Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 18:39, контрольная работа
Уничтожение крепостного права и изменение поземельных отношений, введение местного самоуправления, создание новой судебной системы, реформирование армии необходимым образом повлекли за собой реформу полицейских органов, которые в дореформенный период рассматривались и как органы борьбы с правонарушениями, и как органы государственного управления.
Задание 1 . Полицейская реформа 1862 года
Уничтожение крепостного права и изменение поземельных отношений, введение местного самоуправления, создание новой судебной системы, реформирование армии необходимым образом повлекли за собой реформу полицейских органов, которые в дореформенный период рассматривались и как органы борьбы с правонарушениями, и как органы государственного управления.
Следует отметить, что к 60-м годам XIX века полицейские органы сохраняли организацию, которая им была придана еще во времена Екатерины П. При отсутствии в XVIII веке органов местного самоуправления или, как писал И.Е. Андреевский1, при слабом развитии «самодеятельности общины», правительства этого столетия возлагали все надежды на полицию. Полиция выполняла управленческие, охранительные и юрисдикционные функции. Она обязана была, как об этом говорилось выше, в первой главе, заботиться о школах, о помощи бедным, о продовольствии для городов, о взимании налогов. На полицию возлагались судебные функции. Устав благочиния, принятый в период царствования Екатерины II, закрепил подобное положение полиции. Однако полиция не справлялась с таким «поэтическим объемом» (по выражению И.Е. Андреевского) работы и, разбрасывая свои силы на самые различные объекты деятельности, функционировала далеко не эффективно, на что не один раз обращали внимание и императоры, и высшие сановники империи. И.Е. Андреевский по этому поводу писал: «Опыт показал, что такая гигантская работа оказалась не по силам персоналу земской полиции».
Поэтому параллельно с подготовкой реформы по отмене крепостного права проводилась подготовка полицейской реформы. Органом, координирующим эту работу, было Министерство внутренних дел. В 1858-1859 годах были подготовлены Основные начала реформы полиции. Одним из действующих актов, который практически начинал эту реформу, были «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах» от 25 декабря 1862 г., действовавшие вплоть до начала XX века. Эти Правила начинали реформу полиции снизу, в уезде, путем осуществления организационно-структурных изменений в системе полицейских органов. Вместо городской и земской полиции в каждом уезде учреждался единый полицейский орган - уездное полицейское управление во главе с уездным исправником. Уезды делились на станы, в которых полицейские функции выполняли становые приставы. В городах, подведомственных уездному полицейскому управлению, полицейскую службу несли городские и участковые приставы и полицейские надзиратели. Нижними чинами полиции в уездах оставались сотские и десятские, избиравшиеся из крестьян. Звание городничего было упразднено; городнические правления в тех городах, которые были подчинены уездной полиции, были присоединены к земским судам, переименованным в уездные полицейские управления, а в тех городах, которые сохранили свою, отдельную от уездной, полицию, они были переименованы в городские полицейские управления. В результате осуществления реформы 1862 года вместо городской и земской полиции в каждом уезде учреждался единый орган — уездное полицейское управление (ст. 6 Именного указа)2, то есть произошла дальнейшая централизация этих органов.
Уездное полицейское управление — коллегиальный орган, куда входили уездный исправник, его помощник и члены уездного полицейского управления — заседатели, избираемые от сословий (дворян, сельских обывателей и горожан). Все вместе они составляли общее присутствие уездного полицейского управления, председателем которого был уездный исправник. При каждом полицейском управлении учреждалась канцелярия, возглавляемая секретарем канцелярии.
Другой важный элемент полицейской реформы заключался в том, что компетенция полиции значительно сужалась. «Временные правила», а затем судебные Уставы от 20 ноября 1864 г. изымали из ведения полиции следственные и хозяйственно-распорядительные функции. На полицию возлагалось проведение дознания и выполнение законных требований судебных органов. Все материалы дознания полиция передавала судебному следователю и с этого момента обязана была выполнять его отдельные поручения, из ведения полиции были изъяты хозяйственные и социально-культурные вопросы и переданы земским учреждениям: постройка школ и больниц, запасных хлебных магазинов, мощение улиц, их озеленение и др. По словам И.Е. Андреевского3, полицейская реформа освободила полицию от «целой массы обязанностей, которые до тех пор лежали исключительно на одной земской полиции».
