных лиц об их задержании или заключении под стражу, не допускается. Оружие так же не должно применяться и для пресечения побега лица, в отношении которого сотруднику милиции известно, что сроки его пребывания под стражей истекли, но каким – либо причинам оно до сих пор не освобождено.

Запрещено использовать оружие для пресечения побега других, не указанных в п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о милиции, лиц – задержанных в связи с совершением административных правонарушений; отбывающих административный арест, задержанных за уклонение отбывания административного ареста, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, а так каких – либо иных доставленных и содержащихся в милиции лиц (за исключением лиц, застигнутых сотрудником милиции при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности). Такие лица могут задерживаться с применением огнестрельного оружия только в том случае, если побег сопряжен с нападением, опасным для их жизни или здоровья сотрудника милиции, либо попуткой завладения его оружием.

Оружие сотрудник милиции вправе применять не только для пресечения побега, но и для пресечения попытки насильственного освобождения из - под  стражи трёх указанных категорий лиц  - задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых мерой пресечения избранно заключение под стражу, лиц осуждённых к лишению свободы.

Попытка насильственного освобождения из – под стражи указанных лиц может состоять в совершении действий, направленных на повреждение или разрушение мест их содержания (помещений, транспортных средств и т.п.) для обеспечения их побега и (или) противодействия персоналу, выполняющему функции охраны или конвоирования и пытающемуся предотвратить побег.

Попытка насильственного освобождения из – под стражи может представлять собой нападение на конвой милиции, сопровождающееся причинением сотруднику милиции телесных повреждений, ограничением его свободы (связыванием, запиранием в помещении и т.п.), хищением его оружия угрозой совершения таких действий. Если нападение на конвой милиции осуществляется самими лицами, находящимися под стражей (например, если эти лица захватываются в качестве заложников). При таких условиях оружие может применяться только против лиц, осуществляющих нападение, но не против похищаемых из – под стражи лиц.

Нельзя применять оружие в отношении лица, оказывающего помощь кому – либо в побеге из – под стражи, если такая помощь не соединена с насилием в отношении конвоя, охраны мест содержания, задержанных заключённых под стражу (например, против тех граждан, которые предоставляют сбежавшему из – под стражи лицу своё транспортное средство).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Запреты на применение сотрудниками милиции огнестрельного оружия.

 

Закон  о милиции допускает применение огнестрельного оружия не зависимо от гражданства, наличия дипломатического или консульского иммунитета, социального или имущественного положения посягающего или задерживаемого лица и иных характеризующих его обстоятельств. Вместе с тем следует иметь ввиду, что ч. 3 ст. 15 Закона о милиции запрещает по общему правилу применять огнестрельное оружие против:

а) женщин (если, конечно это очевидно или известно сотруднику милиции);

б) лиц с явными признаками инвалидности (к таким признакам относятся, в частности, отсутствие конечностей, невозможность самостоятельного передвижения или крайняя её затруднённость, слепота и т.п.);

в) несовершеннолетних, (то – есть лиц, недостигших 18 – летнего  возраста), если их возраст виден или известен сотруднику милиции.

Как исключение из общего правила ч. 3 ст. 15 Закона разрешает сотруднику милиции прибегнуть к огнестрельному оружию, если женщина, инвалид или несовершеннолетний осуществляют одно из следующих действий.

а) оказывают вооружённое сопротивление;

б) совершают вооружённое нападение, угрожающее жизни людей;

в) вооружённое групповое нападение, угрожающее жизни людей.11

Понятие вооружённого сопротивления, вооружённого нападения, угрожающего жизни людей, в данном случае полностью совпадают с аналогичными понятиями, речь о которых шла при рассмотрении оснований применения огнестрельного оружия, предусмотренных ч. 1 ст. 15 Закона « О милиции».

Если в преступных действиях женщины, инвалида, несовершеннолетнего указанные признаки отсутствуют (например, они в одиночку совершают невооружённое  нападение на граждан или сотрудников милиции, помещения государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, на конвой милиции, либо оказывают невооружённое сопротивление, пусть даже групповое, но без насилия, опасного для жизни или здоровья сотрудника милиции, здоровья и собственности и пытающихся скрыться, не оказывая вооружённого сопротивления), сотрудник милиции должен защитить людей, себя, объекты собственности и задержать названных лиц без применения против них оружия, используя в качестве мер принуждения лишь собственную физическую силу, а в случаях предусмотренных законом, и имеющиеся специальные средства.

Однако, эти зафиксированные в Законе «О милиции» запреты не безупречны. Та же женщина т несовершеннолетний (особенно 15 – 17 летнего возраста) могут обладать большой физической силой, знать боевые приёмы борьбы, иметь неоднократные судимости, состоять членами организованных преступных групп. То же самое можно сказать и про инвалидов (кстати, среди лиц, отбывающие длительные сроки лишения свободы, их не мало). Явная инвалидность в ряде случаев (отсутствие одного глаза, пальца на руке, хромота, немота и др.) нисколько не мешает совершать виновному тяжкие преступления.12 К тому же, сотрудник милиции в ходе противоборства может быть серьёзно травмирован и неспособен, оказывать достаточное физическое (мускульное), противодействие пускай и не очень физически сильному нападающему.

Поэтому следует либо отказаться от названных запретов, либо хотя бы допустить применения огнестрельного оружия в случаях совершения или посягательства, связанного с угрозой жизни граждан или сотрудника милиции, независимо от группового или вооружённого характера посягательства.

Запрещается применять огнестрельное оружие и при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

По смыслу Закона Российской Федерации «О милиции» запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей. На первый взгляд, можно сделать вывод, что в Законе идёт речь не просто о наличии посторонних граждан вблизи места применения оружия, а об их «значительном» скоплении в момент производства выстрела.

Информация о работе Правовые основания применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции