Ответственность за доведение до самоубийства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

К концу XX - началу XXI в. Россию захлестнула волна насилия. Агрессия, жестокость стали характерной чертой этого периода, общество в угрожающих масштабах воспроизводит огромное количество особо опасных преступников. Насильственные преступления наносят непоправимый ущерб не только собственности, но и жизни, и здоровью людей, потерпевшими ежегодно оказываются сотни тысяч людей, что вызывает у граждан обоснованную тревогу, подрывает их веру в защищенность от преступных посягательств.
Жизнь – самое дорогое, что есть у человека, и самое страшное в этой проблеме то, что не только преступники покушаются на эту ценность, но и он сам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. История развития уголовной ответственности за доведение до самоубийства в России……………………………………………………………6
Глава II. Современное состояние правовой нормы………………………………………………………………………..……12
Глава III. Отграничение доведения до самоубийства от убийства….……………………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...26

Прикрепленные файлы: 1 файл

Ст. 110 УК РФ.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

        Обсуждая вопрос об объекте преступлений, связанных  с самоубийством потерпевшего (доведение  до самоубийства), нельзя обойти вниманием предмет данного посягательства. Это объясняется тем, что невозможно причинить вред объекту преступления путём непосредственного воздействия на общественные отношения. Как верно замечал Н.И. Коржанский, «объект – явление реальное, но осязаемое»14.

         Деяние признается оконченным с момента смерти потерпевшего или покушения на собственную жизнь. Для наличия данного состава преступления должно быть установлено, что потерпевший умышленно пытался лишить себя жизни, поскольку не исключается инсценировка самоубийства.

         Между фактом самоубийства (покушением на него) и деянием виновного должна существовать причинная связь, т.е. должно быть установлено, что именно действия (бездействие) лица явились той непосредственной причиной, которая толкнула потерпевшего на самоубийство. Причем обстоятельства должны объективно свидетельствовать, что уход из жизни потерпевшего или покушение на суицид были обусловлены поведением виновного, стали результатом угроз с его стороны, жестокого обращения с жертвой, систематического унижения человеческого достоинства. Если же оно последовало в результате иных причин (например, стресса, вызванного осложнениями на работе, разрывом семейных отношений, психического заболевания), состав преступления отсутствует.

       Потерпевшим в данном случае выступает любое лицо, которое путём угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства доводится до самоубийства или покушения на него.

         Так, Р. в ходе очередной ссоры с женой стал избивать ее, и она, убегая, выпрыгнула со второго этажа. Под окном стояла кровать с торчащими вверх металлическими прутьями. При падении потерпевшая ударилась об эти прутья и получила тяжелую травму. После случившегося Р. продолжил избиение жены. От полученных тяжких телесных повреждений она скончалась.

         Высшая судебная инстанция не признала в действиях Р. состава доведения до самоубийства и мотивировала свое решение тем, что потерпевшая, выпрыгнув из окна, стремилась спастись от насильственных действий мужа, а не пыталась покончить жизнь самоубийством. Р. был осужден за умышленное причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшей 15.

         Уголовная ответственность по ст. 110 наступает только в случаях, когда самоубийство или покушение на него стало результатом противоправных действий со стороны виновного. Если самоубийство или покушение на него последовало по своей воле или к этому подтолкнули правомерные и законные действия со стороны должностных или иных лиц (задержание по подозрению в совершении преступления, оглашение официальных сведений о лице, выдворение из неправомерно занятого помещения и т.п.), уголовная ответственность исключается16.

         В судебной практике также не признаются доведением до самоубийства отказ одного из супругов от продолжения совместной жизни, отказ от заключения брака, неприязненные отношения между потерпевшим и третьим лицом.

       Мотивы  рассматриваемого преступления могут  быть разными - месть, ненависть, неприязненные  отношения и т.д.

         Субъект - любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет17.

         Если самоубийство было вызвано  незаконными действиями должностного лица, требуется дополнительная квалификация по статье, предусматривающей ответственность за должностное преступление.

         Нередко при доведении до самоубийства  лицо совершает действия, которые  образуют самостоятельные составы  преступлений (например, клевета, оскорбление, побои, истязание), однако в силу того, что они образуют один из способов, указанных в диспозиции ст. 110 УК, квалификации по другим статьям не требуется.

         Вместе с тем, если в результате  доведения до самоубийства виновный совершает более тяжкие преступления (например, причиняет тяжкий вред здоровью), то необходима дополнительная квалификация по ст. 111 УК. Исключается квалификация по совокупности со ст. 110, если доведение до самоубийства является квалифицирующим признаком других составов преступлений (например, изнасилование послужило поводом для потерпевшей покончить жизнь самоубийством).

       При назначении наказания  за убийство, в том числе и за доведение  до самоубийства, необходимо учитывать  все обстоятельства, при которых оно было совершено: вид умысла, мотивы и цель, способ, обстановку и стадию совершения преступления, а так же личность виновного, его отношение к содеянному, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Равным образом должны быть исследованы данные, относящиеся к личности потерпевшего, его взаимоотношения с подсудимым, а так же поведение, предшествовавшее убийству, доведению до самоубийства18.

Глава III. Отграничение доведения до самоубийства от убийства.

        

       Пожалуй, самой яркой иллюстрацией неясности  формы вины является длительная и незавершённая до сих пор научная дискуссия о субъективной стороне доведения до самоубийства. С субъективной стороны анализируемое преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. При прямом умысле виновный осознает, что своими действиями в отношении потерпевшего создает повод для его самоубийства, предвидит возможность или неизбежность лишения им себя жизни и желает наступления такого последствия. При косвенном умысле сознательно допускает возможность самоубийства потерпевшего либо относится к этому безразлично19.

         Некоторые авторы отрицают возможность  совершения рассматриваемого преступления  с прямым умыслом. Наличие прямого  умысла образует, по их мнению, убийство20. Так, Н.К. Семернёва утверждает: «При наличии прямого умысла на доведение до самоубийства виновный должен нести ответственность за убийство. То обстоятельство, что лишение жизни выполняется самим потерпевшим, не имеет значения для квалификации деяния»21. С ней солидарна Т.А. Плаксина22. Такая оценка вызывает возражения. Сторонники названной точки зрения не учитывают особенности объективной стороны анализируемого преступления, имеющие, на наш взгляд, принципиальное значение для отграничения его от убийства.23

         При доведении до самоубийства, в отличие от убийства, потерпевший под воздействием угроз, жестокого обращения или систематического унижения его человеческого достоинства со стороны виновного сам принимает решение о лишении себя жизни и умышленно собственноручно реализует его, обладая при этом сознанием и волей. Способ ухода из жизни, который избирает потерпевший, может быть любым и на квалификацию не влияет. Виновный при доведении до самоубийства не совершает действий, которые непосредственно причиняют смерть потерпевшему; бездействуя, он так же лично не прекращает жизнь другого человека – причинение себе смерти тут всегда опосредовано волеизъявлением этого человека, и в этом принципиальное отличие доведения до самоубийства от убийства по объективной стороне. Таким образом, нельзя говорить о наличии состава убийства, если отсутствует хотя бы один из его структурных элементов. Убийства не может быть там, где нет противоправного, непосредственного причинения смерти одним лицом другому24. Так же согласно ч. 2 ст. 24 УК деяние, совершённое только по неосторожности, признаётся преступлением лишь в том случае, если это специально оговорено в соответствующей статье Особенной части Кодекса25. Поскольку в ст.110 УК такое указание отсутствует, это означает, что вина может быть только умышленной, т.е. в виде прямого или косвенного умысла26. Виновный, следовательно, осознаёт, что одним из указанных в законе способов толкает потерпевшего к самоубийству, предвидит возможность или неизбежность лишения им себя жизни и желает (прямой умысел) или сознательно допускает такие последствия либо безразлично относится к ним (косвенный умысел)27.

         То, что прямой умысел образует  состав доведения до самоубийства, а не убийства, признает и судебная  практика.

         Так, исключая из обвинения  К. состав преступления, предусмотренный  ст. 110 УК, высшая судебная инстанция указала, что поскольку ни органы следствия, ни суд не установили доказательства наличия у К. прямого или косвенного умысла на доведение Х. до самоубийства, состав преступления, предусмотренный ст. 110 УК, в его действиях отсутствует, и дело в этой части подлежит прекращению28.

         Если с прямым умыслом до  самоубийства доводится невменяемое  лицо или малолетний, не способный  в силу своего возраста и  психического состояния осознавать  значение своих действий или  руководить ими, а также совершаемых в отношении его действий и их последствий, то содеянное образует убийство путём опосредованного причинения смерти и квалифицируется по ч. 1 или 2 ст. 105 УК РФ. Не исключается возможность квалификации действий виновного как убийство в случае физического принуждения потерпевшего к самоубийству, когда воля последнего полностью подавлена29.

         Однако можно согласиться с мнением, существующим в уголовно-правовой литературе, что возможно и неосторожное доведение до самоубийства. Необходимо также иметь в виду, что если лицо не предвидело и не могло предвидеть самоубийство или покушение на него, ответственность за доведение до самоубийства исключается.

       Видимо, невозможность однозначного толкования неназванной в ст. 110 УК РФ формы  вины является одной из причин фактической неприменяемости нормы об ответственности за доведение до самоубийства. Не приходится удивляться тому, что правоприменители её избегают. Таким образом, следует констатировать, что использование здесь стилистической фигуры умолчания является дефектом уголовного закона30.

          

Заключение

       Жёсткая оценка в Библии содержится в отношении  самоубийства как наиболее опасного из всех смертных грехов, не оставляющего времени на раскаяние. Самоубийство по природе своей есть отрицание  высших христианских добродетелей – веры надежды и любви. Самоубийца есть человек, потерявший веру, не имеющий любви, он думает о себе и не думает о других, о ближних. Суицидальное поведение расценивается как измена Христу. Христианство рассматривает умышленное самоубийство (т.е. вне душевного заболевания) в качестве следствия впадения в смертный грех уныния, а так же как форму убийства в нарушение заповеди «не убий!»31.

         В советские времена существовало  убеждение, что суицид - явный  признак психического заболевания.  То есть каждый суицидент посмертно получал звание ненормального, а тех, кого удалось вытащить, пожизненно ставили на учет у психиатра (со всеми вытекающими последствиями).

         В настоящее время суицид у  общественности вызывает жалость,  сострадание, сочувствие, а где–то и снисхождение.

         На сегодняшний день проблема  квалификации преступления, предусмотренного  ст. 110 УК РФ стоит особенно  остро, так как все чаще самоубийцами становятся молодые люди, едва ли достигшие 30 лет. Безусловно, человек имеет право самостоятельно решать, жить ему, или нет, но не стоит забывать, что под банальное самоубийство человека мог целенаправленно подводить и преступник, и несмотря на то, что доведение до самоубийства является делом публичного обвинения, выявить его без заявления потерпевшего (при покушении на самоубийство) или его родственников достаточно сложно, а порой и невозможно, если некому сообщить о фактах систематического унижения и жестокого обращения.

         Таким образом небольшое количество  преступлений, регистрируемых по  ст. 110 УК, в общей массе преступлений против личности, говорит о том, что этот состав не востребован современной уголовно-правовой системой и его применение на практике является чем-то исключительным, так как доказать, что имело место именно доведение до самоубийства, а не добровольный и осознанный уход из жизни человека, составляет большую проблему для правоохранительных органов.

         Из выявленных недостатков и  проблем можно сделать вывод  о необходимости совершенствования  приемов и способов выявления  и раскрытия подобного рода преступлений.

         Безусловно, многие преступники  уже ушли от правосудия, и людей  уже не вернуть, но не стоит  забывать о том, что многих  еще можно спасти, и преступники  должны понести наказание. 

 

       

Список  использованной литературы:

 

Нормативные материалы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: Юрид. лит. - 1993. – С. 64.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. 14.04.2009) // Консультант Плюс Версия Проф: справ. прав. система.
  3. Об убийстве и доведении до покушения на самоубийство: кассационное определение Верховного Суда РФ от 29 сентября 2005 года № 33-о05-1. – С. 3. // Консультант Плюс Версия Проф: справ. прав. система.
  4. О судебной практике по делам об умышленных убийствах: постановление пленума Верховного суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 года. / Бюллетень Верховного суда РФ – 1993. - № 2. - С. 3-6 // Консультант Плюс Версия Проф: справ. прав. система.
  5. О судебной практике по делам об убийстве: постановление пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 года № 1 (ред. от  03.04.2008) – С. 4. // Консультант Плюс Версия Проф: справ. прав. система.
  6. Сборник постановлений и определений Верховного суда РСФСР 1974 года. - С. 285 / Бюллетень ВС СССР – 1989. - № 6. - С. 9. // Консультант Плюс Версия Проф: справ. прав. система.

Информация о работе Ответственность за доведение до самоубийства