Реформа полиции нацеливала полицейские органы на то, чтобы они занимались делами благочиния - обеспечивали «тишину и порядок» на вверенной им территории. Шелкопляс В.А. 4 не совсем права, утверждая, что полицейская реформа не вносила точность и определенность в компетенцию полиции. Напротив, компетенция полиции по Уставу благочиния 1782 г. была безбрежна и в силу этого точно не определена. Реформа полиции 1862 г. вносила большую определенность в ее компетенцию, сосредоточивая внимание на главной функции - охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Что же представляет собой законодательный акт, который принимался на короткое время, но в действительности просуществовал не одно десятилетие? «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах» 1862 года состоят из 33 статей. Им предшествует Именной указ Александра II, данный Сенату в тот же день, 25 декабря, где содержатся принципиальные положения предпринимаемой реформы полиции. Именной указ состоит из введения и 10 статей. Введение небольшое, но содержит ряд интересных положений. Так, в нем отмечается, почему полиции уделено первоочередное внимание, почему законодательный акт является временным и определен примерный срок его действия.
По мысли законодателя, правила являются временными в силу того, что «сие важное дело может воспринять свое завершение тогда только, когда изданы будут составляемые, по повелению нашему, и имеющие непосредственную с ним связь уставы судопроизводства и судоустройства и положения о земскохозяйственных учреждениях»5. Но, как уже отмечалось, в 1864 году были приняты Судебные уставы6, проведена земская реформа, а «Временные правила» не отменили, также не вышел и новый закон об общем учреждении полиции.
Во введении Именного указа7 содержится и ответ на вопрос, почему законодатель поспешил с полицейской реформой. В нем отмечается: «... а между тем нужды государственные теперь же настоятельно требуют некоторых, по крайней мере, временных, изменений и улучшений в устройстве полиции». Что же это за «государственные нужды», которые «настоятельно» требовали переустройства одного из основных звеньев карательного аппарата России? Это, прежде всего, необходимость для царского самодержавия создать благоприятные условия для проведения реформ с целью сохранения существующего строя и приспособления его к новой социально-экономической обстановке.
Во введении Именного указа со всей определенностью подчеркивается главная роль полиции в государственном аппарате, в десяти последующих статьях речь идет о судьбе прежних органов, о структуре, основных принципах организации новых органов, а также указывается общая сумма расходов на содержание полиции. «Временные правила» затем уточняют и раскрывают основные положения Именного указа.
Итак , 25 декабря 1862 г. император
утвердил "Временные правила об устройстве
полиции в городах и уездах губерний".
Основу нового законодательного акта
составили положения "Учреждения для
управления губерний" (1775), "Устава
благочиния или полицейского" (1782), "Положения
о земской полиции" (1837), в которые были
внесены определенные изменения. Правила
объявлялись временными, призванными
"поправить строй уездной полиции до
совершения полной реформы полицейского
управления". В соответствии с ними
изменялась структура полиции, порядок
назначения должностных лиц и принятия
управленческих решений. Ранее организационно
обособленные земская и городская полиция
объединялись в единую общую уездную полицию,
ведению которой отныне подлежал не только
уезд, но все уездные, безуездные города,
посады, местечки и селения, располагавшиеся
на его территории8. Объединение осуществлялось
путем упразднения городничих правлений,
должностей городничих и полицмейстеров
и вхождения их аппаратов в состав земских
судов, которые стали называться уездными
полицейскими управлениями. Земские исправники
переименовывались в уездных исправников.
Исключение из общего правила составили
губернские и некоторые крупные города,
посады и местечки, перечисленные в специальном
приложении, где организовывалась своя
городская полиция, не попадавшая под
юрисдикцию уездной. В отличие от земских
исправников, которые избирались местным
дворянством, уездные исправники, полицмейстеры
и их помощники определялись и увольнялись
губернатором или генерал-губернатором.
Уездное полицейское управление составляли:
уездный исправник, помощник исправника,
общее присутствие уездного полицейского
управления. Это присутствие, в которое,
кроме уездного исправника и его помощника,
входили и заседатели от дворян и сельских
обывателей, заменило собой нижний земский
суд. На уездного исправника возлагалось
и множество административных функций,
так как он рассматривался как представитель
губернатора в уезде. В городах, на которые
распространялось действие "Временных
правил" 1862 г., полицией руководил градоначальник.
Кроме организации охраны общественного
порядка и борьбы с преступностью, он,
как и другие полицейские чиновники, обладал
обширными полномочиями по управлению
городом. Например - руководство почтой,
технический надзор за частными и общественными
зданиями.
Городское полицейское управление составляли:
полицмейстер, помощник полицмейстера,
общее присутствие городского полицейского
управления. В состав общего присутствия
входили еще два депутата от городского
общества.
Подведомственными полицейскому управлению
исполнительными чиновниками полиции
были: в уездах - становые приставы, а в
городах, посадах и местечках - городские
приставы, их помощники и полицейские
надзиратели. Нижними чинами полиции являлись:
сотские, в заведовании которых находились
определенные участки стана, называемые
сотнями, десятские - в селениях, полицейские
служители городских полицейских команд.
Сверх того, при полицейских управлениях
состояли рассыльные и в некоторых губерниях
- конная стража. Жалование уездного исправника
составляло 1500 руб., его помощника - 1000
руб., городского пристава - 600 руб., полицейского
надзирателя - 400 руб., станового пристава
- 600 руб. в год9. Основной полицейской силой
в сельской местности были становые приставы,
введенные еще в 1837 г. Территории полицейских
станов были чрезвычайно велики, становой
пристав не имел ни штатной канцелярии,
ни рассыльных в достаточном числе. В таких
условиях большая тяжесть полицейских
обязанностей ложилась на сотских и десятских.
Штаты исполнительных чиновников городских полиций зависели от разряда, к которому был отнесен город, а численность служителей полицейских команд определялась отдельно в зависимости от финансовых возможностей городов, так как их содержание осуществлялось из городских средств.
Закон от 25 декабря 1862 г. не изменил порядок формирования городских полицейских команд, они по-прежнему формировались из нижних чинов военного ведомства. В связи с неудовлетворительной кадровой политикой большая часть нижних чинов оказалась малоспособной к полицейской службе. В полицейские команды, судя по отзывам полицейских начальников и губернаторов, назначались люди нездоровые, с физическими недостатками, препятствовавшими отправлению службы.
Задание 2. Используя правовые положения главы I раздела III Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, раскройте порядок установления происхождения ребенка
Раздел III. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Глава I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ
133. Основой семьи признается
действительное происхождение. Никакого
различия между родством
134. Отцом и матерью ребенка считаются лица, записанные родителями в книге записей рождений.
135. При отсутствии записи
о родителях, неправильности или
неполноте ее, заинтересованным
лицам предоставляется право
доказывать отцовство и
Примечание. Дела о происхождении подсудны местному народному суду.
136. Право доказывать
139. Удостоверение отцовства,
при отсутствии признания
140. Забеременевшая и не
состоящая в браке женщина
не позднее как за 3 месяца до
разрешения от бремени подает
заявление в местный Отдел
записей актов гражданского
Примечание. Такое же заявление может быть подано и состоящей в браке женщиной, если зачатый ею ребенок происходит не от зарегистрированного ее мужа.
141. О поступившем заявлении
Отдел записей актов
142. Дела об удостоверении
отцовства рассматриваются в
общем порядке, но стороны обязаны
говорить правду и при
143. Суд, если будет найдено, что отношения лица, указанного в ст. 141, к матери ребенка были таковы, что по естественному ходу вещей именно он является отцом ребенка, выносит определение о признании его отцом, постановляя одновременно об участии его в расходах, связанных с беременностью, родами, рождением и содержанием ребенка.
144. Если суд при рассмотрении вопроса установит, что лицо, указанное в ст. 141, в момент зачатия хотя и было в близких отношениях с матерью ребенка, но одновременно с другими лицами, то суд постановляет о привлечении последних в качестве ответчиков и возлагает на всех их обязанность участвовать в расходах, указанных в ст. 143.
Форма N 1
КНИГА ЗАПИСЕЙ РОЖДЕНИЙ ЗА ________ ГОД
ОТДЕЛА ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ
______________________________ СОВЕТЕ ДЕПУТАТОВ
N |
Месяц |
Место |
Пол |
Имя и |
Имена, |
Постоян- |
Воз- |
Который |
Особые |
Подписи лиц, сообщивших о событии, свидетелей, должностного лица, совершившего запись.
Форма N 6
КНИГА ЗАПИСЕЙ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПРОИСХОЖДЕНИИ